Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика. Антонимы»
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Лексика.Антонимы».
Тема урока: Лексика. Антонимы.
Цели урока.
Для учителя.
1.Дать понятие об антонимии в составе лексики как словам с противоположным значением; дать понятие о способах образования антонимов.
2.Развивать перед учащимися навыки работы с таким видом слов, как антонимы; научить работать со словарной статьёй; развивать навыки выразительного чтения , анализа текста; создания текста на определённую тему; совершенствовать навыки орфографии.
Цели для учащихся.
1.Знать определение антонимов, способы образования и роль в тексте.
2. Уметь находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в собственной речи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока.
1.Словари:
«Школьный словарь антонимов» под редакцией М. Р. Львова.
Этимологический словарь русского языка.
Карточки с заданиями для групповой работы.
Тексты:
Дж. Родари. «Тараторка»
А. С. Пушкин. «Е. Онегин»-отрывок из 4-й главы-описание осени.
Фонохрестоматия:
П. И. Чайковский. «Времена года. Ноябрь.»;»Шарманщик».
Р. Шуман. «Смелый наездник».
Л. Бетховен. «Соната№14».
Дж. Россини.»Неаполитанская тарантелла».
Старинная французская песня.
Танец маленьких утят.
Содержание урока.
1.Актуализация опорных знаний.
Создание речевой ситуации.
Учитель:На олимпиаде учащимся предложили синонимы в парах: найти синонимы среди следующих слов:
1)тусклый-яркий, бледный, светлый;
2)красота-прелесть, уродство;
3)увядать-расцветать, зеленеть, засыхать.
Учитель: Что такое синонимы?
-А есть ли среди этих слов такие, которые указывают на противоположные признаки?
(Учащиеся указывают слова:
Тусклый-яркий; красота-уродство; увядать- расцветать.)
-А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: прослушайте записи музыкальных произведений и дайте им определение по динамике, темпу, характеру исполнения, тональности(музыкальные отрывки звучат попарно).
«Музыкальные» антонимы.
По динамике: 1)Р. Шуман.»Смелый наездник» (громко)
П. Чайковский. «Шарманщик»(тихо)
По темпу: 2) Л. Бетховен.»соната№14»(медленно)
Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла» (быстро)
По тональности: 3)Старинная французская песня (печально)
Танец маленьких утят (весело)
Указанные пары слов учащиеся записывают на доске и в тетрадях. Рождается запись:
Громко-тихо;
Медленно-быстро;
Печально-весело.
Учитель:-На какие признаки указывают эти пары слов?(На противоположные)
-Перед нами новое лексическое явление, название которого можно узнать, если правильно выполнит такое задание:
К данным словам подберите слова с противоположным значением и заполните сами горизонтальные строчки квадрата.
Линейный кроссворд (на доске)
в |
л |
а |
ж |
н |
ы |
й |
к |
о |
н |
ч |
а |
т |
ь |
з |
а |
т |
и |
ш |
ь |
е |
п |
л |
о |
т |
н |
ы |
й |
л |
е |
н |
и |
в |
ы |
й |
д |
л |
и |
н |
н |
ы |
й |
т |
е |
м |
н |
о |
т |
а |
п |
р |
ы |
т |
к |
и |
й |
1.Сухой. 1.Начинать. 3.Ветер. 4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7.Свет. 8.Медлительный.
Учитель:Если в этом квадрате выделить цветом 3-ю вертикальную колонку(выделяет), то без труда можно прочитать название темы «Антонимы».(Учащиеся подводятся к теме).
0Запишите тему урока: Лексика. Антонимы.
2. Этап целеполагания.
Учитель сообщает цели урока.
3.Объяснение нового материала.
1. Беседа.
-Как связаны в нашей речи лексика и антонимы?
-Ребята, как вы понимаете слово антонимы?Что это за слова?
2. Историческая справка(даёт учитель).
З. Работа с учебником.
-Откройте учебники и найдите определение антонимов, прочитайте его.
-Найдите ключевые слова, которые отражают суть этого языкового явления.
-Зная определение антонимов, попробуйте подобрать антонимы к слову прохладный.
(Уч-ся подбирают антонимы)
-Легко или трудно подбирать антонимы?
-И разрешает эту проблему специальный словарь антонимов под редакцией М. Р. Львова.
(Учитель показывает словарь)
В этом словаре около 2-х тысяч антонимичных пар.
4. Работа со словарём антонимов.
Один ученик(заранее подготовленный) на примере одного слова даёт толкование антонимов, рассказывает, как строится словарная статья. Коллективно составляется план словарной статьи и записывается в тетрадь.
Учитель:-Какая информация об антонимах вам показалась важной?
-Что вы можете рассказать об антонимах друг другу? (Уч-ся подводят итог того, что они узнали об антонимах).
5. Работа по опредлению способов образования антонимов.
Учитель: Подберите антонимы к слову красивый, свет, вверх.
Красивый-некрасивый, безобразный;
свет-тьма;
вверх-вниз.
Учитель: Как образуются антонимы?
-Определите способ образования.
(Уч-ся отмечают приставочный не и морфологический.
Учитель: Что надо учитывать, образовывая антонимы? (Часть речи)
4. Закрепление.
1. Групповая работа.
Класс разбивается на 3 группы по уровню подготовленности. Каждая группа получает карточки с заданием: подобрать к словам антонимы.
1-я группа:весна, погода, радость, обновление, день, утро.
2-я группа: ясный, теплый, яркий, солнечный, весёлый, счастливый.
3-я группа: одеться, греть, зеленеть, петь, прилететь, унывать.
Контроль: представитель от каждой группы докладывает о результатах работы.
Учитель:-Что надо учитывать при образовании антонимов?
(Ученик: их способ образования и употребление в речи)
-Зачем нам надо знать, что такое антонимы?
(Ученик: знать их роль в тексте)
Учитель: -Чтобы это выяснить, обратимся к устному народному творчеству-жемчужинам народной мудрости-пословицам.(Пословицы записаны на доске)
1)Старый друг лучше новых двух.
2)Маленькое дело лучше большого безделья.
3)Труд человека красит, а лень портит.
4)Ученье-свет, а неученье-тьма.
Задание: прочитайте выразительно пословицы(читают по цепочке) и выпишите антонимы. Один ученик работает у доски.
Учитель:-Какую же роль играют антонимы в речи?
(Антонимы делают речь ёмкой, динамичной)
Учитель: Ребята, к антонимам прибегают и мастера слова.
3.Работа с текстом стихотворения Дж. Родари «Тараторка».(Текст лежит перед каждым)
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не очень низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
Учитель:-Как вы понимаете смысл названия стихотворения?
-С каким лексическим явлением мы столкнулись?
-Найдите в тексте антонимы.
-С какой целью используют их мастера слова? Какую роль они играют в художественном тексте? (Уч-ся отмечают, что антонимы делают речь образной)
Учитель: А теперь, учитывая это, прочитайте текст выразительно. (Уч-ся читают текст повторно).
4.Работа по анализу текста.
Учитель: Ребята, перед вами отрывок из романа А. С. Пушкина «Е. Онегин». (Текст лежит перед каждым учеником).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Задание: выразительно прочитайте текст.
Учитель: -Какое время года изображено?
-По каким ключевым словам догадались?
-Прослушайте отрывок из «Времён года» П. И. Чайковского и определите, каким настроением проникнуто музыкальное произведение и как это отражено в стихотворении.
-А какими бы ключевыми словами из пушкинского стихотворения вы назвали это созвучие? (Печальный, скучный).
-Как называется это явление, связанное с лексикой? (Синонимы)
-Создайте синонимический ряд к этим словам.( Печальный, скучный, грустный, тоскливый, унылый).
-Давайте изменим настроение этого стихотворения. С помощью какого языкового явления мы можем это сделать? (Уч-ся подбирают антонимы к этим словам).
-Что представляет собой набор этих слов? (Антонимический ряд)
-А какой способ разграничения синонимов и антонимов?
Словарная работа.
-Найдите в тексте устаревшее слово. (Сень)
-Как вы понимаете слово сень? (Уч-ся подбирают синонимы).
-Каким явлением вы воспользовались, чтобы определить лексическое значение слова? (Синонимами).
-Найдите глагол, соответствующий модели: (Обнажалась)
-Что значит обнажалась? (Подбор синонимов для выяснения значения)
-Ребята, слова сень, обнажалась употреблены в прямом или переносном значении? (В переносном).
Чем они будут являться в художественном тексте? (Метафора , олицетворение)
-Зачем автор их использует?
Работа по орфографии.
Учитель: Обратитесь к созданным вами антонимичным парам
Печальный-радостный;
Скучный-весёлый.
-Найдите в них орфограммы и объясните условия выбора.
5.Самостоятельная творческая работа уч-ся.
Речевая ситуация.
Учитель: Опишите вид за окном (3-4 предложения), чтобы передать: сегодня нерадостный осенний день. Постарайтесь использовать в своей работе, где это возможно, синонимы и антонимы, которые звучали в классе и которые вы придумаете сами.
(Уч-ся пишут зарисовки. Звучит музыка-П. И. Чайковский «Времена года. Ноябрь»
Пробуждение ассоциативного воображения)
Контроль: зачитываются 2-3 работы.
Учитель:Как вы считаете, кому лучше удалось передать картину нерадостного осеннего дня?
-Кто больше всех употребил синонимов и антонимов?
Зачем вы их использовали?(Чтобы сделать речь образной, выразительной)
5. Подведение итогов урока.
Беседа.
-Что нового мы узнали на уроке?
-С каким языковым явлением познакомились?
Чему мы научились на уроке?
-В какой ситуации вам пригодятся знания сегодняшнего урока?
6.Задание на дом.Задание дифференцировано.
Для сильных:подобрать примеры с антонимами из изученных художественных произведений.
Для слабых:упр. 150
Выставление оценок( балл поурочный) и их комментирование.
Устинова Валентина Ивановна