Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Формирование у обучающихся читательской грамотности
на уроках русского языка
Из опыта работы Кияновой Л.А., учителя русского языка и литературы МБОУ «Выделянская СОШ».
В списке способностей XXI века читательская грамотность занимает почетное первое место, она является одном из важнейших планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам и определяются следующими позициями:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в т.ч.с помощью компьютерных средств;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Следовательно, обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. Это диктуется не столько требованиями государственной итоговой аттестации, сколько реальной речевой практикой. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать учащиеся, зависит формирование основ их читательской грамотности. Текст на уроках всех школьных предметов должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи.
Широкие возможности по формированию у обучающихся умений, характеризующих читательскую грамотность, открывает перед учителем учебник « Родной русский язык» под редакцией О.М Александровой. Информация представляется в нём не только вербально, но и в системе схем, диаграмм, инфографики, ведется работа с нелинейными текстами. Используются облака тегов с целью обобщения изученного материала параграфа. Тексты упражнений подобраны на разнообразные темы: русские города, литературные места, великие люди России, национальная культура, этикет, исторические памятники нашей страны и т.д.
Система упражнений для работы с текстами направлена на освоение различных видов чтения: ознакомительного, просмотрового, изучающего, поискового; способствует развитию таких умений и навыков, как выразительное чтение текста, анализ текста (определение темы по ключевым словам; составление плана; ответы на предложенные вопросы), подбор собственных примеров иллюстраций, поиск средств выразительности; устное рисование, работа с таблицами, схемами и составление собственных, соотнесение рисунка с содержанием текста, исправление ошибок в данных примерах, создание собственного текста и т.д.
В учебнике мы можем увидеть формулировки заданий, которые предполагают разные формы деятельности обучающихся:
- Прочитайте…, запишите…, расскажите…;
- Сравните…, сопоставьте…, докажите… ;
- Что общего, в чем различия…;
- Найдите…. Сгруппируйте…;
- Выберите…, сделайте вывод…;
- Зачем нужно знать…;
- Продолжите…, пофантазируйте…;
- Почему, по вашему мнению… и др.
Помимо работы с материалами учебника, авторы показывают учащимся выход на другие источники информации, в том числе электронные.
Представляю один из вариантов работы по формированию читательской грамотности на уроке русского родного языка в 8 классе.
Текст упр. 137 взят из учебника «Русский родной язык. 8 класс» (с.87)
Чаще всего города появляются одним из двух способов. Первый - город вырастает сам собой. В некотором месте возникает мелкое поселение, которое в силу разных обстоятельств - удобный рельеф, благоприятный климат, скрещение торговых путей - начинает особенно быстро развиваться, и вот смотришь, а там уже город. Второй - город вырастает при чём-то. Это может быть завод (Ижевск), монастырь (Сергиев Посад), целебные источники, морское побережье (Сочи), военное укрепление (Кронштадт). То есть существует некое градообразующее предприятие, которое нужно обслуживать, а обслуживающему персоналу нужно где-то жить - так появляется город. А есть ещё и третий вариант. Это когда в одном месте случайно собирается несколько человек с фантазией и возможностями, и неожиданно им в голову приходит шальная идея. Давайте сделаем вот тут вот - город. И делают. Так появился на свет город Мышкин в Ярославской области, на высоком левом берегу Волги.
На самом деле он существовал и раньше. Здесь торговали всякими сельхозпродуктами, выделывали лён. У Мышкина был даже герб: «В щите, имеющем зелёное поле, на два разрезанное: в серебряном поле герб Ярославский; в другой части в червлёном поле мышка, доказывает название сего города». Со временем Мышкин пришёл в упадок, и в 1927 году статус города был официально заменён на статус села. Мышкин превратился в Мышкино. Но местный энтузиаст Владимир Гречухин загорелся идеей возродить былую славу своей маленькой родины. Восстанавливать торговые пути было невозможно и бессмысленно. Тогда решили строить город вокруг названия, вокруг мыши.
В 1988 году Мышкино вновь получает название Мышкин, а в 1991 - статус города. Мышкин - образцовый провинциальный городок, здесь работают музеи мыши, валенка и льна, мукомола. Ещё одна яркая достопримечательность Мышкина - «Мышкинский Самоход» - музей уникальной техники. Посетители могут увидеть в действии и потрогать своими руками легендарные автомобили «полуторку», «воронок» и «виллис», разнообразную технику - от паровых машин до авиационных турбин. А фотография за рулём антикварного автомобиля или штурвалом речного судна станет отличным сувениром на память о Мышкине.
(Алексей Геннадиевич Митрофанов)
308 слов
Задания к тексту
Читательские умения | Задание | Ответ | ||||||||||||||||||||||
Находить и извлекать информацию | Задание 1. Прочитайте текст Алексея Геннадиевича Митрофанова «Мышкин и валенки». Сопоставьте пункты плана и ключевые слова каждой части текста.
| 1-В 2-Ж 3-К 4-З 5-И 6-Д 7-Е 8-Б 9-А 10-Г | ||||||||||||||||||||||
Задание 2. Учащиеся 8 класса сделали несколько выводов на основе содержания текста. Определите, какие выводы являются правильными. Ответ запишите цифрами. 1) Город может возникнуть только при условии благоприятного рельефа и климата. 2) Мышкин все годы своего существования был селом. 3) На гербе Мышкина изображён высокий правый берег Волги. 4) Мышкин – провинциальный городок, здесь нет никаких достопримечательностей. 5) Идея создать город Мышкин возникла благодаря энтузиазму граждан. 6) Вновь придать былой статус Мышкину жители смогли благодаря главному символу города. | 56 | |||||||||||||||||||||||
Задание 3. Вам предложили подготовить сообщение по теме текста «Мышкин и валенки» с использованием материалов из различных источников. Посмотрите на формулировки поисковых запросов в Интернете и выберите такую, пройдя по которой вы сможете познакомиться с информацией на ту же тему, что и текст Алексея Митрофанова. Ответ запишите цифрой. Город Мышкин. Достопримечательности. Цена экскурсии. Город Мышкин: большая история маленького поселения. Архитектурные памятники города Мышкина. Развитие инфраструктуры в городе Мышкине и его окрестностях. | 2 | |||||||||||||||||||||||
Интерпретировать и интегрировать информацию | Задание 1. Установите соответствие между словами из текста и их значениями.
| 1-в 2-и 3-ж 4-е 5-к 6-г 7-б 8-д 9-а 10-з | ||||||||||||||||||||||
Задание 2 Автор текста говорит о Мышкине как образцовом провинциальном городке. Какие факты подтверждают эту мысль? Выберите все правильные ответы и запишите их цифрами. У Мышкина был герб. Здесь торговали сельхозпродуктами и выделывали лён. Здесь работают музеи мыши, валенка и льна, мукомола. В Мышкине есть градообразующее предприятие. Яркая достопримечательность Мышкина – музей уникальной техники. | 35 | |||||||||||||||||||||||
Задание 3. Какая идея помогла возродить былую славу Мышкина? Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос. | Тогда решили строить город вокруг названия, вокруг мыши. | |||||||||||||||||||||||
Осмыслять и оценивать содержание и форму текста
| Задание 1. Отметьте одно неверное утверждение. Свой ответ запишите цифрой. 1)Города строятся не только в благоприятной местности или возле градообразующего предприятия, но и вокруг названия. 2) Возрождению былой славы города способствует энтузиазм граждан. 3)Жители города Мышкина старались восстановить торговые пути. 4) В этом городе созданы уникальные музеи. | 3 | ||||||||||||||||||||||
Задание 2. Как вы думаете, почему жители Мышкина решили возродить свой город? Ответь на вопрос 2-3-мя предложениями. | Я думаю, жители Мышкина решили возродить былую славу своего города, потому что любят его, это их маленькая родина. Мне кажется, что любой город, даже самый маленький, имеет свои достопримечательности. И его можно сделать образцовым и уникальным, а для этого нужно, по мнению автора текста, загореться идеей. |
Использование подобных, а также других заданий развивающего и творческого характера при работе с текстом способствует формированию у обучающихся навыков мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими читательской грамотности. Такой подход к организации работы с текстом необходим не только на уроках русского языка и литературы, нужно учить детей на каждом уроке по любому предмету добывать и вычленять информацию, интерпретировать её, аргументировать свой ответ, давать оценку прочитанному, т.е. развивать умения грамотного читателя.