Сборник методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»
Сборник
методов, приемов, упражнений
для работы с детским вокально-хоровым коллективом
Автор-составитель: Романова
Гульнара Зиннуровна,
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной категории
МАУДО ЦДТ «Радуга»
г. Гай, 2019г.
Романова Г.З.. Сборник методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом. Гай, 2019г.
Автор-составитель: Романова Г.З., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Сборник предназначен для учителей музыки общеобразовательных организаций, педагогов организаций дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой работой с детьми младшего и среднего школьного возраста.
В данном сборнике показана возможность использования дидактических материалов для развития вокально-хоровых навыков, четкого звукопроизношения, певческого дыхания.
В сборнике представлены следующие дидактические приемы и упражнения: точечный массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дикции, распевание.
В сборнике переработан и использован «Точечный массаж» А.А. Уманской, «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова, элементы «Дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой, упражнения и распевания из пособий: Э. Саратьян, М.А. Сабаевой, Д.Ю. Степаненко, М.Ю. Лященко.
Введение
Роль музыки в нашей жизни огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.
Настоящее целительное действие оказывает песня – музыка и положенные на нее слова. Медики давно обратили внимание: пение, в особенности занятия вокалом, оказывает самое благотворное влияние на здоровье.
Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний.
Трудно переоценить роль занятий вокалом при совершенствовании речевых функций. Исполнение любимых песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом как заикание.
Детский голос, когда он тренирован, способен охватить диапазон частот приблизительно 70-3000 колебаний в секунду. Эти вибрации благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации. Столь широкий диапазон колебаний человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – ее току в артериях и венах.
С давних времен известно положительная роль пения – и сольного, и хорового – при лечении нервных и психических недугов.
У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Главное, делайте это от всей души.
Аннотация
Представленный сборник содержит набор методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом.
В сборник включены универсальные материалы, которые можно использовать для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста на разных ступенях обучения вокалу.
Все методы, приемы и упражнения сборника можно отнести к элементам здоровьесберегающих технологий, поскольку занятия вокалом, в целом, благотворно влияют на физическое, психическое и духовное здоровье подрастающего поколения.
Содержание сборника можно условно разделить на следующие разделы:
Точечный массаж.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дикции.
Распевание.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, повышают сопротивляемость организма воздействию бактерий и вирусов и являются профилактикой простудных заболеваний.
В данном разделе предложен вариант точечного массажа, который активизирует работу биологически активных точек, отвечающих за работу дыхательной системы, слуха, голосового аппарата.
В его основе лежит механическое воздействие пальцем на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь с различными органами и функциональными системами организма.
При использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона, иммуноглобулина А.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для активизации мышц шеи, гортани; упражнения для мышц мягкого неба и глотки; упражнения для нижней челюсти; упражнения для щек; упражнения для губ и языка.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также улучшается общее состояние организма.
Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью. Чтобы этому научиться, необходимо ежедневно сознательно дышать при помощи диафрагмы.
Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, формируют навык диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой эффективна для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Упражнения на развитие дикции
Дикция – правильное произношение звуков и слов. Для развития правильного произношения существуют упражнения, тексты и скороговорки, которые составлены по принципу постановки и сочетаний различных звуков:
постановка гласных звуков, постановка согласных звуков, сочетание согласных звуков.
Распевание
Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий.
Любое вокальное занятие должно начинаться с распевания, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевание разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевание у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.
Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятие.
Первые распевки носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции.
Третья часть распевок направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.
Распевание занимает большую часть занятия. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако, в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевание сокращается до 15 минут. Остальное время на занятиях отдаётся работе над репертуаром.
Распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.
Предлагаемые методы, приемы и упражнения помогут сформировать у обучающихся общие, а также узкоспециальные, предметные компетенции.
Работа с данными дидактическими материалами апробирована в течение ряда лет, многие упражнения адаптированы для детского восприятия и понятны школьникам младшего и среднего школьного возраста, что позволяет говорить об универсальности, полезности и удобности предлагаемого сборника.
Точечный массаж
Массаж проводится кончиком указательного или среднего пальцев, надавливая на кожу и делая вращательные движения по часовой стрелке (6-9 раз) и против неё. Движения быстрые и энергичные, продолжительность воздействия на точку – не менее 3 – 5 секунд. При повреждениях кожи в местах БАТ массаж не используется!
1- я точка – бугорок на грудине (чуть выше середины грудины).
Точка связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, проходят болевые ощущения за грудиной, нормализуется кровоснабжение органов.
2 – я точка – над яремной выемкой на грудине.
Точка связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту зону повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям верхних дыхательных путей.
3 – я точка – на шее сбоку в развилке сонных артерий (симметричная).
Точка связана со слизистой оболочкой глотки, гортани и щитовидной железой. Массаж этих зон регулирует химический и гормональный состав крови, повышает защитные свойства слизистой глотки и гортани, уменьшает охриплость голоса.
4 – я точка – симметричная на задней поверхности шеи.
Точка связана с задней стенкой глотки. При массаже активизируется кровоснабжение головы, шеи, туловища, нормализуется работа вестибулярного аппарата, проходит головная боль и головокружение.
5 – я точка – расположена в области остистого отростка 7 – го шейного и 1 – го грудного позвонков.
Точка связана со слизистой глотки, трахей, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.
6 – я точка – расположена у крыльев носа (симметричная).
Точка связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Эти зоны можно назвать «зонами жизни». При воздействии на них дыхание становится свободным, улучшается настроение, нормализуются рост и вес.
7 – я точка – симметричная у начала бровей.
Точка связана со слизистыми оболочками лобных пазух и полости носа, а также лобными отделами мозга. При массаже этих точек проходит головная боль, улучшаются память и внимание.
8 – я точка – симметричная у козелка ушной раковины.
Точка связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, всей ушной раковины, растирая её снизу – вверх. При воздействии на эти зоны улучшается слух, ускоряется развитие речи, уменьшаются неприятные ощущения головокружения и тошноты в транспорте. Имеет тонизирующее воздействие на весь организм.
9 – я точка – симметричная на кистях рук между большим и указательным пальцами.
Артикуляционная гимнастика
Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
Слегка покусать зубами кончик языка.
Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие - медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
Дыхательная гимнастика
Для выработки диафрагмального дыхания нужно сконцентрироваться на вдохе и выдохе, делать все осознанно.
Правую руку надо разместить на грудной клетке, а левую — на нижней части живота. Совершить медленный вдох через нос. Левую руку поднять вместе с животом. Вдох сделать максимальный — до тех пор, пока не начнет подниматься грудь. В этот момент нужно начать неторопливо, равномерно, без усилий выдыхать. Брюшная полость в это время сдувается. Выдох в 2 раза длиннее, чем вдох. Грудная клетка не должна двигаться.
Певческий вдох немного продолжительнее, чем жизненный. Нужно добиваться выработки быстрого и активного певческого вдоха.
Скорость вдоха зависит от темпа произведения. Вредно брать лишнее дыхание, от которого приходится во время пения освобождаться.
Вдох можно брать носом, можно – ртом. Но постоянно дышать при пении носом некомфортно, тем более, если в произведении быстрый темп.
Если постоянно брать вдох ртом, происходит осушение задней стенки носоглотки и начинается першение. Лучше комбинировать и пользоваться смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.
При этом нужно стремиться к бесшумному вдоху.
Отличие певческого дыхания от жизненного — наличие задержки дыхания между вдохом и выдохом.
При помощи задержки дыхания происходит активизация певческого и дыхательного аппарата. У учащихся часто отсутствует фаза задержки дыхания, и необходимо с помощью дыхательных упражнений работать над устранением этого дефекта.
Требования к выдоху:
- максимальная продолжительность;
- ровность, отсутствие толчков;
- экономность выдоха.
У неопытных вокалистов выдох короткий. При выдохе следует помнить, что ребра, которые разошлись в стороны при взятии дыхания, возвращаются в исходное положение постепенно, плавно, то есть сохранять при выдохе состояние вдыхательной установки.
Естественное, правильное певческое дыхание способствует пению на опоре. «Опертый звук» воспринимается на слух как возникающее сопротивление при сужении при пении входа в гортань. При пении на опоре звук красивый, объемный и сильный. Нужно научить учащихся петь на опоре, то есть петь, экономно расходуя дыхание и активно смыкать голосовые связки.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой влияет на легкие, бронхи, голосовой аппарат и лечит соответствующие заболевания: астма, бронхит, пневмония, заикание.
Суть методики А.Н. Стрельниковой — в ежесекундном резком вдохе через нос, который сопровождается рядом упражнений. Такой вдох должен быть активным, сильным и шумным. Выдох — незаметный, происходит сам по себе.
Необходимый ряд правил:
Плечи с каждым вдохом двигаются не вверх, а вниз.
Ноздри должны смыкаться так, как будто на них нажимают. Они должны Вас слушаться и быть под контролем.
Гимнастику следует проводить до тех пор, пока она не станет Вас утомлять, пока есть удовольствие.
Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой.
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
Упражнение «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой — все равно. Главное — помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.
Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения). В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.
Упражнение «Повороты головы»
Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
Справа — вдох, слева — вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой. Руками можно держаться по бокам за брюки.
Упражнение «Ушки»
Исходное положение: встаньте прямо. Смотрите прямо перед собой. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох.
Упражнение «Маятник головой»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз, посмотрите на пол — вдох. Откиньте голову вверх, посмотрите на потолок — тоже вдох.
Вдох снизу (с пола) — вдох сверху (с потолка). Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается. Шею ни в коем случае не напрягайте.
Упражнение «Шаги»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент слегка приседаем — делаем вдох. После этого поднятая вверх правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или через рот уходит выдох.
Упражнения на развитие дикции
Упражнение для постановки гласных звуков
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на долю секунды и на выдохе произносите согласные звуки, делая небольшую паузу после каждого: «а», «и», «о», «у», «ы», «э». Сначала артикулируйте звуки беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Так же тренируйтесь и с йотированными звуками «е», «ё», «ю» и «я».
Упражнение для постановки согласных звуков
Согласные отрабатываются в слогах с гласными: «ба», «би», «бо», «бу». Принцип тот же: сделайте глубокий вдох, после короткой задержки дыхания на выдохе произносите слоги, делая между ними небольшие паузы. Постепенно присоединяйте к слогам второй и третий согласный: «бом», «бам», «бум» и так далее. Наконец, выпишите и проговаривайте по такому же принципу слова со сложными сочетаниями звуков. Сложные сочетания – это, например, три согласных подряд: взлет, брандспойт.
Упражнение для улучшения дикции со сложными сочетаниями согласных
Есть несколько вариантов упражнений со сложными сочетаниями звуков. Кроме того, что они тренируют дикцию, они развивают певческий голос. Вы возразите, что не собираетесь заниматься вокалом, но дело не в пении: чем лучше развиты ваши голосовые навыки, тем лучше звучат ваши выступления. И тем интереснее аудитории вас слушать. Поэтому тренируйтесь, например, с такими сочетаниями звуков:дли-тли-А тли-дли-А лилл–А (Будь внимательны, тяните второй звук «л» в сочетании). ли-лилл-А гли-А дли тли зжд (Произносите слитно, как слово, а не набор звуков). зжди-А зждр зждрр зждррр зждри-А
Скороговорки
В отличие от упражнений на постановку правильного направления звука, чтобы улучшить дикцию, нужно проговаривать скороговорки так же, как и отдельные звуки: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Темп наращивайте постепенно: сначала читайте скороговорку преувеличенно медленно, затем медленно, в естественном темпе, быстрее и быстро. Прорабатывайте скороговорки на все согласные звуки.
Упражнения Э. Саратьян
1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»
Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К - Г, X»
Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
6. Тренировка произношения согласных:
К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:
Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
9. Отработка звуков:
Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Рододендроны из дендрария даны родителями.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
Четверть четверика гороха без червоточинки.
Яшма в замше замшела.
10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:
(В, ш) - воспользовавшемуся
(К) - мелкокалиберными
(П, в) - опубликовывать
(П, р) - опосредованному субсидированию
(Р, т, с) - территориальная целостность
(Р, т) - проиллюстрировала
(Р, в) - ревербератор
(С, ф) - средств
(Ч, в) - четырехсотдолларового
(Ч, ф, р) - фантасмагорический
Распевание
1. «Андрей-воробей»
Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.
2. «Чеботуха»
3. «Долина»
4. «Рыл колодец»
Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.
5. «Уж как шла лиса»
6. «Пойду, пойду, да я молоденька»
7. «Ах, ты, совушка-сова»
Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить но петь в темпе.
8. «Пошёл кот»
9. «У меня квашня»
Петь сердито, с напором.
10. «На мели»
Следить за тем, чтобы «И» приблизилось «Е». Чисто интонировать терцовый звук.
11. «Трава зелена»
Петь кварту, не «выталкивая» звук.
12. «Зайка на речке»
Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.
13. «Лебедин»
Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.
14. «Плыла лебедь»
15. «Ульянушка»
16. «Соловей»
Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.
Вариант 1
Вариант 2
17. «Вылетала лебедь белая»
Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.
18. «Лебедь серая»
Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».
19. «Ясен то ли сокол»
Упражнение развивает диапазон голоса вниз.