Выступление «Авторская рабочая тетрадь как средство развития учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся»
Пояснительная записка к презентации
Опыт работы по теме
«Авторская рабочая тетрадь как средство развития учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся»
Коллеги, скажите, пожалуйста, все ли вас устраивает в рабочих тетрадях по технологии, которые идут с УМК?
В последнее время растет интерес к созданию педагогических технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение. Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь.
Рабочая тетрадь, которая входит в УМК авторского коллектива под редакцией Кожиной О.А., не совсем отвечает требованиям к нашим условиям, поэтому возникла идея разработать авторскую рабочую тетрадь по нескольким причинам:
1. За 23 года работы в школе сложилась своя система проведения уроков, составлено много дидактического материала по разделам программы. Участвовала в методическом конкурсе в номинации «Дидактический материал для 5-6 классов», некоторые материалы применила в рабочей тетради.
2. В школе раздел «Кулинария» изучается не в полном объеме по ряду субъективных причин: нет оборудования, инструментов, помещения, т.е. нет условий для изучения практических работ по разделу. Поэтому того теоретического материала, который представлен в рабочей тетради УМК вполне хватает, тем не менее этот раздел наполовину остается невостребованный.
3. Раздел «Материаловедение» трудный для восприятия, уже с 5 класса идет связь с биологией и химией, я считаю, что в рабочей тетради не достаточно теоретического и практического материала, особенно в 7 классе.
В рабочей тетради все очень компактно и доступно изложено.
4. Пик заболеваемости учеников приходит на самый ответственный и трудный раздел «Конструирование и моделирование». Ученицам, пропустив хотя бы 1 занятие, приходится оставаться после уроков и объяснять материал заново, а это отнимает много времени. Поэтому, создавая рабочую тетрадь, думала, что это своего рода настольная книга для каждой ученицы.
По разделу «Конструирование» разработаны упрощенные расчетные формулы, представленные в инструкционных карточках символами и знаками. По карточкам работаю уже лет 16. Они востребованы учителями школ города, часто вижу свои разработки в интернете, значит, их используют коллеги и из других городов.
За время работы по тетради убедилась, что ученицы стали лучше разбираться в формулах, схемах и знаках, строят самостоятельно чертежи, а потом делают выкройку на свой размер, кому трудно и не понимает – помогают друг другу. А если ученицы нет в школе, то она может делать чертеж самостоятельно дома по тетради.
В 8 классе начинается предмет Черчение, и навыки черчения они приобретают уже в 5 классе
5. Так же в 5 классе ученицы впервые изучают рабочие органы швейной машины, учатся шить на машине с электрическим приводом. В учебниках и рабочих тетрадях УМК представлена бытовая машина «Чайка». Она значительно отличается от имеющихся, поэтому теоретический и практический материал для каждого класса разработан для тех машин, которые востребованы и имеются в школьной мастерской.
К концу 5 класса ученицы уже хорошо владеют навыками шитья на машине.
6. В тетради для 7 класса большое внимание уделила моделированию швейных изделий на основе выкройки ночной сорочки.
7. Тетрадь является помощницей В ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ школьного и муниципального уровней
Девочки сейчас поделятся опытом работы с рабочей тетрадью по разделу «Машиноведение». Можете задавать вопросы.
И еще взгляд родителей, что они думают. Слово Кулигиной Елене …
Проведение практикума
Эксперты: Учителя)
Школьники:
Проанализировать 2 тетради для 7 класса с учебником. Как по вашему мнению по какой тетради легче детям работать
чертят чертеж ночной сорочки по инструкционной карте
Коллеги, скажите, пожалуйста, все ли вас устраивает в рабочих тетрадях по технологии, которые идут с УМК?
Цель разработки авторской рабочей тетради: развитие учебно-познавательной деятельности и организации самостоятельной работы учащихся.
Построение рабочей тетради по приведенной структуре делает работу учениц более осмысленной. Приступая к изучению, они имеют представление, какой объем работы им предстоит выполнить, ясно представлять свои учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.
С другой стороны, состав рабочей тетради может определяться как дифференцированного учебного пособия.
Она должна «увлечь» учениц, заставить думать, анализировать и обобщать изученный материал.
Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть «свое Я», подходят тесты. Но тест тесту рознь – нужно знать, что будет интересно, а что будет скучным.
При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:
Импликация - т.е. задания представляются в логической форме условной связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если..., то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.
Например: Если в процессе работы на швейной машине верхняя нить не будет заправлена в нитенаправитель, то
А) машина остановится;
Б) будет обрываться верхняя нить;
В) сломается машинная игла.
Краткость - т.е. содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются максимальной ясности смысла задания.
Например: При расчете суммы вытачек на прямой юбке учитываются мерки:
а) Сг; б) Ди;
в) Ст; г) Сб; д) Оп.
Тестовые задания бывают четырех форм:
Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Задания первой формы имеют три варианта ответа:
а) выбор одного правильного ответа;
б) выбор наиболее правильного (полного) ответа;
в) выбор нескольких правильных ответов.
Например, Укажите, какие швы относятся к краевым и соединительным:
а) стачной шов; б) шов вподгибку с закрытым срезом; в) двойной шов;
г) накладной шов; д) расстрочной шов; е) окантовочный шов; ж) обтачной шов.
Вторая форма - Задания открытой формы
В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов.
Например: Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется ________________________или_________________________________
Третья форма - Задания на установление соответствия
В этом задании устанавливается соответствие элементов одного столбца элементам другого. Эта форма заданий позволяет проверить ассоциативные знания, т.е. знания о взаимосвязи определений и фактов, сущности и явлений и т.д.
Такие задания используются при текущем, тематическом контроле и самоконтроле. В ответах заданий могут быть не один, а два, три правильных ответа.
Например:
ТЕСТ
1. Установите соответствие
1 |
Сатин |
А |
Носовой платок |
2 |
Фланель |
Б |
Палатка |
3 |
Маркизет |
В |
Детская одежда |
4 |
Парча |
Г |
Постельное белье |
5 |
Брезент |
Д |
Нарядная одежда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Четвертая форма - Задания на установление правильной последовательности
Эти задания позволяют не только проверить знания, умения, навыки расчетов, но и последовательность событий, технологических действий, процессов и т.д. Задания четвертой формы применяются для реализации обоих функций тестов - контролирующей и обучающей.
Например: Определите последовательность обработки шерсти, проставляя номера операций
Промывают с мылом и содой, удаляя грязь и жир. |
|
Сушат горячим воздухом. |
|
Разрыхляют (удаляют сор). |
|
Сортируют (по качеству). |
Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не забывать принцип «наглядности» - ученицам предлагаются чертежи, схемы, таблицы.
Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материала.
Предлагаются разнообразные формы заданий:
Выбор ответа из предложенных вариантов;
Ответ на вопрос;
Заполнение таблиц;
Работа по схемам;
Задания, проверяющие знание терминологии,
Это поможет выработать навыки, которые помогут моим ученицам в освоении необходимых знаний, преемственности в обучении на следующих этапах обучения.
Рабочие тетради по технологии (обслуживающий труд) составлены на основе программы Кожиной О.А., адаптированы для учащихся МБОУ СОШ №7 и является учебным пособием по курсу, которое приводит к повышению самостоятельности при изучении разделов программы по предмету «Технология», обеспечивает достижения по личностным, метапредметным, предметным результатам, эффективности при выполнении практических работ и соответствует новым стандартам ФГОС.
В каждом разделе есть такие задания для самостоятельного нахождения информации в Интернете, что становится актуальным, перейдя на новые стандарты, это интересно для общего развития кругозора, и задания повышенной трудности. В связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода, на сегодняшний день очень актуально формировать у учащихся устойчивый интерес к решению заданий повышенной трудности, при этом значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. Предложенные задачи требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления. Кроме того, для приобщения учащихся к народной культуре и духовно-нравственному воспитанию, в рабочей тетради много русских пословиц и поговорок.
Рабочей тетрадью пользуются педагоги нашей области, где она была представлена на курсах, а также на официальной страничке КОИРО педагогического сообщества учителей технологии.