Сборник упражнений для фонетической зарядки, направленных на формирование произносительных навыков обучающихся 2 класса на уроках английского языка
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник упражнений для фонетической зарядки, напраленных на формирование произносительных навыков обучающихся 2 класса на уроках английского языка
Камышлов, 2023
Сборник упражнений фонетической зарядки для формирования произносительных навыков обучающихся 2 класса / сост. Е.О. Шехонина – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 2023.
Сборник упражнений фонетической зарядки, направленный на формирование произносительных навыков составлен с учетом ФГОС. Планируемая деятельность по формированию произносительных навыков осуществляется посредством тренировки учащихся в правильности произношения английких звуков, с использованием упражнений фонетической зарядки из сборника. В сборнике содержится 5 разделов, первый из которых – пояснительная записка, второй, третий и четвёртый содержат описание произношения гласных, согласных и дифтонгов английского языка и упражнения на тренировку их воспроизведения. Основу сборника составляют упражнения на отработку наиболее трудных для учащихся звуков, которые предоставят ученику возможность использовать их правильно в речевой практике, то есть формировать у обучаемых произносительные навыки на английском языке. Фонетическая зарядка может быть использована на любом этапе урока английского языка, в соответствии с методической целесообразностью.
Сборник упражнений фонетической зарядки может быть использован как студентами педагогических колледжей, так и учителями иностранного языка в НОО.
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Содержание
. Пояснительная записка ……………………………………………….4
.Упражнения с гласными звуками английского языка ……………..10
.Упражнения с дифтонгами …………………………………………18
V.Упражнения с согласными звуками ……………………………….23
V. Список источников…………………………………………………..35
Пояснительная записка
В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении учащимися устной речью и чтением на иностранном языке.
Требования по формированию фонетических навыков по учебному предмету «Иностранный язык» сформулированы в нормативно-правовых документах разного уровня.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 31 мая 2021 года утверждённый Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации) №28З, представляющий совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования выдвигает определённые требования к предметной области «Иностранный язык». Для того чтобы общаться на языке должны быть сформированы произносительные навыки. Стандарты третьего поколения начального общего образования по иностранному языку предъявляют следующие требования к обучению фонетической стороне речи: адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложения на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных коммуникационных типах предложений.
Обучение произношению является программным требованием, так как при отсутствии произносительных навыков невозможно овладеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, в том числе говорению, чтению вслух, аудированию. В результате обучения усваиваются два вида иноязычного произношения:
Орфоэпическое произношение;
Аппроксимированное произношение, т.е. произношение, приближенное в той или иной степени к орфоэпическому произношению.
Иноязычное орфоэпическое произношение практически совпадает с литературным (стандартным, образцовым) произношением образованных естественных носителей языка. Владение орфоэпическим произношением совершенно необязательно для понимания других лиц, говорящих с орфоэпическим произношением (как естественных носителей этого языка, так и владеющих им в качестве неродного языка).
Аппроксимированное произношение является таким произношением, в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют так называемые фонологические ошибки (смыслоразличительные), но которое отличается от орфоэпического наличием не фонологических ошибок такого качества и в таком количестве, которые все же позволяют понимать устную речь и чтение на данном языке.
При обучении английскому языку в школе упор делается на формирование аппроксимированного произношения, в процессе обучения используется аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются. Артикуляционные правила носят аппроксимированный характер.
Для обучения иноязычному произношению в практике преподаания иностранного языка используют фонетическую зарядку.
Фонетическая зарядка — специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2–6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно.
В практике преподавания иностранного языка выделяют несколько видов фонетических зарядок: фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая, на ритм, мелодику и ударение.
Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе (предложении).
Лексико-фонетическая фонзарядка направлена на фонетическую отработку лексики по определенной теме, с одной стороны, и на закрепление лексики с другой.
Грамматико-фонетическая зарядка позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления, как правило, уже знакомые учащимся.
Фонзарядки на мелодику, ритм и ударение относятся к интонационному оформлению речи.
Представленная в сборнике подборка упражнений, дает возможность учителю проводить на уроке фонематическую фонзарядку, так как разработанные упражнения для имитации звуков составлены на основе изучаемой лексики и грамматики УМК «Brilliant», а отдельные слова, помещенные перед рифмовками и скороговорками, являются лексическими единицами для активного или пассивного усвоения учащимися. На каждый звук запланировано 4 упражнения (отработка звука изолированно, уровень слова, словосочетания, и предложения).
В основу классификации упражнений положена отработка гласных звуков английского языка, так как именно неадекватное произнесение гласных звуков приводит к фонологическим ошибкам в речи (долгий/краткий, по месту артикуляции/звуки переднего, среднего, дальнего ряда/открытый, закрытый, качество различных дифтонгов). Также в разработку включены упражнения, направленные на отработку тех согласных звуков, неправильная артикуляция которых является наиболее частой причиной фонологических ошибок в речи (звуки [f],[v],[w],[ŋ],[θ],[ð]). Упражнения на отработку других согласных звуков также вклюены в сборник.
Цель сборника: выполнение упражнений для фонетической зарядки направленных на формирование произносительных навыков учащихся 2 класса на уроках английского языка.
Основные задачи сборника:
1. Ознакомить обучающихся с описанием/произношением звуков английского языка;
2. Организовать учащихся на работу с упражнениями на этапе проведения фонетической зарядки;
3. Совершенствовать умения учащихся в выразительном и правильном (ударение, интонация, произношение звуков) воспроизведении звуков, слов, словосочетаний, рифмовок и скороговорок.
Данный сборник состоит из разделов:
1. Поснительная записка;
2. Упражнения с гласными звуками;
3. Упражнения с дифтонгами;
4. Упражнения с согласными звуками;
5. Список литературы.
В соответствии с целью при создании и реализации сборника были использованы следующие методы: аудиолингвальный; аналитико-имитативный, общие дидактические принципы: сознательности, активности, доступности, систематичности; общие методические принципы: принцип упражнений, принцип учёта родного языка; частно методические принципы: принцип интенсивности начальной стадии обучения, принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой.
Фонетическая зарядка будет являться средством формирования произносительных навыков обучаемых на уроках английского языка. Все упражнения подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
1. Упражнения с гласными звуками
Звук [ ʌ ]
Описание звука/произношение
Звук [ ʌ ] краткий ненапряженный гласный. При произнесении [ ʌ ] рот полуоткрыт, губы нейтральны. Язык немного отодвинут от основания нижних зубов. Если мы произносим русский звук [ а ], то значительно отодвигаем язык от зубов, а губы не растягиваем. Звук [ ʌ ] похож на русский безударный звук [ а ] в слове "оса".
Упражнения
1. Повторите звук [ ʌ ] несколько раз.
2. Повторите за учителем слова со звуком [ ʌ ]:
duck [ dʌk ] - утка
pluck [ plʌk] - щипать
truck [ trʌk ] - грузовик
luck [ lʌk ] – удача
3. Повторите звук [ ʌ ] в словосочетаниях:
Little duck
To pluck grass
Dark truck
Good luck
4. Повторите рифмовку со звуком [ ʌ ]:
It’s a duck
With a lot of pluck.
Driving a truck
Changing its luck.
Звук [ a: ]
Описание звука/произношение
При произнесении долгого звука [ a: ] кончик языка значительно оттянут от нижних зубов. Спинка языка выгнута и приподнята к твёрдому нёбу. (Представьте себе, что врач просит вас открыть рот и показать горло. В этом случае вы инстинктивно оттягиваете язык от зубов!)
От русского звука [ а ] английский [ a: ] отличается густым тембром и глубоким оттенком низкого тона. Это долгий и напряжённый звук:
Упражнения
1. Повторите звук [a:] несколько раз.
2. Повторите за учителем слова со звуком [ a: ]:
[ da:k ] | dark | темно |
[ la:k ] | lark | жаворонок |
[ ba:t ] | Bart | Барт (имя) |
[ pa:k ] | park | Парк 3. Повторите звук [a: ] в словосочетаниях: |
Dark park
Little lark
Smart Bart
My heart
П овторите несколько раз скороговорку со звуком [ a: ]
Half heart is no heart.
I t’s a shark
Swimming in a park
In the dark
for a lark.
Звук [ æ ]
Описание звука/произношениеВ русском языке звука подобного звуку [ æ ] нет.
Это краткий открытый звук. При произнесении [ æ ] нужно углы рта немного оттянуть в стороны, расположить язык максимально плоско во рту и довольно энергично опустить челюсть.
Англичане, конечно, не открывают широко рот, произнося звук [ æ ]; они умеют плоско располагать язык во рту. Но для тренировки этого звука необходима энергичная работа челюсти. В идеале, должен слышаться очень широкий вариант русского звука [ э ] с примесью звука [ а ].
Этот звук надо обязательно научиться произносить верно, чтобы не путать "кастрюлю" - pan с "ручкой" - pen
Упражнения
Повторите звук [æ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [æ]
act [ ækt ] - действие |
Ann [ æn ] - Анна |
add [ æd ] - добавить |
Alice [ ælis ] - Элис |
lamp [ læmp ] – лампа Повторите звук [æ] в словосочетаниях: Old lamp Black hen Little Ann To add ham |
Повторите несколько раз рифмовку со звуком [æ]:
A little cat, a little cat,
A little cat is not very fat.
It is not fat, because it is sad.
It is very, very sad.
При произнесении краткого гласного [ e ] кончик языка находится у основания нижних зубов. Губы слегка растянуты.
Английский звук [ e ] похож на русский звук [ э ] в словах "эти, цепи".
Перед глухими согласными [ e ] произносится очень кратко, а перед согласными [ n ], [ l ], [ m ] заметно удлиняется.
Упражнения
Повторите звук [e ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ е ]:
[ bed ] | bed | кровать | |
[ lend ] | lend | давать в долг | |
[ send ] | send | песок | |
[ sed ] | said | сказалный | |
[ pen ] | pen | ручка |
Повторите звук [e] в словосочетаниях:
A big bed
A red pen
Ten pencils
Повторите несколько раз скороговорку со звуком [ е ]:
It s a hen
holding a pen.
Counting to ten
again and again.
Звук [ i ]
Описание звука/произношениеПри произнесении краткого гласного звука [ i ] кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты.
Английский звук [ i ] похож на русский звук [ и ] в безударном положении во фразе "вот история".
Перед звуками [ m ], [ n ], [ l ] звук [ i ] слегка удлиняется, а перед глухими согласными [ p ], [ t ], [ k ], [ s ] произносится очень кратко.
Упражнения
Повторите звук [ i ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ i ]:
Dick, Nick, Pick, stick, thick
Повторите звук [i] в словосочетаниях:
Dick’s stick, Nick’s stick, Pick’s stick
Повторите рифмовку со звуком [ i ]:
Dick’s stick is thick,
Nick’s stick is not so thick,
Pick’s stick is not so thick
As Nick’s stick and Dick’s stick.
Звук [ i: ]
Описание звука/произношениеПри произнесении долгого звука [ i: ] язык продвинут вперёд, кончик языка слегка касается нижних зубов.
Английский звук [ i: ] похож на русский звук [ и ] в таких словах как "искра", "их", если [ и ] в этих словах произнести напряжённо и протяжно.
Не следует заменять английский звук [ i: ] на русский звук [ ы ], а также произносить его мягко перед согласными.
Упражнения
Повторите звук [ i:] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ i: ]:
A bee, a tree, a sea, tea
Повторите звук [i:] в словосочетаниях:
Black tea, a black sea, a big tree, an orange bee
Повторите рифмовку со звуком [ i ]:
I t’s a bee
Sitting in a tree
Drinking tea
By the sea.
Звук [ ɜ: ]
Описание звука/произношение
Звук [ ɜ: ] - самый трудный для произношения звук, так как в русском языке даже приблизительно нет такого звука, с которым можно сравнить звук [ ɜ: ].
Это долгий, напряжённый звук, при произнесении которого спинка языка должна быть приподнята и расположена ровно и не прогибаться, иначе получится русский звук [ ё ].
Чтобы правильно произнести этот звук, следует спинку языка приподнять и оттянуть таким образом, чтобы края языка оказались слегка зажатыми между верхними и нижними коренными зубами. Губы должны быть растянуты и напряжены.
Упражнения
Повторите звук [ɜ: ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ ɜ:]:
A girl, her, myrtle, turn
Повторите звук [ɜ: ] в словосочетаниях:
A little girl, a big circle, a green myrtle
Повторите рифмовку со звуком [ɜ: ]:
Early to bed,
Early to rise
Makes a man
Healthy, wealthy and wise.
Звук [ ɒ ]
Описние звука/произношение
При произнесении звука [ ɒ ] рот широко открыт (примерно на расстояние двух пальцев: указательного и среднего), губы округлены, но не выпячиваются вперёд. Если вы правильно расположили органы речи для произнесения этого звука, то он должен иметь оттенок между русскими звуками [ а ] и [ о ].
Упражнения
Повторите звук [ɒ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ɒ ]:
A dog, a frog. a clock, a chalk
Повторите звук [ɒ ] в словосочетаниях:
A small dog, a green frog, a white chalk, my clock
П овторите рифмовку со звуком [ɒ]:
Clock, сlock, сlock
A dog plays with a frog,
The frog plays with the dog,
Clock, сlock, сlock
Звук [ ɔ: ]
Описание звука/произношение
При произнесении долгого звука [ ɔ: ] язык оттянут от зубов, и находится в задней части полости рта. Губы слегка округлены, но не выпячиваются вперёд.
По сравнению с русским звуком [ о ] английский имеет более тёмный оттенок и произносится как долгий звук. Не забудьте также оттянуть язык от нижних зубов.
Представьте себе, что вы произносите слово "ода" со слегка округлёнными губами и с протяжным звуком [ о ]. Попробуйте, и должен получиться английский звук [ ɔ: ].
Упражнения
Повторите звук [ ɔ:] несколько раз.
Повторите слова со звуком[ ɔ: ]
A ball, a door, a floor, more, store, score
Повторите звук [ ɔ: ] в словосочетаниях:
A blue ball, a black floor, a big door, a little score
Повторите рифмовку со звуком [ ɔ: ]:
I’m at the window
He is at the door
She is at the blackboard
We are on the floor.
Звук [ ʊ ]
Описание звука/произношение
При произнесении краткого звука [ ʊ ] язык также оттянут от нижних зубов, но не так далеко как при произнесении долгого звука [ u: ]. Губы слегка округлены, но не выпячиваются вперёд. Конечно, если вы будете округлять губы при произнесении звуков [ ʊ ] и [ u: ], вас всё равно поймут, но при этом появится сильный акцент.
Упражнения
Повторите звук [ ʊ ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ ʊ ]:
Blue, wood, full, pull, bull
Повторите звук [ ʊ ]в словосочетаниях:
A blue cup, a red bull, a dark wood
Повторите рифмовку со звуком [ ʊ ]:
It’s a bull
That’s very full
Covered in wood
and trying to pull.
Звуки [ u:, ju: ]
Описание звука/произношение
Звук [ u: ] долгий и напряжённый звук. При произнесении звука [ u: ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука [ у ].
Звукосочетание [ ju: ] по долготе и напряженности аналогично звуку [ u: ]. Для того, чтобы его произнести необходимо начинать с краткого звука [ j ], переходя на долгий звук [ u: ].
Звукосочетание [ ju: ] похоже на русский звук [ ю ], если его произнести, не выпячивая вперед губы.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ u: ]:
Blue, a goose, a moose, noon, moon
Повторите звук в словосочетаниях:
A silly goose, a large moose, a red balloon, good afternoon
Повторите рифмовку со звуком [ u: ]:
It’s a goose
Sitting on a moose
On the loose
Wearing a noose.
.Упражнения с дифтонгами
Звук [ɔi]
Описание звука/произношение
Звук [ ɔi ] - дифтонг, т.е. неделимый звук. Ядро дифтонга - краткий гласный [ ɔ ]; скольжение происходит в направлении гласного [ i ]. При произнесении второго элемента не следует поднимать среднюю спинку языка слишком высоко, чтобы не слышался русский звук [ й ].
Упражнения
Повторите звук [ɔi] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [оi]:
A boy, a toy, Roy, annoy
Повторите звук [ɔi] в словосочетаниях:
Little Roy, a big boy, a nice toy
Повторите рифмовку со звуком [ɔi]:
I t’s a nasty boy
Whose name is Roy.
Who loves to annoy
and is destroying a toy.
Звук [əu]
Описание звука/произношение
При произнесении звука [ əʊ ] губы сначала слегка растянуты, а затем округляются, но не выпячиваются вперёд. Первый элемент дифтонга напоминает нейтральный звук [ ə ], а скольжение происходит в направлении [ ʊ ]. Описание звука.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
Snow, follow, boat, coat, note
Повторите звук в словосочетаниях:
White snow, a blue boat, a dark coat, my note
Повторите рифмовку со звуком:
It’s a goat
Sitting in a boat
Wearing in a coat
Reading a note.
Звук [ʊə]
Описание звука/произношение
Звук [ ʊə ] - дифтонг. Ядром дифтонга является краткий гласный [ ʊ ], который произносится с плоским укладом губ. Прежде чем произнести ядро дифтонга, надо слегка растянуть губы, как бы в полуулыбке. А заканчивается дифтонг скольжением в направлении нейтрального звука [ ə ]
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
a tour, a cure, pure, moor
Повторите звук в словосочетаниях:
A nice tour, a good cure, a pure water
Повторите рифмовку со звуком:
It’s a moor,
On a tour
Holding a cure
Which a very pure.
Звук [ ei ]
Описание звука/произношение
Звук [ ei ] - дифтонг, т.е. неделимый звук. Ядро дифтонга - гласный [ e ]. После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх в направлении звука [ i ], не достигая его полного образования.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
a whale, a name, a tail, a nail, a sail
Повторите звук в словосочетаниях:
My name,, a blue whale, a longue tail, his nail
Повторите рифмовку со звуком:
It’s a whale
Standing on its tail
Swallowing a nail
and wearing a sail.
Звук [ ai ]
Описание звука/произношение
Звук [ ai ] - дифтонг, состоящий из ядра и скольжения. Ядро дифтонга краткий звук [ ʌ ]. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [ i ]. Звук [ i ] не должен звучать отчётливо. Не следует заменять дифтонг [ ai ] русским звукосочетанием "ай". На понимание слов это, может быть, и не повлияет, но придаст словам русский акцент!
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
A knife, nice, mice, like, tie
Повторите звук в словосочетаниях:
Nice mice, a longue tie, a blue sky
П овторите рифмовку со звуком:
Mice, mice, mice,
Mice wear ties,
Mice like ties,
Ties are nice.
Звук [ aʊ ]
Описание звука/произношение
Звук [ aʊ ] - дифтонг. Ядро его произносится так же как первый элемент звука [ ai ], а затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [ ʊ ].
Второй элемент должен быть очень слабым. Этот звук не следует заменять русским звукосочетанием "ау", где оба элемента произносятся одинаково отчётливо и губы значительно округляются.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
A cow. South, mouth, bow, plough
Повторите звук в словосочетаниях:
A black cow, a little mouth, an old house
Повторите рифмовку со звуком
It’s a cow
Going to Slough
Pulling a plough
taking a bow.
Звук [ iə ]
Описание звука/произношение
Дифтонг [ iə ] начинается с гласного [ i ] и заканчивается скольжением в направлении нейтрального звука [ ə ].
Следует помнить, что предшествующий этому звуку согласный не смягчается.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
a deer, an ear, clear, Lear, beer.
Повторите звук в словосочетаниях:
My ears, pride deer, high Lear
Повторите рифмовку со звуком:
It’s a deer
With one big ear
Whose name is Lear
Who’s drinking beer.
Звук [ eə ]
Описание звука/произношение
Звук [ eə ] - дифтонг, и как все дифтонги, считается одним звуком и соответственно произносится слитно. Ядром дифтонга является звук [ e ].
Это более открытый звук, чем [ e ] и он больше похож на русский звук [ э ], особенно в слове "экран". Заканчивается дифтонг скольжением в направлении нейтрального звука [ ə ].
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
a bear, a chair, a pear, hair
Повторите звук в словосочетаниях:
A brown bear, a black hair, a nice pear, a low chair
Повторите рифмовку со звуком:
It’s a bear
Sitting on a chair
Combing its hair
and holding a pear.
V.Упражнения с согласными звуками
Звуки [ f, v ]
Описание звука/произношение
Английские согласные [ f ], [ v ] называются смычными, так как при их произнесении органы речи смыкаются, а затем быстро размыкаются.
Произношение английских смычных звуков [ f ], [ v ] совпадает с произношением соответствующих русских смычных согласных звуков [ ф ], [ в ].
Английский глухой согласный [ f ] в конце слов произносятся энергично. Звонкий согласный [ v ] в конце слов и перед глухими согласными не оглушаются.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
[ f, v ]
Повторите за учителем слова со звуками:
Five, fine, knives, seven, eleven
Повторите звуки в словосочетаниях:
Seven knives, eleven elephants, five women
Повторите рифмовку со звуками:
I have ten fingers
I have ten toes
I have one forehead
I have one nose.
Звуки [ s, z ]
Описание звука/произношение
Английские согласные [ s, z ] называются щелевыми, так как при их произнесении между кончиком языка и альвеолами образуется щель, через которую проходит воздух. При произнесении английских щелевых звуков [ s, z ] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка. При произнесении русских щелевых согласных язык находится у основания нижних зубов.
Упражнения
Повторите звуки несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ s, z ]:
Start, zebra, zany, sofa
Повторите звуки [ s, z ] в словосочетаниях:
А beautiful zebra, zany face, a big sofa
Повторите рифмовку со звуками [ s, z ]:
Swan swam over the sea.
Swim, swan, swim!
Swan swam back again.
Well swum, swan.
Звуки [ t, d ]
Описание звука/произношение
При произнесении альвеолярных смычных согласных [ t ], [ d ] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами).
Эти звуки не смягчаются перед гласными и в конце слова. Чтобы избежать нежелательного гласного призвука, не нужно сильно прижимать кончик языка и долго задерживать его на альвеолах.
Глухой согласный [ t ] в начале и в конце слов произносится энергично. В русском языке подобные звуки произносятся касанием кончика языка верхних зубов, а не альвеол.
Упражнения
Повторите звук несколько раз.
[ t, d ]
Повторите за учителем слова со звуками:
Put on, stockings, good, friend, glad
Повторите звуки в словосочетаниях:
Good friends, nice stockings, ten dogs
Повторите рифмовку со звуками:
Put on your shirt
Put on your stockings
Put on your shoes
And say: Good morning!
Звуки [ θ, ð ]
Описание звуков/произношение
К сожалению, в русском языке звуков подобных [ θ ], [ ð ] нет.
Понять, как произносятся эти звуки, помогут данные ниже упражнения для органов речи. Просуньте язык между зубами и продувайте воздух. Следите за тем, чтобы язык не был напряжён, а губы не касались краёв языка. Просуньте язык между зубами, а затем быстро уберите его. Проделайте это упражнение несколько раз.При произнесении звуков [ θ ], [ ð ] язык распластан и не напряжён, кончик языка находится между зубами.Звук [ θ ] произносится как глухой, а звук [ ð ] с голосом как звонкий. Помните, что губы не должны касаться краёв языка. Cледует быстро убирать язык за зубы, чтобы не мешать произнесению последующего звука. Эти звуки не следует заменять на русские [ с ], [ з ] или на английские [ z ], [ t ], [ d ]
Упражнения
Повторите звук [ ð ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ ð ]:
mother, father, brother, another
Повторите звук [ ð ] в словосочетаниях:
My mother, his father, your sister, her brother
Повторите рифмовку со звуком [ ð ]:
Mother, father
Sister, brother
Hand in hand
With one another
Упражнения со звуком [ θ ]
Повторите звук несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком:
Thick, thin, mouth, south,
Повторите звук в словосочетаниях:
A thick piece, a thin piece, a big mouth, a hot south
Повторите рифмовку со звуком:
Happy birthday to you!
Happy birthday to you!
Happy birthday, happy birthday!
Happy birthday to you!
Звук [ ŋ ]
Описание звука/произношение
В русском языке звука подобного [ ŋ ] не существует, именно поэтому его часто заменяют русским звуком [ н ].
При произнесении [ ŋ ] язык находится у основания нижних зубов, а не упирается в верхние зубы, как при русском звуке [ н ]. Рот довольно широко открыт. Так как задняя часть языка плотно соприкасается с опущенным мягким нёбом, то воздушная струя проходит через полость носа. Чтобы получился чистый носовой звук, не следует поднимать кончик языка к альвеолам.
Если всё же звук [ ŋ ] не получается, попробуйте начинать его произнесение с русского звука [ м ], постепенно открывая рот, но, не убирая язык от основания нижних зубов. Очень полезно контролировать работу языка, глядя в зеркало. Для постановки звука [ ŋ ] также хорошим приёмом является вдох через нос с открытым ртом.
Звук [ ŋ ] звучит не только в конце слов, но и перед звуками [ k ], [ g ], [ d ]. Будьте упорны и настойчивы, и вы обязательно научитесь произносить этот каверзный звук.
Упражнения
Повторите звук [ ŋ ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком[ ŋ ] :
Morning, evening, afternoon
Повторите звук [ ŋ ] в словосочетаниях:
П овторите рифмовку со звуком [ ŋ ]:
Good morning,
good morning,
Good morning to you,
Good morning,
good morning
I am glad to see you
Звук [ m, n ]
Описание звуков/произношение
При произнесении звука [m] губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, и струя воздуха проходит через полость носа. Носовой согласный звук. При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол (маленьких бугорков за верхними зубами), мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через полость носа. Носовой согласный звук.
Упражнения
Повторите звуки [ m, n ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ m, n ]:
Magnet, magazine, man
Повторите звуки [ m, n ] в словосочетаниях:
strong magnet, fashion magazine, a tall man
Повторите скороговорку со звуками [ m, n ]:
Little mouse.
Little mouse.
Run, run to your house
One, two three, four
Don't forget to shut the door.
Звук [ h ]
Описание звука/произношение
Подобного звука в русском языке нет. Звук [h] встречается только перед гласным звуком. При произнесении [h] корень языка чуть подаётся назад. Язык лежит во рту более или менее плоско при изолированном произнесении. Голосовые складки не вибрируют. Мягкое нёбо поднято.
Упражнения
Повторите звуки [ h ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ h ]:
Hello, help, happy
Повторите звуки [ h ] в словосочетаниях:
Hello Ben, good help, happy friend
П овторите скороговорку со звуками [ h ]:
Hunters hunt for hares in the hunting.
Звук [ j ]
Описание звука/произношение
Английский [j] похож на кратко произнесенное [i]. Английский звук [j] значительно слабее русского [й]. [j] образуется средней частью языка, поднятой по направлению к твёрдому нёбу (не так высоко, как при произнесении русского [й]). Щель между поднятой средней спинкой языка и твёрдым нёбом – широкая. Края языка прижаты к верхним зубам, образуя проход для воздуха вдоль середины языка. Губы растянуты, мягкое нёбо поднято, голосовые складки вибрируют. Органы речи постепенно переходят в позицию для произнесения последующего гласного.
Упражнения
Повторите звук [ j ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ j ]:
Yellow, piano, year
Повторите звуки [ j ] в словосочетаниях:
yellow flower, baby piano, new year
Повторите скороговорку со звуками [ j ]:
New Year’s menu usually uses
Cukes, onion, yoghurt and cucumbers.
Звук [l]
Описание звука/произношение
[l] является звуком промежуточным между русской твёрдой фонемой [л] и русской мягкой фонемой [л']. В изолированном произнесении английское [l] несколько мягче [л], но далеко не достигает мягкости [л'].
При [l] кончик языка крепче, чем при произнесении русского звука, прижат к альвеолам, как при смычных [t, d, n], но взрыва нет, бока языка опущены, и воздушная струя, разделённая массой языка на две части, выходит по бокам; часть языка поднята к мягкому нёбу, губы при [l] нейтральны. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки находятся в состоянии вибрации.
Упражнения
Повторите звук [ l ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ l ]:
Long, greatly, last
Повторите звуки [ l ] в словосочетаниях:
A long nose, strongly holds, last call
Повторите скороговорку со звуками [ l ]:
Little boy, little boy
Under the tree
I like the house,
Give it to me!
Звуки [ р, b ]
Описание звука/произношение
Звук [р] произносится более напряженными губами, чем это происходит при произнесении русского [п]. Для произнесения английского звука [p] следует сжать крепко губы, мягкое небо при этом поднято; воздух останавливается перед преградой в ротовой полости на мгновение, теперь с силой разорвите преграду воздушной струей. Вы услышите сильный выхлоп, а затем – лёгкий выдох. Голосовые складки не вибрируют.
Английский согласный [b] по своей артикуляции похож на русское твёрдое [б]. Для произнесения звука [b] плотно сожмите губы, мягкое нёбо при этом поднято. Воздух останавливается перед преградой на мгновение, затем размыкает ее с меньшей силой, чем при произнесении [p].
Упражнения
Повторите звуки [ р, b] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ р, b]:
Bell, pen, box, pie
Повторите звуки [ р, b ] в словосочетаниях:
loud bell, black pen, beautiful box, tasty pie
Повторите скороговорку со звуками [ р, b ]:
Sleep, sleep, sleep in a bed
Sleep in a bed together.
Звук [ g ]
Описание звука/произношение
Аналогом звука [ g ] в русском языке является русский звук Г. Звук [ g ] произносится чуть более напряженно чем звук Г. Губы разомкнуты. Задняя часть языка плотно прижимается к мягкому небу, поток воздуха останавливается. Выдыхаемый воздух на мгновенье встречает преграду.
Задняя часть языка опускается, и выдыхаемый воздух толчком выходит из ротовой полости, с кратким шумом, окрашенным голосом – звуком [g]. Кроме того, английский звук [ g ] никогда не смягчается и произносится твердо.
Упражнения
Повторите звук [ g ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ g ]:
good, girl, frog
Повторите звуки [ g ] в словосочетаниях:
good friend, little girl, green frog
Повторите скороговорку со звуками [ g ]:
Three grey geese in a green field grazing,
Grey were the geese and green was the grazing.
Звук [ k ]
Описание звука/произношение
Аналогом звука [ k ] в русском языке является русский звук К. Губы разомкнуты. Задняя часть языка плотно прижимается к мягкому небу, поток воздуха останавливается. Выдыхаемый воздух на мгновенье встречает преграду. Задняя часть языка опускается, и выдыхаемый воздух толчком выходит из ротовой полости, с кратким шумом без участия голоса – звуком [ k ], преходящим в другой шум – шум трения воздуха о преграду (из задней части языка прижатой к мягкому небу) и о другие части рта, что может изображаться как [ kh ]. Кроме того, английский звук [ k ] никогда не смягчается и произносится твердо.
Упражнения
Повторите звуки [ k ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуками [ k ]:
Cap, сrow, cat
Повторите звуки [ k] в словосочетаниях:
blue cap, black сrow, a big cat
Повторите скороговорку со звуками [ k ]:
We see a kite in the sky,
The kite is very bright,
I like my beautiful kite.
Звук [ ʃ ]
Описание звука/произношение
Английское [ ʃ ] чуть мягче русского твёрдого [ш], (однако далеко не достигает мягкости [ш':]).
Следует отметить, что артикуляция английского [ ʃ ], по сравнению с русским [ш] требует очень слабого напряжения языка. При произнесении [ ʃ ] зубы сближены, губы округлены, даже несколько выпячены, образуя широкое выходное отверстие. и удлиняя, таким образом, резонатор. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки не вибрируют.
Упражнения
Повторите звук [ ʃ ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ ʃ ]:
Russian, short, fish
Повторите звук [ ʃ ] в словосочетаниях:
Russian language, short toe, raw fish
Повторите рифмовку со звуком [ ʃ ]:
S he sells sea shells
On the sea shore,
The shells that she sells
Are sea shells, I am sure.
Звук [ ʒ ]
Описание звука/произношение
Звук [ ʒ ] по сравнению с [ ʃ ] – слабый, в конце слова немного оглушается. Согласный [ ʒ ] напоминает русский звук [ж], но произносится чуть мягче.
По сравнению со звуками [s] и [z], при произнесении [ ʃ ] и [ ʒ ] место артикуляции у альвеол более отодвинуто назад, а расстояние между языком и альвеолами шире. Кроме того, различие заключается также в положении средней части языка, которая значительно поднята по направлению к твёрдому нёбу. Края языка не подняты вверх, как для [ s ] и [ z ], и язык не имеет формы желоба.
Упражнения
Повторите звук [ ʒ ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ ʒ ]:
Treasure, garage, decision
Повторите звук [ ʒ ] в словосочетаниях:
golden treasure, old garage, important decision
П овторите рифмовку со звуком [ ʒ ]:
After much persuasion
he took the decision
to watch “Treasure Island”
Звук [ r ]
Описание звука/произношение
В русском языке звука подобного английскому звуку [ r ] не существует.
При произнесении звука [ r ] кончик языка поднят к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). Язык неподвижен и не вибрирует. Для того чтобы получился английский звук [ r ], следует зажать щёки пальцами и произносить русский звук [ р ] до тех пор, пока язык не перестанет вибрировать.
Упражнения
Повторите звук [ r ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ r ]:
A squirrel, a rabbit, dry, truck, mushroom, green, grey
Повторите звук [ r ] в словосочетаниях:
A grey squirrel A red fox
A green truck A brown lark
Повторите скороговорку со звуком [ r ]:
A squirrel dries mushrooms for winter.
Звук [ w ]
Описание звука/произношение
Прежде чем произносить звук [ w ], попробуйте сделать следующие упражнения: сильно округлите и выпятите вперёд губы. Продувайте воздух в образовавшееся круглое отверстие.
Выпятите губы, затем быстро разведите их в стороны. Повторите упражнение несколько раз.
При произнесении звука [ w ] губы сильно округляются и выдвигаются вперёд, образуя круглую щель. Затем мгновенно язык и губы переходят в положение для произнесения последующего гласного.
Упражнения
Повторите звук [ w ] несколько раз.
Повторите за учителем слова со звуком [ w ]:
Wind, a window, white, winter, whale, why, Willy
Повторите звук [ w ] в словосочетаниях:
A strong wind A large window
A white whale A big watch
П овторите рифмовку со звуком [ w ]:
Why, do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy?
Why, Willy?
Why? Why?
Список источников
Английские звуки// youtube.com URL: https://ww w.youtube.com/watch?v=FN_WOy4Aw5Q (дата обращения: 21.02.22).
Английские рифмовки. Игры// nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/10/angliyskie-rifmovki-igry (дата обращения: 24.02.22).
Бикетова И..С.Фонетические игровые упражнения для повышения внутренней мотивации на уроках иностранного языка//Методическое пособие. 2012 URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/drugie-yazyki/library/2014/11/14/foneticheskie-igrovye-uprazhneniya-dlya (дата обращения: 21.02.22).
Жидкова Е.И. Завалипенская И.А. Английский язык. Фонетика// Учебное пособие. Челябинск. 2020 URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1679568627&tld=ru&lang=ru&name=51c8c9958defa8f7d615a456b41b8d9d. (дата обращения: 11.11.22).
Кисунько Е., Музданоа Е. Упражнения для фонетической зарядки.-М.:Чистые пруды, 2005
Нихейма Н.О. Методическое пособие «Английский в рифмах». Тюмень. 2011 URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/avtorskie-posobiya/news2257.html (дата обращения: 21.03.23).
Онлайн школа английского языка// Skillbox. URL: https://www.native-english.ru/pronounce/sound-w
Подборка рифмовок по темам для маленьких детей// skyteach.ru URL: https://skyteach.ru/2021/08/06/podborka-rifmovok-po-temam-s-malenkimi-uchenikami/(дата обращения: 12.03.23).
Рифмовки для фонетической зарядки в начальной школе// nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/06/04/rifmovki-dlya-foneticheskoy-razminki-v (дата обращения: 07.02.22).
Рифмовки как способ овладения фонетическими навыками//urok.1sept.пед.интернет-журнал Иностранные языки 27.05.10 URL:https://urok.1sept.ru/articles/576854 (дата обращения: 10.01.23).
Сборник стишков, рифмовок и песен на английском языке для младшеклассников// infourok.ru URL: https://infourok.ru/sbornik-stishkov-rifmovok-i-pesen-na-anglijskom-yazyke-dlya-mladsheklassnikov-4043458.html (дата обращения: 08.12.22).