12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасименко Оксана Михайловна1120
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск
7

Выступление на педсовете «Самоуправление в старших классах»



Работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их.

 В данное время существуют два взгляда на вопрос самоуправления в школе. Одни педагоги считают, что самоуправление – явление новое, вызванное демократическими изменениями в современном обществе. Другие педагоги утверждают, что самоуправление – это возврат к лучшим традициям системы образования и воспитания времен Советского Союза. Я училась в этой школе. Хорошо помню ее замечательные традиции. Авторитет учителя был непререкаем. Начиная с первого класса, учитель подсказывал и направлял нашу безудержную энергию. Хорошо помню, как мы самостоятельно проводили заседания звездочек: вместе читали книги, инсценировали сказки. Позже пионерами занимались тимуровской работой, шефской помощью. Готовили форумы КИДа, изучали Эсперанто. Комсомольцами сами готовили и проводили собрания, выпускали газеты, проводили политинформацию, организовывали турпоходы, спортивные соревнования, собирали макулатуру, металлолом. Различные кружки, спортивные секции – на все находилось время. Все было интересно! Парадокс: мы не писали отчеты, не сдавали фотографии, подтверждающие проведение мероприятий, а сами, дети, организовывали, проводили – и это было от души, нам это было нужно самим! А что же сейчас? Как обстоят дела с самоуправлением в нашей школе?

Проанализировав цели и задачи нашей школы, можно прийти к выводу, что вопрос самоуправления является очень важным и актуальным:

Цель воспитательной работы в образовательной организации (учреждении) - создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны.

Воспитательное пространство (уклад школьной жизни) – значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми (Мануйлов Ю.С.)

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ: – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях своей страны.

Решались задачи воспитательной работы в ГУ «ЛШ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №53»:

1. Обеспечение системно-деятельностного подхода к воспитанию и социализации учащихся, через разработку воспитательных программ (проектов).

2. Использование новых подходов к организации воспитательного процесса, через применение современных технологий, проектной деятельности, программ превентивного характера.

3. Организация совместной деятельности ГУ «ЛШ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №53», семьи и громады по воспитанию и социализации учащихся.

4. Вовлечение учащихся в активную жизнь школы и социума через проведение внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне, создание традиций внеклассной работы в ГУ «ЛШ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №53» с учетом культурно-исторических, этнических, социально – экономических, демографических особенностей Республики.

5. Формирование ученического самоуправления и создание условий для проявления лидерства учащихся в классах, школе и их участия в детских объединениях, спортивных, творческих клубах.

6. Использование методов диагностики для оценки воспитанности учащихся и результативности воспитательной работы школы.

Проанализировав воспитательные задачи школы, ШМО классных руководителей, поставила перед собой следующие задачи:

  • создание условий для формирования сплоченного классного коллектива как основы развития личности каждого ребенка,
  • стимулирование самостоятельности и инициативы школьников,
  • воспитание толерантности, уважения к личности другого человека, ответственности за свои поступки, поступки товарищей, взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности за порученное дело,
  • создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями,

Современное самоуправление в школе направлено на воспитание у подрастающего поколения желания участвовать в общественной жизни, на формирование активной гражданской позиции и искоренение инертности мышления. Проще говоря, школьное самоуправление призвано помочь вырастить из наших детей не пассивных обывателей, а свободно мыслящих людей, готовых менять устаревшие нормы и, в случае необходимости, отстаивать свои убеждения и права. В процессе такого воспитания у детей формируется ощущение социальной и личной значимости, способность гармонично сочетать личные и коллективные интересы. А также развивается способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию. Но думать, что подобные начинания должны затрагивать только старшие классы – непростительная ошибка. К подростковому возрасту многие взгляды и стереотипы уже сформированы, а гормонально обусловленный негативизм мешает воспринимать новые установки со стороны взрослых. Поэтому следует начинать воспитывать ответственное отношение и творческий подход к общественной жизни, формируя самоуправление в начальной школе. Для успешного проведения этой работы необходимо стимулировать самостоятельную активность школьников в организации внеурочной деятельности.

Самоуправление в школе не только красивые тезисы и программы. Это еще и систематизированная, четко отлаженная структура, во главе которой стоит выбранный общим голосованием учащихся совет школы с его председателем. Также в каждом классе выбирается актив из числа учеников.

Готовясь к выступлению, я поставила перед собой вопрос, что составляет фундамент самоуправления в старших классах? На мой взгляд, необходимо обратить внимание на три компонента в воспитании подростков:

  • жизненная позиция (активная или пассивная)
  • самооценка (заниженная, завышенная, объективная)
  • понимание системы самоуправления, своих прав и обязанностей.

Жизненная позиция формируется в семье. Если родители поддерживают своего ребенка, стимулируют его на хорошие поступки, отличную учебу, способствуют развитию способностей и интересов своих детей, сами ведут активный образ жизни, поддерживают начинания классного руководителя, с такими детьми намного легче строить и поддерживать самоуправление. Трудно работать с ребятами пассивными, которым безразлична школьная жизнь. Надо разбираться в причинах такой пассивности, стараться создавать ситуацию успеха, не скупиться на похвалу. Необходимо больше времени уделять таким ребятам, стараться больше вовлекать их в подготовку и проведение мероприятий, стараться понять их интересы и предпочтения.

Учителям, работающим классными руководителями несколько лет, хорошо известна ситуация, когда при выборе классного актива в 5-х классах очень много желающих занимать руководящие посты, а в старших классах – это желание проходит. Почему так происходит? С одной стороны, это результат детского тщеславия. Дети хотят командовать и совсем не хотят подчиняться друг другу. Важно вовремя обсуждать и принимать правила для классного коллектива: «Не критикуй, а предлагай», «Лучше одно маленькое дело, чем много красивых слов»…В своей работе после проведения классных и общешкольных мероприятий всегда провожу анализ. С ребятами разбираем положительные и отрицательные стороны, степень участия каждого ученика. Объявляется благодарность отличившимся и высказываются пожелания тем, кто не справился с порученным. Это способствует формированию правильной самооценки, дает возможность подростку выговориться, высказать свою точку зрения, признать свои ошибки. При таком постоянном подходе к каждому ученику формируется его объективная, правильная самооценка.

Последнее время в связи с постоянными изменениями в направлениях воспитательной работы даже классному руководителю трудно разобраться в структуре ученического самоуправления. В старших классах ребята уже могут самостоятельно принимать участие в генеральной уборке класса и пришкольного участка, в ярмарке, дежурить в столовой и школе, регулировать график дежурств в классе, готовиться к праздничным концертам, различным общешкольным конкурсам. К сожаленью, большая часть идей исходит от классного руководителя или завуча по воспитательной работе. Даже День самоуправления, традиционно проходящий в нашей школе уже не один год, не могу назвать настоящим Днем самоуправления. Постоянно проходят какие-то замены в последний момент. Учитель готовит ученика, проговаривает дневку, готовит замену, а все заканчивается отсутствием оценок за этот день. Если продолжить разговор о недостатках в нашей работе по самоуправлению, хочется отметить очень частые несоответствия в положениях к конкурсам и в подведении итогов этих конкурсов. Необходимо проговаривать жюри те критерии, по которым готовятся классы. Очень часто судят детей люди, совершенно далекие от понимания сути конкурса. А неверный результат оценивания приводит к неправильному, несправедливому восприятию жизни, нежеланию дальнейшего участия в общественной жизни.

Процесс формирования и развития самостоятельности учеников, школьного самоуправления – процесс очень трудоемкий, требующий кропотливой работы не только классного руководителя, но и всего педагогического коллектива школы. Вера в подрастающее поколение, любовь к детям, желание их слышать, помочь и поддержать их начинания – отличительная черта моих коллег. Именно поэтому в нашей школе быть настоящему школьному самоуправлению!

В заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то, я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

Для создания презентации использовался шаблон "Ученики", автор - Кадырова Ольга Игоревна  ( Группа - "Шаблоны для создания презентаций")

Самоуправление в старших классах
PPTX / 6.71 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.