Самостоятельная работа к уроку русского языка по теме «Лексика» (5–6 класс)
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Есть в русском языке слово «прекрасный». (2) Замечали ли вы, что слово это является превосходной степенью двух разных слов: «хороший» и «красивый»? (3) Задумайтесь над этим, и вы убедитесь в том, что по-настоящему прекрасным может быть только то, что одновременно и красиво и хорошо!
(4) Это относится и к человеку. (5) «Прекрасным» мы никогда не назовем безнравственного, подлого человека, как бы он ни был внешне красив! (6) Это относится и к любому результату человеческого труда. Хороший самолет всегда красив, уродливая мебель нехороша, неудобна, некрасива!
(Д. Кабалевский)
Задания:
1. Определите тему текста.
2. Определите основную мысль текста.
3. Составьте по три словосочетания «прилаг. + сущ.» Укажите прямое и переносное значение данных прилагательных. Подберите синонимы к прилагательным, употребленным в переносном значении.
Тёплый (ветер, вода, тон), мягкий (климат, волосы, характер), холодный (день, чай, встреча).
4. Расположите данные слова по степени возрастания интенсивности обозначаемых признаков.
Большой, колоссальный, огромный, громадный.
Талантливый, гениальный, способный.
5. Подберите к выделенным в тексте словам синонимы.
6. Подберите антонимы к словам:
Уродливый, внешне, древний, тушить, родной.
7. Запишите все значения слова ручка.