12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ширлина Татьяна Васильевна18
Окончила в 1980 г. Рыльское педагогическое училище (специальность - учитель начальных классов). С 2013 г. по 2014 г. - курсы переподготовки учителей русского языка и литературы в Курском институте развития образования. Стаж работы- 27 лет.
Россия, Курская обл., п.Конышевка
0

Выступление «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы»

МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»
 

«Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы»

( выступление на педагогическом совете)


Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Ширлина Т.В.


 

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живёт и действуетОбретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные– потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.

«Потребность в самоутверждении: стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоении чужого и т.д.

Потребность в самовыражении: стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.

Потребность в самоопределении: поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в самореализации: стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь (самореализоваться)»

Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

верить в каждого ребёнка и его возможности;

оценивать не личность, а действия, поступки;

видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;

проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

не торопиться с выводами;

помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и по 9 класс, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо».

Какие формы и методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся я использую в своей практике?

в 5 классе – похвала, оценка, включение в учебную деятельность с помощью игр, занимательных минуток, взаимопроверка, отметка, обзор лучших работ, соревнование.

в 6 классе – познавательные игры, задания практического характера, словесное поощрение, отметка;

в 7 -9 классах - познавательные игры, познавательные минутки, похвала, оценка, интересное, диффиринцированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя, обзор лучших работ.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся 5-9классов. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Задумываясь о том, каким должен быть современный  урок , я вспоминаю известные слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание даётся сердцем, мы знаем только то, что любим». Из этого следует, что моя задача учителя — пробудить у ребёнка желание учиться.

Лучшим же средством развития личности является такая организация деятельности, которая побуждает учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

Стараюсь в своей работе применять способы активизации познавательной деятельности учащихся:

 

1. Применение нетрадиционных форм урока: уроки - игры; уроки – практикумы, уроки творчества; уроки-зачеты; уроки-концерты; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

  Например, в 9 классе - урок- практикум «Обличение несправедливости в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям». «Памятник» - бессмертие поэта;

в 5 классе – урок литературы по теме «Л.Н.Толстой. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.

 Проектные задания.

Например, на уроке литературы в 6кл.  задаю домашнее задание: подготовить мини – проект об А.С.Пушкине, в 5 классе – мини – проект « Мой сказочный кумир».

3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

Игровые формы: ролевые, дидактические, организационно-деятельные: « Найди пару», « Сыграй сказку», « Помогите Незнайке исправить ошибку», « Помоги другу в поиске нужных ответов» и т.д.

 

4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

 

5. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых.

 

6. Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

 

7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Использую репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский методы обучения.

 Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки».

8. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.

 

 9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

 2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

3) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).

4) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).

 

 10. Создание проблемной ситуации. 

Тема «Дополнение», урок русского языка в 5 классе. Даются предложения: «Дуб повалил ветер. Мать любит дочь. Небо усеяли звезды. Направление указывает компас». Задание: подчеркните подлежащее и дополнение. Многие подчеркнут неверно, руководствуясь прямым порядком слов в предложении, что на первом месте чаще бывает подлежащее, не зная об инверсии. При проверке обнаруживается нарушение смысла. Вопросы побуждающего диалога:

Почему вы затруднились?

Почему перепутали подлежащее?

Какие знания вам необходимы, чтобы правильно определить подлежащее?

К чему вас приведет незнание тонкостей определения членов предложения?

Появляется новый член предложения, часто отвечающий на вопрос подлежащего. Что он делает в предложение? Какова же тема урока?

11. «Творческие мастерские»: составление кроссвордов и викторин, сообщения, доклады, сочинения, мини – зарисовки.

12. Работа с иллюстрациями. Ученики с интересом показывают не только их видение образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают возникшую в результате процесса работы над художественным произведением личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка, помогает понять красоту художественного слова, настроение автора.
13.
Развитию творческой активности учащихся способствует использованная мной технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧЧиП). Активно использую в своём арсенале такие приёмы данной техники:

​ Синквейн. Синквейн на тему «Деепричастие»( 7кл)

Деепричастие.
Неизменяемое, самостоятельное.
Принадлежит, обозначает, примыкает.
Соединяет в себе признаки глагола и наречия.
Особая форма глагола.

 Кластер «Морфемы» - корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Клише ( образец, схема). Использую для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Например, Клише для сочинения 15.3.

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...

Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету. Стараюсь формировать на уроке положительное отношение к новым знаниям, создаю ситуации успеха, эмоциональный настрой на урок.

Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Я помогаю ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.