"Самостоятельные работы на уроках географии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью»

1
0
Материал опубликован 22 April в группе

МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа –интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»













Статья

«Самостоятельные работы на уроках географии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью»

















Составила: Бражкина О.М.,

учитель географии, высшей категории












2024


Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, способствующий активизации учащихся.

Понятие самостоятельная работа рассматривается в педагогической и методической литературе различными авторами.

По мнению Ю.К. Бабанского, Л.В.Жаровой, А.В. Усовой и других авторов самостоятельная работа является методом обучения, «при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность». Благодаря данному методу стимулируются положительные мотивы и инициатива учащихся.

Н.М. Шульман считает, что самостоятельная работа – это «одно из наиболее эффективных и необходимых средств прочного усвоения и закрепления учебного материала».

Отечественные и зарубежные исследователи подчёркивают значение самостоятельных работ для развития мышления и творческих способностей обучающихся. Работа не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной.

Таким образом, самостоятельная работа является составляющей частью процесса обучения. Как любая форма учебно-воспитательного процесса она призвана выполнять несколько функций: образовательную, развивающую и воспитательную.

Проведение самостоятельных работ способствует:

- актуализации имеющихся (или раннее приобретённых) знаний;

- знакомству с новым учебным материалом;

- формированию знаний, умений и навыков;

- систематизации и закреплению полученных знаний;

- упрочнению представлений и понятий;

- применению полученных знаний и умений в сходной и новой ситуациях;

- обнаружению и исправлению пробелов в знаниях;

- проверке и контролю за знаниями;

- реализации межпредметных связей и связи процесса обучения с жизнью;

- развитие творчества;

- формированию умений работать с различными источниками знаний;

- выработке навыков самоконтроля;

- воспитанию трудолюбия.

Исследованиями О.Т. Бочковской, И.П. Волкова, М.А. Данилова, А.А.Кирсанова, Х.И.Леймитса, И.Т. Огородникова установлено, что по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся самостоятельная работа может быть представлена в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

Индивидуальная самостоятельная работа способствует коррекции и развитию способностей отдельной личности. Эту форму применяют с целью углубления знаний и восполнения, имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала при формировании умений и навыков. Успех её определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

Под групповыми самостоятельными работами понимается такой вид деятельности, который выполняется учащимися, непосредственно взаимодействующими между собой, т.е. когда осуществляется «совместное согласованное выполнение заданий. Групповая работа способствует развитию, как всего коллектива, так и отдельной личности. Для успешной совместной деятельности необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы.

Фронтальная самостоятельная работа обеспечивает вовлечение в учебный процесс всех учащихся класса. Однако она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы, возможности, специфические особенности каждого ученика.

По дидактической цели методисты выделяют познавательные, практические и обобщающие самостоятельные работы.

По месту выполнения самостоятельная работа бывает двух видов – классная и домашняя.

Проблема организации самостоятельной работы учащихся с нарушением интеллекта приобретает особенную значимость, т.к. на современном этапе развития школа для обучающихся с ОВЗ решает важную задачу, направленную на подготовку детей к самостоятельной практической трудовой деятельности. Для реализации данной задачи педагогическому коллективу необходимо работать над совершенствованием процессов обучения и воспитания учащихся, способствующих формированию их активной мыслительной деятельности. От этого во многом будет зависеть динамика развития умственно отсталых детей и возможность их успешной социальной адаптации.

На уроках географии учащимся для самостоятельной работы в основном предлагаются задания репродуктивного вида. Однако, коррекционная направленность обучения требует не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому на уроках географии в старших классах должны использоваться некоторые элементы поисково-познавательных и творческих типов самостоятельных работ.

Самостоятельная деятельность может реализовываться в устной и письменной форме.

Ведущие специалисты в области методики преподавания географии в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью В.С. Ликий, Т.М. Лифанова, Т.И. Пороцкая, Е.Ф. Сегалевич, В.Н.Синёв, Е.Н. Соломина и другие в своих работах описывают задания, которые могут быть использованы учителем для проведения устной самостоятельной работы учащихся:

- составление рассказов о географическом объекте или явлении по опорным словам, плану, картинкам, таблицам, иллюстрациям из учебника, схемам, географическим картам, на основе наблюдений за географическими объектами;

- работа с настенными и настольными картами (атласами);

- составление вопросов к кроссвордам;

- придумывание загадок о географических объектах и явлениях;

- чтение дополнительной литературы (рассказов, стихотворений, пословиц, народных примет и т.д.), с последующим выполнением заданий (ответы на вопросы, пересказ, подбор заголовка, заучивание наизусть и другое);

- просмотр учебных видеофильмов, учебных мультимедийных презентаций с последующим выполнением заданий (пересказ увиденного, ответы на заранее предъявленные вопросы, сравнение географических объектов, установление связей причинно-следственной зависимости и др.).

По мнению В.А.Грузинской письменная самостоятельная работа «повышает чувство ответственности каждого ученика, приучает к систематическому труду».

Письменные и графические задания для самостоятельного выполнения включают в работу разные виды анализаторов, задействуют различные виды памяти, способствуют развитию умения правильно и точно излагать свои мысли в письменной речи, воспитывают аккуратность. В.А. Грузинская, И.В. Кабелко, Р.Б.Каффеманас, Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина и другие рекомендуют для проведения письменных самостоятельных работ следующие виды заданий:

- запись определений географических терминов, названий географических объектов;

- выполнение рисунков, планов и чертежей;

- заполнение сравнительных и обобщающих таблиц;

- составление причинно-следственных схем;

- запись ответов на вопросы;

- решение географических задач;

- написание географических диктантов4

- составление и запись плана статей учебника географии;

- выполнение заданий в контурных картах4

- составление предложений с заданными словами;

- написание небольших рассказов, сочинений на географическую тематику;

- выполнение заданий занимательного характера;

- использование дидактических игр, игровых приёмов.

Письменные самостоятельные работы выполняются в ученических тетрадях, на отдельных листах, индивидуальных карточках или в специальных рабочих тетрадях по географии.

Приёмы самостоятельной работы с учебником географии делятся на группы:

1.Самостоятельная работа с текстом учебной статьи.

2.Самостоятельная работа с вопросами и заданиями.

3. Самостоятельная работа с иллюстрированным материалом.

4.Самостоятельная работа с картами атласа.

Специфика организации самостоятельной работы по географии учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что в отличие от массовой школы, руководство со стороны учителя не ослабляется, наоборот, оно становится более сложным и тонким, требует вдумчивого подбора заданий, правильного инструктирования, эмоциональной поддержки, придающий детям уверенность в своих силах, оказания своевременной помощи и регулярной проверки письменных работ. Контроль со стороны педагога необходим на всех этапах выполнения самостоятельной работы умственно отсталыми учащимися.

Учителю необходимо чередовать формы самостоятельной работы и дифференцировать задания в зависимости от индивидуальных возможностей детей, т.е. использовать разноуровневые задания.

Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.

Использование самостоятельной работы на уроках географии повышает интерес учащихся с интеллектуальной недостаточностью к предмету, воспитывает в них инициативность, самостоятельность, желание узнать новое.









Литература

Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985.


Байбородова А. В. Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. — М.: Владос, 2008.


Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5−9 классы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 224 с.


Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: «География». — М.: Просвещение, 1987.


Григорьянц А. Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе/ А. Г. Григорьянц. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 163 с.


Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.


Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М.: Педагогика, 1983. — 240с.,


Кабелко И. В. Сочетание методов обучения при изучении природных зон во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: Межвузовский сборник научных трудов. — М., 1987


Коррекционная педагогика №6(36), 2009. 18 с.


Краевский В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.


Лифанова Т.М., Соломина Е. Н. О новых учебниках по географии для специальной (коррекционной) школы 8 вида. //Коррекционная педагогика. — 2004. — № 4.


Малкин И. И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. // Приложение к журналу «Народное образование». — № 10. — 1966. — С.13−23


Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.


Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 2003. — 512 с.


Перминова, Л. М., Мартемьянова Т. Ю. Конструирование школьного учебника: логико-дидактический подход / Педагогика. — 2006. — № 8. -. -С. 24−29


Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980.


Подвальная Е. В. Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Автореф. дисс… к.пед.наук. — М., 2010.


Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1977.


Практикум по методике обучения географии / В. Д. Сухаруков, Д. П. Финаров и др. — М.: Академия, 2010.


Синев В. Н., Стожок Л. С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. — Киев: Радянська школа, 1977


Соломина Е.Н., Лифанова Т. М. География России: 7 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 2006


Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе. — М.: Астрель, 2007.


Хуторской А. В. Место учебника в дидактической системе.// Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 10−18

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации