Выступление «Авторская рабочая тетрадь как средство развития учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся»

1
0
Материал опубликован 18 March 2018

Пояснительная записка к презентации

 Опыт работы по теме

«Авторская рабочая тетрадь как средство развития учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся»

Коллеги, скажите, пожалуйста, все ли вас устраивает в рабочих тетрадях по технологии, которые идут с УМК?


 

В последнее время растет интерес к созданию педагогических технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение. Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь, которая входит в УМК авторского коллектива под редакцией Кожиной О.А., не совсем отвечает требованиям к нашим условиям, поэтому возникла идея разработать авторскую рабочую тетрадь по нескольким причинам:

1. За 23 года работы в школе сложилась своя система проведения уроков, составлено много дидактического материала по разделам программы. Участвовала в методическом конкурсе в номинации «Дидактический материал для 5-6 классов», некоторые материалы применила в рабочей тетради.

2. В школе раздел «Кулинария» изучается не в полном объеме по ряду субъективных причин: нет оборудования, инструментов, помещения, т.е. нет условий для изучения практических работ по разделу. Поэтому того теоретического материала, который представлен в рабочей тетради УМК вполне хватает, тем не менее этот раздел наполовину остается невостребованный.

3. Раздел «Материаловедение» трудный для восприятия, уже с 5 класса идет связь с биологией и химией, я считаю, что в рабочей тетради не достаточно теоретического и практического материала, особенно в 7 классе.

В рабочей тетради все очень компактно и доступно изложено.

4. Пик заболеваемости учеников приходит на самый ответственный и трудный раздел «Конструирование и моделирование». Ученицам, пропустив хотя бы 1 занятие, приходится оставаться после уроков и объяснять материал заново, а это отнимает много времени. Поэтому, создавая рабочую тетрадь, думала, что это своего рода настольная книга для каждой ученицы.

По разделу «Конструирование» разработаны упрощенные расчетные формулы, представленные в инструкционных карточках символами и знаками. По карточкам работаю уже лет 16. Они востребованы учителями школ города, часто вижу свои разработки в интернете, значит, их используют коллеги и из других городов.

За время работы по тетради убедилась, что ученицы стали лучше разбираться в формулах, схемах и знаках, строят самостоятельно чертежи, а потом делают выкройку на свой размер, кому трудно и не понимает – помогают друг другу. А если ученицы нет в школе, то она может делать чертеж самостоятельно дома по тетради.

В 8 классе начинается предмет Черчение, и навыки черчения они приобретают уже в 5 классе

5. Так же в 5 классе ученицы впервые изучают рабочие органы швейной машины, учатся шить на машине с электрическим приводом. В учебниках и рабочих тетрадях УМК представлена бытовая машина «Чайка». Она значительно отличается от имеющихся, поэтому теоретический и практический материал для каждого класса разработан для тех машин, которые востребованы и имеются в школьной мастерской.

К концу 5 класса ученицы уже хорошо владеют навыками шитья на машине.

6. В тетради для 7 класса большое внимание уделила моделированию швейных изделий на основе выкройки ночной сорочки.

7. Тетрадь является помощницей В ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ школьного и муниципального уровней

Девочки сейчас поделятся опытом работы с рабочей тетрадью по разделу «Машиноведение». Можете задавать вопросы.

И еще взгляд родителей, что они думают. Слово Кулигиной Елене …

Проведение практикума

Эксперты: Учителя)

Школьники:

Проанализировать 2 тетради для 7 класса с учебником. Как по вашему мнению по какой тетради легче детям работать

чертят чертеж ночной сорочки по инструкционной карте


 

Коллеги, скажите, пожалуйста, все ли вас устраивает в рабочих тетрадях по технологии, которые идут с УМК?

Цель разработки авторской рабочей тетради: развитие учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся.

Построение рабочей тетради по приведенной структуре делает работу учениц более осмысленной. Приступая к изучению, они имеют представление, какой объем работы им предстоит выполнить, ясно представлять свои учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.

С другой стороны, состав рабочей тетради может определяться как дифференцированного учебного пособия.

Она должна «увлечь» учениц, заставить думать, анализировать и обобщать изученный материал.

Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть «свое Я», подходят тесты. Но тест тесту рознь – нужно знать, что будет интересно, а что будет скучным.

При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:

Импликация - т.е. задания представляются в логической форме условной связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если..., то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.

Например: Если в процессе работы на швейной машине верхняя нить не будет заправлена в нитенаправитель, то

А) машина остановится;

Б) будет обрываться верхняя нить;

В) сломается машинная игла.

Краткость - т.е. содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются максимальной ясности смысла задания.

Например: При расчете суммы вытачек на прямой юбке учитываются мерки:

а) Сг; б) Ди;

в) Ст; г) Сб; д) Оп.


 

Тестовые задания бывают четырех форм:

Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

Задания первой формы имеют три варианта ответа:

а) выбор одного правильного ответа;

б) выбор наиболее правильного (полного) ответа;

в) выбор нескольких правильных ответов.

Например, Укажите, какие швы относятся к краевым и соединительным:

а) стачной шов; б) шов вподгибку с закрытым срезом; в) двойной шов;

г) накладной шов; д) расстрочной шов; е) окантовочный шов; ж) обтачной шов.

Вторая форма - Задания открытой формы

В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов.

Например: Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется ________________________или_________________________________

Третья форма - Задания на установление соответствия

В этом задании устанавливается соответствие элементов одного столбца элементам другого. Эта форма заданий позволяет проверить ассоциативные знания, т.е. знания о взаимосвязи определений и фактов, сущности и явлений и т.д.

Такие задания используются при текущем, тематическом контроле и самоконтроле. В ответах заданий могут быть не один, а два, три правильных ответа.

Например:

ТЕСТ

1. Установите соответствие

1

Сатин

А

Носовой платок

2

Фланель

Б

Палатка

3

Маркизет

В

Детская одежда

4

Парча

Г

Постельное белье

5

Брезент

Д

Нарядная одежда

1

2

3

4

5

         


 


 

Четвертая форма - Задания на установление правильной последовательности

Эти задания позволяют не только проверить знания, умения, навыки расчетов, но и последовательность событий, технологических действий, процессов и т.д. Задания четвертой формы применяются для реализации обоих функций тестов - контролирующей и обучающей.

Например: Определите последовательность обработки шерсти, проставляя номера операций

Промывают с мылом и содой, удаляя грязь и жир.

Сушат горячим воздухом.

Разрыхляют (удаляют сор).

Сортируют (по качеству).


 

Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не забывать принцип «наглядности» - ученицам предлагаются чертежи, схемы, таблицы.

Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материала.

Предлагаются разнообразные формы заданий:

Выбор ответа из предложенных вариантов;

Ответ на вопрос;

Заполнение таблиц;

Работа по схемам;

Задания, проверяющие знание терминологии,

Это поможет выработать навыки, которые помогут моим ученицам в освоении необходимых знаний, преемственности в обучении на следующих этапах обучения.

Рабочие тетради по технологии (обслуживающий труд) составлены на основе программы Кожиной О.А., адаптированы для учащихся МБОУ СОШ №7 и является учебным пособием по курсу, которое приводит к повышению самостоятельности при изучении разделов программы по предмету «Технология», обеспечивает достижения по личностным, метапредметным, предметным результатам, эффективности при выполнении практических работ и соответствует новым стандартам ФГОС.

В каждом разделе есть такие задания для самостоятельного нахождения информации в Интернете, что становится актуальным, перейдя на новые стандарты, это интересно для общего развития кругозора, и задания повышенной трудности. В связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода, на сегодняшний день очень актуально формировать у учащихся устойчивый интерес к решению заданий повышенной трудности, при этом значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. Предложенные задачи требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления. Кроме того, для приобщения учащихся к народной культуре и духовно-нравственному воспитанию, в рабочей тетради много русских пословиц и поговорок.

Рабочей тетрадью пользуются педагоги нашей области, где она была представлена на курсах, а также на официальной страничке КОИРО педагогического сообщества учителей технологии.

Презентация

Предварительный просмотр презентации

Опыт работы по теме: «Авторская рабочая тетрадь как средство развития учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся» Семинар для учителей технологии

Причины разработки авторской рабочей тетради: 1. Сложилась своя система проведения уроков; 2. Нет условий для изучения практических работ по разделу «Кулинария»; 3. В рабочей тетради не достаточно теоретического и практического материала по разделу «Материаловедение»; 4. Раздел «Конструирование и моделирование» труден для самостоятельного изучения и выполнения домашнего задания; 5. Швейная машина, представленная в учебнике и рабочей тетради не соответствует; 7. Является помощницей В ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ.

Проведение практикума: Эксперты Задание: Проанализировать 2 тетради для 6-7 класса. Сделать вывод - по вашему мнению по какой тетради легче работать ученикам Школьники: чертят чертеж ночной сорочки по инструкционной карте на доске или в тетради

Использованные приемы при составлении заданий: Импликация  Например: Если в процессе работы на швейной машине верхняя нить не будет заправлена в нитенаправитель, то А) машина остановится; Б) будет обрываться верхняя нить; В) сломается машинная игла. Краткость  Например: При расчете суммы вытачек на прямой юбке учитываются мерки: а) Сг; б) Ди; в) Ст; г) Сб; д) Оп.

Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов Например, Укажите, какие швы относятся к краевым и соединительным: а) стачной шов; б) шов вподгибку с закрытым срезом; в) двойной шов; г) накладной шов; д) расстрочной шов; е) окантовочный шов; ж) обтачной шов. Вторая форма - Задания открытой формы В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов. Например: Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется ________________________или_________________________________

Третья форма - Задания на установление соответствия Третья форма - Задания на установление соответствия Например: 1. Установите соответствие

Четвертая форма - Задания на установление правильной последовательности Четвертая форма - Задания на установление правильной последовательности Например: Определите последовательность обработки шерсти, проставляя номера операций

Принцип «наглядности»: Принцип «наглядности»:

Принцип «наглядности»: Принцип «наглядности»:

Принцип «наглядности»: Принцип «наглядности»:

Представлена на курсах На официальной страничке КОИРО Представлена на курсах На официальной страничке КОИРО

Методический конкурс региональный уровень, результат 2017года Методический конкурс региональный уровень, результат 2017года

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации