Сборник упражнений для фонетической зарядки, направленных на формирование произносительных навыков обучающихся 2 класса на уроках английского языка

1
0
Материал опубликован 29 May 2023

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»







Сборник упражнений для фонетической зарядки, напраленных на формирование произносительных навыков обучающихся 2 класса на уроках английского языка

t1685362718aa.jpg





Камышлов, 2023

Сборник упражнений фонетической зарядки для формирования произносительных навыков обучающихся 2 класса / сост. Е.О. Шехонина – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 2023.



Сборник упражнений фонетической зарядки, направленный на формирование произносительных навыков составлен с учетом ФГОС. Планируемая деятельность по формированию произносительных навыков осуществляется посредством тренировки учащихся в правильности произношения английких звуков, с использованием упражнений фонетической зарядки из сборника. В сборнике содержится 5 разделов, первый из которых – пояснительная записка, второй, третий и четвёртый содержат описание произношения гласных, согласных и дифтонгов английского языка и упражнения на тренировку их воспроизведения. Основу сборника составляют упражнения на отработку наиболее трудных для учащихся звуков, которые предоставят ученику возможность использовать их правильно в речевой практике, то есть формировать у обучаемых произносительные навыки на английском языке. Фонетическая зарядка может быть использована на любом этапе урока английского языка, в соответствии с методической целесообразностью.

Сборник упражнений фонетической зарядки может быть использован как студентами педагогических колледжей, так и учителями иностранного языка в НОО.







ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»



Содержание

. Пояснительная записка ……………………………………………….4

.Упражнения с гласными звуками английского языка ……………..10

.Упражнения с дифтонгами …………………………………………18

V.Упражнения с согласными звуками ……………………………….23

V. Список источников…………………………………………………..35





























Пояснительная записка

В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении учащимися устной речью и чтением на иностранном языке.

Требования по формированию фонетических навыков по учебному предмету «Иностранный язык» сформулированы в нормативно-правовых документах разного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 31 мая 2021 года утверждённый Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации) №28З, представляющий совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования выдвигает определённые требования к предметной области «Иностранный язык». Для того чтобы общаться на языке должны быть сформированы произносительные навыки. Стандарты третьего поколения начального общего образования по иностранному языку предъявляют следующие требования к обучению фонетической стороне речи: адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложения на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных коммуникационных типах предложений.

Обучение произношению является программным требованием, так как при отсутствии произносительных навыков невозможно овладеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, в том числе говорению, чтению вслух, аудированию. В результате обучения усваиваются два вида иноязычного произношения:

Орфоэпическое произношение;

Аппроксимированное произношение, т.е. произношение, приближенное в той или иной степени к орфоэпическому произношению.

Иноязычное орфоэпическое произношение практически совпадает с литературным (стандартным, образцовым) произношением образованных естественных носителей языка. Владение орфоэпическим произношением совершенно необязательно для понимания других лиц, говорящих с орфоэпическим произношением (как естественных носителей этого языка, так и владеющих им в качестве неродного языка).

Аппроксимированное произношение является таким произношением, в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют так называемые фонологические ошибки (смыслоразличительные), но которое отличается от орфоэпического наличием не фонологических ошибок такого качества и в таком количестве, которые все же позволяют понимать устную речь и чтение на данном языке.

При обучении английскому языку в школе упор делается на формирование аппроксимированного произношения, в процессе обучения используется аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются. Артикуляционные правила носят аппроксимированный характер.

Для обучения иноязычному произношению в практике преподаания иностранного языка используют фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка — специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2–6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно.

В практике преподавания иностранного языка выделяют несколько видов фонетических зарядок: фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая, на ритм, мелодику и ударение.

Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе (предложении).

Лексико-фонетическая фонзарядка направлена на фонетическую отработку лексики по определенной теме, с одной стороны, и на закрепление лексики с другой.

Грамматико-фонетическая зарядка позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления, как правило, уже знакомые учащимся.

Фонзарядки на мелодику, ритм и ударение относятся к интонационному оформлению речи.

Представленная в сборнике подборка упражнений, дает возможность учителю проводить на уроке фонематическую фонзарядку, так как разработанные упражнения для имитации звуков составлены на основе изучаемой лексики и грамматики УМК «Brilliant», а отдельные слова, помещенные перед рифмовками и скороговорками, являются лексическими единицами для активного или пассивного усвоения учащимися. На каждый звук запланировано 4 упражнения (отработка звука изолированно, уровень слова, словосочетания, и предложения).

В основу классификации упражнений положена отработка гласных звуков английского языка, так как именно неадекватное произнесение гласных звуков приводит к фонологическим ошибкам в речи (долгий/краткий, по месту артикуляции/звуки переднего, среднего, дальнего ряда/открытый, закрытый, качество различных дифтонгов). Также в разработку включены упражнения, направленные на отработку тех согласных звуков, неправильная артикуляция которых является наиболее частой причиной фонологических ошибок в речи (звуки [f],[v],[w],[ŋ],[θ],[ð]). Упражнения на отработку других согласных звуков также вклюены в сборник.

Цель сборника: выполнение упражнений для фонетической зарядки направленных на формирование произносительных навыков учащихся 2 класса на уроках английского языка.

Основные задачи сборника:

1. Ознакомить обучающихся с описанием/произношением звуков английского языка;

2. Организовать учащихся на работу с упражнениями на этапе проведения фонетической зарядки;

3. Совершенствовать умения учащихся в выразительном и правильном (ударение, интонация, произношение звуков) воспроизведении звуков, слов, словосочетаний, рифмовок и скороговорок.

Данный сборник состоит из разделов:

1. Поснительная записка;

2. Упражнения с гласными звуками;

3. Упражнения с дифтонгами;

4. Упражнения с согласными звуками;

5. Список литературы.

В соответствии с целью при создании и реализации сборника были использованы следующие методы: аудиолингвальный; аналитико-имитативный, общие дидактические принципы: сознательности, активности, доступности, систематичности; общие методические принципы: принцип упражнений, принцип учёта родного языка; частно методические принципы: принцип интенсивности начальной стадии обучения, принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой.

Фонетическая зарядка будет являться средством формирования произносительных навыков обучаемых на уроках английского языка. Все упражнения подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.



1. Упражнения с гласными звуками


Звук [ ʌ ]

Описание звука/произношение

Звук [ ʌ ] краткий ненапряженный гласный. При произнесении [ ʌ ] рот полуоткрыт, губы нейтральны. Язык немного отодвинут от основания нижних зубов. Если мы произносим русский звук [ а ], то значительно отодвигаем язык от зубов, а губы не растягиваем. Звук [ ʌ ] похож на русский безударный звук [ а ] в слове "оса".


Упражнения

1. Повторите звук [ ʌ ] несколько раз.

2. Повторите за учителем слова со звуком [ ʌ ]:

duck [ dʌk ] - утка

pluck [ plʌk] - щипать

truck [ trʌk ] - грузовик

luck [ lʌk ] – удача

3. Повторите звук [ ʌ ] в словосочетаниях:

Little duck

To pluck grass

Dark truck

Good luck

t1685362718ab.jpg

4. Повторите рифмовку со звуком [ ʌ ]:

It’s a duck

With a lot of pluck.

Driving a truck

Changing its luck.



Звук a: ]

Описание звука/произношение

При произнесении долгого звука a: ] кончик языка значительно оттянут от нижних зубов. Спинка языка выгнута и приподнята к твёрдому нёбу. (Представьте себе, что врач просит вас открыть рот и показать горло. В этом случае вы инстинктивно оттягиваете язык от зубов!)

От русского звука [ а ] английский a: ] отличается густым тембром и глубоким оттенком низкого тона. Это долгий и напряжённый звук:


Упражнения

1. Повторите звук [a:] несколько раз.

2. Повторите за учителем слова со звуком a: ]:

da:k ]

dark

 темно

la:k ]

lark

 жаворонок

ba:t ]

Bart

 Барт (имя)

pa:k ]

 park

 Парк

3. Повторите звук [a: ] в словосочетаниях:

Dark park

Little lark

Smart Bart

My heart


Пt1685362718ac.jpg овторите несколько раз скороговорку со звуком a: ] 


Half heart is no heart.




It1685362718ad.jpg t’s a shark

Swimming in a park

In the dark

for a lark.


Звук [ æ ]

Описание звука/произношение

В русском языке звука подобного звуку æ ] нет.

Это краткий открытый звук. При произнесении æ ] нужно углы рта немного оттянуть в стороны, расположить язык максимально плоско во рту и довольно энергично опустить челюсть.

Англичане, конечно, не открывают широко рот, произнося звук æ ]; они умеют плоско располагать язык во рту. Но для тренировки этого звука необходима энергичная работа челюсти. В идеале, должен слышаться очень широкий вариант русского звука [ э ] с примесью звука [ а ].

Этот звук надо обязательно научиться произносить верно, чтобы не путать "кастрюлю" - pan с "ручкой" - pen


Упражнения

Повторите звук [æ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [æ]

act [ ækt ] - действие

Ann [ æn ] - Анна

add [ æd ] - добавить

Alice [ ælis ] - Элис

lamp [ læmp ] – лампа


Повторите звук [æ] в словосочетаниях:

Old lamp

Black hen

Little Ann

To add ham

Повторите несколько раз рифмовку со звуком [æ]:

At1685362718ae.jpg little cat, a little cat,

A little cat is not very fat.

It is not fat, because it is sad.

It is very, very sad.



Звук [ е ] Описание звука/произношение

При произнесении краткого гласного e ] кончик языка находится у основания нижних зубов. Губы слегка растянуты.

Английский звук e ] похож на русский звук [ э ] в словах "эти, цепи".

Перед глухими согласными e ] произносится очень кратко, а перед согласными n ]l ]m ] заметно удлиняется.


Упражнения

Повторите звук [e ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком е ]:

bed ]

bed 

кровать

lend ]

lend 

давать в долг

send ]

send

 песок

sed ]

said

сказалный

pen ]

pen 

ручка

Повторите звук [e] в словосочетаниях:

A big bed

A red pen

Ten pencils


Повторите несколько раз скороговорку со звуком е ]: 

It s a hen

holding a pen.

Counting to ten

again and again.


Звук [ i ]

Описание звука/произношение

При произнесении краткого гласного звука [ i ] кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.

Английский звук [ i ] похож на русский звук [ и ] в безударном положении во фразе "вот история".

Перед звуками [ m ], [ n ], [ l ] звук [ i ] слегка удлиняется, а перед глухими согласными [ p ], [ t ], [ k ], [ s ] произносится очень кратко.


Упражнения

Повторите звук [ i ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ i ]:

Dick, Nick, Pick, stick, thick

Повторите звук [i] в словосочетаниях:

Dick’s stick, Nick’s stick, Pick’s stick

Повторите рифмовку со звуком [ i ]:

Dick’s stick is thick,

Nick’s stick is not so thick,

Pick’s stick is not so thick

As Nick’s stick and Dick’s stick.


Звук [ i: ]

Описание звука/произношение

При произнесении долгого звука [ i: ] язык продвинут вперёд, кончик языка слегка касается нижних зубов.

Английский звук [ i: ] похож на русский звук [ и ] в таких словах как "искра", "их", если [ и ] в этих словах произнести напряжённо и протяжно.

Не следует заменять английский звук [ i: ] на русский звук [ ы ], а также произносить его мягко перед согласными.


Упражнения

Повторите звук [ i:] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ i: ]:

A bee, a tree, a sea, tea

Повторите звук [i:] в словосочетаниях:

Black tea, a black sea, a big tree, an orange bee

Повторите рифмовку со звуком [ i ]:

It1685362718af.jpg t’s a bee

Sitting in a tree

Drinking tea

By the sea.





Звук [ ɜ: ]

Описание звука/произношение

Звук [ ɜ: ] - самый трудный для произношения звук, так как в русском языке даже приблизительно нет такого звука, с которым можно сравнить звук [ ɜ: ].

Это долгий, напряжённый звук, при произнесении которого спинка языка должна быть приподнята и расположена ровно и не прогибаться, иначе получится русский звук [ ё ].

Чтобы правильно произнести этот звук, следует спинку языка приподнять и оттянуть таким образом, чтобы края языка оказались слегка зажатыми между верхними и нижними коренными зубами. Губы должны быть растянуты и напряжены.


Упражнения

Повторите звук [ɜ: ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ ɜ:]:

A girl, her, myrtle, turn

Повторите звук [ɜ: ] в словосочетаниях:

A little girl, a big circle, a green myrtle

Повторите рифмовку со звуком [ɜ: ]:

Early to bed,

Early to rise

Makes a man

Healthy, wealthy and wise.


Звук [ ɒ ]

Описние звука/произношение

При произнесении звука [ ɒ ] рот широко открыт (примерно на расстояние двух пальцев: указательного и среднего), губы округлены, но не выпячиваются вперёд. Если вы правильно расположили органы речи для произнесения этого звука, то он должен иметь оттенок между русскими звуками [ а ] и [ о ].


Упражнения

Повторите звук [ɒ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ɒ ]:

A dog, a frog. a clock, a chalk

Повторите звук [ɒ ] в словосочетаниях:

A small dog, a green frog, a white chalk, my clock

Пt1685362718ag.jpg овторите рифмовку со звуком [ɒ]:

Clock, сlock, сlock

A dog plays with a frog,

The frog plays with the dog,

Clock, сlock, сlock



Звук [ ɔ: ]

Описание звука/произношение

При произнесении долгого звука [ ɔ: ] язык оттянут от зубов, и находится в задней части полости рта. Губы слегка округлены, но не выпячиваются вперёд.

По сравнению с русским звуком [ о ] английский имеет более тёмный оттенок и произносится как долгий звук. Не забудьте также оттянуть язык от нижних зубов.

Представьте себе, что вы произносите слово "ода" со слегка округлёнными губами и с протяжным звуком [ о ]. Попробуйте, и должен получиться английский звук [ ɔ: ].


Упражнения

Повторите звук [ ɔ:] несколько раз.

Повторите слова со звуком[ ɔ: ]

A ball, a door, a floor, more, store, score

Повторите звук [ ɔ: ] в словосочетаниях:

A blue ball, a black floor, a big door, a little score

Повторите рифмовку со звуком [ ɔ: ]:

I’m at the window
He is at the
door
She is at the blackboard
We are on the
floor.


Звук [ ʊ ]

Описание звука/произношение

При произнесении краткого звука [ ʊ ] язык также оттянут от нижних зубов, но не так далеко как при произнесении долгого звука [ u: ]. Губы слегка округлены, но не выпячиваются вперёд. Конечно, если вы будете округлять губы при произнесении звуков [ ʊ ] и [ u: ], вас всё равно поймут, но при этом появится сильный акцент.


Упражнения

Повторите звук [ ʊ ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ ʊ ]:

Blue, wood, full, pull, bull

Повторите звук [ ʊ ]в словосочетаниях:

A blue cup, a red bull, a dark wood

Повторите рифмовку со звуком [ ʊ ]:

It’s a bull

That’s very full

Covered in wood

and trying to pull.

t1685362718ah.png


Звуки [ u:, ju: ]

Описание звука/произношение

Звук [ u: ] долгий и напряжённый звук. При произнесении звука [ u: ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука [ у ].

Звукосочетание [ ju: ] по долготе и напряженности аналогично звуку [ u: ]. Для того, чтобы его произнести необходимо начинать с краткого звука [ j ], переходя на долгий звук [ u: ].

Звукосочетание [ ju: ] похоже на русский звук [ ю ], если его произнести, не выпячивая вперед губы.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком u: ]:

Blue, a goose, a moose, noon, moon

Повторите звук в словосочетаниях:

A silly goose, a large moose, a red balloon, good afternoon

Повторите рифмовку со звуком u: ]:

t1685362718ai.png

It’s a goose

Sitting on a moose

On the loose

Wearing a noose.





.Упражнения с дифтонгами

Звук [ɔi]

Описание звука/произношение

Звук ɔi ] - дифтонг, т.е. неделимый звук. Ядро дифтонга - краткий гласный ɔ ]; скольжение происходит в направлении гласного i ]. При произнесении второго элемента не следует поднимать среднюю спинку языка слишком высоко, чтобы не слышался русский звук [ й ].


Упражнения

Повторите звук [ɔi] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [оi]:

A boy, a toy, Roy, annoy

Повторите звук [ɔi] в словосочетаниях:

Little Roy, a big boy, a nice toy

Повторите рифмовку со звуком [ɔi]:


It1685362718aj.jpg t’s a nasty boy

Whose name is Roy.

Who loves to annoy

and is destroying a toy.







Звук [əu]

Описание звука/произношение

При произнесении звука əʊ ] губы сначала слегка растянуты, а затем округляются, но не выпячиваются вперёд. Первый элемент дифтонга напоминает нейтральный звук ə ], а скольжение происходит в направлении ʊ ]. Описание звука.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

Snow, follow, boat, coat, note

Повторите звук в словосочетаниях:

White snow, a blue boat, a dark coat, my note

Повторите рифмовку со звуком:

t1685362718ak.jpg

It’s a goat

Sitting in a boat

Wearing in a coat

Reading a note.





Звук [ʊə]

Описание звука/произношение

Звук ʊə ] - дифтонг. Ядром дифтонга является краткий гласный ʊ ], который произносится с плоским укладом губ. Прежде чем произнести ядро дифтонга, надо слегка растянуть губы, как бы в полуулыбке. А заканчивается дифтонг скольжением в направлении нейтрального звука ə ]

Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

a tour, a cure, pure, moor

Повторите звук в словосочетаниях:

A nice tour, a good cure, a pure water

Повторите рифмовку со звуком:

Its a moor,

On a tour

Holding a cure

Which a very pure.


Звук [ ei ]

Описание звука/произношение

Звук [ ei ] - дифтонг, т.е. неделимый звук. Ядро дифтонга - гласный [ e ]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука [ i ], не достигая его полного образования.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

a whale, a name, a tail, a nail, a sail

Повторите звук в словосочетаниях:

My name,, a blue whale, a longue tail, his nail

Повторите рифмовку со звуком:

t1685362718al.jpg

It’s a whale

Standing on its tail

Swallowing a nail

and wearing a sail.




Звук [ ai ]

Описание звука/произношение

Звук [ ai ] - дифтонг, состоящий из ядра и скольжения. Ядро дифтонга краткий звук [ ʌ ]. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [ i ]. Звук [ i ] не должен звучать отчётливо. Не следует заменять дифтонг [ ai ] русским звукосочетанием "ай". На понимание слов это, может быть, и не повлияет, но придаст словам русский акцент!


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

A knife, nice, mice, like, tie

Повторите звук в словосочетаниях:

Nice mice, a longue tie, a blue sky

Пt1685362718am.jpg овторите рифмовку со звуком:

Mice, mice, mice,

Mice wear ties,

Mice like ties,

Ties are nice.





Звук [ aʊ ]

Описание звука/произношение

Звук [ aʊ ] - дифтонг. Ядро его произносится так же как первый элемент звука [ ai ], а затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [ ʊ ].

Второй элемент должен быть очень слабым. Этот звук не следует заменять русским звукосочетанием "ау", где оба элемента произносятся одинаково отчётливо и губы значительно округляются.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

A cow. South, mouth, bow, plough

Повторите звук в словосочетаниях:

A black cow, a little mouth, an old house

Повторите рифмовку со звуком

t1685362718an.jpg

It’s a cow

Going to Slough

Pulling a plough

taking a bow.

Звук [ iə ]

Описание звука/произношение

Дифтонг [  ] начинается с гласного [ i ] и заканчивается скольжением в направлении нейтрального звука [ ə ].

Следует помнить, что предшествующий этому звуку согласный не смягчается.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

a deer, an ear, clear, Lear, beer.

Повторите звук в словосочетаниях:

My ears, pride deer, high Lear

Повторите рифмовку со звуком:

t1685362718ao.jpg


It’s a deer

With one big ear

Whose name is Lear

Who’s drinking beer.





Звук [ eə ]

Описание звука/произношение

Звук [  ] - дифтонг, и как все дифтонги, считается одним звуком и соответственно произносится слитно. Ядром дифтонга является звук [ e ].

Это более открытый звук, чем [ e ] и он больше похож на русский звук [ э ], особенно в слове "экран". Заканчивается дифтонг скольжением в направлении нейтрального звука [ ə ].


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

a bear, a chair, a pear, hair

Повторите звук в словосочетаниях:

A brown bear, a black hair, a nice pear, a low chair

Повторите рифмовку со звуком:

t1685362718ap.jpg

It’s a bear

Sitting on a chair

Combing its hair

and holding a pear.




V.Упражнения с согласными звуками


Звуки [ f, v ]

Описание звука/произношение

Английские согласные  [ f ], [ v ] называются смычными, так как при их произнесении органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.

Произношение английских смычных звуков  [ f ], [ v ] совпадает с произношением соответствующих русских смычных согласных звуков [ ф ], [ в ].

Английский глухой согласный  [ f ] в конце слов произносятся энергично. Звонкий согласный [ v ] в конце слов и перед глухими согласными не оглушаются.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

[ f, v ]

Повторите за учителем слова со звуками:

Five, fine, knives, seven, eleven

Повторите звуки в словосочетаниях:

Seven knives, eleven elephants, five women

Повторите рифмовку со звуками:

I have ten fingers
I ha
ve ten toes

I have one forehead

I have one nose.


Звуки [ s, z ]

Описание звука/произношение

Английские согласные [ s, z ] называются щелевыми, так как при их произнесении между кончиком языка и альвеолами образуется щель, через которую проходит воздух. При произнесении английских щелевых звуков [ s, z ] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка. При произнесении русских щелевых согласных язык находится у основания нижних зубов.


Упражнения

Повторите звуки несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ s, z ]:

Start, zebra, zany, sofa

Повторите звуки [ s, z ] в словосочетаниях:

А beautiful zebra, zany face, a big sofa

Повторите рифмовку со звуками [ s, z ]:

t1685362718aq.png

Swan swam over the sea.

Swim, swan, swim!

Swan swam back again.

Well swum, swan.



Звуки [ t, d ]

Описание звука/произношение

При произнесении альвеолярных смычных согласных [ t ], [ d ] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).

Эти звуки не смягчаются перед гласными и в конце слова. Чтобы избежать нежелательного гласного призвука, не нужно сильно прижимать кончик языка и долго задерживать его на альвеолах.

Глухой согласный [ t ] в начале и в конце слов произносится энергично. В русском языке подобные звуки произносятся касанием кончика языка верхних зубов, а не альвеол.


Упражнения

Повторите звук несколько раз.

[ t, d ]

Повторите за учителем слова со звуками:

Put on, stockings, good, friend, glad

Повторите звуки в словосочетаниях:

Good friends, nice stockings, ten dogs

Повторите рифмовку со звуками:

Put on your shirt

Put on your stockings

Put on your shoes

And say: Good morning!


Звуки [ θ, ð ]

Описание звуков/произношение

К сожалению, в русском языке звуков подобных [ θ ], [ ð ] нет.

Понять, как произносятся эти звуки, помогут данные ниже упражнения для органов речи. Просуньте язык между зубами и продувайте воздух. Следите за тем, чтобы язык не был напряжён, а губы не касались краёв языка. Просуньте язык между зубами, а затем быстро уберите его. Проделайте это упражнение несколько раз.При произнесении звуков [ θ ], [ ð ] язык распластан и не напряжён, кончик языка находится между зубами.Звук [ θ ] произносится как глухой, а звук [ ð ] с голосом как звонкий. Помните, что губы не должны касаться краёв языка. Cледует быстро убирать язык за зубы, чтобы не мешать произнесению последующего звука. Эти звуки не следует заменять на русские [ с ], [ з ] или на английские [ z ], [ t ], [ d ]

Упражнения

Повторите звук ð ]  несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком ð ]:

mother, father, brother, another

Повторите звук [ ð ] в словосочетаниях:

My mother, his father, your sister, her brother

Повторите рифмовку со звуком ð ]:

Mother, father

Sister, brother

Hand in hand

With one another


Упражнения со звуком θ ]

Повторите звук несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком:

Thick, thin, mouth, south,

Повторите звук в словосочетаниях:

A thick piece, a thin piece, a big mouth, a hot south

Повторите рифмовку со звуком:

Happy birthday to you!

Happy birthday to you!

Happy birthday, happy birthday!

Happy birthday to you!


Звук [ ŋ ]

Описание звука/произношение

В русском языке звука подобного [ ŋ ] не существует, именно поэтому его часто заменяют русским звуком [ н ].

При произнесении [ ŋ ] язык находится у основания нижних зубов, а не упирается в верхние зубы, как при русском звуке [ н ]. Рот довольно широко открыт. Так как задняя часть языка плотно соприкасается с опущенным мягким нёбом, то воздушная струя проходит через полость носа. Чтобы получился чистый носовой звук, не следует поднимать кончик языка к альвеолам.

Если всё же звук [ ŋ ] не получается, попробуйте начинать его произнесение с русского звука [ м ], постепенно открывая рот, но, не убирая язык от основания нижних зубов. Очень полезно контролировать работу языка, глядя в зеркало. Для постановки звука [ ŋ ] также хорошим приёмом является вдох через нос с открытым ртом.

Звук [ ŋ ] звучит не только в конце слов, но и перед звуками [ k ], [ g ], [ d ]. Будьте упорны и настойчивы, и вы обязательно научитесь произносить этот каверзный звук.


Упражнения

Повторите звук ŋ ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звукомŋ ] :

Morning, evening, afternoon

Повторите звук [ ŋ ] в словосочетаниях:

Пt1685362718ar.png овторите рифмовку со звуком [ ŋ ]:

Good morning,

good morning,

Good morning to you,

Good morning,

good morning

I am glad to see you



Звук [ m, n ]

Описание звуков/произношение

При произнесении звука [m] губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, и струя воздуха проходит через полость носа. Носовой согласный звук. При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол (маленьких бугорков за верхними зубами), мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через полость носа. Носовой согласный звук.


Упражнения

Повторите звуки [ m, n ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ m, n ]:

Magnet, magazine, man

Повторите звуки [ m, n ] в словосочетаниях:

strong magnet, fashion magazine, a tall man

Повторите скороговорку со звуками [ m, n ]:

t1685362718as.jpg

Little mouse.

Little mouse.

Run, run to your house

One, two three, four

Don't forget to shut the door.



Звук [ h ]

Описание звука/произношение

Подобного звука в русском языке нет. Звук [h] встречается только перед гласным звуком. При произнесении [h] корень языка чуть подаётся назад. Язык лежит во рту более или менее плоско при изолированном произнесении. Голосовые складки не вибрируют. Мягкое нёбо поднято.


Упражнения

Повторите звуки h ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ h ]:

Hello, help, happy

Повторите звуки h ] в словосочетаниях:

Hello Ben, good help, happy friend

Пt1685362718at.png овторите скороговорку со звуками h ]:


Hunters hunt for hares in the hunting.





Звук [ j ]

Описание звука/произношение

Английский [j] похож на кратко произнесенное [i]. Английский звук [j] значительно слабее русского [й]. [j] образуется средней частью языка, поднятой по направлению к твёрдому нёбу (не так высоко, как при произнесении русского [й]). Щель между поднятой средней спинкой языка и твёрдым нёбом – широкая. Края языка прижаты к верхним зубам, образуя проход для воздуха вдоль середины языка. Губы растянуты, мягкое нёбо поднято, голосовые складки вибрируют. Органы речи постепенно переходят в позицию для произнесения последующего гласного.


Упражнения

Повторите звук j ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками j ]:

Yellow, piano, year

Повторите звуки j ] в словосочетаниях:

yellow flower, baby piano, new year

Повторите скороговорку со звуками j ]:

New Year’s menu usually uses

Cukes, onion, yoghurt and cucumbers.


Звук [l]

Описание звука/произношение

[l] является звуком промежуточным между русской твёрдой фонемой [л] и русской мягкой фонемой [л']. В изолированном произнесении английское [l] несколько мягче [л], но далеко не достигает мягкости [л'].

При [l] кончик языка крепче, чем при произнесении русского звука, прижат к альвеолам, как при смычных [t, d, n], но взрыва нет, бока языка опущены, и воздушная струя, разделённая массой языка на две части, выходит по бокам; часть языка поднята к мягкому нёбу, губы при [l] нейтральны. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки находятся в состоянии вибрации.


Упражнения

Повторите звук [ l ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ l ]:

Long, greatly, last

Повторите звуки [ l ] в словосочетаниях:

A long nose, strongly holds, last call

Повторите скороговорку со звуками [ l ]:

t1685362718au.png

Little boy, little boy

Under the tree

I like the house,

Give it to me!




Звуки [ р, b ]

Описание звука/произношение

Звук [р] произносится более напряженными губами, чем это происходит при произнесении русского [п]. Для произнесения английского звука [p] следует сжать крепко губы, мягкое небо при этом поднято; воздух останавливается перед преградой в ротовой полости на мгновение, теперь с силой разорвите преграду воздушной струей. Вы услышите сильный выхлоп, а затем – лёгкий выдох. Голосовые складки не вибрируют.

Английский согласный [b] по своей артикуляции похож на русское твёрдое [б]. Для произнесения звука [b] плотно сожмите губы, мягкое нёбо при этом поднято. Воздух останавливается перед преградой на мгновение, затем размыкает ее с меньшей силой, чем при произнесении [p].


Упражнения

Повторите звуки [ р, b] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ р, b]:

Bell, pen, box, pie

Повторите звуки [ р, b ] в словосочетаниях:

loud bell, black pen, beautiful box, tasty pie

Повторите скороговорку со звуками [ р, b ]:

t1685362718av.jpg

Sleep, sleep, sleep in a bed

Sleep in a bed together.



Звук [ g ]

Описание звука/произношение

Аналогом звука [ g ] в русском языке является русский звук Г. Звук [ g ] произносится чуть более напряженно чем звук Г. Губы разомкнуты. Задняя часть языка плотно прижимается к мягкому небу, поток воздуха останавливается. Выдыхаемый воздух на мгновенье встречает преграду.

Задняя часть языка опускается, и выдыхаемый воздух толчком выходит из ротовой полости, с кратким шумом, окрашенным голосом – звуком [g]. Кроме того, английский звук [ g ] никогда не смягчается и произносится твердо.


Упражнения

Повторите звук [ g ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ g ]:

good, girl, frog

Повторите звуки [ g ] в словосочетаниях:

good friend, little girl, green frog

Повторите скороговорку со звуками [ g ]:

t1685362718aw.png

Three grey geese in a green field grazing,

Grey were the geese and green was the grazing.




Звук [ k ]

Описание звука/произношение

Аналогом звука [ k ] в русском языке является русский звук К. Губы разомкнуты. Задняя часть языка плотно прижимается к мягкому небу, поток воздуха останавливается. Выдыхаемый воздух на мгновенье встречает преграду. Задняя часть языка опускается, и выдыхаемый воздух толчком выходит из ротовой полости, с кратким шумом без участия голоса – звуком [ k ], преходящим в другой шум – шум трения воздуха о преграду (из задней части языка прижатой к мягкому небу) и о другие части рта, что может изображаться как [ kh ]. Кроме того, английский звук [ k ] никогда не смягчается и произносится твердо.

Упражнения

Повторите звуки [ k ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуками [ k ]:

Cap, сrow, cat

Повторите звуки [ k] в словосочетаниях:

blue cap, black сrow, a big cat

Повторите скороговорку со звуками [ k ]:



t1685362718ax.png

We see a kite in the sky,

The kite is very bright,

I like my beautiful kite.



Звук [ ʃ ]

Описание звука/произношение

Английское [ ʃ ] чуть мягче русского твёрдого [ш], (однако далеко не достигает мягкости [ш':]).

Следует отметить, что артикуляция английского [ ʃ ], по сравнению с русским [ш] требует очень слабого напряжения языка. При произнесении [ ʃ ] зубы сближены, губы округлены, даже несколько выпячены, образуя широкое выходное отверстие. и удлиняя, таким образом, резонатор. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки не вибрируют.


Упражнения

Повторите звук [ ʃ ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ ʃ ]:

Russian, short, fish

Повторите звук [ ʃ ] в словосочетаниях:

Russian language, short toe, raw fish

Повторите рифмовку со звуком [ ʃ ]:


St1685362718ay.jpg he sells sea shells

On the sea shore,

The shells that she sells

Are sea shells, I am sure.



Звук [ ʒ ]

Описание звука/произношение

Звук [ ʒ ] по сравнению с [ ʃ ] – слабый, в конце слова немного оглушается. Согласный [ ʒ ] напоминает русский звук [ж], но произносится чуть мягче.

По сравнению со звуками [s] и [z], при произнесении [ ʃ ] и [ ʒ ] место артикуляции у альвеол более отодвинуто назад, а расстояние между языком и альвеолами шире. Кроме того, различие заключается также в положении средней части языка, которая значительно поднята по направлению к твёрдому нёбу. Края языка не подняты вверх, как для [ s ] и [ z ], и язык не имеет формы желоба.


Упражнения

Повторите звук [ ʒ ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ ʒ ]:

Treasure, garage, decision

Повторите звук [ ʒ ] в словосочетаниях:

golden treasure, old garage, important decision

Пt1685362718az.jpg овторите рифмовку со звуком [ ʒ ]:

After much persuasion

he took the decision

to watch “Treasure Island”

on television.



Звук [ r ]

Описание звука/произношение

В русском языке звука подобного английскому звуку [ r ] не существует.

При произнесении звука [ r ] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует. Для того чтобы получился английский звук [ r ], следует зажать щёки пальцами и произносить русский звук [ р ] до тех пор, пока язык не перестанет вибрировать.


Упражнения

Повторите звук r ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком r ]:

A squirrel, a rabbit, dry, truck, mushroom, green, grey

Повторите звук r ] в словосочетаниях:

A grey squirrel A red fox

A green truck A brown lark

Повторите скороговорку со звуком r ]:


t1685362718ba.jpg

A squirrel dries mushrooms for winter.





Звук [ w ]

Описание звука/произношение

Прежде чем произносить звук [ w ], попробуйте сделать следующие упражнения: сильно округлите и выпятите вперёд губы. Продувайте воздух в образовавшееся круглое отверстие.

Выпятите губы, затем быстро разведите их в стороны. Повторите упражнение несколько раз.

При произнесении звука [ w ] губы сильно округляются и выдвигаются вперёд, образуя круглую щель. Затем мгновенно язык и губы переходят в положение для произнесения последующего гласного.


Упражнения

Повторите звук [ w ] несколько раз.

Повторите за учителем слова со звуком [ w ]:

Wind, a window, white, winter, whale, why, Willy

Повторите звук [ w ] в словосочетаниях:

A strong wind A large window

A white whale A big watch

Пt1685362718bb.jpg овторите рифмовку со звуком [ w ]:

Why, do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy?

Why, Willy?

Why? Why?






Список источников


Английские звуки// youtube.com URL: https://ww w.youtube.com/watch?v=FN_WOy4Aw5Q (дата обращения: 21.02.22).

Английские рифмовки. Игры// nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/10/angliyskie-rifmovki-igry (дата обращения: 24.02.22).

Бикетова И..С.Фонетические игровые упражнения для повышения внутренней мотивации на уроках иностранного языка//Методическое пособие. 2012 URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/drugie-yazyki/library/2014/11/14/foneticheskie-igrovye-uprazhneniya-dlya (дата обращения: 21.02.22).

Жидкова Е.И. Завалипенская И.А. Английский язык. Фонетика// Учебное пособие. Челябинск. 2020 URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1679568627&tld=ru&lang=ru&name=51c8c9958defa8f7d615a456b41b8d9d. (дата обращения: 11.11.22).

Кисунько Е., Музданоа Е. Упражнения для фонетической зарядки.-М.:Чистые пруды, 2005

Нихейма Н.О. Методическое пособие «Английский в рифмах». Тюмень. 2011 URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/avtorskie-posobiya/news2257.html (дата обращения: 21.03.23).

Онлайн школа английского языка// Skillbox. URL: https://www.native-english.ru/pronounce/sound-w

Подборка рифмовок по темам для маленьких детей// skyteach.ru URL: https://skyteach.ru/2021/08/06/podborka-rifmovok-po-temam-s-malenkimi-uchenikami/(дата обращения: 12.03.23).

Рифмовки для фонетической зарядки в начальной школе// nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/06/04/rifmovki-dlya-foneticheskoy-razminki-v (дата обращения: 07.02.22).

Рифмовки как способ овладения фонетическими навыками//urok.1sept.пед.интернет-журнал Иностранные языки 27.05.10 URL:https://urok.1sept.ru/articles/576854 (дата обращения: 10.01.23).

Сборник стишков, рифмовок и песен на английском языке для младшеклассников// infourok.ru URL: https://infourok.ru/sbornik-stishkov-rifmovok-i-pesen-na-anglijskom-yazyke-dlya-mladsheklassnikov-4043458.html (дата обращения: 08.12.22).

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации