Сборник упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
44.02.02 Преподавание по программам начального общего образования
Исполнитель:
Нохрина А.Е.,
студентка 4а группы
Руководитель:
Касьянова А.В.,
Камышлов, 2023
Сборник упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка/ сост. Нохрина А.Е., Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023
Руководитель: Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
В данном сборнике представлены упражнения для уроков русского языка, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса. Сборник адресован педагогам начального общего образования. Сборник рекомендован родителям, с целью проведения совместных занятий, а также студентам педагогических специальностей.
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Оглавление
Падеж имён прилагательных (общее представление) 11
Начальная форма имени прилагательного 14
Обобщение знаний об имени прилагательном. 17
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. 20
Род местоимений 3-го лица единственного числа 24
Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. 32
Начальная форма имени прилагательного 41
Обобщение знаний об имени прилагательном. 43
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. 45
Род местоимений 3-го лица единственного числа 48
Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. 52
Одна из актуальных задач современного начального образования – формирование читательской грамотности младшего школьника. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной начальной школы, решающей задачи реализации требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с изм. от 08.06.2021 №273) (далее – ФЗ «Об образовании»), который гласит: начальное общее образование направлено на формирование умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом и т.д.).
ФЗ «Об образовании» предписывает формирование всесторонне развитой личности учащегося, готовой к самостоятельному получению знаний и саморазвитию. Особенно способствует формированию такой личности чтение книг и их анализ для полноценного освоения информации, то есть читательская грамотность [18].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки) от 22.12.2009г. (с изм. от 31.05.2021 №373) предметные результаты в области чтения таковы: «соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста» [17].
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017г. №1642 (далее – программа «Развитие Образования») регламентирует то, что позиция Российской Федерации по читательской грамотности к 2025 году должна быть не ниже 25 места [2].
Говоря о читательской грамотности, целесообразно разобрать понятие «грамотность», обсуждаемое на протяжении последних десятилетий. В педагогическом словаре Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. определяют грамотность как владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; как один из базовых показателей социально-культурного развития населения, а применительно к школе – одно из важнейших условий и показателей качества обучения [4].
Определение «грамотности» не в полной мере отражает сущность понятия «читательской грамотности», потому как читательская грамотность связана с умением работать с информацией. Важно понимать, в чем заключается ключевое отличие термина «читательская грамотность» от термина «чтение». Цукерман Г.А. в своей статье «Оценка читательской грамотности» разделяет эти понятия. Она говорит о том, что чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне [19, 5].
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Тест PISA позволяет построить отдельную шкалу для измерения трёх читательских умений и соответствующих им действий:
1) найти и извлечь (сообщение или информацию);
2) интегрировать и интерпретировать (сообщение);
3) осмыслить и оценить (сообщение).
PIRLS – международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста». В этом исследовании читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии её форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида. Младшие школьники читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
Вопросы теста PIRLS составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих полноту понимания текста:
1) вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
2) сделать прямые умозаключения из этой информации;
3) интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
4) оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Таким образом, анализ нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы позволил сделать вывод о том, что учителю необходимо формировать читательскую грамотность на всех уроках.
Читательскую грамотность можно формировать посредством специальных упражнений – многократно выполняемых действий, направленных на овладение знаниями, выработку умений и навыков» [3, 73].
Упражнения, представленные в сборнике:
разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
объединены общей целью – формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса;
структурированы в соответствии с разделами учебника;
разноплановые по содержанию.
Цель сборника: подбор, разработка и систематизация упражнений, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка.
Задачи сборника:
подбор упражнений, направленных на формирование читательской грамотности;
систематизация упражнений;
оформление сборника упражнений, направленных на формирование читательской грамотности.
Сборник включает в себя упражнения, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся 3 класса по разделам «Имя прилагательное», «Местоимение» и «Глагол» в соответствии с УМК «Школа России».
В сборник вошли следующие темы:
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.
Упражнения в сборнике ориентированы на формирование читательских умений:
умение находить конкретные сведения;
умение находить значения слова и фразы;
умение определять тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
умение определять время и место действия рассказа;
умение устанавливать связь между событиями (план);
умение понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
умение понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
умение выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов;
умение распознавать общую идею или тему текста;
умение описывать отношения между героями;
умение сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
умение понимать настроение и общий тон рассказа;
умение находить практическое применение информации из текста;
умение оценивать правдоподобность описанного;
умение описывать, какими средствами автор воспользовался;
умение оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
умение определять отношения автора к основной теме текста.
Условные обозначения, расположенные рядом с заданием, помогают понять, на формирование какого умения направлено упражнение.
Упражнения из данного сборника могут быть использованы на различных этапах урока русского языка: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, реализации построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний повторение. Упражнения могут быть предложены в качестве тренировочных, обучающих или на дополнительную отметку.
Данный сборник может быть рекомендован учителям начального общего образования в рамках изучения тем по разделам «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», а также студентам педагогических специальностей в качестве методического пособия.
Условные обозначенияТип упражнения: поиск информации, заданной в явном виде | |
| Умение находить конкретные сведения |
| Умение находить значение слова и фразы |
| Умение определять тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде |
| Умение определять время и место действия рассказа |
Тип упражнения: формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | |
| Умение устанавливать связь между событиями |
| Умение понимать, какое существительно заменяет местоимение, встретившееся в тексте |
| Умение понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте |
| Умение выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов |
Тип упражнения: интерпретация и обобщение информации | |
| Умение распознавать общую идею или тему текста |
| Умение описывать отношения между героями |
| Умение сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста |
| Умение понимать настроение и общий тон рассказа |
| Умение находить практическое применение информации из текста |
Тип упражнения: оценка содержания, языка и структуры текста | |
| Умение оценивать правдоподобность описанных событий |
| Умение описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта |
| У мение оценивать полноту и ясность информации, представленной в тексте |
| Умение определять отношение автора к основной теме текста |
Падеж имён прилагательных (общее представление)
Упражнение 1. |
П рочитайте текст.
Весной на деревьях появляются зелёные листочки. Сквозь землю пробивается свежая трава. Расцветают первые весенние цветы. Прилетают из тёплых краёв птицы. Они садятся на ветви и поют. Птицы радуются тёплой погоде и солнышку.
Определите падеж выделенных имён существительных.
Определите по падежу имён существительных падеж имён прилагательных.
Задайте вопрос от имён существительных к именам прилагательным. Выпишите эти словосочетания вместе с вопросом.
Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за красотой весны? Что вы можете добавить к данному тексту?
Упражнение 2. |
Прочитайте словосочетания.
В берёзовом лесу, у старого пня, под жёлтыми листочками, на тонких длинных ножках, разноцветные головки, на крепких толстеньких ножках, с красными шляпками, в белую крапинку.
Составьте предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст.
Озаглавьте и запишите текст.
Определите, к какому существительному относится каждое прилагательное.
Определите число, род (если возможно) и падеж имён прилагательных.
Упражнение 3. |
Прочитайте текст.
Стоял ясн___ весенн___вечер. Окна были открыты, и бел___занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленьк___бледн___ звёздами. Эти звёзды только что появились на чист___ весенн___ небе.
А. Линдгрен, перевод З. Лунгиной
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Какие окончания нужно написать у имён прилагательных? Почему? Объясните.
Какие имена прилагательные помогли вам представить картину, которая нарисована автором?
Упражнение 4. |
Прочитайте отрывок стихотворения.
Ж ивут в зоопарке гривастые львы.
Им стыдно косматой большой головы.
Что ж делать, когда парикмахер
От них убегает в страхе?
Ведь нету зверей в целом мире
Страшнее, чем эти четыре.
И. Токмакова
Найдите в отрывке имена прилагательные. Выпишите их вместе с именами существительными.
Определите число, род (если возможно) и падеж имён прилагательных.
Найдите в стихотворении сравнение.
Упражнение 5. |
Прочитайте текст.
П рекрасные места северо-западной полосы России очаровали Пушкина. Он любовался бесконечными холмами, сосновыми перелесками и берёзовыми рощами. Поэт был поражён красотой бесчисленных озёр, величественными зимними пейзажами. Впечатления от природы Пушкин отразил во многих стихотворениях.
Найдите в тексте имена прилагательные. Определите их падеж, выделите окончания.
Как вы думаете, А.С. Пушкин любил природу? Докажите словами из текста.
Начальная форма имени прилагательного
Упражнение 1. |
П рочитайте текст.
Незабудка весь мир в себе держит: в самой серёдке жёлтый зрачок – солнце, а вокруг голубые лепестки – небо. Вселенная, а уместилась на человеческой ладони. Мы рвёмся во Вселенную, ищем с нею связь, а она на земле, совсем рядом, только протяни руку.
Т . Полесов
Все знают этот простой цветок, похожий на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучиками. Всё лето цветёт одуванчик, а созревшие его семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик – поплывут, полетят в воздухе лёгкие летучие семена. Потому и называется цветок «одуванчик».
Как бы вы озаглавили эти тексты? О чём они? Определите темы текстов.
Есть ли в текстах имена прилагательные в начальной форме? Если да, то выпишите их.
Сравните информацию из текстов. Есть ли что-то похожее у незабудки и одуванчика?
Почему одуванчик называется именно так?
Найдите в текстах средства художественной выразительности.
Упражнение 2. |
Прочитайте текст.
На Земле существуют подземн... пещеры. Чаще всего их образует подземн... река. Вода размывает горн... породу. Получаются огромн... пещеры и даже цел... туннели.
Спишите текст, вставляя пропущенные окончания.
Выпишите имена прилагательные. Укажите их число, падеж и род (в единственном числе).
Если имя существительное стоит в начальной форме, значит ли это, что у имени прилагательного тоже будет начальная форма?
Упражнение 3. |
Н едавно Вася написал рассказ о журавлях. Прочитайте его.
Весной на родной болото вернулись из тёплый стран журавли. У журавля шея длинный, нос длинный и ноги длинный. Крыло тоже длинный. Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромный места в густой зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо.
Как вы думаете, правильно ли Вася составил рассказ?
Запишите исправленный вариант текста, указав род и падеж имён прилагательных.
Упражнение 4. |
П рочитайте текст.
Однажды мы отправились в лес. В (сосновый) бору было тихо. Всё покрыто (белый) снегом. В (холодный) воздухе носились (лёгкий) пушинки. Ветви украсились (пушистый) инеем. В этом (сказочный) наряде каждая ветка казалась (удивительный).
И. Корнеев
Поставьте имена прилагательные в скобках в нужном числе, роде и падеже.
Удалось ли подобрать имя прилагательное в начальной форме, чтобы оно соответствовало имени существительному, от которого зависит?
В какое время года происходят описываемые события? Как вы догадались?
Упражнение 5. |
Прочитайте текст.
Поздним вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, светило тусклое солнце. Плохая новость: друг опоздал на поезд!
Замените в тексте выделенные слова антонимами. Запишите получившийся текст.
Определите тему текста.
Изменился ли смысл всего текста?
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Упражнение 1. |
Прочитайте текст.
У лё…чика было очень смел… лицо. У него были смел… глаза, высок…, смел… лоб и твёрд…, смел… губы. И улыбка у него была смел…
С. Прокофьева
Как вы думаете, почему автор повторяет слово? Какую мысль он подчёркивает? Передайте её в заголовке и запишите его.
Спишите текст, выбирая форму имени прилагательного. Обозначьте у имён прилагательных число и падеж.
Упражнение 2. |
Рассмотрите рисунок и прочитайте небольшой рассказ к нему.
Мой щенок белый с черными пятнами. У него весёлая мордочка, маленький хвостик, тёмный носик. Щенок весёлый и шустрый. Щенок скоро вырастет и станет большой красивой собакой.
Что в рассказе не так?
Измените текст и запишите его.
Определите род и число имён прилагательных. Отметьте имена существительные, к которым относятся прилагательные.
Упражнение 3. |
Прочитайте текст.
Когда-то в древнерусском языке слово стол означало «место, застланное ковром или тканью». Это существительное было образовано от глагола стлать (постелить).
П отом словом стол стали называть трон князя. От него образовалось слово престо́л (место, где на троне сидит князь). А город, где находился стол князя, стал называться «сто́льный град». В русских былинах часто упоминается «сто́льный Киев град» (то есть город). От слова стол образовалось и существительное столица.
И. Голуб
Выпишите пары слов прил. + сущ.
Запишите все однокоренные слова к слову «стол», которые встретились в тексте, докажите.
Знаете ли вы, в каком словаре можно узнать о происхождении слов?
Упражнение 4. |
Прочитайте, как Сашина мама проверяла, не глухой ли щенок.
М ама попробовала произносить разн… имена. Она выкрикивала:
- Рекс!.. Трезор!.. Бобик!.. Полкан!.. Дружок!..
Но щ…нок не отзывался. Тогда мама свистнула.
Закончен ли текст? Как вы думаете, о чем можно было сказать в конце рассказа?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Запишите придуманное окончание истории.
Упражнение 5. |
Прочитайте стихотворение.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа…
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу
Лапой – хвать зелёный лист
Дескать, поиграем.
«Не хочу»,- парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
Ю. Карасёв
Определите падеж имени прилагательного «зелёный». Что вы заметили?
Как вы считаете, в каких случаях можно использовать это стихотворение?
МестоимениеЛичные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.
Упражнение 1. |
Прочитайте текст.
Солнечная капля
« Дон!..» «Динь!..» «День!...
С крыши падают вниз капли. Кажется, что они летят горячие солнечные брызги.
Воробьи искупались в этих брызгах и затрещали, радостно заголосили. Белый петух напился из солнечной лужицы. Он тряхнул гребнем, крыльями зачертил, как лесной забияка тетерев.
Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я вытереть глаз – и вдруг замер. На какой-то миг, пока я смотрел сквозь каплю, всё кругом изменилось – затрепетало радужными огнями. И небо, и землю, и снежные поля – весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.
Э. Шим
Какое чувство возникло у вас после прочтения рассказа?
Какие слова помогают вам понять отношение автора к теме текста?
Определите вид первых трёх предложений по цели высказывания.
Найдите в тексте местоимения.
О каком времени года говорится? Приведите примеры из текста.
С кем автор сравнивает петуха?
Как вы понимаете смысл слова «забияка»?
Упражнение 2. |
Прочитайте текст.
Среди редких берёз прячутся в траве боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята.
В ышел на край болота лось. Поднял он голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.
С трашно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него шубка уже побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит.
Как бы вы озаглавили текст?
Составьте и запишите план текста.
Определите время и место действия рассказа.
Во втором абзаце «он» это кто?
Определите часть речи выделенного слова.
Кого называют лесным богатырём? Почему?
О каких грибах говорится в тексте? Есть ли среди них ядовитые?
Упражнение 3. |
П рочитайте слова каждой группы.
1. У, есть, Коли, игрушка, любимая. 2. Это, трактор. 3. Он, ним, с, играет, день, каждый. 4. Есть, прицеп, у, трактора, большие, ковш, колёса, даже, и! 5. Мальчишки, просят, Колю, часто, улицу, выйти, на, с, трактором, чтобы, всем, играть, вместе. 6. Колю, они, ждут, дворе, во.
Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст. Запишите заголовок и текст.
Разберите шестое предложение по членам предложения.
В шестом предложении «они» это кто?
Упражнение 4. |
Прочитайте текст.
Н ашу учительницу зовут Наталья Константиновна. (Кто?) добрая и внимательная. (Кто?) стараемся её радовать своими работами. Наталья Константиновна спрашивает у нас:
- Ребята, (Кто?) выполнили домашнее задание?
А (кто?) отвечаем:
- Да!
Запишите вместо вопросов местоимения в нужной форме. Определите их лицо и число.
Как вы можете описать отношения между учительницей и автором строк?
Как вы думаете, какие чувства испытывает автор этих строк к учителю? Почему?
Упражнение 5. |
Прочитайте высказывания.
На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. Около купальни, под зелёными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим... Он пыхтит, отдувается и старается достать что-то из-под корней ивняка.
А.П. Чехов
Потом поп, как большой тяжёлый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…
В. Шукшин
На клумбах тихо шатались, с неясной тревогой наклоняясь друг к другу, словно перешёптываясь и подглядывая, едва видимые в темноте цветы.
А.И. Куприн
Что общего в данных высказываниях? Если вы затрудняетесь с ответом, обратите внимание на выделенные слова.
Найдите значение слова Родина.
Найдите в высказываниях сравнения.
Найдите в высказывании личное местоимение. Определите его число, род (по возможности).
Род местоимений 3-го лица единственного числа
Упражнение 1. |
Прочитайте текст.
Е ё зовут Люба. Мама зовёт её Любаней, а папа Любашей. Любе девять лет, она учится в третьем классе. Люба любит сказки и весёлые стихи, любит петь, танцевать и играть в компьютерные игры. По характеру она весёлая.
У неё есть собака Джек. Он любит гулять и играть с Любой. У Любы ещё есть рыбки. Они быстро плавают. Ей нравится, когда в доме много животных!
Как бы вы озаглавили текст?
Найдите и подчеркните личные местоимения. Какого они лица? Значит, от какого лица ведётся рассказ?
Определите род местоимений.
Замените местоимения 3-го лица местоимениями 1-го лица. Прочитайте текст. Все ли местоимения вы заменили? Почему?
Как вы думаете, как автор относится к Любе? Докажите словами из текста.
Упражнение 2. |
Прочитайте текст.
К амилла идёт на каток. Камилла будет участвовать в соревнованиях по фигурному катанию. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный спорт. Коля участвует в соревнованиях по хоккею. Коля ловко забрасывает шайбу в ворота. Отлично, что в нашем городе построили разные дворцы спорта и ледовые арены.
Я рад, что Олимпиада проходила именно в нашем городе!
Замените имена существительные местоимениями. Определите их лицо и род.
Как вы думаете, в каком городе живёт автор этих строк? А в каком году могли произойти эти события? Какие слова помогли вам это понять?
Упражнение 3. |
Прочитайте стихотворение.
Если я сорву цветок…
Если я сорву цветок,
Е сли ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
Т. Собакин
Какова главная мысль этого стихотворения?
Спишите. Подчеркните личные местоимения. Определите их число и лицо.
Для чего автор использовал в стихотворении местоимения?
Каких местоимений нет в этом стихотворении? К какому числу и лицу они относятся?
Упражнение 4. |
Прочитайте текст.
Н аступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.
Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Определите тему текста. Озаглавьте произведение фразой из текста.
Разберите по членам выделенное предложение. Каким членом предложения является местоимение? Определите его род, число, лицо.
Упражнение 5. |
Прочитайте три текста.
Т екст 1. Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Сначала она вставала на задние лапки и брала из рук орехи, потом прыгала с ветки на ветку. А затем быстро зарывала их под сосной. Потом спустилась по стволу сосны, у самых наших ног сковырнула сыроежку и принялась её есть.
Текст 2. Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Белочка была маленькая, рыженькая, с большим пушистым хвостом и огромными черными глазами. У зверька маленькие ушки с кисточками на концах, подвижный носик. Лапки короткие, сильные, с большими когтями.
Текст 3. Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Почему белка не боится людей? Может быть, потому, что знает – её здесь не обидят? Или потому, что человек позаботился о ней? А вы как думаете?
Сравните тексты. Одинаковые ли темы этих текстов?
Выберите заголовок к каждому тексту.
«Белочка»
«Белочка красавица»
«Запасы на зиму»
«Ручная белочка»
Установите тип каждого текста
Рассуждение
Повествование
Описание
Пользуясь информацией одного из текстов, выпишите слова, которые рисуют внешний облик белки.
Читая первый текст, можно ли предположить, в какое время года происходят события?
Как бы вы ответили на вопрос третьего текста «А вы как думаете?»
Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.
Упражнение 1. |
Прочитайте текст.
Утреннее купание скворцов.
О т ночного дождя разлилась между грядами голубая лужа. В луже купались скворцы. Для скворцов лужа – как озеро. Забрались скворцы бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают воду. Брызги над лужей – фонтаном.
И так скворцы отчаянно пищат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купание!
Э. Шим
Определите тип текста, его тему и основную мысль. О чем мы можем узнать, прочитав только заголовок?
Заметили ли вы, какая речевая ошибка допущена? Чтобы улучшить текст, отредактируйте его: замените имена существительные, которые повторяются слишком часто, личными местоимениями. Запишите исправленный текст.
Упражнение 2. |
Прочитайте текст.
С обака – друг человека. Собака всегда готова защитить своего хозяина. С собакой нигде не страшно. Собака не умеет говорить, но собака всё понимает.
Какой недостаток вы заметили в тексте?
Какое местоимение поможет избавиться от лишнего повторения одного и того же имени существительного? Запишите исправленный текст.
Упражнение 3. |
Прочитайте текст.
З аяц – это небольшой пушистый зверёк. У него длинные уши, длинные задние ноги и короткий хвост. Много врагов у бедного беззащитного зайца. Их ловят ночные и дневные крупные хищные птицы – совы и ястребы.
Любят полакомиться зайцами лисы и волки. Они и являются самыми опасными врагами для зайца.
Спишите текст. Какие существительные заменяют местоимения в тексте?
Укажите у поставленных местоимений лицо, число и род (в единственном числе).
Кто является самыми опасными врагами для зайца?
Если вы захотите больше узнать о зайцах, то какую книгу вы возьмёте в библиотеке? (волшебные сказки, сказки о животных, энциклопедию и т.д.)
Упражнение 4. |
Прочитайте предложения.
М ы были на рыбалке. Я снял кепку с головы и подбросил её вверх. Папа вытащил рыбу из корзины и передал её мне. В воде плавали караси и окуни. Ихнюю икру я тоже видел.
Найдите ошибки в этих предложениях. Исправьте их.
Подчеркните местоимения.
Сделайте вывод, в каких случаях не стоит употреблять местоимения?
Какого слова не существует? Каким местоимением его нужно заменить?
Упражнение 5. |
Прочитайте стихотворение.
Вот идёт бел… гусь,
Это очень смел… гусь!
Он с гусёнком и гусыней
Плыл по речке син…-син….
…Изгибаясь, как дуга,
Показались берега,
А на них шумят луга.
Гусь воскликнул: «Га-га-га!
Здесь, я вижу, нет ромашек,
Не растёт цветн… горошек,
Как на том лугу моём.
Поедим заморск… мошек,
Поглядим на дик… кошек
И обратно поплывём
На лужок, где мы живём…»
Ю. Мориц
Найдите местоимения. Какие существительные они заменяют? Выпишите эти существительные и местоимения.
Образец: – он - гусь…
Выпишите слова с пропущенными буквами и устно объясните их написание. Какой части речи эти слова?
Найдите в стихотворение средства художественной выразительности.
Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.
Упражнение 1. |
Прочитайте текст.
Наше отечество.
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
К.Д. Ушинский
Как вы поняли этот текст? Согласны ли вы с мнением автора?
Спишите выделенные слова, определите их часть речи, задав вопросы.
Найдите значение слова патриот.
Найдите в тексте слова, доказывающие, что К.Д. Ушинский был патриотом.
Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Найдите в произведении пословицу. Как вы её понимаете?
Упражнение 2. |
Прочитайте текст.
Весной возвращаются из тёплых стран птицы. Много хлопот у них теперь. Нужно строить жильё, воспитывать птенцов. Аисты вьют гнёзда рядом с домом людей. Говорят, что дом, на крыше которого живут аисты, будет счастливым.
А вот скворцам дома часто строят люди…
Озаглавьте текст.
Закончен ли текст?
Закончите текст по его началу. Запишите, начиная со второго абзаца. Если затрудняетесь, воспользуйтесь вопросами-подсказками.
Как называются домики для скворцов?
Где их развешивают?
Почему люди заботятся о скворцах?
Про каких птиц говорится в тексте?
Как вы понимаете смысл слова «хлопоты»?
Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
Упражнение 3. |
Прочитайте текст.
Н а лесной опушке распустился алый шиповник. Заголубели на лугу колокольчики и белые ромашки. Можно сказать, пришло лето.
О лете рассказывают и ягоды в лесу. По ним даже можно узнать, какой сейчас летний месяц. Первая поспеет земляничка – это июль, первая черника – июль, первая брусника – август.
В летнюю пору можно услышать в лесу тоненький2 писк. Это, путаясь в траве, аукаются тетеревята. Мама-тетёрка ведёт их на черничную поляну.
Н. Надеждина
Составьте план рассказа.
Спишите текст. Подчеркните глаголы. Укажите, какими членами предложения они являются.
Подчеркните в словах известные орфограммы.
Как определить по ягодам, какой летний месяц наступил?
Упражнение 4. |
Прочитайте текст.
До первого дождя
Т аня и Маша были очень дружны. Они всегда х…дили вместе. Один раз, когда девоч(?)ки шли по улице, нач…лся сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном плат(?)е. Девочки поб…жали.
– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Татьяна.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Танюша, совершенно мокрое… Вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
В. Осеева
Спишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в выделенном предложении главные члены, укажите, какими частями речи они выражены.
Куда шли девочки?
Как вы можете описать взаимоотношения между Таней и Машей?
Почему автор называет Таню и Татьяной, и Танюшей, а Машу только Машей?
Расположите события в логической последовательности.
Дружба до первого дождя…
Таня и Маша были очень дружны…
В детском саду воспитательница сказала…
Объясни выражение «не разлей вода» словами из текста.
О какой проблеме размышляет автор?
Упражнение 5. |
Прочитайте текст.
З има для зверей — время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка — грибы. И всё, казалось бы, тут понятно и просто: и сало, и грибы, и орехи ой как зимой пригодятся! Просто совсем, да не со всеми!
Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг... мухомор! Наткнут на сучок — красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?
Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, когда поумнеют, их не едят? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушёный для них что-то вроде лекарства? Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить!
Н.И. Сладков
О ком говорится в произведении?
Почему автор выделил в тексте три части? Придумайте заголовки к каждой части и ко всему тексту.
Спишите второй абзац. Подчеркните в предложениях глаголы. Какую роль они играют в изображении картины, нарисованной писателем?
В каком сборнике можно найти данное произведение?
Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.
Упражнение 1. |
Прочитайте текст.
Н ужно обязательно читать книги! Для чего? А чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать.
Обратите внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
Выпишите глаголы, запишите вопросы к ним. Чем похожи эти глаголы?
Упражнение 2. |
Прочитайте текст.
Как хорошо летом! Можно плавать, нырять, загорать, собирать цветы и ягоды.
А осенью можно любоваться чудесным листопадом и вспоминать ушедшее лето.
Зимой так замечательно лететь с горы на санках, мчать на лыжах по лесу, играть в снежки!
Но лучше всего встречать долгожданную весну и мечтать о лете...
Найдите и выпишите глаголы. Что у них общего? Выделите окончания.
Как вы поняли, о чем этот текст?
Какое у вас любимое время года? Почему?
Упражнение 3. |
П рочитайте текст.
Первый снег (падать) на Муми-дол хмурым утром. Он (подкрадываться), густой и безмолвный, и за несколько часов (выбелить) всю долину.
Муми-тролль (стоять) на крыльце, (смотреть), как зима (пеленать) землю в белое покрывало, и (думать) спокойно: «Вечером мы (погрузиться) в спячку».
Т. Янссон
Что не так в этом тексте?
Спишите текст, изменяя форму глаголов, задайте к ним вопросы.
О ком или о чём говорится во 2-ом предложении?
Кто впадает в спячку при наступлении зимы?
Упражнение 4. |
П рочитайте рассказ.
Вечером я должен учить стихотворение, решать задачу по математике, рисовать картинку для школьной газеты. Потом я хочу помогать маме готовить ужин, смотреть мультфильм по телевизору, гулять с собакой и кормить её, читать интересный рассказ моего любимого писателя.
Переделайте рассказ мальчика, заменив глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, глаголами, отвечающими на вопрос что сделать?
Запишите получившийся текст. Что изменилось?
А чем вы занимаетесь по вечерам?
Упражнение 5. |
П рочитайте.
Природа служит нам, радует нас, уд…вляет. Но мы должны её ув…жать и береч?. Ребята тоже могут помоч? ей. Пр…рода – друг ч…л…века. А с другом надо друж…ть.
Н. Сладков
Н. Сладков выразил свои мысли о природе. Вы думаете так же, как автор, или иначе?
Выпишите предложение, которое может стать заголовком.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Выпишите глаголы неопределённой формы в разные столбики в зависимости от вопросов, на которые они отвечают. Поставьте в начальную форму другие глаголы, запишите каждый в нужный столбик.
Что делать? | Что сделать? |
| |
Сколько местоимений в отрывке? Выпишите их, укажите лицо, число.
Ответы к упражнениямИмя прилагательное
Падеж имён прилагательных (общее представление)
Упражнение 1. |
Мне приходилось наблюдать за красотой весны. Начинают цвести разные деревья, цветы. Солнце начинает светить ярче.
Упражнение 2. |
Грибы.
В берёзовом (ед.ч., м.р., П.п.) лесу всегда много грибов. У старого (ед.ч., м.р., Р.п.) пня на тонких (мн.ч., П.п.) длинных (мн.ч., П.п.) ножках растут опята. Недалеко под жёлтыми (мн.ч., Т.п.) листочками спрятались рыжие (мн.ч., И.п.) лисички. А вот разноцветные (мн.ч., И.п.) головки сыроежек сразу видны между деревьями. На крепких (мн.ч., П.п.) толстеньких (мн.ч., П.п.) ножках стоят подберёзовики. Везде можно заметить грибы с красными (мн.ч., Т.п.) шляпками в белую крапинку.
Упражнение 3. |
Имена прилагательные ясный, весенний помогли понять, о каком времени года говорится в тексте. Имя прилагательное белые – о том, какого цвета занавески были на окне. Имена прилагательные маленькими, бледными, чистом помогли представить звёзды, которые видны в небе.
Упражнение 4. |
Гривастые (мн.ч., И.п.) львы, косматой (ед.ч., ж.р., В.п.) головы, большой (ед.ч., ж.р., В.п.) головы, в целом (м.р., ед.ч., П.п.) мире.
Сравнение: страшнее, чем эти четыре, т.е. говорится о том, что страшнее львов нет зверей во всём мире.
Упражнение 5. |
А.С. Пушкин любит природу, т.к. в тексте говорится о том, что «прекрасные места очаровали Пушкина», «поэт был поражён красотой».
Начальная форма имени прилагательного
Упражнение 1. |
Незабудка.
Тема текста: красота незабудки.
Почему одуванчик так называется?
Тема текста: одуванчик.
Жёлтый, простой – прил, Н.ф.
У незабудки и одуванчика общее то, что их листья и стебли зелёные, у незабудки посередине «жёлтый зрачок», а у одуванчика цветок полностью жёлтый.
Одуванчик называется именно так, потому что когда созревшие семена собираются в пушистый шарик, то они от дуновения разлетаются вокруг.
Олицетворение: незабудка весь мир в себе держит.
Сравнения: жёлтые тычинки – солнце, голубые лепестки – небо, цветок, похожий на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучиками
Упражнение 2. |
На Земле существуют подземные пещеры. Чаще всего их образует подземная река. Вода размывает горную породу. Получаются огромные пещеры и даже целые туннели.
Подземные (мн.ч., И.п.), подземная (ед.ч., ж.р., И.п.), горную (ед.ч., ж.р., В.п.), огромные (мн.ч., И.п.), целые (мн.ч., И.п.)
Если имя существительное стоит в начальной форме, это вовсе не означает, что у имени прилагательного тоже будет начальная форма, например, подземная река. Река – н.ф., а у имени прилагательного «подземная» начальная форма подземный.
Упражнение 3. |
Весной на родное (ср.р., В.п.) болото вернулись из теплых (Р.п.) стран журавли. У журавля шея длинная (ж.р., И.п.), нос длинный (м.р., И.п.) и ноги длинные (И.п.). Крыло тоже длинное (ср.р., И.п.). Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромные (И.п.) места в густых (П.п.) зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо.
Упражнение 4. |
Однажды мы отправились в лес. В сосновом бору было тихо. Всё покрыто белым снегом. В холодном воздухе носились лёгкие пушинки. Ветви украсились пушистым инеем. В этом сказочном наряде каждая ветка казалась удивительной.
События происходят зимой, потому что говорится о снеге, инее.
Упражнение 5. |
Ранним вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул встречный тёплый ветер, светило яркое солнце. Хорошая новость: друг успел на поезд!
Тема текста: успеть на поезд
Смысл всего текста изменился, благодаря антонимам.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Упражнение 1. |
Смелый лётчик.
У лётчика было очень смелое (ед.ч., И.п.) лицо. У него были смелые (мн.ч., И.п.) глаза, высокий (ед.ч., И.п.), смелый (ед.ч., И.п.) лоб и твёрдые (мн.ч., И.п.), смелые (мн.ч., И.п.) губы. И улыбка у него была смелая (ед.ч., И.п.).
Автор постоянно повторяет прилагательное «смелый». Он хочет показать, что лётчик – человек, который не знает страха.
Упражнение 2. |
В рассказе говорится об одном щенке, а на картинке их несколько.
Упражнение 3. |
В древнерусском языке, стольный град, в русских былинах, стольный Киев.
О происхождении слов можно узнать в этимологическом словаре.
Упражнение 4. |
Рассказ не закончен.
Мама попробовала произносить разные имена. Она выкрикивала:
- Рекс!.. Трезор!.. Бобик!.. Полкан!.. Дружок!..
Но щенок не отзывался. Тогда мама свистнула.
Щенок присел от испуга. Тогда мама спросила: «Будешь Джек?»
Щенок начал весело вилять хвостом, и мы поняли, то теперь у нас есть собака по имени Джек.
Упражнение 5. |
Зелёный (И.п.), зелёного (Р.п.), зелёному (Д.п.), зелёный (В.п.), зелёным (Т.п.), зелёном (П.п.).
Это стихотворение можно использовать для изучения падежей.
МестоимениеЛичные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.
Упражнение 1. |
После прочтения рассказа у меня возникли чувства восторга, радости, восхищения.
Слова и фразы, которые помогают понять отношение автора к теме текста: затрепетало, радостно заголосили, «весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля».
Первые три предложения по цели высказывания – побудительные, т.к. в конце стоит восклицательный знак.
Местоимения: они, , он, я.
В тексте говорится о ранней весне, т.к. «солнечные брызги», «снежные поля», а ещё капают сосульки.
Автор сравнивает петуха с лесным забиякой тетеревом.
Слово «забияка» я понимаю так. Забияка – тот, кто затевает ссоры, драки.
Упражнение 2. |
Осень в лесу.
План:
1. Грибы.
2. Лесной богатырь.
3. Бедняжка-зайчик.
Действие происходит осенью, т.к. говорится, что всё кругом жёлтое. Действие происходит в лесу, т.к. говорится о животных леса и грибах (лось, зайчишка, боровики, сыроежки, мухоморы - ядовитые, грузди, опята)
Он (мест.) – лось
Лесным богатырём называют лося, потому что у него большие рога, грозный рёв.
Упражнение 3. |
Любимая игрушка.
У Коли есть любимая игрушка. Это – трактор. Он играет с ним каждый день.
У трактора есть большие колёса, ковш и даже прицеп! Мальчишки часто просят Колю выйти с трактором на улицу, чтобы играть всем вместе. Они ждут Колю во дворе.
Они в 6 предложении – это мальчишки.
Упражнение 4. |
Мою учительницу зовут Наталья Константиновна. Она (3 л., ед.ч.) добрая и внимательная. Я (1 л., ед.ч.) стараюсь её радовать своими работами. Наталья Константиновна спрашивает у нас:
- Ребята, вы (2 л., мн.ч.) выполнили домашнее задание?
А мы (1 л., мн.ч.) отвечаем:
- Да!
Отношения между учительницей и автором строк довольно тёплые, доверительные. Мальчик уважает свою учительницу.
Автор строк любит свою учительницу, потому что она добрая и внимательная.
Упражнение 5. |
В высказываниях общее то, что в них есть сравнения.
Родина – Отечество, родная страна; место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.
Сравнения: облака, похожие на рассыпанный снег, поп, как большой тяжёлый зверь, шатались, словно перешептываясь и подглядывая.
Он – мест. ед.ч., м.р.
Род местоимений 3-го лица единственного числа
Упражнение 1. |
Люба.
Её (3 л., ж.р.) зовут Люба. Мама зовёт её (3.л., ж.р.) Любаней, а папа Любашей. Любе девять лет, она (3л., ж.р.) учится в третьем классе. Люба любит сказки и весёлые стихи, любит петь, танцевать и играть в компьютерные игры. По характеру она (3л., ж.р.) весёлая.
У неё есть собака Джек. Он (3л., м.р.) любит гулять и играть с Любой. У Любы ещё есть рыбки. Они (3л.) быстро плавают. Ей (3.л., ж.р.) нравится, когда в доме много животных.
Рассказ ведётся от 3-го лица.
Меня зовут Люба. Мама зовёт меня Любаней, а папа Любашей. Мне девять лет, я учусь в третьем классе. Я люблю сказки и весёлые стихи, люблю петь, танцевать и играть в компьютерные игры. По характеру я весёлая.
У меня есть собака Джек. Он любит гулять и играть со мной. У меня ещё есть рыбки. Они быстро плавают. Мне нравится, когда в доме много животных!
Заменены не все местоимения, потому что о собаке и рыбках нужно говорить в 3-ем лице.
Думаю, автор хорошо относится к Любе, он говорит о том, что она весёлая и любит животных.
Упражнение 2. |
Камилла идёт на каток. Она (3 л., ж.р.) будет участвовать в соревнованиях по фигурному катанию. Нина участвует в лыжной гонке. Она (3 л., ж.р.) любит лыжный спорт. Коля участвует в соревнованиях по хоккею. Он (3 л., ж.р.) ловко забрасывает шайбу в ворота. Отлично, что в нашем городе построили разные дворцы спорта и ледовые арены.
В России давно не было Зимней Олимпиады. Я рад, что Олимпиада проходила именно в нашем городе!
Думаю, что эти люди живут в Сочи, потому что в 2014 году в этом городе проходила Олимпиада. Это помогли понять фраза: «В России давно не было Зимней Олимпиады».
Упражнение 3. |
Главная мысль: если люди будут рвать цветы, то красоты и доброты в мире не останется.
Если я сорву цветок…
Если я (ед.ч., 1 л.) сорву цветок,
Если ты (ед.ч., 2 л.) сорвёшь цветок,
Если он (ед.ч., 3 л.), и я (ед.ч., 1 л.), и ты (ед.ч., 2 л.) —
Если мы (мн.ч., 1 л.) сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я (ед.ч., 1 л.) и ты (ед.ч., 2 л.) —
Если мы (мн.ч., 1 л.) сорвём цветы.
Автор использовал местоимения, чтобы показать, что стихотворение относится к каждому из нас.
В стихотворении нет местоимений 2 л., мн. ч – вы; 3 л., ед.ч. – она; 3 л., 3 л., мн.ч. – они.
Упражнение 4. |
Здравствуй, весна!
Тема текста: приход весны.
Упражнение 5. |
Темы текстов одинаковы: говорится о белке. В первом тексте описываются действия белки, во втором говорится о том, какая белка, а в третьем – задаются вопросы о том, почему белка не боится людей. Следовательно, первый текст – повествование, второй – описание, третий – рассуждение.
К первому тексту подошло бы название «Запасы на зиму», ко второму – «Белочка красавица», к третьему – «Ручная белочка».
Маленькая, рыженькая, с большим пушистым хвостом, с огромными чёрными глазами, маленькие ушки с кисточками на концах, подвижный носик, короткие, сильные, лапки.
События в первом тексте происходят осенью, так как белочка готовит запасы на зиму.
Я думаю, что белка не боится людей, потому что люди её подкармливают, не обижают её.
Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.
Упражнение 1. |
Тип текста: повествование
Тема текста: купание скворцов
Основная мысль: утреннее купание для скворцов – это удовольствие.
Прочитав заголовок, можно узнать о том, что речь в тексте пойдёт о том, как скворцы купаются утром.
От ночного дождя разлилась между грядами голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа – как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её. Брызги над лужей – фонтаном.
И так скворцы отчаянно пищат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купание!
Упражнение 2. |
Собака – друг человека. Она всегда готова защитить своего хозяина. С ней нигде не страшно. Собака не умеет говорить, но она всё понимает.
В тексте часто встречается слово «собака». Его можно заменить местоимением «она».
Упражнение 3. |
Заяц – это небольшой пушистый зверёк. У него (3 л., ед.ч., м.р.) длинные уши, длинные задние ноги и короткий хвост. Много врагов у бедного беззащитного зайца. Их (3 л., мн.ч.) ловят ночные и дневные крупные хищные птицы – совы и ястребы.
Любят полакомиться зайцами лисы и волки. Они (3 л., мн.ч.) и являются самыми опасными врагами для зайца.
Самыми опасными врагами для зайца являются лисы и волки.
Чтобы узнать больше о зайцах, можно взять энциклопедии.
Упражнение 4. |
Мы были на рыбалке. Я снял кепку с головы и подбросил вверх. Папа вытащил из корзины рыбу и передал мне. В воде плавали караси и окуни. Их икру я тоже видел.
Местоимение не стоит употреблять, если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.
Слова «Ихнюю» не существует, поэтому нужно заменить его на местоимение «их».
Упражнение 5. |
Он – гусь, я – гусь, мы – гусь, гусыня, гусёнок
Изгибаясь, как дуга, показались берега – сравнение..
Белый, смелый, синей-синей, цветной, заморских, диких – имена прилагательные.
ГлаголПовторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.
Упражнение 1. |
Автор говорит о том, что любит свою родину, называет её матерью.
Зовём (что делаем?), жили (что делали?), родились (что сделали?), говорят (что делают?), вскормила (что сделала?), вспоила (что сделала?), выучила (что сделала?), защищает (что делает?), бережёт (что делает?) – глаголы.
Патриот - тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине.
Родину мы зовём матерью, потому что она «вскормила, вспоила и выучила нас», «одна у человека мать – одна и родина» – выражения доказывает, что К.Д. Ушинский был патриотом.
«Испокон веку» – давно.
Одна у человека мать – одна и родина.
Родину надо любить, беречь, заботиться о ней, как о своей маме.
Упражнение 2. |
Дома для птиц.
А вот скворцам дома часто строят люди. Эти дома называются скворечники, их развешивают на деревья. Люди заботятся о скворцах, потому что эти птицы уничтожают всех насекомых−вредителей, которые губят растения, а так же истребляют кровососущих насекомых, таких как слепни и мухи. Скворцы очень полезные соседи для людей.
В тексте говорится о скворцах, аистах.
Хлопоты – тревога, беспокойства, суета, заботы.
Строить (что делать?), воспитывать (что делать?) – глаголы.
Упражнение 3. |
План:
1. Пришло лето.
2. Определение месяца по ягодам.
3. Писк тетеревят.
На лесной опушке распустился алый шиповник. Заголубели на лугу колокольчики и белые ромашки. Можно сказать, пришло лето.
О лете рассказывают и ягоды в лесу. По ним даже можно узнать, какой сейчас летний месяц. Первая поспеет земляничка – это июль, первая черника – июль, первая брусника – август.
В летнюю пору можно услышать в лесу тоненький писк. Это, путаясь в траве, аукаются тетеревята. Мама-тетёрка ведёт их на черничную поляну.
Если поспела земляника – то наступил июнь, если поспела черника – июль, а если брусника – август.
Упражнение 4. |
Таня и Маша были очень дружны. Они всегда ходили вместе. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
Они (мест.) всегда ходили (гл.) вместе.
Девочки шли в детский сад.
Девочек нельзя считать настоящими подругами.
Автор называет Таню Танюшей, потому что он жалеет девочку. А Машу Машей, потому что осуждает её за такой поступок.
Фразы должны быть расположены в следующем порядке:
Таня и Маша были очень дружны…
В детском саду воспитательница сказала…
Дружба до первого дождя…
Не разлей вода – «всегда ходили вместе».
Автор говорит о том, что нельзя жалеть для друга ничего, и если дружишь, то нужно помогать друг другу в беде.
Упражнение 5. |
В тексте три части, так как вступление, основная часть и заключение.
1. Подготовка к зиме.
2. Белкин мухомор.
3. Зачем белке мухомор?
Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг... мухомор! Наткнут на сучок — красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?
В произведении говорится о медведе, барсуке, бурундуке, белке.
Глаголы нужны для того, чтобы читатель понял, какие действия выполняет белка, что она делает.
Произведение можно найти в сборнике «Рассказы о животных».
Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.
Упражнение 1. |
Нельзя понять, кто действующее лицо, потому что глаголы в неопределённой форме.
Читать (что делать?), знать (что делать?), думать (что делать?), понимать (что делать?), чувствовать (что делать?) – глаголы в неопределнной форме.
Упражнение 2. |
Этот текст о том, что каждое время года хорошо по-своему.
Моё любимое время года – лето, потому что летом ярко светит солнце, спеют ягоды, можно купаться в речке.
Упражнение 3. |
Первый снег падал (что делал?) на Муми-дол хмурым утром. Он подкрадывался (что делал?), густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил (что сделал?) всю долину.
Муми-тролль стоял (что делал?) на крыльце, смотрел (что делал?), как зима пеленает (что делает?) землю в белое покрывало, и думал (что делал?) спокойно: «Вечером мы погрузимся (что сделаем?) в спячку».
В тексте все глаголы стоят в неопределённой форме.
Во втором предложении говорится о первом снеге.
При наступлении зимы в спячку впадают крокодилы, лягушки, медведи…
Упражнение 4. |
Вечером я должен выучить стихотворение, решить задачу по математике, нарисовать картинку для школьной газеты. Потом я хочу помочь маме приготовить ужин, посмотреть мультфильм по телевизору, погулять с собакой и накормить её, прочитать интересный рассказ моего любимого писателя.
Исправленный текст говорит о решимости мальчика обязательно сделать, закончить все дела.
По вечерам я делаю уроки, смотрю мультфильмы, гуляю с друзьями.
Упражнение 5. |
Я согласен с автором. Природу действительно нужно беречь, относиться к ней как к другу.
Природа – друг человека.
Природа служит нам, радует нас, удивляет. Но мы должны её уважать и беречь. Ребята тоже могут помочь ей. Природа – друг человека. А с другом надо дружить.
Что делать? | Что сделать? |
Уважать Беречь Дружить Служить Радовать Удивлять | Помочь |
В отрывке 5 местоимений.
Нам – 1 л., мн. ч., нас – 1 л., мн. ч., мы – 1 л., мн. ч., её – 3 л., ед. ч., ей – 3 л., ед. ч.
Список литературыВесенние радости: читаем вместе с детьми миниатюры о весне, 16.03.2019. URL: https://azbyka.ru/deti/vesennie-radosti-chitaem-vmeste-s-detmi-miniatjury-o-vesne (дата обращения: 04.02.2023)
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017г. №1642
Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2008.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. : Academia, 2005.
Крякушина М. Вселенная, запачатлённая в цветке // Жасstar. 2006. - № 4 (10)
Куприн А.И. Белый Пудель, 15.02.2015. URL: https://skazki.rustih.ru/aleksandr-kuprin-belyj-pudel/ (дата обращения: 04.02.2023)
Мориц Ю. Смелый гусь, 27.03.2015. URL: https://rustih.ru/yunna-moric-smelyj-gus/ (дата обращения: 04.02.2023)
Надеждина Н. Рассказ «Лето», 16.12.2020. URL: https://poznayki.ru/blog/rasskaz-leto (дата обращения: 28.01.2023)
Осеева В. До первого дождя, 16.02.2015. URL: https://skazki.rustih.ru/valentina-oseeva-do-pervogo-dozhdya/ (дата обращения: 04.02.2023)
Прокофьева С.Л. Приключения жёлтого чемоданчика, 28.02.2021. URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-prokofevoj/prikljuchenija-zhjoltogo-chemodanchika-prokofeva-s/ (дата обращения: 04.02.2023)
Сладков Н. И. Лесные тайнички : [рассказы, сказки : для младшего школьного возраста] / Н. Сладков ; рис. Н. Чарушина. – СПб. : Амфора, 2010.
Сладков Н.И. Белкин мухомор, 04.11.2021. URL: https://daningrad.ru/belkin-muhomor-sladkov (дата обращения: 28.01.2023)
Собакин Т. Если я сорву цветок, 30.04.2020. URL: https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-s-mestoimeniyami/ (дата обращения: 04.02.2023)
Токмакова И. Считалки. Сколько?, 27.05.2014. URL: https://malenkiedetki.wordpress.com/считалки/ (дата обращения: 04.02.2023)
Три повести о Малыше и Карлсоне : [повести-сказки] / Астрид Линдгрен ; [пер. со швед. Л. Лунгиной]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006.
Ушинский К.Д. Наше Отечество, 04.05.2022. URL: https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/nashe-otechestvo/ (дата обращения: 28.01.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению // М: РАО, 2010.
Чехов, А.П. Лошадиная фамилия : рассказы и водевили / А. П. Чехов ; художник В. Бритвин. - Москва : Детская литература, печ. 2020.
Шим Э. Цветной венок, 17.02.2015. URL: https://skazki.rustih.ru/eduard-shim-cvetnoj-venok/ (дата обращения: 04.02.2023)
Шукшин В. Верую! Рассказ, 16.03.2014. URL: https://skazki.rustih.ru/vasilij-shukshin-veruyu/ (дата обращения: 04.02.2014)
Янсон Т. Шляпа волшебника, 13.02.2017. URL: https://skazki.rustih.ru/tuve-yansson-shlyapa-volshebnika/ (дата обращения: 28.01.2023)