Обучение биологии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья YII вида в средней общеобразовательной школе

0
0
Материал опубликован 27 December 2017

Департамент образования

Администрации муниципального образования

г. Надым и Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»

Обучение биологии обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

YII вида в средней общеобразовательной школе

(информационно-педагогический модуль)

 

Еремеева

Галина Ильинична,

учитель биологии

первой кв. категории

г. Надым, 2017г.

Информационно-педагогический модуль

1. Наименование опыта

«Обучение биологии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья YII вида в средней общеобразовательной школе»

Адрес: ЯНАО г. Надым, ул. Комсомольская 25 А, Еремеева Галина Ильинична.

2. Условия возникновения, становления опыта.

С 1993 года усилия педагогического и медицинского коллективов школы были направлены на разработку и апробирование новой модели общеобразовательной школы, способной решать задачи обучения, развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся, с учетом их психосоматических социокультурных особенностей наилучшим образом. Наличие классов ОВЗ YII вида в общеобразовательном учреждении, а не в коррекционном (специализированном) учреждении, вызывает соответствующие сложности в организации педагогического процесса.

 

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В школе осуществляется дифференциация обучения, наряду с обычными школьниками обучаются дети, имеющие парциальные задержки в развитии. В 2017/2018 учебном году из 22 классов-комплектов – 2 класса ОВЗ YII вида, и 20 – общеобразовательных из них 2 класса профильного направления.

Учителя, воспитатели и другие специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями в развитии и здоровье, постоянно ищут адекватные эффективные приемы и методы обучения и развития, изучают и внедряют новые педагогические технологии, позволяющие развивать школьников, пробуждать у детей интерес к познанию окружающего мира.

4. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта являются современные педагогические технологии:

технология уровневой дифференциации и индивидуализации;

педагогика сотрудничества,

здоровье-сберегающие технологии;

а также работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева (соотношение обучения и развития), В.П. Кащенко (концепция педагогической коррекции, исправление недостатков характера у детей и подростков), Н.П. Вайзмана (реалибитационная педагогика), Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (экспериментальное обучение).

5. Новизна опыта.

Обучение биологии учеников классов ОВЗ YII вида на основе интегративных связей с другими предметами, личной заинтересованности воспитанников в значимости предмета и его связи с повседневной жизнью.

6. Ведущая педагогическая идея.

Уроки биологии в классах ОВЗ YII вида как средство успешной социализации обучающихся.

7. Технология опыта. Планирование учебного материала в классах ОВЗ в отличие от общеобразовательных классов имеет свои отличительные особенности. Так, например, в курсе «Биология» пятиклассники получают достаточную, естественнонаучную подготовку. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. При изучении данного курса в 5 классах ОВЗ учитываю специфические трудности детей и на доступном материале веду работу по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развиваю монологическую речь. Содержание обучения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации). Содержание учебного материала осуществляю на следующих принципах:

усиление практической направленности;

выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

опора на жизненный опыт ребенка;

необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала. При изучении учебного материала двигаюсь от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Такая последовательность в изучении материала позволяет сохранить интерес обучающихся к занятию. В процессе проведения учебного занятия решаю цели, которых пять: к образовательной, развивающей, воспитательной целям добавляются коррекционная и оздоровительная.

Предусматривая специфику содержания учебного материала в своей педагогической деятельности, использую следующие методы обучения:

Словесные:

рассказ,

беседа,

объяснение.

Наглядные:

демонстрация пособий и использование педагогического рисунка,

демонстрация опытов,

демонстрация натуральных объектов.

Практические методы:

  1. постановка кратковременных опытов и наблюдений,

    распознание, определение и изучение природных объектов на раздаточном материале,

    проведение длительных наблюдений.

Решая образовательную задачу, обучающиеся общеобразовательных классов при изучении темы «Ткани» определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах. В классах с ОВЗ даю ученикам обширное количество терминов, но не требую от них обязательного полного воспроизведения этих названий. Реализуя развивающую цель, развиваю любознательность и, используя игровые моменты на уроках, повышаю интерес к предмету. Особое внимание уделяю развитию умений учеников обращаться со справочными материалами, которые должны стать хорошим помощником при овладении учебным материалом.

Воспитательную цель реализую через отработку моделей поведения, формируя доброжелательные и доверительные отношения со сверстниками, уважение индивидуальности личности. Формируя биологические знания, вырабатываю у обучающихся диалектико-материалистические взгляды на живую природу, воспитываю любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе, заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Изучая в курсе биологии такие темы как «Растительный мир» и «Животный мир», обязательно учитываю региональные особенности природы, использую стихи, загадки, пословицы о природе. Это не только способствует развитию наблюдательности, сообразительности и находчивости, но и развивает коммуникативные навыки, а это уже способствует решению коррекционной цели, которая направлена на развитие способностей и возможностей ученика.

Это занятия предметной направленности – провожу подготовку к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидирую пробелы предшествующих тем. Развиваю у обучающихся наблюдательность и опыт практического обучения, память, мышление и речь, формирую умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Каждый фрагмент учебного занятия ориентирую обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Такое подведение итогов служит стимулом, побуждающим учащихся к включению во все более усложняющуюся работу. Между всеми этапами урока устанавливаю тесную взаимосвязь. На каждом предыдущем этапе отрабатываем навыки, необходимые для использования на последующем этапе урока.

Работа, проделанная на уроке, поэтапно нами обобщается не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. При подготовке к уроку продумываю вопросы к классу с целью продуктивности учебного занятия. Учитываю основные требования к вопросам:

вопросы должны быть четкими, без лишних слов;

вопросы не должны быть подсказывающими;

вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

вопросы должны побуждать мысль, заставлять находить ответ;

вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ученику время подумать.

Так, например, при изучении темы «Испарение воды листьями» в 6 классе на этапе закрепления работу организую поэтапно:

Что такое испарение?

В чем значение этого процесса?

Где происходит этот процесс?

Какая ткань участвует в этом процессе

Какие клетки участвуют в этом процессе?

Зависит ли испарение от условий окружающей среды?

Каждый из этапов оформляем в соответствующей графе таблицы.

Процесс

Значение процесса

Орган, где происходит процесс

Ткань, участвующая в процессе

Клетки, участвующие в процессе

Влияние на процесс окружающей среды

Испарение- переход воды из жидкого состояния в пар

Охлаждает поверхность листа.

Передвигает минеральные вещества и воду.

Регулирует корневое давление.

Лист- часть побега.

Покровная ткань.

Клетки кожицы.

Испарение: днем +;

ночью +.

Такие таблицы с существенными опорными признаками изученного материала учащиеся могут использовать при ответах на уроке. Особенно это важно для тех учащихся, которые испытывают трудности в усвоении программы.

На уроках биологии использую наглядность: натуральные предметы, муляжи, рисунки, серии картинок, предметные карты, схемы. Наглядность выношу на доску перед всем классом. После усвоения материала разрешаю использовать наглядность в качестве индивидуальной дозы помощи ученикам. Решая оздоровительную цель, во время проведения учебных занятий предупреждаю переутомление обучающихся. Для этого включаю в урок физкультминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз, слежу за правильной осанкой детей. Комбинирую методы и приемы своей деятельности так, чтобы происходила смена видов деятельности и, во время работы было задействовано как можно больше анализаторов.

При изучении темы «Рыбы» предлагаю взять по выбору задание к уроку «Многообразие рыб»:

1. Подготовить карточку по систематике рыб (работа со справочным материалом).

2. Подготовить сообщение (работа с интернет ресурсами и научно-популярной литературой).

3. Рассказать о домашнем аквариуме.

4. Подготовить акварельные рисунки, отражающие многообразие рыб.

5. Составить кроссворд на данную тему.

Такие задания даю в начале изучения темы. На доске записываю новую тему «Рыбы» и указываю темы уроков. Обращаю внимание обучающихся на то, что урок по теме «Многообразие рыб» будет подводить итоги всей темы и поэтому требует предварительной подготовки. Задания, рассчитанные на длительное время, выполняют вместе с образовательными и воспитательные функции. Они развивают такие качества личности как сила воли, самодисциплина, выдержка, система в работе.

Планируя возможность выбора, поясняю классу, какие требования обязательны в любом типе домашнего задания:

-узнать основные систематические группы;

-уметь составить характеристику класса;

-привести примеры приспособленности к среде обитания;

-включить информацию о рыбах, занесенных в Красную книгу.

При изучении темы «Шляпочные грибы» читаем стихи А.Фете «Лес», А. Майкова «осень» С. Есенина:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотые косы,

И холщевый ее сарафан….

Такой настрой позволяет включить обучающихся в разговор о том, в каких лесах осенью можно встретить грибы, встречаются ли они весной, почему названия грибов связывают с название деревьев.

Поиск ответов на поставленные вопросы подводит к необходимости решения целого ряда информационно-познавательных задач: как питаются грибы, размножаются, как их правильно собирать: какие съедобные, а какие ядовитые.

Атмосфера доброты, красоты, музыки и стихов позволяет решать следующие учебно-познавательные задачи:

1. Дать необходимую информацию, часть которой обучающиеся добывают сами.

2. Воспитание эстетических и нравственных качеств (понимание красоты и гармонии в природе, любовь к русской природе, родному краю).

3. Формировать ключевые компетенции: наблюдать, анализировать, делать практические выводы.

Текст на тему «Опыление растений» содержит много научного текста - не привлекает учеников. Учу составлять план действий, пользуясь только заголовками в параграфе, и выделяем термины:

- перекрестное, искусственное и самоопыление. Составляем схему:

Опыление

перекрестное самоопыление искусственное

ветром насекомыми человеком

Второй этап работы с текстом – отрабатываем понятие «опыление»; выясняем, что в этом процессе участвуют главные части цветка: пестик и тычинки. Но если способы опыления различаются, то нужно искать различия в строении цветков. Ставлю задачу: выделить признаки цветков, опыляемых разными способами. Для более детального заполнения схемы, поясняю различие в строении тычинки, пестика, свойствах пыльцы. Находим в тексте признаки разных цветков: ветро - и насекомоопыляемых.

Предлагаю занести эти «находки» в схему, которая уже выглядит так:

Опыление

перекрестное самоопыление искусственное

ветром насекомыми человеком

1. Мелкая, сухая пыльца. 1. Пыльца…

2. Пыльники на длинных свисающих нитях. 2.

3. Рыльца похожи на нежные пушистые перышки. 3.

По теме «Растение – единый организм» предлагаю обучающимся опору, где основные общебиологические понятия выделяю сигнальным цветом.

1. Клетка. Признаки жизни:

Дышит

Питается

Растет

Размножается

2. Группа клеток, выполняющая одинаковую функцию, называется тканью.

Примеры: Покровная ткань – кожица, пробка

Запасающая ткань – клетки сердцевины

Проводящая ткань – луб, древесина

Фотосинтезирующая – клетки листьев

3. Ткани образуют – органы.

Органы: Корень

Побег: стебель

лист

почки

цветок

4. Лист (часть побега) – состоит из тканей.

Лист снабжает растение органическими веществами (фотосинтез). Испаряя воду, лист участвует в корневом питании (корневое давление), защищает растение от перегрева.

5. Связь с другими частями растений.

Лист помогает корню всасывать минеральные вещества.

Стебель – во все клетки передает органические и минеральные вещества.

Вывод: В растении органы связаны между собой.

М.М.Пришвин говорил: «Здоровье детской души очень во многом зависит от разумного общения с животными и растениями» Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания школьников. Обращаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут, открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания. При рассмотрении тем в курсе «Животные», предлагаю обучающимся опорные схемы:

Класс Земноводные или амфибии

2000 видов

голова туловище конечности

кожа: голая, влажная

Позвоночник (шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы)

Отсутствуют (лягушки)

Ребра

В виде пластин (червяги, тритоны)

Скелет:

Пояс передних конечностей ( ППК) - лопатка, воронья кость, ключица.

Пояс задних конечностей (ПЗК) – парные-подвздошные кости;

Непарные – лобковый и седалищный хрящ.

Тип кишечнополостные

Класс Гидроидные

Пресноводная гидра 1-1,5см

Среда обитания: пресный водоем.

Клетки дифференцированы:

Эпителиально-мускульные

Стрекательные

Нервные

Железистые

внутриполостное

Пищеварение

внутриклеточное

Размножение гермафродиты

половое

бесполое

Стебельчатые гидры – раздельнополые

Оплодотворение – перекрестное.

Тип моллюски

130 тыс. видов

Общая характеристика:

- мягкотелые

- фильтраторы, растительноядные, хищные

Тело

голова нога

щупальца туловище

рот раковина

глаза слои:

роговой

фарфоровый

перламутровый

Мантия – кожная складка

Мантийная полость:

Органы дыхания

Химическое чувство

Органы моллюсков:

(Д.С.) жабры, легкие (мешкообразные)

(К.С.) сердце, сосуды, незамкнутая

Желудочки,

1 или 2предсердия

(П.С.) рот, глотка, пищевод, желудок,

Слюнные железы пищеварительная железа

(Н.С.) три пары нервных узлов

(В.С.) почки (одна или две)

(Р.С.) раздельнополые и гермафродиты

8. Результативность.

- 100% усвоение образовательного минимума всеми обучающимися классов ОВЗ YII вида.

- обучающиеся активно участвуют в проведении традиционного Дня Знаний по биологии;

9. Адресная направленность.

Данные наработки в практической деятельности могут использоваться учителями биологии.

10. Трудоемкость.

Представленный опыт достаточно трудоемкий. Он требует обширной теоретической подготовки учителя, умений анализировать достижения практической психологии и дидактики, адаптировать данные достижения в своей деятельности; предполагает владение учителем умениями модернизировать примерные учебные программы, систематически вести педагогические мониторинги.

 

9

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации