Мастер-класс «Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, средствами вокально-двигательной разминки»
МБДОУ «детский сад комбинированного вида №69»
ЭМР Саратовской обрасти
«Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста,
средствами вокально-двигательной разминки»
Составила:
музыкальный руководитель
Саюшева И.А.
Какой музыкальный инструмент самый мобильный и доступный? Гитара? Нет! Губная гармошка? Тоже нет! Это человеческий голос! Инструмент, который всегда с тобой!
“Владеющий чарами песен владеет Душою любой”. Так как же завладеть душами и сердцами публики? Взять нужную ноту, научиться петь не только технично, но и искренне, завораживающе и если ее исполнить, она сотворит чудо!!!
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция.
Как мне показывает опыт работы, для развития хоровой культуры, эффективна комплексная методика музыкально-певческого воспитания «фонопедический метод развития голоса» , которая разработана педагогом, вокалистом, врачом- фониатром Владимиром Владимировичем Емельяновым.
Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.
Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.
Критериями фонопедического метода являются:
-акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);
-энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);
-биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).
В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе я использую некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольников .
Моя система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.
Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.
В моей работе с дошкольниками содержаться все разделы работы по развитию показателей певческого голоса, включая дыхательные упражнения, массаж лица и шеи, артикуляционную гимнастику, ФМРГ, певческую установку.
В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений, артикуляционную гимнастику и массаж.
Игровой массаж
1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и по шире улыбнулись»
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
6-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»
2. Дыхательные упражнения
А) руки скрещены за головой., резкий вдох до отказа, медленный выдох губы в трубочке.(Выдуваем до отказа, до глубокого гортанного «Х»)
Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).
Для этого используем различные образы; такие, например, как:
• играет ветер с листвой;
• звучат пчела, жук, комар;
• спустился воздух из колеса машины;
• сердится кошка
и т. д., выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).
Б) Фонопедическое упражнение «Ветер»
«Ветер воет «У-У-У»
Скучно ветру одному «У-У-У»
Веселее ветер вей «У-У-У»
И найди себе друзей!» (М. Дружинина).
В) Песенка про смех
Все игрушки любят смех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Это хахоньки для всех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Им смешинка в рот попала –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
И в животике застряла –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Мишки весело хохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
Толстым голосом грохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
А мартышки верещат –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Тонким голосом пищат –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!”
3.Следующим этапом проводится артикуляционная гимнастика.
Использую собственный показ работы языка, губ, челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал свой результат. Стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком. Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребёнка, готовят певческий аппарат к распеванию.
Разработка речевого певческого аппарата:
1.Погулять язык собрался, он умылся, причесался.
На прохожих оглянулся, вправо, влево повернулся.
Вниз упал, наверх полез.
Ам, и в ротике исчез.
-Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез. Полость рта увлажнилась.
-"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз.
-Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также еще больше увлажнит рот.
-Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. На щелчках выстраиваем унисон (ФА, СОЛЬ 1-й октавы). Попротыкайте языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
-Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называет "щеточка", как бы чистим языком зубы.
-Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.
-Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
-Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.
-Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").
Учимся делать двойной подбородок, при котором приподнимается грудная клетка и фиксируется гортань. Желательно сохранять это положение во время вокальной работы.
Трубочка-уточка- крокодильчик: несколько раз(зубы должны быть наружу)
В таком положении проговариваем гласные звуки а-э-и-о-у- ( следить за позицией ротоглоточного рупора)
4.Вокально-хоровые упражнения
1. Затем эти звуки пропеваем на одной ноте
2. Следующее глиссандо вверх- вниз (октава)
3. зи-ы-и-и -ре-ле-да
4. использование скороговорок с движениями, можно с ритмическими хлопками и т. д…..
Таким образом, применение всего комплекса методических приёмов на занятиях помогает мне не только наладить творческий контакт с обучаемыми детьми, но способствует сознательному и своевременному развитию певческого голоса, а также прочувствованному донесению до слушателя идейно-художественной сути вокального произведения.
Домнина Валентина Владимировна