Выступление «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы»
МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»
«Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы»
( выступление на педагогическом совете)
Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Ширлина Т.В.
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живёт и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.
Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные– потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.
«Потребность в самоутверждении: стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.
Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоении чужого и т.д.
Потребность в самовыражении: стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.
Потребность в самоопределении: поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.
Потребность в самореализации: стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь (самореализоваться)»
Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни.
Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.
Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.
Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
верить в каждого ребёнка и его возможности;
оценивать не личность, а действия, поступки;
видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
не торопиться с выводами;
помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Начиная с 5-го класса и по 9 класс, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо».
Какие формы и методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся я использую в своей практике?
в 5 классе – похвала, оценка, включение в учебную деятельность с помощью игр, занимательных минуток, взаимопроверка, отметка, обзор лучших работ, соревнование.
в 6 классе – познавательные игры, задания практического характера, словесное поощрение, отметка;
в 7 -9 классах - познавательные игры, познавательные минутки, похвала, оценка, интересное, диффиринцированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя, обзор лучших работ.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся 5-9классов. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Задумываясь о том, каким должен быть современный урок , я вспоминаю известные слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание даётся сердцем, мы знаем только то, что любим». Из этого следует, что моя задача учителя — пробудить у ребёнка желание учиться.
Лучшим же средством развития личности является такая организация деятельности, которая побуждает учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Стараюсь в своей работе применять способы активизации познавательной деятельности учащихся:
1. Применение нетрадиционных форм урока: уроки - игры; уроки – практикумы, уроки творчества; уроки-зачеты; уроки-концерты; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.
Например, в 9 классе - урок- практикум «Обличение несправедливости в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям». «Памятник» - бессмертие поэта;
в 5 классе – урок литературы по теме «Л.Н.Толстой. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
Проектные задания.
Например, на уроке литературы в 6кл. задаю домашнее задание: подготовить мини – проект об А.С.Пушкине, в 5 классе – мини – проект « Мой сказочный кумир».
3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые формы: ролевые, дидактические, организационно-деятельные: « Найди пару», « Сыграй сказку», « Помогите Незнайке исправить ошибку», « Помоги другу в поиске нужных ответов» и т.д.
4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
5. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых.
6. Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.
7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Использую репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский методы обучения.
Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки».
8. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.
9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
3) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
4) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
10. Создание проблемной ситуации.
Тема «Дополнение», урок русского языка в 5 классе. Даются предложения: «Дуб повалил ветер. Мать любит дочь. Небо усеяли звезды. Направление указывает компас». Задание: подчеркните подлежащее и дополнение. Многие подчеркнут неверно, руководствуясь прямым порядком слов в предложении, что на первом месте чаще бывает подлежащее, не зная об инверсии. При проверке обнаруживается нарушение смысла. Вопросы побуждающего диалога:
Почему вы затруднились?
Почему перепутали подлежащее?
Какие знания вам необходимы, чтобы правильно определить подлежащее?
К чему вас приведет незнание тонкостей определения членов предложения?
Появляется новый член предложения, часто отвечающий на вопрос подлежащего. Что он делает в предложение? Какова же тема урока?
11. «Творческие мастерские»: составление кроссвордов и викторин, сообщения, доклады, сочинения, мини – зарисовки.
12. Работа с иллюстрациями. Ученики с интересом показывают не только их видение образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают возникшую в результате процесса работы над художественным произведением личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка, помогает понять красоту художественного слова, настроение автора.
13.Развитию творческой активности учащихся способствует использованная мной технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧЧиП). Активно использую в своём арсенале такие приёмы данной техники:
Синквейн. Синквейн на тему «Деепричастие»( 7кл)
Деепричастие.
Неизменяемое, самостоятельное.
Принадлежит, обозначает, примыкает.
Соединяет в себе признаки глагола и наречия.
Особая форма глагола.
Кластер «Морфемы» - корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Клише ( образец, схема). Использую для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Например, Клише для сочинения 15.3.
1. Тезис
На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
3. Аргумент 2
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Стараюсь формировать на уроке положительное отношение к новым знаниям, создаю ситуации успеха, эмоциональный настрой на урок.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Я помогаю ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.