Организация самообразования
Самообразование является частью самовоспитания старшеклассников и также связано с развитием сил и способностей, необходимых для реализации жизненных планов, профессионального самоопределения. Чтобы самообразование было эффективным, надо, во-первых, развивать в себе ведущие качества личности, без которых любые способности не получат применения в жизни: коллективизм, человечность, трудолюбие, честность, активность, самостоятельность, требовательность к себе, сообразительность, любознательность. Среди отрицательных качеств наиболее губительное – эгоизм, который имеет свойство соединяться с положительными качествами и обесценивать их, сливаться с отрицательными и усугублять их, объединять друг с другом.
Во-вторых, следует проанализировать свой жизненный опыт, установить, какие силы и способности регулярно проявлялись в новом деле, при преодолении трудностей и в сложных ситуациях. Они и будут свидетельствовать об одаренности в какой-то области.
Способности проявляются и развиваются в деятельности. Чем разнообразнее деятельность, тем ярче проявляется одаренность. В той области, где проявляются способности, люди добиваются наибольших успехов.
Содержание и характер самообразования определяется целью жизни.
Надо овладеть культурой чтения. Каждая книга и учит, и воспитывает и развивает. Надо использовать чтение всесторонне.
Все начинается с режима, выработанного самим школьником, а не слепо скопированного у других. В режиме главное – ритмичность, чередование активного напряжения и расслабления, труда и отдыха, видов деятельности. Режим должен быть насыщенным. Без этого не будет напряжения сил, а следовательно, не получат развития способности.
В самообразовании важно научиться самоанализу и самоконтролю усвоенного материала.
В заключение самоанализа дается общая оценка положительных и отрицательных качеств, на основе которых и определяется программа общего самовоспитания.
В целом самовоспитание и самообразование находятся в тесной взаимосвязи. Польский педагог Я.Корчак отмечал, что воспитание без участия в нем самого ребенка не существует. Ребенок всегда активно участвует в своем развитии, но активность эта различна: он может просто приспосабливаться к нашим требованиям, подражать нашему поведению, но может сознательно создавать себя. Работа над самосовершенствованием и обеспечивает наиболее интенсивное всестороннее развитие сил и способностей человека.
Белкина Надежда Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна