Анализ текста, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка
Анализ текста, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка
Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чем главное.
К. Д. Ушинский
Основным видом учебной деятельности является чтение. У выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на каждом уроке.
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: смысловое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы; анализ и интерпретация произведения; составление плана; характеристика героя; написание отзыва; написание сочинения.
В своей работе особое внимание уделяю лингвистическому комплексному анализу текста.
Для формирования читательской грамотности применяю такие приёмы работы с текстом:
Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
«Кластер»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками с понятиями «второго уровня».
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи, ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Приём «Верите ли вы…» Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по пять «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Приём «Лингвистическая сказка» формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся.
Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Творческое чтение. Приём «Маркировка». Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
ля ««Написание творческих работ» на этапе закрепления изученной темы поддерживает познавательный интерес, развивает творческое воображение учащихся, обогащает их словарный запас, вырабатывает умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть).
Таким образом, чтение является основным видом учебной деятельности в школе. «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться», - утверждает Э. Тоффлер.