Практико-ориентированные технологии на уроках истории как путь к современному уроку (выступление на педсовете)

8
0
Материал опубликован 8 November 2015 в группе

Пояснительная записка к презентации

Фурлова Ольга Ивановна, учитель истории МАОУ СОШ № 20

Тема:  Практико-ориентированные технологии на уроках истории как путь к современному уроку

Слайд 1.

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1446972634.ppt (критическое мышление, практико-ориентированные технологии,)

Каждое цивилизованное общество задумывается о своем будущем. Каким оно будет? Сохранятся ли традиции? Продлиться ли передача из поколения в поколение того, что веками накоплено до нас? Наше будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно смеется, плачет, задает вопросы, заставляет искать ответы на эти вопросы.  Это будущее -  наши дети.

На вопрос,  как ученикам преуспеть, Аристотель отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Спустя века это изречение не утратило своей актуальности. Считаю, чтобы найти себя в жизни и достойно реализовываться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, быть способным учится всю жизнь, и, главное – не останавливаться в своем развитии…

Слайд 2.

Предлагаю Вам познакомиться с моим видением современного урока

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и…  иди дальше. Л.Н. Толстой.

С высказыванием Л.Н. Толстого я полностью согласна.

Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание  предмета  становится  средством  для развития личности.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у обучающихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта? – то есть, развивать УУД? Можно научить  детей  работать по определенным технологиям сегодня, но  завтра эти технологии  устареют и на смену им придут новые.  Именно поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная  гражданская  позиция.

В своей работе я давно использую  практико-ориентированные технологии – это такая организация учебного или внеклассного занятия, которая предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит практическое и творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

Слайд 3

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1446972824.wmv (видеофрагмент урока)

В своей деятельности я использую элементы многих технологий, но главными являются:

-  проектная деятельность – цель которой –  способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока). Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности может быть разной. На уроке у меня – это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки.  Как Вы думаете, развивает ли проблемный диалог общеучебные (т.е., универсальные)  умения? А какие?

 

Слайд 4 

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1446972776.wmv (видеофрагмент урока)

Проблемный диалог способствует развитию всех групп общеучебных умений. Ученик  приучается планировать свои действия, а это прежде всего – организационные умения. Доказывая свою точку зрения, принимая или отвергая другую,  ученики учатся договариваться, а это – коммуникативные умения. Для оценки информации или ее отбора надо вспоминать,  что известно по той или иной проблеме, о том или ином понятии – это система развития интеллектуальных умений. В случае,  если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие оценочных умений.

 

Слайд 5

- информационно-коммуникационные технологии.

ПК должен быть включен в процесс обучения органично. ПК может способствовать активному включению обучающегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

 Проникновение компьютера во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Поэтому Конгресс ЮНЕСКО подтвердил это положение и предложил рассмотреть различные модели использования информационных технологий в компьютерных приложениях и способы организации работы учащихся.

 

- технология критического мышления. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Это аналитическое мышление.

На уроках истории вышеперечисленные технологии помогают мне решать такие задачи как:

- формирование нового стиля мышления у детей;

-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

- развитие исследовательских способностей и умения работать в команде.

 

ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии):

1 фаза – Вызов – пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. Функции стадии вызова: мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)?; информационная (актуализация - вызов «на поверхность» уже имеющихся знаний); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)?.

2 фаза – Осмысление содержания или реализация смысла – получение новой информации. Функции стадии осмысления: информационная(получение новой информации)?; систематизации (классификация, ранжирование информации)?

3 фаза – Рефлексия – Осмысление, рождение нового знания. Функции стадии рефлексии: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)?; мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);информационная (приобретение нового знания).

На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.

 

Урок и  практико-ориентированной технологии

Слайд 6

…Познание начинается с удивления, — сказал кто-то из древних.

 

Каждый мой урок содержит то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все остальное забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории я продумываю несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме.

Надо преподнести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос: «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»

Первая стадия (фаза) – вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющееся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе, станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

 

Слайд 7 

Здесь будет файл: /data/edu/files/w1446973035.wmv (видеофрагмент урока)

Урок начинается с составления учащимися ассоциативного ряда понятий, ощущений, прямо связанных с заявленной темой. Это позволяет выявить степень знакомства учащихся с темой, заранее изучить восприятие (правильное или ошибочное), и быстро в случае необходимости скорректировать подачу материала. Кроме того, в самом начале каждого урока мной или учащимися разрабатывается проблема, которую необходимо решить в течение урока. Эта проблема должна отвечать на вопросы «почему», «зачем», «а смысл???»

 

Слайд 8

Часто на своих уроках в дополнение к теме я с детьми придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока.

 

Слайд 9 

- « Я не знаю зачем и кому это нужно»  или «Три цвета гражданской войны» - название урока по теме «Гражданская война и иностранная интервенция» .

-  «Русь между Востоком и Западом» или «Цивилизационный выбор Александра Невского» - название урока по теме «Татаро-монгольское нашествие и борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке» в курсе истории Отечества.

- «Тихая революция» - реформы П.А.Столыпина . Это названия – ассоциации

 

Слайд 10.

Решение творческих задач. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:

– наличие проблемы, требующей решения;

– достаточность условия;

– корректность вопроса;

– наличие противоречия (неочевидность ответа).

Использование афоризмов и эпиграмм, работа с эпиграфом

Пример:

"Эпиграф урока: « Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».В.В. Вернадский.

Какое отношение к  теме имеет данное высказывание?


Прием погружения в предмет.

Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению.

 

Слайд 11 

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1446973136.wmv (видеофрагмент урока)

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем, приемы и методы КМ позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Приемы:

Прием выделения главного существенного - «сути дела». Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, так называемой «сути дела».

Например:

Тема  «Тихая революция» 

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1446973181.wmv (видеофрагмент урока)

- «Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». П.А.Столыпин

- Тема «Отечественная война 1812 года»

Война двенадцатого года

Настала – кто нам тут помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог…

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин

- «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» - слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто знал, что Москве государством слыти»?

 

Слайд 12 

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1446973240.wmv (видеофрагмент урока)

Работа с документами на уроках истории

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

 

Слайд 13

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация  анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Большинство учителей в своей работе формируют определенную систему проверки знаний. Однако можно сделать такую работу более эффективной, технологичной, разнообразной, применив технологию создания презентаций. Рефлексия – это размышление, полное сомнений, противоречий.

Основными приемами являются:

При обобщении знаний, на мой взгляд, постепенно необходимо приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Решение альтернатив в работе с историческими источниками (источники на доске).

- Почему, на ваш взгляд, Столыпина можно назвать одиноким реформатором? Как бы вы охарактеризовали Столыпина как человека и политика?      

Используются задания на соотношение определений и соответствующих им понятий.

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1446973292.wmv (видеофрагмент)

 

Слайд 14

Составление синквейна.

Цель: - развитие творческих способностей учащихся; закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Описание приема.

Синквейн – белый стих, составленный по следующей схеме:

1.     заголовок – ключевое слово;

2.     два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;

3.     три глагола – по тому же принципу;

4.     фраза, несущая смысловую нагрузку;

5.     вывод-резюме.

- Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты синквейна.

Результативность:      - происходит присвоение новых знаний;

- учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

- учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала Но, работая с подобными вопросами нельзя забывать заключительный этап – аргументы и выводы по вопросу. Нельзя допускать голословных суждений, необоснованных фактов.

 

Слайд 15

Прием «Написание эссе». Цель: - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию.

Описание приема.

Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания.

Большие возможности предоставляют презентации для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с информацией в электронном виде давно стала привычной для наших школьников. Они постоянно обращаются к Интернету. Поэтому задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования, умения отбирать и структурировать информацию, сочетать устный ответ с электронной презентацией. Это может помочь не только в учебной, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

ИКТ придает процессу обучения новое дыхание. И для учителя истории становиться профессиональной необходимостью научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые представляют ему новые информационные технологии.

Технология многофункциональна и может быть использована как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся, в разных формах, на разных уровнях образования.

 

Слайд 16

Сделайте восхождение детей по ступеням познания успешным и перед вами откроются врата человеческого счастья.

МИРА, ДОБРА И РАДОСТИ.

С уважением, Фурлова О.И.

Предварительный просмотр презентации

О.И. Фурлова Практико- ориентированные технологии - путь к современному уроку

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и …иди дальше Л.Н. Толстой В условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности. Главные элементы практико-ориентированных технологий: проектная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; - технология критического мышления.

Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха». Организация проектной и исследовательской деятельности может быть разной. На уроке – это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки.

Проблемный диалог способствует развитию всех групп универсальных умений. Ученик приучается планировать свои действия, а это прежде всего – организационные умения. Доказывая свою точку зрения, принимая или отвергая другую, ученики учатся договариваться, а это – коммуникативные умения. Для оценки информации или ее отбора надо вспоминать, что известно по той или иной проблеме, о том или ином понятии – это система развития интеллектуальных умений. В случае, если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие оценочных умений.

Проникновение компьютера во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Это аналитическое мышление. ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии): 1 фаза – Вызов – пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. 2 фаза – Осмысление содержания или реализация смысла – получение новой информации. 3 фаза – Рефлексия – осмысление, рождение нового знания.

…Познание начинается с удивления, — сказал кто-то из древних.

Урок начинается с составления учащимися ассоциативного ряда понятий, ощущений, прямо связанных с заявленной темой.

Часто на своих уроках в дополнение к теме придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока.

Имя-название урока «Тихая революция» Тема урока: «Реформы П.А.Столыпина» « Я не знаю зачем и кому это нужно» или «Три цвета гражданской войны» Тема урока: «Гражданская война и иностранная интервенция»

Решение творческих задач. Использование афоризмов и эпиграмм, работа с эпиграфом "Эпиграф урока: « Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». В.В. Вернадский. Какое отношение к теме имеет данное высказывание? Тема урока «Тихая революция» Погружение в предмет

Прием выделения главного существенного - «сути дела» Тема «Тихая революция» «Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». П.А.Столыпин Тема «Отечественная война 1812 года» Война двенадцатого года Настала – кто нам тут помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог… «Евгений Онегин», А.С. Пушкин Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, так называемой «сути дела»

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.   Работа с документами, составление кластера

Рефлексия Решение альтернатив в работе с историческими источниками Задания на соотнесение

Прием Синквейн СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Заголовок – ключевое слово + Два прилагательных + три глагола + фраза, несущая смысловую нагрузку + вывод резюме Столыпин Честный, талантливый Успокаивает, реформирует, управляет Спаситель русской деревни Одинокий реформатор

Прием «Написание эссе». Цель: - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию. Задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования Технология многофункциональна и может быть использована как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся, в разных формах, на разных уровнях образования.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.