Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика. Антонимы»

3
1
Материал опубликован 13 November 2018

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Лексика.Антонимы».

Тема урока: Лексика. Антонимы.

Цели урока.

Для учителя.

1.Дать понятие об антонимии в составе лексики как словам с противоположным значением; дать понятие о способах образования антонимов.

2.Развивать перед учащимися навыки работы с таким видом слов, как антонимы; научить работать со словарной статьёй; развивать навыки выразительного чтения , анализа текста; создания текста на определённую тему; совершенствовать навыки орфографии.

Цели для учащихся.

1.Знать определение антонимов, способы образования и роль в тексте.

2. Уметь находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в собственной речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока.

1.Словари:

«Школьный словарь антонимов» под редакцией М. Р. Львова.

Этимологический словарь русского языка.

Карточки с заданиями для групповой работы.

Тексты:

Дж. Родари. «Тараторка»

А. С. Пушкин. «Е. Онегин»-отрывок из 4-й главы-описание осени.

Фонохрестоматия:

П. И. Чайковский. «Времена года. Ноябрь.»;»Шарманщик».

Р. Шуман. «Смелый наездник».

Л. Бетховен. «Соната№14».

Дж. Россини.»Неаполитанская тарантелла».

Старинная французская песня.

Танец маленьких утят.

Содержание урока.

1.Актуализация опорных знаний.

Создание речевой ситуации.

Учитель:На олимпиаде учащимся предложили синонимы в парах: найти синонимы среди следующих слов:

1)тусклый-яркий, бледный, светлый;

2)красота-прелесть, уродство;

3)увядать-расцветать, зеленеть, засыхать.

Учитель: Что такое синонимы?

-А есть ли среди этих слов такие, которые указывают на противоположные признаки?

(Учащиеся указывают слова:

Тусклый-яркий; красота-уродство; увядать- расцветать.)

-А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: прослушайте записи музыкальных произведений и дайте им определение по динамике, темпу, характеру исполнения, тональности(музыкальные отрывки звучат попарно).

«Музыкальные» антонимы.

По динамике: 1)Р. Шуман.»Смелый наездник» (громко)

П. Чайковский. «Шарманщик»(тихо)

По темпу: 2) Л. Бетховен.»соната№14»(медленно)

Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла» (быстро)

По тональности: 3)Старинная французская песня (печально)

Танец маленьких утят (весело)

Указанные пары слов учащиеся записывают на доске и в тетрадях. Рождается запись:

Громко-тихо;

Медленно-быстро;

Печально-весело.

Учитель:-На какие признаки указывают эти пары слов?(На противоположные)

-Перед нами новое лексическое явление, название которого можно узнать, если правильно выполнит такое задание:

К данным словам подберите слова с противоположным значением и заполните сами горизонтальные строчки квадрата.

Линейный кроссворд (на доске)

в

л

а

ж

н

ы

й

к

о

н

ч

а

т

ь

з

а

т

и

ш

ь

е

п

л

о

т

н

ы

й

л

е

н

и

в

ы

й

д

л

и

н

н

ы

й

т

е

м

н

о

т

а

п

р

ы

т

к

и

й


 

1.Сухой. 1.Начинать. 3.Ветер. 4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7.Свет. 8.Медлительный.

Учитель:Если в этом квадрате выделить цветом 3-ю вертикальную колонку(выделяет), то без труда можно прочитать название темы «Антонимы».(Учащиеся подводятся к теме).

0Запишите тему урока: Лексика. Антонимы.

2. Этап целеполагания.

Учитель сообщает цели урока.

3.Объяснение нового материала.

1. Беседа.

-Как связаны в нашей речи лексика и антонимы?

-Ребята, как вы понимаете слово антонимы?Что это за слова?

2. Историческая справка(даёт учитель).

З. Работа с учебником.

-Откройте учебники и найдите определение антонимов, прочитайте его.

-Найдите ключевые слова, которые отражают суть этого языкового явления.

-Зная определение антонимов, попробуйте подобрать антонимы к слову прохладный.

(Уч-ся подбирают антонимы)

-Легко или трудно подбирать антонимы?

-И разрешает эту проблему специальный словарь антонимов под редакцией М. Р. Львова.

(Учитель показывает словарь)

В этом словаре около 2-х тысяч антонимичных пар.

4. Работа со словарём антонимов.

Один ученик(заранее подготовленный) на примере одного слова даёт толкование антонимов, рассказывает, как строится словарная статья. Коллективно составляется план словарной статьи и записывается в тетрадь.

Учитель:-Какая информация об антонимах вам показалась важной?

-Что вы можете рассказать об антонимах друг другу? (Уч-ся подводят итог того, что они узнали об антонимах).

5. Работа по опредлению способов образования антонимов.

Учитель: Подберите антонимы к слову красивый, свет, вверх.

Красивый-некрасивый, безобразный;

свет-тьма;

вверх-вниз.

Учитель: Как образуются антонимы?

-Определите способ образования.

(Уч-ся отмечают приставочный не и морфологический.

Учитель: Что надо учитывать, образовывая антонимы? (Часть речи)

4. Закрепление.

1. Групповая работа.

Класс разбивается на 3 группы по уровню подготовленности. Каждая группа получает карточки с заданием: подобрать к словам антонимы.

1-я группа:весна, погода, радость, обновление, день, утро.

2-я группа: ясный, теплый, яркий, солнечный, весёлый, счастливый.

3-я группа: одеться, греть, зеленеть, петь, прилететь, унывать.

Контроль: представитель от каждой группы докладывает о результатах работы.

Учитель:-Что надо учитывать при образовании антонимов?

(Ученик: их способ образования и употребление в речи)

-Зачем нам надо знать, что такое антонимы?

(Ученик: знать их роль в тексте)

Учитель: -Чтобы это выяснить, обратимся к устному народному творчеству-жемчужинам народной мудрости-пословицам.(Пословицы записаны на доске)

1)Старый друг лучше новых двух.

2)Маленькое дело лучше большого безделья.

3)Труд человека красит, а лень портит.

4)Ученье-свет, а неученье-тьма.

Задание: прочитайте выразительно пословицы(читают по цепочке) и выпишите антонимы. Один ученик работает у доски.

Учитель:-Какую же роль играют антонимы в речи?

(Антонимы делают речь ёмкой, динамичной)

Учитель: Ребята, к антонимам прибегают и мастера слова.

3.Работа с текстом стихотворения Дж. Родари «Тараторка».(Текст лежит перед каждым)

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий.

Что далеко, не очень близко.

Что высоко, не очень низко.

Нельзя приехать, не уехав,

И грызть орех, коль нет орехов.

Никто сидеть не может стоя,

Лить из порожнего в пустое.

Нельзя писать на белом мелом

И называть безделье делом.

Учитель:-Как вы понимаете смысл названия стихотворения?

-С каким лексическим явлением мы столкнулись?

-Найдите в тексте антонимы.

-С какой целью используют их мастера слова? Какую роль они играют в художественном тексте? (Уч-ся отмечают, что антонимы делают речь образной)

Учитель: А теперь, учитывая это, прочитайте текст выразительно. (Уч-ся читают текст повторно).

4.Работа по анализу текста.

Учитель: Ребята, перед вами отрывок из романа А. С. Пушкина «Е. Онегин». (Текст лежит перед каждым учеником).

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Задание: выразительно прочитайте текст.

Учитель: -Какое время года изображено?

-По каким ключевым словам догадались?

-Прослушайте отрывок из «Времён года» П. И. Чайковского и определите, каким настроением проникнуто музыкальное произведение и как это отражено в стихотворении.

-А какими бы ключевыми словами из пушкинского стихотворения вы назвали это созвучие? (Печальный, скучный).

-Как называется это явление, связанное с лексикой? (Синонимы)

-Создайте синонимический ряд к этим словам.( Печальный, скучный, грустный, тоскливый, унылый).

-Давайте изменим настроение этого стихотворения. С помощью какого языкового явления мы можем это сделать? (Уч-ся подбирают антонимы к этим словам).

-Что представляет собой набор этих слов? (Антонимический ряд)

-А какой способ разграничения синонимов и антонимов?

Словарная работа.

-Найдите в тексте устаревшее слово. (Сень)

-Как вы понимаете слово сень? (Уч-ся подбирают синонимы).

-Каким явлением вы воспользовались, чтобы определить лексическое значение слова? (Синонимами).

-Найдите глагол, соответствующий модели: (Обнажалась)

-Что значит обнажалась? (Подбор синонимов для выяснения значения)

-Ребята, слова сень, обнажалась употреблены в прямом или переносном значении? (В переносном).

Чем они будут являться в художественном тексте? (Метафора , олицетворение)

-Зачем автор их использует?

Работа по орфографии.

Учитель: Обратитесь к созданным вами антонимичным парам

Печальный-радостный;

Скучный-весёлый.

-Найдите в них орфограммы и объясните условия выбора.

5.Самостоятельная творческая работа уч-ся.

Речевая ситуация.

Учитель: Опишите вид за окном (3-4 предложения), чтобы передать: сегодня нерадостный осенний день. Постарайтесь использовать в своей работе, где это возможно, синонимы и антонимы, которые звучали в классе и которые вы придумаете сами.

(Уч-ся пишут зарисовки. Звучит музыка-П. И. Чайковский «Времена года. Ноябрь»

Пробуждение ассоциативного воображения)

Контроль: зачитываются 2-3 работы.

Учитель:Как вы считаете, кому лучше удалось передать картину нерадостного осеннего дня?

-Кто больше всех употребил синонимов и антонимов?

Зачем вы их использовали?(Чтобы сделать речь образной, выразительной)

5. Подведение итогов урока.

Беседа.

-Что нового мы узнали на уроке?

-С каким языковым явлением познакомились?

Чему мы научились на уроке?

-В какой ситуации вам пригодятся знания сегодняшнего урока?

6.Задание на дом.Задание дифференцировано.

Для сильных:подобрать примеры с антонимами из изученных художественных произведений.

Для слабых:упр. 150

Выставление оценок( балл поурочный) и их комментирование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Продуманный урок. Единственное, что я бы поправила - отрывок из "Евгения Онегина" заменила бы на стихотворение о природе, которое проходят в 5 классе. Спасибо! Беру в копилку.

14 November 2018