Самостоятельная работа по теме «Средства художественной выразительности». (На материале повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Самостоятельная работа по теме «Средства художественной выразительности». (На материале повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Пояснительная записка
Знание средств выразительности проверяется на ГИА и в 9, и в 11 классах. В 11 классе средства художественной выразительности поверяются не только в 22 задании, но и в 3- м, где необходимо выполнить стилистический анализ текста. Учащимся нужно не только уметь определять то или иное средство выразительности, но и понимать его функцию, а также знать, какие средства выразительности можно встретить в текстах различных стилей.
За выполнение задания 22 можно получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный. Средний процент выполнения: 75.5%
Ответом к заданию 22 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подготовка к выполнению задания 22 на ЕГЭ по русскому языку должна начинаться как можно раньше. Автор предлагает материал в формате этого задания для самостоятельной работы уже в 7 классе.
1. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Изобразительно-выразительные средства |
А.Консул… имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки. Б. Некоторые занимались ремеслами,… но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность. В. И самые седые, стоявшие, как сизые голуби, и те кивнули головою и, моргнувши седым усом, тихо сказали: «Добре сказанное слово!» Г. Вспомнил он, что велика и сильна власть слабой женщины, что многих сильных погубила она, что податлива с этой стороны природа Андрия… Д. Испуганный жид припустился тут же во все лопатки, как только могли вынести его тонкие, сухие икры. Долго еще бежал он без оглядки между козацким табором и потом далеко по всему чистому полю, хотя Тарас вовсе не гнался за ним. | 1.Градация 2. Оксюморон 3. Аллегория 4. Гипербола 5. Диалектизм 6. Сравнение 7. Синтаксический параллелизм 8. Метонимия 9. Фразеологизм |
2. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Изобразительно-выразительные средства |
А.Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Б.Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили. В. Медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями. Г. Тарас видел, как смутны стали козацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать козацкие головы, но молчал. Д. Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу. | 1. Синонимы 2. Метафора 3. Сопоставление 4. Обособленные определения 5. Сравнение 6. Архаизм 7. Метонимия 8. Антитеза 9. Фразеологизм |
3. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Изобразительно-выразительные средства |
А. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошедши далеко, до самого сердца. Б. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. В. Покорно слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. Г. Будет, будет бандурист с седою по грудь бородою, а может, еще полный зрелого мужества, но белоголовый старец, вещий духом, и скажет он про них свое густое, могучее слово. Д. Последний, который был покрепче, еще выводил какие-то бессвязные речи; наконец и того подкосила хмельная сила, и тот повалился – и заснула вся Сечь. | 1. Историзм 2. Метафора 3. Антитеза 4. Сравнение 5. Метонимия 6.Фразеологизм 7.Гипербола 8. Эпитет 9. Экспрессивные слова |
4. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Изобразительно-выразительные средства |
А. Как плавающий в небе ястреб, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда на раскричавшегося самца-перепела, – так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку. Б. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. В. Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия – плевать на все это! Г. И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них! Д. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. | 1. Метонимия 2. Сопоставление 3. Однородные члены 4. Архаизм 5. Ирония 6.Просторечная лексика 7. Эпитет 8. Риторическое восклицание 9. Лексический повтор |
Ответы
1.
А | Б | В | Г | Д |
4 | 8 | 6 | 2 | 9 |
2.
А | Б | В | Г | Д |
9 | 7 | 5 | 2 | 4 |
3.
А | Б | В | Г | Д |
2 | 4 | 6 | 8 | 5 |
4.
А | Б | В | Г | Д |
2 | 4 | 6 | 9 | 3 |
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Галина Меркулова
Легоцкая Вера Сергеевна