Особенности вокальной работы в детском саду
Особенности вокальной работы в детском саду.
Пение является одним из основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Это наиболее понятный и доступный для детей музыкальный жанр благодаря наличию текста, передающего содержание.
В пении активизируются умственные способности ребенка, а также расширяются его нравственные и эстетические представления об окружающей действительности.
Именно поэтому очень важно выбирать песни, понятные по смыслу и удобные по тесситуре.
Для того, чтобы исполнение было ярким, песня должна понравиться детям. Особое значение имеет первое исполнение педагогом – оно должно быть эмоциональным, передающим характер, настроение и темп.
Музыкальный руководитель обсуждает с детьми, понравилась ли песня, о чем она. Если в тексте встречаются незнакомые слова, необходимо объяснить их смысл.
Для хорошего понимания содержания можно использовать наглядные пособия, показать детям подходящие по смыслу картинки и иллюстрации.
Разучивание начинается с проговаривания текста в нужном ритме и темпе. Фразы не должны быть длинными. При возникновении сложностей можно прохлопать ритм. Особенно это полезно для детей из логопедических групп.
Когда дети запомнили слова, преподаватель предлагает прослушать мелодию. Разучиваются музыкальные фразы по-отдельности и только после этого можно предложить детям исполнить весь куплет (или припев).
Если у песни есть вступление, нужно его научиться слушать и вовремя начинать петь. Если же вступления нет, то дети вступают по показу музыкального руководителя. Важно подготовиться к началу пения и успеть взять дыхание.
Дошкольники достаточно быстро устают, поэтому при разучивании песни они обычно сидят, а для исполнения целого куплета можно попросить детей встать и спеть «как настоящий детский хор».
Тут мы постепенно вводим такие понятия как «хор», «дирижер». Детям обычно это очень нравится, они воспринимают это как игровой момент. К тому же пение действительно помогает объединить коллектив детей, где каждый ребенок очень важен и нужен.
Педагог должен объяснять детям необходимость правильной осанки для хорошего и качественного исполнения.
Детям нравится соревновательный момент – можно попросить спеть один ряд, а затем другой. И далее соединить всех детей, продемонстрировав, что совместное исполнение – самое лучшее.
Некоторые дети самопроизвольно добавляют к пению движения. Движения особенно полезны для логопедических групп.
Необходимо уделять большое внимание охране детского голоса. Не следует использовать слова «громко», «громче», так как дети начинают в этом случае кричать. Нельзя допускать форсирования звука. Можно просить спеть «дружно», «весело», «звонко», «легко», «плавно», «нежно». Очень помогают художественные образы – например, «поем плавно, как будто водим по листку бумаги толстой кисточкой».
На музыкальном занятии песен должно быть не более двух-трех. В противном случае дети будут сильно уставать. Нужно постоянно чередовать виды музыкальной деятельности.
Большое значение имеет подготовка детского голосового аппарата к пению. Распевки должны быть достаточно простыми, интересными по содержанию. Желательно исключить звуки, которые детям трудно произносить. Можно использовать короткие попевки со звукоподражанием.
Голосовые связки у дошкольников еще достаточно короткие, поэтому нужно выбирать для распевок и песен правильный диапазон. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже больше возможностей для исполнения, чем младшие дошкольники. Удобная тесситура для старших дошкольников – это «фа» первой октавы – «до» второй октавы. В этом диапазоне детский голос звучит наиболее естественно. В силу своей физиологии, детям проще петь высокие звуки. Более низкие звуки должны быть проходящими.
При разучивании распевок и песен можно помогать детям жестами (выше, ниже, поступенно). Если жесты используются часто, дети достаточно быстро начинают их понимать.
В работе над интонацией помогает пение по-одному, маленькими группами, а также тихое пение. При этом увеличивается концентрация внимания детей.
Работа над дикцией не менее важна. Дети должны хорошо и четко произносить текст. Обычно я говорю, что язычок во рту должен быть активным, «не ленивым». Можно использовать скороговорки, дошкольники их очень любят.
В своей работе я стараюсь давать как можно больше положительной оценки детям и не критикую их. Педагог должен всегда помнить, что от занятий музыкой в первую очередь дети должны получать радость и хороший эмоциональный заряд.
Дети любят выступать, поэтому праздники и открытые мероприятия являются отличным стимулом для разучивания нового музыкального материала.
Нужно привлекать родителей к праздникам и концертам, чтобы дети получали одобрение и похвалу.
Занятия пением приносят детям большую радость, поэтому развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников считаю одной из самых важных своих задач.