Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроках химии как средство познавательной активности обучающихся»
Самостоятельная работа учащихся на уроках химии, как средство познавательной активности обучающихся
Одна из важных задач обучения – формирование у обучающихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Общеизвестно, что дети прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.
Проблема самостоятельности при обучении не является новой. Она всегда волновала передовую педагогическую общественность. Об этом говорил еще Я.А.Каменский. Попытки повысить самостоятельность учащихся и отойти от стандартного преподавания наблюдались уже в отечественной школе дореволюционного периода. Изучали данный вопрос: Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Б. П. Есипов, Жарова Л.В. и другие. К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности.
Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении школьного образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в основу ставит развитие личности ребенка. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока. Он обязан иметь личностно - ориентированный, индивидуальный характер; в приоритете самостоятельная работа учеников; должен осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждый урок направлен на формирование ключевых компетенций школьника. Организуя самостоятельную работу обучающихся, учитель формирует такие компетенции, как ценностносмысловая, информационная, компетенция личностного самосовершенствования, коммуникативная.
Но приступая к работе по данной методической теме, столкиваешься с противоречиями: в стремлении развивать самостоятельность ребенка, учитель часто не находит поддержки у родителей и, соответственно, у самих детей. Иногда низкие учебные возможности ребенка, не позволяют в полной мере использовать все приемы организации самостоятельной работы на уроке. Самостоятельная работа должна войти в систему урочной деятельности, а не применяться ситуативно. Только тогда можно увидеть результат.
Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий».
Существует множество разнообразных трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы.
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего, он должен уметь получать знания, причем из различных источников.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности.
Самостоятельная работа учащихся - это такой способ учебной работы, при котором:
- учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения
- работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством
- работа требует от учащихся умственного напряжения.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу самостоятельной работы учащихся:
- наблюдение
- упражнение
- работа с текстом учебника
2.По звеньям учебного процесса
- задание на восприятие
- задание на систематизацию
- задание на закрепление учебного материала
- задание на повторение учебного материала
3.По характеру познавательной деятельности обучаемого
- репродуктивные задания
- творческие (продуктивные)
4.По характеру руководства
- подробные инструкции
- менее подробные инструкции.
Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.
Успех выполнения самостоятельной работы учащимися зависит от:
а) чёткости формулировки цели или задания
б) знания операций, которые необходимо провести, их последовательности, приёмов выполнения, мер предосторожности
в) умения определить перечень необходимого оборудования
г) знаний, как надо фиксировать наблюдения, оформить их результаты в виде отчета
д) умения привести рабочее место в порядок.
Формы самостоятельной работы обучающихся используемые на уроках химии:
1. В каждом классе по различным темам имеются задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний учащихся. (Приложение 1)
2. Компьютерные технологии.
ИКТ сейчас очень широко используются в учебном процессе:
- Презентация нового материала
- Усвоение нового материала
- Практические работы
- Самоконтроль
- Лабораторные и демонстрационные опыты
- Тестовый контроль знаний
- Творческие проекты
- Повторение и обобщение материала
- Домашнее задание
3.Тестовая технология
Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Она способствует самостоятельности мышления, учит самостоятельно принимать верное решение. На это уходит сравнительно немного времени на уроке. Применение тестовых технологий очень важно при подготовке к ГИА. Каждый УМК по химии включает в себя дидактический материал с готовыми тестовыми заданиями.
Существует много различных видов тестов. Я на практике применяю чаще всего открытые и разноуровневые тесты. Считаю, что именно первый вид тестов наиболее эффективен в плане развития самостоятельности и индивидуализации подхода к обучающимся. Всегда намного сложнее самостоятельно записать нужное слово или предложение, чем выбрать из готовых вариантов.
Разноуровневые тесты различаются по степени сложности, включают в себя задания на выбор одного ответа, множественный выбор, вопросы на соответствии. (Приложение 2)
4.Исследовательская деятельность реализуется мною в ходе лабораторных, практических или проектных работ. На уроках химии я чаще всего опираюсь на эксперимент. Ребята самостоятельно проводят опыты, используя за основу известные методики или инструктивные карточки. Получив определенный результат, делают выводы.
Анализируя пищевые добавки в продуктах питания и химический состав косметических средств, проводя анализ воды из речки своего населенного пункта, изучая фитонцидную активность растений, обучающиеся самостоятельно занимаются исследованиями, находят информацию, делятся рекомендациями со сверстниками на экологических конференциях и в рамках НОУ школы.
5.Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Создавать проблемные ситуации и решать их можно с помощью различных методов. Использую метод проблемного химического эксперимента. Например, при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, результаты которых ребята не могут объяснить, используя свои знания, поскольку в этих результатах, как правило, содержится новая информация, для понимания которой нужны новые знания. Чаще я провожу такие опыты перед изучением новой темы. Ребята, наблюдая проблемный эксперимент, или выполняя его самостоятельно, учатся выдвигать гипотезы, составлять план исследования, проводить обработку полученных результатов и самостоятельно делать выводы. (Приложение 3)
6.Эффективным средством формирования и оценивания компетенций обучающихся могут служить ситуационные задачи. Они выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия. Этот прием может быть использован в начале урока при определении темы, или как вариант домашнего задания. Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем, формирует умения ориентироваться в разнообразной информации самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, позволяет сформировать компетентности творчески использовать свои знания. Такие задачи носят практико-ориентированный характер, позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции в процессе работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
(Приложение 4)
7. Часто использую прием «Я-учитель». Это хорошо получается в старших классах. Данный прием требует большой самостоятельной подготовки. Данная подготовка может быть индивидуальной (10 класс (Тема «Нуклеиновые кислоты» и 11 класс (Тема «Газообразные вещества»)) или групповой (9 класс. Тема «Галогены»). Ребята представляют изученный материал, дают информацию под запись. Задают контрольный вопрос по изложенной теме, который также формулируют самостоятельно. Слушают ответы своих товарищей и оценивают их. Старшеклассники наряду с изложением теории, самостоятельно проводят демонстрационные эксперименты.
8. Инструктивные карты я применяю на этапе введения новых знаний, а также на лабораторных и практических работах. Данная деятельность учащихся обязательно оценивается. (Приложение 5)
Заключение
Область применения различных форм организации самостоятельной работы охватывает систему отдельных уроков и внеурочную деятельность. Наблюдается взаимодействие педагога, детей и родителей.
Специализированных методик для мониторинга уровня самостоятельности учащихся нет. Но существует Модифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности». (Приложение 6)Опыт моей работы по данной методической темое позволяет сделать следующие выводы:
Систематическое проведение самостоятельных работ положительно влияют на качество знаний.
Самостоятельные работы позволяют решают поставленные развивающие задачи.
Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности учащихся.
Литература
1. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности”// Открыт. школа. 2009
2. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: «Учпедгиз», 1961.
3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л., 2006
4. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. – М., 2012
5. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М., 2009
6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М, 2010
7. Рудзитис Г.Е. Повышение эффективности самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе изучения химии// Индивидуальная работа с учащимися по химии.- М.: «Просвещение», 2007. - С. 21-23.
8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: «Политиздат», 1973.
Приложение 1
Таблицы
В 8-м классе таблицы 1и 2 можно использовать при изучении нескольких тем, составляя различные задания.
Таблица 1
25 формул соединении
CuO |
SO2 |
P2O5 |
NaOH |
H2SO4 |
Na2SO4 |
ZnO |
H3PO4 |
MgO |
HNO3 |
Cu(OH)2 |
HCl |
Fe(OH)3 |
CuCl2 |
Na3PO4 |
SO3 |
KOH |
Cu(NO3)2 |
K2O |
FeCl2 |
Fe(OH)2 |
NaCl |
Ca(OH)2 |
Fe2(SO4)3 |
Ca(OH)2 |
Таблица 2
35 формул соединений
H2SO4 |
Na2CO3 |
CuCl2 |
MgS |
HCl |
NaOH |
Zn(OH)2 |
AlPO4 |
FeCl3 |
CuO |
Fe2O3 |
FeO |
NaCl |
Al(OH)3 |
MgO |
ZnSO4 |
Na2SO3 |
CuCО3 |
Na3PO4 |
SO2 |
K2S |
KOH |
SO3 |
KNO3 |
Zn3(PO4)2 |
CO2 |
Al2(SO4)3 |
H3PO4 |
Mg(NO3)2 |
P2O5 |
Na2O |
H2S |
Fe(NO3)3 |
H2SO3 |
Fe(NO3)2 |
Чтобы проверить, как учащиеся ориентируются в написании химических уравнений, я использую табл. 3.
Таблица 3
Типы реакций, исходные вещества и продукты реакций.
Замещение |
Обмен |
Соединение |
Разложение |
Соль и вода |
Соль и водород |
Соль |
Kислота |
Щелочь |
Основный оксид |
Kислотный оксид |
Основание |
Оксид и вода |
Kислород |
Вода |
Водород |
Используя данные табл. 3, легко составить задания, а также найти пути их решения.
В курсе органической химии 10-го класса при изучении и обобщении тем «Алканы», «Алкены», «Алкадиены», «Арены» я использую табл. 4.
Данные табл. 4 помогают при выполнении заданий по обобщению темы «Непредельные углеводороды».
Таблица 4
Сведения по углеводородам
0,120 нм |
СH4 |
С6H6 |
С2H6 |
С2H2 |
s |
0,134 нм |
CnH2n+2 |
CnH2n |
CnH2n-6 |
CnH2n-2 |
p |
0,154 нм |
- |
= |
= |
С2H4 |
С5H12 |
109°28' |
120° |
180° |
sp |
sp2 |
sp3 |
С3H6 |
С3H8 |
С3H4 |
С6H5 СH3 |
С4H8 |
С6H14 |
Изомеры |
Гомологи |
С4H6 |
С5H10 |
С4H10 |
С7H12 |
Приложение 2
Разноуровневые тесты
Тест по теме
«Виды химической связи и типы кристаллической решетки»
8 класс
В а р и а н т I
У р о в е н ь 1 (минимальный)
Выберите правильные ответы.
1. Ковалентная полярная связь в молекулах сложных веществ, например в молекуле хлороводорода HCl (воды H2O), обычно образуется
а) между атомами металла и неметалла
б) между одинаковыми атомами неметалла
в) между атомами разных неметаллов
г) между атомом водорода и атомом неметалла
д) между одинаковыми атомами металла
е) за счет перехода электронов от одного атома к другому
ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов
з) за счет электронов, общих для всех ионов металла
и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц
2. Ионная связь в сложных веществах, например в хлориде натрия NaCl (фториде натрия NaF), обычно образуется
а) между атомами металла и неметалла
б) между одинаковыми атомами неметалла
в) между атомами разных неметаллов
г) между атомом водорода и атомом неметалла
д) между одинаковыми атомами металла
е) за счет перехода электронов от одного атома к другому
ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов
з) за счет электронов, общих для всех ионов металла
и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц
У р о в е н ь 2 (общий)
Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.
Формула вещества
В а р и а н т I |
В а р и а н т II |
1. KCl. |
1. NaF. |
2. NH3. |
2. CaCl2. |
3. SiO2. |
3. SiC. |
Ковалентная полярная.
Ионная.
Тип кристаллической решеткиМолекулярная.
Ионная.
Атомная.
У р о в е н ь 3 (усложненный)
1. Назовите вещество, о котором известно, что при обычных условиях оно жидкое, без цвета и запаха, не проводит электрический ток, кипит при 100 гр С и замерзает при 0 гр С (при обычных условиях оно твердое, тугоплавкое, хорошо растворяется в воде, раствор проводит электрический ток, широко используется в повседневной жизни). Какая химическая связь и какой тип кристаллической решетки у данного вещества.
Тест по теме
«Виды химической связи и типы кристаллической решетки»
класс
В а р и а н т II
У р о в е н ь 1 (минимальный)
Выберите правильные ответы.
1. Ковалентная неполярная связь в молекулах простых веществ, например в молекуле водорода H2 (иода I2), обычно образуется
а) между атомами металла и неметалла
б) между одинаковыми атомами неметалла
в) между атомами разных неметаллов
г) между атомом водорода и атомом неметалла
д) между одинаковыми атомами металла
е) за счет перехода электронов от одного атома к другому
ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов
з) за счет электронов, общих для всех ионов металла
2. Металлическая связь в металлах, например в алюминии (железе), обычно образуется
а) между атомами металла и неметалла
б) между одинаковыми атомами неметалла
в) между атомами разных неметаллов
г) между атомом водорода и атомом неметалла
д) между одинаковыми атомами металла
е) за счет перехода электронов от одного атома к другому
ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов
з) за счет электронов, общих для всех ионов металла
и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц
У р о в е н ь 2 (общий)
3. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.
Формула вещества
В а р и а н т I |
В а р и а н т II |
1. C. |
1. H2. |
2. Fe. |
2. Na. |
3. Zn. |
3. Cl2. |
4. I2. |
4. Si. |
Вид химической связи
Ковалентная неполярная.
Металлическая.
Тип кристаллической решеткиМолекулярная.
Металлическая.
Атомная.
У р о в е н ь 3 (усложненный)
1.Предскажите вид химической связи и тип кристаллической решетки
по следующему описанию вещества: твердое при обычных условиях, имеет низкую температуру плавления и характерный запах, плохо растворимо в воде, неэлектропроводно (твердое при обычных условиях, пластичное, имеет металлический блеск, хорошо проводит электрический ток).
Тест по теме
«Белки»
11 класс
Вариант 1
У р о в е н ь 1 (минимальный)
А1.Структурным звеном белков являются:
А) |
Амины |
В) |
Аминокислоты |
Б) |
Глюкоза |
Г) |
Нуклеотиды |
А2. Образование спирали характеризует:
А) |
Первичную структуру белка |
В) |
Третичную структуру белка |
Б) |
Вторичную структуру белка |
Г) |
Четвертичную структуру белка |
А3. Действие каких факторов вызывает необратимую денатурацию белка?
А) |
Взаимодействие с растворами солей свинца, железа, ртути |
Б) |
Воздействие на белок концентрированным раствором азотной кислоты |
В) |
Сильное нагревание |
Г) |
Все перечисленные факторы верны |
А4. Укажите, что наблюдается при действии на растворы белков концентрированной азотной кислоты:
А) |
Выпадение белого осадка |
В) |
Красно-фиолетовое окрашивание |
Б) |
Выпадение черного осадка |
Г) |
Желтое окрашивание |
А5. Белки, выполняющие каталитическую функцию, называются:
А) |
Гормонами |
В) |
Ферментами |
Б) |
Витаминами |
Г) |
Протеинами |
А6. Белок гемоглобин выполняет следующую функцию:
А) |
Каталитическую |
В) |
Строительную |
Б) |
Защитную |
Г) |
Транспортную |
У р о в е н ь 2 (общий)
Б1. Соотнесите:
Тип белковой молекулы |
Свойство |
|||
1) |
Глобулярные белки |
А) |
Молекула свернута в клубок |
|
2) |
Фибриллярные белки |
Б) |
Не растворяются в воде |
|
|
|
В) |
В воде растворяются или образуют коллоидные растворы |
|
|
|
Г) |
Нитевидная структура |
Б2. Белки:
А) |
Построены из остатков аминокислот |
Б) |
Содержат в своем составе только углерод, водород и кислород |
В) |
Гидролизуются в кислотной и щелочной среде |
Г) |
Способны к денатурации |
Д) |
Являются полисахаридами |
Е) |
Являются природными полимерами |
У р о в е н ь 3 (усложненный)
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых из этанола и неорганических веществ можно получить глицин.
Вариант 2
У р о в е н ь 1 (минимальный)
Часть А
А1. Массовая доля какого элемента в белках наибольшая?
А) |
Углерода |
В) |
Кислорода |
Б) |
Водорода |
Г) |
Азота |
А2.Укажите, к какой группе веществ относится гемоглобин:
А) |
Аминокислоты |
В) |
Моносахариды |
Б) |
Белки |
Г) |
Полисахариды |
А3.Свертывание спирали в клубок-«глобулу» характеризует:
А) |
Первичную структуру белка |
В) |
Третичную структуру белка |
Б) |
Вторичную структуру белка |
Г) |
Четвертичную структуру белка |
А4. При горении белков ощущается запах:
А) |
Тухлых яиц |
В) |
Аммиака |
Б) |
Жженого пера (рога) |
Г) |
Горелой резины |
А5. Появление желтой окраски при взаимодействии раствора белка с концентрированной азотной кислотой указывает на наличие в белке остатков аминокислот, содержащих:
А) |
Группу -SH |
В) |
Бензольное кольцо |
Б) |
Гидроксильную группу |
Г) |
Альдегидную группу |
А6.Белки, защищающие от проникающих в клетку бактерий:
А) |
Гемоглобин |
В) |
Ферменты |
Б) |
Антитела |
Г) |
Антитоксины |
У р о в е н ь 2 (общий)
Б1. Белки можно обнаружить:
А) |
Ксантопротеиновой реакцией |
Г) |
С помощью перманганата калия |
Б) |
Действием индикатора |
Д) |
С помощью биуретовой реакции |
В) |
По появлению запаха при сжигании |
Е) |
С помощью реакции «серебряного зеркала» |
Б2. Какие утверждения о белках верны?
А) |
Белки гидролизуются до аминов |
Б) |
В макромолекуле белка присутствуют пептидные связи |
В) |
При гидролизе белков образуются аминокислоты |
Г) |
В макромолекуле белков присутствуют водородные связи |
Д) |
С азотной кислотой белки дают черное окрашивание |
Е) |
Основная функция белков в организме - энергетическая |
У р о в е н ь 1 (усложненный)
С1. Осуществить превращения:
+Н2О/Hg2+ +Ag2O/NH3(р-р) +Cl2NH3 (изб.)
С2Н2 →Х1→Х2→ Х3 →Х4
Открытые тесты
Тест теме: "Азот"
9 класс
Положение элемента азота в периодической системе Д.И.Менделеева.
Электронная схема атома азота.
Валентности атома азота.
Электронная формула атома азота.
Тип семейства атома азота.
Электронно-графическая схема атома азота.
Структурная формула молекулы азота.
Вид химической связи в молекуле азота.
Нахождение в природе.
Каким образом получают азот в промышленности.
Какой ученый предложил использовать термин "азот"?
Физические свойства азота.
Впервые азот получил в:
Запишите реакцию азота с кислородом.
Запишите реакцию азота водородом.
При каких условиях азот способен реагировать с кислородом в природе?
Как называются соединения металлов с азотом?
Запишите реакцию азота с магнием.
Области применения азота.
Какие живые организмы способны улавливать атмосферный азот?
Тест по теме «Вещества и их свойства»
11 класс
1 вариант
Напишите формулы:
А) оксидов: меди (II), серебра, бария, железа (II), марганца (VII), азота (II), серы (IV), фосфора (V), углерода (IV), хлора (III) _________________________________________________________ _________________________________________________________
Б) гидроксидов: калия, магния, алюминия, железа(III), хрома (VII) _________________________________________________________
В) кислот: соляной, азотной, сернистой, угольной, метановой, фосфорной, селеновой _________________________________________________________
Г) солей: хлорида натрия, хлорида бария, нитрата серебра, сульфата меди, карбоната натрия, карбоната кальция, фосфата калия __________________________________________________________________________________________________________________
Изобразите структурные формулы веществ:
Тетрахлорметан ______________
Бутен-1 _______________
Пентан _________________
Метаналь _________________
Уксусная кислота _____________
Метанол _______________
Толуол ____________
Тест по теме «Химические формулы веществ»
8 класс
1 вариант
1. Что означает запись: 5С, 3Н, 2Fe, CuO _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Напишите формулы: воды, углекислого газа, оксида меди, сульфида железа, соляной кислоты, хлорида натрия, нитрата серебра ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассчитайте молекулярную массу веществ: серной кислоты, сульфида цинка, поваренной соли ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте формулы соединений с кислородом азота (II), фосфора (III), меди (I), хрома (VI), калия, магния ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Закончите предложение: химическая формула - это …_________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Тема «Соли, их классификация и свойства» 8 класс
Этап введения новых знаний
1.Учащимся предлагается составить уравнение реакции взаимодействия кальция с раствором хлорида железа (Ш) или раствором хлорида меди (II).
2.Проблемная ситуация (демонстрационный опыт)
Проведение опытов.
В демонстрационный штатив поместить 3 пробирки, заполненные наполовину 0,1 М растворами следующих солей: хлорида железа (Ш), хлорида меди (II). В каждую из пробирок добавить по небольшому кусочку кальция, предварительно тщательно зачистив его поверхности.
Наблюдается бурное протекание реакций с образованием газа и нерастворимых веществ с различной окраской. При поджигании выделяющегося газа слышен характерный хлопок, это - водород. Наблюдения за внешним видом нерастворимых веществ приводят к выводу, что образуются гидроксиды железа, меди с характерной окраской. Кроме того, происходит и процесс образования малорастворимого гидроксида кальция белого цвета.
Опыты опровергают мнение учащихся о вытеснении кальцием менее активных металлов из растворов солей, и это противоречие между предположением учеников и результатами эксперимента придает проблемный характер дальнейшему обсуждению вопроса. Ученики, убедившись в том, что реакция протекает без вытеснения менее активного металла, должны осуществить поиск правильного объяснения опыта.
Выдвижение гипотезы требует активной актуализации знаний о взаимодействии металлов с водой, о реакциях между растворами солей и щелочей. Только вспомнив этот материал, ученики формулируют следующую гипотезу: очевидно, кальций, реагируя с водой, находящейся в растворе соли, образует щелочь, которая вступает в обменную реакцию с раствором соли, поэтому выпадает в осадок гидроксид.
Данная гипотеза вполне согласуется с результатами демонстрационного опыта. Действительно, в ходе опыта ученики не наблюдали вытеснения менее активного металла, а видели энергичное взаимодействие кальция с водой, выделение водорода, образование нерастворимых гидроксидов. Таким образом, опираясь на эксперимент и необходимые теоретические данные, ученики могут составить уравнения всех протекающих реакций:
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2^,
3Ca(OH)2 + 2FeCl3 = 2Fe(OH)3v + 3CaCl2,
3Ca + 6H2O + 2FeCl3 = 3Fe(OH)3 + 3H2^ + 3CaCl2.
После составления суммарного уравнения необходимо обратить внимание учащихся на то, что продуктами взаимодействия являются также малорастворимый гидроксид кальция и различные основные соли.
Тема «Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры» 11 класс
Этап введения новых знаний
Цель работы: провести эксперимент, показывающий зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры (Демонстрационный опыт)
Оборудование и реактивы: 10%-ый раствор НCl, 10%-ый раствор H2 SO4 , Mg (опилки), Zn (опилки, гранулы и порошок), Fe (опилки), CuO(порошок), дистиллированная вода; спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, спички.
Ход работы:
Опыт №1. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ
В три пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую – Mg, во вторую – Zn, в третью – Fe;
Наблюдения: что химическая реакция идет во всех трех пробирках с выделением газа.
Уравнения реакций:
Mg + 2НCl → MgCl2 + Н2 ↑ (очень бурно)
Zn + 2НCl → ZnCl2 + Н2 ↑ (бурно)
Fe + 2НCl → FeCl2 + Н2 ↑ (медленно)
Проблема: массы взятых веществ навесок твёрдых веществ, концентрация соляной кислоты, условия проведения реакции одинаковы, но при этом интенсивность проходящих процессов (скорость выделения водорода) различна?
Обсуждение.
Вывод: Скорость химической реакции будет зависеть от природы реагирующих веществ: чем активнее металл (вещество), тем выше скорость химической реакции.
Опыт №2. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ
До проведения опыта 2 учитель не должен акцентировать внимания учащихся на теме «Концентрация растворов», необходимо проверить остаточные знания путём создания проблемной ситуации.
В три пробирки (пронумерованные) прилить раствор НCl: в первую – 3 мл; во вторую – 2 мл; в третью – 1 мл.
Затем во вторую и третью добавить по 1 мл и 2 мл дистиллированной воды соответственно (тем самым разбавляем раствор).
В каждую из пробирок опустить по грануле Zn (примерно одинакового размера).
Наблюдения: химическая реакция идет во всех трех пробирках, но с разной скоростью.
Проблема: природа всех реагирующих веществ, условия проведения опыта одинаковы, однако интенсивность проходящих процессов (скорость выделения водорода) различна?
Обсуждение:Вывод: Скорость химической реакции будет зависеть от концентрации реагирующих веществ: чем больше концентрация реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.
Приложение 4
Ситуационные задачи
«Пища для мозга» 10 класс
Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный советский ученый П.М. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим».
- Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древние Бенгалия явилась родиной сахарного тростника.
- В России первоначально сахар продавали в аптеках. В России первые свекловичные сахаропроизводящие предприятия появились в 1801-02 годах.
- В начале 20 века в течение года человек съедал 2 кг сахара, сейчас – 40 кг. Задание:
1.Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.
2.Обрисуйте в общих чертах способ извлечения сахарозы из свеклы или других растений. Составьте эскиз схемы, которая показывает процесс получения сахара.
3.Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:
а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
б) реакция с «известковым молоком».
4.Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов.
5.Предложите план эксперимента, позволяющий отличить сахарозу от других углеводов.
6. На основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека.
7.Выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните. Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.
«Нет жизни без железа?» 9 класс
Первые образцы железа, попавшего в руки человека, очевидно, были метеоритного происхождения. О знакомстве человека в древности с железом космического происхождения говорит факт наличия у жителей Гренландии, не имевших никакого понятия о железной руде, изделий из железа. Алхимики обозначали железо в виде копья и щита – характерных атрибутов бога войны Марса.
В настоящее время железо – это основа современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта и средств связи, космических кораблей и вообще всей современной цивилизации. Большинство изделий, начиная от швейной иглы и кончая космическими аппаратами, не может быть изготовлено без применения железа
Задание:
Дайте краткие названия основным частям предложенного отрывка.
Покажите связи, которые , на ваш взгляд, существуют между железом и железной рудой.
Изобразите информацию о применении железа графически.
Постройте классификацию происхождения железа на Земле.
Придумайте игру, которая поможет вашим одноклассникам запомнить способы применения железа.
Оцените значимость использования железа для человека.
Приложение 5
Инструктивная карта по теме «Соединения галогенов»
Прочитайте внимательно §19 (стр. 110-114) и ответьте на вопросы:
1) Какие физические свойства характерны для галогеноводородов?
2) Сравните силу галогеноводородных кислот и объясните причину разницы.
3) Как получают HCl в промышленности и лаборатории? Запишите уравнения реакций.
4) Каковы физические и химические свойства соляной кислоты? Запишите уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.
5) Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?
6) Каковы качественные реакции на хлорид-, бромид- и иодид-ионы? С помощью какого реактива можно распознать данные ионы? Каковы признаки этих реакций?
«Инструктивная карта по теме «Карбоновые кислоты»
1. Напишите уравнения реакций окисления: а) муравьиного; б) уксусного;
в) пропионового альдегидов до соответствующих кислот.
2. Сравните структурные формулы полученных кислот и выделите в них общую функциональную группу. Дайте определение класса карбоновых кислот.
3. Рассмотрите формулы и названия кислот. Выведите самостоятельно принцип номенклатуры карбоновых кислот и назовите полученные кислоты по систематической номенклатуре.
4. Напишите классификацию карбоновых кислот по числу карбоксильных групп и по природе радикала. Приведите примеры.
Назовите составные части карбоксильной группы, покажите смещение электронной плотности, рассмотрите взаимное влияние карбоксильной группы и радикала.
5. Напишите 3 формулы гомологов муравьиной кислоты.
Какие виды изомерии характерны для карбоновых кислот? Напишите изомеры масляной и валериановой кислот, назовите их.
6. Проанализируйте физические свойства карбоновых кислот и ответьте на вопросы:
а) чем объяснить тот факт, что среди карбоновых кислот нет (в отличие от альдегидов) газообразных веществ?
б) в каком изученном гомологическом ряду отсутствуют (подобно карбоновым кислотам) газообразные вещества?
в) какова прочность водородной связи в карбоновых кислотах по сравнению со спиртами и водой, почему, чем это доказывается?
г) как изменяются свойства одноосновных карбоновых кислот в гомологическом ряду, как это можно объяснить?
7. Перечислите общие способы и напишите уравнения реакций получения карбоновых кислот на примере уксусной кислоты.
Напишите уравнения реакций, характеризующие способы получения карбоновых кислот (муравьиной, высших, других).
8. Вспомните химические свойства неорганических кислот. Напишите следующие реакции для уксусной кислоты
а) диссоциации;
б) взаимодействия с металлами;
в) взаимодействия с основными или амфотерными оксидами;
г) взаимодействия с основаниями;
д) взаимодействия с солями более слабых или летучих кислот;
е) взаимодействия со спиртами (реакция этерификации);
Напишите аналогичные реакции для пропионовой кислоты, дайте названия полученным веществам.
Найдите специфические свойства карбоновых кислот.
9.Перечислите области применения некоторых кислот:
а) муравьиной;
б) уксусной;
Инструктивная карта
Практическая работа
Анализ почвы и воды
Цель работы:
Оборудование:
Реактивы:
Опыт № 1
Механический анализ почвы.
В пробирку с почвой добавьте в три раза больше воды, закройте пробкой и тщательно встряхните в течении 1-2 мин.
1. Как происходит осаждение частиц?
2. Какой цвет имеет осадок?
3. Какова структура частиц? (крупнозернистые, мелкозернистые и т. д.)
Опыт № 2
Получение почвенного раствора и опыты с ним.
А) Приготовьте прибор для фильтрования, как показано на рисунке
Профильтруйте смесь почвы и воды, полученную в первом опыте
Б) Несколько капель почвенного раствора поместите на предметное стекло и проведите выпаривание. Что наблюдаете?
В) Исследуйте почвенный раствор индикаторной бумагой.
1. Зарисуйте прибор для фильтрования
2. Какие вещества, содержащиеся в почвенном растворе вы обнаружили при выпаривании?
3. Какую среду имеет почвенный раствор?
Опыт № 3
Определение прозрачности воды.
Установите мерный цилиндр на печатный текст учебника и осторожно вливайте исследуемую воду из колбы.
На какой высоте не будет виден шрифт?
Сделайте вывод о прозрачности воды.
Опыт № 4
Определение интенсивности запаха воды.
Встряхните исследуемую воду в колбе и проверьте интенсивность запаха.
Дайте оценку запаху в баллах, пользуясь таблицей на стр. 112 в учебнике
ВЫВОД: Что можно узнать при анализе почвы и воды?
Инструктивная карта
Практическая работа
Получение газов и изучение их свойств
Опыт № 1
Получение и собирание водорода
1. Получите водород, используя цинк и соляную кислоту.
2. Зарисуйте прибор для получения и собирания газа.
3. Составьте окислительно – восстановительное уравнение химической реакции получения водорода.
4. Как доказать наличие кислорода в пробирке?
Опыт № 2
Получение с собирание кислорода.
1. Получите кислород, используя перманганат калия.
2. Зарисуйте прибор для получения и собирания кислорода.
3. Составьте окислительно-восстановительное уравнение химической реакции получения кислорода.
4. Как доказать наличие кислорода в химическом стакане?
Опыт № 3
Получение с собирание углекислого газа.
1. Используя мел и соляную кислоту, получите углекислый газ.
2. Зарисуйте прибор для получения и собирания углекислого газа.
3. Составьте ионное уравнение химической реакции получения углекислого газа.
4. Как доказать наличие углекислого газа в пробирке?
Вывод: Что общего у полученных газов и чем они отличаются?
Приложение 6
Анкета Модифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельностиИнструкция к методике:
В Таблице отметь показатели, проставляя знак V, которые ты считаешь, что тебе подходят
Отношение к предмету |
||
|
Данный предмет просто интересен. |
|
|
Нравится, как преподает учитель. |
|
|
Знание предмета необходимы на практике |
|
|
Предмет легко усваивается. |
|
|
Предмет заставляет самостоятельно мыслить. |
|
|
Требует наблюдательности, сообразительности. |
|
|
Предмет занимательный. |
|
|
Интересны уроки-практикумы |
|
|
Хорошие отношения с учителем. |
|
|
Учитель часто хвалит. |
|
|
Учитель интересно объясняет. |
|
|
Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире. |
|
|
Данный предмет не интересен. |
|
|
Не нравится, как преподает учитель. |
|
|
Предмет не обязательно знать всем. |
|
|
Предмет трудно усваивается. |
|
|
Предмет не заставляет думать. |
|
|
Предмет не занимательный. |
|
|
Интересны только отдельные факты. |
|
|
Плохие отношения с учителем. |
|
|
Учитель редко хвалит. |
|
|
Учитель неинтересно объясняет. |
|
|
Не получаю удовольствие при его изучении. |
|
Почему ты вообще учишься? |
|
|
|
Хочу учиться. |
|
|
Не хочу подводить свой класс. |
|
|
Хочу добиться полных и глубоких знаний. |
|
|
Хочу научиться самостоятельно работать. |
|
|
Все учатся, и я тоже. |
|
|
Родители заставляют. |
|
|
Нравится получать хорошие оценки. |
|
|
Чтоб похвалил учитель. |
|
|
Чтобы товарищи со мной дружили. |
|
|
Классный руководитель заставляет. |
|
Обработка результатов.
За ответы на вопросы 1 – 7, 11, 12,24, 26, 27 ученик получает 5 баллов.
За ответы на вопросы 8 – 10, 17, 30 ученик получает 4 балла.
За ответы на вопросы 14,16,19,22,25,31 ученик получает 3 балла.
За ответы на вопросы 13,15,18,20,21,23,28,29,32,33 ученик получает 2 балла.
Путем вывода среднего балла получаем уровень познавательной самостоятельности:
Условно высокий уровень – 4,0 - 5,0 баллов
Условно достаточный уровень – 3,0 - 3,9 баллов
Условно низкий уровень – 2,0 - 2,9 баллов
Интерпретация результатов.
Условно высокий уровень познавательной самостоятельности школьника характеризует осознанная устойчивая познавательная направленность, проявляет повышенный интерес к предмету, эмоциональная предрасположенность к нему. Мотивы самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний, инициативный, творческий подход, любознательность.
Условно достаточный уровень, где школьник занимает отзывчиво-эмоциональную позицию, но не стремится выразить своё отношение к природе в творческой деятельности. Широкая познавательная мотивация, интерес к новым занимательным фактам, явлениям. Умеет аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне, случайное оперирование причинно-следственными связями. Внешняя самостоятельность и исполнительская деятельность в работе.
Условно низкий уровень характеризуется отрицательным отношением и отсутствием интереса к предмету, несформированность и отсутствием учебной мотивации, отсутствие эмоционального барьера.
23