12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Антонина Пастухова (Корсакова)16
Воронежская обл.
2

Самостоятельная работа как средство познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

Самостоятельная работа как средство познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

Исходя из особенностей нашего времени, необходимо быть грамотным, чтобы нормально в сложном и требовательном обществе. Очень важно, чтобы обучающиеся не испытывали страха перед жизнью. Поэтому я на своих уроках математики я, постоянно предлагаю своим ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность. В процессе такой работы ученики привыкают к востребовательности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Самостоятельная деятельность обучающихся - основа развивающего обучения. Важной задачей,  которую я ставлю перед собой является развитие у обучающихся творческого мышления, так как оно позволяет  обучающимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, я понимаю, что решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных  обучающихся. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении  обучающимися задач творческого характера. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания  обучающихся. Одной из главных задач современного образования, является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом. В свой работе я при составлении заданий для самостоятельной работы, стараюсь учитывать степень сложности, она должна соответствовать учебным возможностям детей, иначе в спешке и нервозности у ребенка возникают пробелы в знаниях. Стараюсь не злоупотреблять самостоятельной работой в учебном процессе, это также вредно, как и ее недооценка. Нельзя также забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя к способностям обучающегося. Вот поэтому так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ. Задания, которые я предлагаю для самостоятельной работы, вызывают интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль, конечно, принадлежать учителю. Я продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за её качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. Самостоятельные работы я подразделяю на:приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

закрепление и уточнение знаний;

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

формирование умений и навыков практического характера;

формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Самостоятельные работы по своему дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающие и контролирующие. Обучающие делят на группы: работы по формированию знаний и работы по формированию навыков. Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до их сознания содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения материала. Чтобы ученик получив новые знания мог ими оперировать в жизни, они должны быть не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти. Например, при изучении темы Решение неравенств можно дать такие однотипные задания: Решить неравенство: а) 4(3х — 4)≤ 5(2–3х); б) 4(7–5х)≤ 6(9+4х); в) (3 - х) 11≤ -2(х + 4). При выполнении таких работ деятельность ученика элементарна, протекает в форме простого воспроизведения изученного, однако они способствуют накоплению опорных фактов. Проверка самостоятельных работ процесс длительный и трудоёмкий. В большинстве случаев проверка работы происходит после уроков и результат сообщается на следующем занятии, когда дети уже забыли и ход решения задания, проблемы его поиска, и им нужны только оценки. Я стараюсь, чтобы уже на уроке ребята узнавали результаты своего труда, а также получали бы иногда возможность самим проверить работы. Для упрощения проверки необходимо специальным образом организовать самостоятельную работу, и тут на помощь мне приходят информационные компьютерные технологии. Создание презентаций или использование компьютерного тестирования позволяют не только сократить время на проверку самостоятельных работ, но и повысить интенсивность самого урока. Небольшую самостоятельную работу можно провести в виде графического диктанта: «Да» изображается отрезком (__), «нет» уголком (^). Задание. Выполните действия: 1) 7,8: 0,1 = 78 ;2) 499,6: 10 = 49,96; 3)0.74:0,01=74; 4) 295,1:1000=0.2951; 5) 5,96:0.01=596; 6)74:1000=0,074; 7) 0,77:0.001=77 8) 20:100=0,02; 9)0,36:0,01=0,36; 10)63:10000-0,63 Ответ:_ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^. Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения. Мне хочется остановиться на тестировании, которое является еще одним видом самостоятельной работы. Необходимость подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ заставляют постоянно применять тесты. Начиная с 5-го класса, ученики усваивают инструкции по выполнению тестов. Эти инструкции сообщаются и напоминаются до тех пор пока они не привыкнут к их выполнению. Затем даю тесты все больше похожие на варианты ОГЭ и ЕГЭ, рассчитанные на более глубокие знания изучаемого материала. Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность. Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.

Литература:

1. Золотов Ю.Б. Организация современного урока. Под редакцией Пидкасистого. М.: Просвещение.1994г.

2. Леонтьева М. Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры. М.: Просвещение. 1997.

3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия,1996. 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование,1998.
4.Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984.

5.Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Вып. 115.





































Самостоятельная работа как средство познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

Исходя из особенностей нашего времени, необходимо быть грамотным, чтобы нормально в сложном и требовательном обществе. Очень важно, чтобы обучающиеся не испытывали страха перед жизнью. Поэтому я на своих уроках математики я, постоянно предлагаю своим ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность. В процессе такой работы ученики привыкают к востребовательности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Самостоятельная деятельность обучающихся - основа развивающего обучения. Важной задачей,  которую я ставлю перед собой является развитие у обучающихся творческого мышления, так как оно позволяет  обучающимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, я понимаю, что решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных  обучающихся. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении  обучающимися задач творческого характера. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания  обучающихся. Одной из главных задач современного образования, является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом. В свой работе я при составлении заданий для самостоятельной работы, стараюсь учитывать степень сложности, она должна соответствовать учебным возможностям детей, иначе в спешке и нервозности у ребенка возникают пробелы в знаниях. Стараюсь не злоупотреблять самостоятельной работой в учебном процессе, это также вредно, как и ее недооценка. Нельзя также забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя к способностям обучающегося. Вот поэтому так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ. Задания, которые я предлагаю для самостоятельной работы, вызывают интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль, конечно, принадлежать учителю. Я продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за её качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. Самостоятельные работы я подразделяю на:приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

закрепление и уточнение знаний;

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

формирование умений и навыков практического характера;

формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Самостоятельные работы по своему дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающие и контролирующие. Обучающие делят на группы: работы по формированию знаний и работы по формированию навыков. Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до их сознания содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения материала. Чтобы ученик получив новые знания мог ими оперировать в жизни, они должны быть не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти. Например, при изучении темы Решение неравенств можно дать такие однотипные задания: Решить неравенство: а) 4(3х — 4)≤ 5(2–3х); б) 4(7–5х)≤ 6(9+4х); в) (3 - х) 11≤ -2(х + 4). При выполнении таких работ деятельность ученика элементарна, протекает в форме простого воспроизведения изученного, однако они способствуют накоплению опорных фактов. Проверка самостоятельных работ процесс длительный и трудоёмкий. В большинстве случаев проверка работы происходит после уроков и результат сообщается на следующем занятии, когда дети уже забыли и ход решения задания, проблемы его поиска, и им нужны только оценки. Я стараюсь, чтобы уже на уроке ребята узнавали результаты своего труда, а также получали бы иногда возможность самим проверить работы. Для упрощения проверки необходимо специальным образом организовать самостоятельную работу, и тут на помощь мне приходят информационные компьютерные технологии. Создание презентаций или использование компьютерного тестирования позволяют не только сократить время на проверку самостоятельных работ, но и повысить интенсивность самого урока. Небольшую самостоятельную работу можно провести в виде графического диктанта: «Да» изображается отрезком (__), «нет» уголком (^). Задание. Выполните действия: 1) 7,8: 0,1 = 78 ;2) 499,6: 10 = 49,96; 3)0.74:0,01=74; 4) 295,1:1000=0.2951; 5) 5,96:0.01=596; 6)74:1000=0,074; 7) 0,77:0.001=77 8) 20:100=0,02; 9)0,36:0,01=0,36; 10)63:10000-0,63 Ответ:_ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^. Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения. Мне хочется остановиться на тестировании, которое является еще одним видом самостоятельной работы. Необходимость подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ заставляют постоянно применять тесты. Начиная с 5-го класса, ученики усваивают инструкции по выполнению тестов. Эти инструкции сообщаются и напоминаются до тех пор пока они не привыкнут к их выполнению. Затем даю тесты все больше похожие на варианты ОГЭ и ЕГЭ, рассчитанные на более глубокие знания изучаемого материала. Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность. Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.

Литература:

1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение.1994.

2. Леонтьева М. Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры. М.: Просвещение. 1997. 3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия,1996. 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование,1998.
4.Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984.

5.Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Вып. 115.







Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.12.19 в 14:16 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю! Отличный анализ получился!
Спицына Любовь Ивановна, 07.12.19 в 15:11 0 Ответить Пожаловаться
Материал в публикации продублирован. Ошибочно?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.