Практико-ориентированные технологии на уроках истории как путь к современному уроку (выступление на педсовете)
Пояснительная записка к презентации
Фурлова Ольга Ивановна, учитель истории МАОУ СОШ № 20
Тема: Практико-ориентированные технологии на уроках истории как путь к современному уроку
Слайд 1.
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1446972634.ppt (критическое мышление, практико-ориентированные технологии,)
Каждое цивилизованное общество задумывается о своем будущем. Каким оно будет? Сохранятся ли традиции? Продлиться ли передача из поколения в поколение того, что веками накоплено до нас? Наше будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно смеется, плачет, задает вопросы, заставляет искать ответы на эти вопросы. Это будущее - наши дети.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Спустя века это изречение не утратило своей актуальности. Считаю, чтобы найти себя в жизни и достойно реализовываться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, быть способным учится всю жизнь, и, главное – не останавливаться в своем развитии…
Слайд 2.
Предлагаю Вам познакомиться с моим видением современного урока
Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и… иди дальше. Л.Н. Толстой.
С высказыванием Л.Н. Толстого я полностью согласна.
Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у обучающихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта? – то есть, развивать УУД? Можно научить детей работать по определенным технологиям сегодня, но завтра эти технологии устареют и на смену им придут новые. Именно поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.
В своей работе я давно использую практико-ориентированные технологии – это такая организация учебного или внеклассного занятия, которая предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит практическое и творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Слайд 3
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1446972824.wmv (видеофрагмент урока)
В своей деятельности я использую элементы многих технологий, но главными являются:
- проектная деятельность – цель которой – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока). Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности может быть разной. На уроке у меня – это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки. Как Вы думаете, развивает ли проблемный диалог общеучебные (т.е., универсальные) умения? А какие?
Слайд 4
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1446972776.wmv (видеофрагмент урока)
Проблемный диалог способствует развитию всех групп общеучебных умений. Ученик приучается планировать свои действия, а это прежде всего – организационные умения. Доказывая свою точку зрения, принимая или отвергая другую, ученики учатся договариваться, а это – коммуникативные умения. Для оценки информации или ее отбора надо вспоминать, что известно по той или иной проблеме, о том или ином понятии – это система развития интеллектуальных умений. В случае, если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие оценочных умений.
Слайд 5
- информационно-коммуникационные технологии.
ПК должен быть включен в процесс обучения органично. ПК может способствовать активному включению обучающегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Проникновение компьютера во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Поэтому Конгресс ЮНЕСКО подтвердил это положение и предложил рассмотреть различные модели использования информационных технологий в компьютерных приложениях и способы организации работы учащихся.
- технология критического мышления. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Это аналитическое мышление.
На уроках истории вышеперечисленные технологии помогают мне решать такие задачи как:
- формирование нового стиля мышления у детей;
-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
- развитие исследовательских способностей и умения работать в команде.
ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии):
1 фаза – Вызов – пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. Функции стадии вызова: мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)?; информационная (актуализация - вызов «на поверхность» уже имеющихся знаний); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)?.
2 фаза – Осмысление содержания или реализация смысла – получение новой информации. Функции стадии осмысления: информационная(получение новой информации)?; систематизации (классификация, ранжирование информации)?
3 фаза – Рефлексия – Осмысление, рождение нового знания. Функции стадии рефлексии: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)?; мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);информационная (приобретение нового знания).
На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.
Урок и практико-ориентированной технологии
Слайд 6
…Познание начинается с удивления, — сказал кто-то из древних.
Каждый мой урок содержит то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все остальное забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории я продумываю несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме.
Надо преподнести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос: «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»
Первая стадия (фаза) – вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющееся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе, станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Слайд 7
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1446973035.wmv (видеофрагмент урока)
Урок начинается с составления учащимися ассоциативного ряда понятий, ощущений, прямо связанных с заявленной темой. Это позволяет выявить степень знакомства учащихся с темой, заранее изучить восприятие (правильное или ошибочное), и быстро в случае необходимости скорректировать подачу материала. Кроме того, в самом начале каждого урока мной или учащимися разрабатывается проблема, которую необходимо решить в течение урока. Эта проблема должна отвечать на вопросы «почему», «зачем», «а смысл???»
Слайд 8
Часто на своих уроках в дополнение к теме я с детьми придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока.
Слайд 9
- « Я не знаю зачем и кому это нужно» или «Три цвета гражданской войны» - название урока по теме «Гражданская война и иностранная интервенция» .
- «Русь между Востоком и Западом» или «Цивилизационный выбор Александра Невского» - название урока по теме «Татаро-монгольское нашествие и борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке» в курсе истории Отечества.
- «Тихая революция» - реформы П.А.Столыпина . Это названия – ассоциации
Слайд 10.
Решение творческих задач. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:
– наличие проблемы, требующей решения;
– достаточность условия;
– корректность вопроса;
– наличие противоречия (неочевидность ответа).
Использование афоризмов и эпиграмм, работа с эпиграфом
Пример:
"Эпиграф урока: « Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».В.В. Вернадский.
Какое отношение к теме имеет данное высказывание?
Прием погружения в предмет.
Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению.
Слайд 11
Здесь будет файл: /data/edu/files/u1446973136.wmv (видеофрагмент урока)
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем, приемы и методы КМ позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.
Приемы:
Прием выделения главного существенного - «сути дела». Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, так называемой «сути дела».
Например:
Тема «Тихая революция»
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1446973181.wmv (видеофрагмент урока)
- «Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». П.А.Столыпин
- Тема «Отечественная война 1812 года»
Война двенадцатого года
Настала – кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог…
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин
- «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» - слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто знал, что Москве государством слыти»?
Слайд 12
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1446973240.wmv (видеофрагмент урока)
Работа с документами на уроках истории
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Слайд 13
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Большинство учителей в своей работе формируют определенную систему проверки знаний. Однако можно сделать такую работу более эффективной, технологичной, разнообразной, применив технологию создания презентаций. Рефлексия – это размышление, полное сомнений, противоречий.
Основными приемами являются:
При обобщении знаний, на мой взгляд, постепенно необходимо приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Решение альтернатив в работе с историческими источниками (источники на доске).
- Почему, на ваш взгляд, Столыпина можно назвать одиноким реформатором? Как бы вы охарактеризовали Столыпина как человека и политика?
Используются задания на соотношение определений и соответствующих им понятий.
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1446973292.wmv (видеофрагмент)
Слайд 14
Составление синквейна.
Цель: - развитие творческих способностей учащихся; закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.
Описание приема.
Синквейн – белый стих, составленный по следующей схеме:
1. заголовок – ключевое слово;
2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
3. три глагола – по тому же принципу;
4. фраза, несущая смысловую нагрузку;
5. вывод-резюме.
- Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты синквейна.
Результативность: - происходит присвоение новых знаний;
- учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
- учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала Но, работая с подобными вопросами нельзя забывать заключительный этап – аргументы и выводы по вопросу. Нельзя допускать голословных суждений, необоснованных фактов.
Слайд 15
Прием «Написание эссе». Цель: - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию.
Описание приема.
Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания.
Большие возможности предоставляют презентации для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с информацией в электронном виде давно стала привычной для наших школьников. Они постоянно обращаются к Интернету. Поэтому задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования, умения отбирать и структурировать информацию, сочетать устный ответ с электронной презентацией. Это может помочь не только в учебной, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
ИКТ придает процессу обучения новое дыхание. И для учителя истории становиться профессиональной необходимостью научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые представляют ему новые информационные технологии.
Технология многофункциональна и может быть использована как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся, в разных формах, на разных уровнях образования.
Слайд 16
Сделайте восхождение детей по ступеням познания успешным и перед вами откроются врата человеческого счастья.
МИРА, ДОБРА И РАДОСТИ.
С уважением, Фурлова О.И.