Статья «Учебная конференция на уроках биологии как средство активизации самостоятельной деятельности обучающихся»

6
0
Материал опубликован 21 April 2021 в группе


Лихтанская Евгения Васильевна

г. Торез, МОУ «ШКОЛА №10 Г.ТОРЕЗА»



Учебная конференция на уроках биологии как средство активизации самостоятельной деятельности обучающихся


Аннотация: Познавательная активность – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии. При всем многообразии технологий, форм и методов для активизации познавательной деятельности преимущественными являются те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией.

Ключевые слова: урок- конференция, нестандартный урок, познавательная деятельность, функции учителя, функции конференции, приемы и методы активизации познавательной деятельности, самостоятельная работа, компетентность.

На современном этапе образования активизация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках является приоритетной задачей. Сейчас как никогда возросла роль умения обучающихся делать самостоятельный и осознанный выбор предметов, которые им необходимы в будущей жизни.

Демократическое общество даёт право родителям и самому  ребёнку решать, что именно они желают получить от школы. Именно поэтому необходимо учить так, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету. В этом учителю помогают технологии, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, которая проявляется в отношении к самой учебно-познавательной деятельности, к содержанию и процессу обучения, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению новыми знаниями и способами деятельности.

Обучение не должно сводиться к перекла­дыванию в головы школьников готовых зна­ний, задача учителя — умело направить самих учащихся на поиск знаний, управлять познавательным процессом.

В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации самостоятельной деятельности обучающихся при изучении естественных наук. Работа учителя по активизации самостоятельной познавательной деятельности будет наиболее эффективной, а качество знаний будет выше, если при проведении уроков использовать приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.

Одним из наиболее эффективных путей воспитания у учащихся интереса к изучению биологии является нестандартный урок, что позволяет придать тому или иному виду деятельности оригинальные формы, активизирующие школьников на уроках, повышающие интерес к знаниям, развивающие детей с учетом их возраста и способностей.

Среди типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др. [2]

Цель данной статьи рассмотреть некоторые педагогические приёмы организации самостоятельной деятельности на уроках биологии - конференций. 

Одной из наиболее интересных форм обучения биологии является урок – конференция. В Википедии конфере́нция (от лат. confero — собирать в одно место) определяется как «собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем».

Итак, конференция — это собрание представителей, готовых выступить, при­нять активное участие в обсуждении тех или иных вопросов.

Учебные конференции обучающихся являются одной из форм организации учебных занятий, возникшей в 1960-х гг. Первые работы, в которых освещается опыт проведения таких конференций, датируются 1962-1964 гг.

Учебная конференция как форма учебной деятельности имеет довольно много общих точек соприкосновения с уроком, хотя и характеризуется некоторыми особенностями.

Конференция выполняет определенные функции: расширение и углубление знаний по изученным вопросам; развитие умений работать с источниками информации; воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).

Целями урока - конференции являются:

- повторение и углубление знаний по биологии;

- развитие аналитического мышления;

- формирование навыков выступления;

- формирование познавательного интереса обучающихся;

- воспитание уважения к собеседнику;

- формирование навыков работы с источниками: выступление с докладом, сообщением, умение оформлять реферат, доклад, сообщение. [2]

Учебные конференции, как и уроки, проводятся со всем классом в часы, отведенные для предмета по расписанию. За учителем сохраняется роль наставника в организации выступлений обучающихся, обсуждении их докладов. Учитель обобщает результаты конференции, оценивает работу каждого выступившего на конференции с докладом и класса в целом, не обходя вниманием и отдельных обучающихся, вносивших дополнения к выступлениям. На конференции, как и на уроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой обучающихся.

Отличие учебных конференций заключается в том, что все новые знания обучающиеся получают из различных научно-литературных источников, с которыми они работали при подготовке к уроку-конференции самостоятельно, а также из докладов, с которыми выступают на конференции другие обучающиеся.

Учебная конференция выполняет образовательные функции, так как в процессе подготовки каждый участник приобретает определенные навыки и умения. Они связаны с самостоятельной работой с информационными источниками, их анализом и обобщением, приобретением опыта публичного выступления, направленного на овладение правильной научной речью, и пр.

Все это способствует выявлению профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным научным знаниям, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании у них чувства ответственности перед ученическим коллективом. [3]

Подготовка к конференции начинается с проведения организационного собрания ее участников, на которой утверждается тема конференции и происходит распределение обязанностей. План конференции и список литературы объявляется заранее.

При подготовке к конференции учитель определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения, подбирает литературу для желающих выступить на конференции. Темы докладов распределяются по желанию обучающихся. Также учитель инструктирует их о главных этапах работы, проводит консультации по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность. [1]

Работа над докладами может быть организованна различными способами, но наиболее целесообразно объединить выступающих на конференции в пары: один готовит текст доклада и выступление перед аудиторией, второй готовит мультимедийную презентацию, другие наглядные материалы, необходимые для иллюстрации темы доклада.

На проведение конференции планируется один урок. На каждый доклад отводится 5-6 минут. Об этом докладчики предупреждаются в подготовительный период и им необходимо учитывать это при подготовке своих выступлений, которые должны быть четкими, краткими, выражать главное в рассматриваемом вопросе. Нужно добиваться, чтобы обучающиеся говорили своими словами, использовали различные риторические приемы и не сковывали себя конспектом.

Начать конференцию целесообразно с небольшого вступительного слова учителя, в котором он напоминает основные задачи конференции, разъясняет порядок ее проведения, ставит задачи перед присутствующими на конференции: внимательно слушать доклады, по ходу делать краткие записи в тетрадях, выполнять схемы и зарисовки.

После каждого доклада классу необходимо дать возможность обратиться к докладчику с вопросами, сделать дополнения и уточнения, если они имеются у обучающихся.

Если докладчик окажется не в состоянии ответить на вопросы, с которыми к нему обратились, надо спросить, кто из присутствующих сможет ответить на них. И только при условии, что никто из обучающихся не может ответить на них верно, это следует сделать самому учителю. Такая организация работы способствует повышению общей активности класса, создает предпосылки для развития инициативы и самостоятельности обучающихся.

Эффективность конференции повышается, если учитель после каждого доклада обращается к обучающимся с 2-3 контрольными вопросами. Они должны быть направлены на уточнение основных понятий, принципов.

Постановка перед классом контрольных вопросов способствует повышению внимания обучающихся к докладам и ответственности за знания, получаемые на конференции. После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить все, что узнали обучающиеся на конференции. Это можно осуществить как методом беседы, так и посредством краткого резюме учителя или обучающихся.

Как правило, уроки - конференции по биологии проводятся в форме чередующихся докладов обучающихся с широким использованием наглядного материала в виде презентаций, видеороликов, что повышает интерес при подготовке докладов, так как дает возможность обучающимся активно использовать ИКТ – технологии и проявлять свои творческие способности. Для конференций следует выбирать темы, не только способствующие углублению знаний по биологии и дающие возможность повторить ряд вопросов изучаемых на уроках, но и несущие новую информацию для ученика.

В практике своей работы я исполь­зую уроки-конференции во всех классах, начинаю прово­дить их при изучении раздела «Животные».

Впервые начиная готовиться к таким уро­кам, я, прежде всего, выяснила для себя, что такое конференция и как ее можно провести по учебному материалу.

Уроки-конференции преследуют не­сколько общих задач, главные, на мой взгляд, такие: активизация познавательной активности обучающихся; формирование у них умений самостоятельно приобретать зна­ния, работать с литературой; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Опыт работы показал, что в течение года в 7 классе целесообразно провести 2-3 урока - конференции. У семиклассников еще нет опыта проведения таких уроков, поэтому роль учителя значительна не толь­ко в процессе подготовки, но и на самом уроке. Он выступает в качестве ведущего конференции (в старших классах эту роль могут выполнять обучающиеся), направляет ее работу.

Подготовку к урокам-конференциям на­чинаю в начале учебного года с отбора тем.

Материал, выносимый на конференцию, должен иметь большую воспитательную значимость, включать широкое содержа­ние, быть интересным и доступным для самостоятельного изучения школьниками.

На мой взгляд, темами уроков-конференций могут быть: «Роль животных (опреде­ленной группы) в природе, практической деятельности человека; их эстетическое значение», «Многообразие животного ми­ра», «Охрана животных», «Влияние деятель­ности человека на окружающую среду». При выборе тем я обязательно учитываю наличие в школьной библи­отеке доступной и интересной литературы, нахожу необходимый материал на сайтах, рекомендую ребятам использовать его при подготовке докладов.

В текущем учебном году был проведе­н урок-конференция по теме: «Сезонные явления в жизни птиц. Гнездо­вание», запланировано проведение еще двух конференций «Грызуны — наиболее много­численная группа класса млекопитающих», «Охрана животного мира».

Для подготовки к конференции по теме «Сезонные явления в жизни птиц» уча­щимся были предложены такие вопросы для докладов:

«Предгнездовой период в жизни птиц: выбор гнездовой территории.

Пение птиц и его биологическое зна­чение. Токование и ритуальные танцы, их зна­чение». «Образование пар и гнездостроение : место постройки гнезд. Строительный материал.Типы птичьих гнезд». «Забота о потомстве у птиц: сроки выведения птенцов. Птицы выводковые. Птицы гнездовые». «Зимовка птиц».

Содержание конференции тесно связано с учебным материалом, изучение которого предусмотрено программой, но несколько выводит учащихся за рамки учебника.

Таким образом, учебная конференция способствует активности и самостоятельности учащихся в обучении. Они приобретают навыки предъявления результата интеллектуальной деятельности в виде публикации, выступления, представления результатов наблюдений, опытов, экспериментов. Все это способствует становлению будущего исследователя [4].

Реализация такой инновационной формы проведения урока, как научная конференция, способствует не только формированию навыков научной деятельности у участников конференции, но и формированию познавательного интереса учеников к биологии, установлению межпредметных связей с другими науками, такими как химия, физика, экология, а присутствие иллюстративных материалов заинтересовывает слушателей или так называемых «пассивных» участников конференции

Учебная конференция предоставляет возможность приобрести навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Учебно-воспитательное значение таких занятий помогает увидеть учащимся результаты своей работы. Преимущество учебных конференций заключается в развитии коммуникативных компетенций учащихся, мышления, в формировании исследовательской культуры. В то же время подготовка и проведение учебных конференций дает возможность профессионального роста учителя.


Литература

Ворожейкина Е.Н. 100 интересных идей для проведения урока.-Х.: Изд.группа «Основа», 2011

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.

Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;

Пилипец Л.В., Буслова Н.С., Клименко Е. В., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа-вуз-профессия // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. Ч. 3.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации