Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

4
0
Материал опубликован 9 December 2021 в группе

Формирование у обучающихся читательской грамотности

на уроках русского языка


Из опыта работы Кияновой Л.А., учителя русского языка и литературы МБОУ «Выделянская СОШ».


В списке способностей XXI века читательская грамотность занимает почетное первое место, она является одном из важнейших планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам и определяются следующими позициями:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в т.ч.с помощью компьютерных средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Следовательно, обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. Это диктуется не столько требованиями государственной итоговой аттестации, сколько реальной речевой практикой. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать учащиеся, зависит формирование основ их читательской грамотности. Текст на уроках всех школьных предметов должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи.

Широкие возможности по формированию у обучающихся умений, характеризующих читательскую грамотность, открывает перед учителем учебник « Родной русский язык» под редакцией О.М Александровой. Информация представляется в нём не только вербально, но и в системе схем, диаграмм, инфографики, ведется работа с нелинейными текстами. Используются облака тегов с целью обобщения изученного материала параграфа. Тексты упражнений подобраны на разнообразные темы: русские города, литературные места, великие люди России, национальная культура, этикет, исторические памятники нашей страны и т.д.

Система упражнений для работы с текстами направлена на освоение различных видов чтения: ознакомительного, просмотрового, изучающего, поискового; способствует развитию таких умений и навыков, как выразительное чтение текста, анализ текста (определение темы по ключевым словам; составление плана; ответы на предложенные вопросы), подбор собственных примеров иллюстраций, поиск средств выразительности; устное рисование, работа с таблицами, схемами и составление собственных, соотнесение рисунка с содержанием текста, исправление ошибок в данных примерах, создание собственного текста и т.д.

В учебнике мы можем увидеть формулировки заданий, которые предполагают разные формы деятельности обучающихся:

- Прочитайте…, запишите…, расскажите…;

- Сравните…, сопоставьте…, докажите… ;

- Что общего, в чем различия…;

- Найдите…. Сгруппируйте…;

- Выберите…, сделайте вывод…;

- Зачем нужно знать…;

- Продолжите…, пофантазируйте…;

- Почему, по вашему мнению… и др.

Помимо работы с материалами учебника, авторы показывают учащимся выход на другие источники информации, в том числе электронные.

Представляю один из вариантов работы по формированию читательской грамотности на уроке русского родного языка в 8 классе.


Текст упр. 137 взят из учебника «Русский родной язык. 8 класс» (с.87)

Чаще всего города появляются одним из двух способов. Первый - город вырастает сам собой. В некотором месте возникает мелкое поселение, которое в силу разных обстоятельств - удобный рельеф, благоприятный климат, скрещение торговых путей - начинает особенно быстро развиваться, и вот смотришь, а там уже город. Второй - город вырастает при чём-то. Это может быть завод (Ижевск), монастырь (Сергиев Посад), целебные источники, морское побережье (Сочи), военное укрепление (Кронштадт). То есть существует некое градообразующее предприятие, которое нужно обслуживать, а обслуживающему персоналу нужно где-то жить - так появляется город. А есть ещё и третий вариант. Это когда в одном месте случайно собирается несколько человек с фантазией и возможностями, и неожиданно им в голову приходит шальная идея. Давайте сделаем вот тут вот - город. И делают. Так появился на свет город Мышкин в Ярославской области, на высоком левом берегу Волги.

На самом деле он существовал и раньше. Здесь торговали всякими сельхозпродуктами, выделывали лён. У Мышкина был даже герб: «В щите, имеющем зелёное поле, на два разрезанное: в серебряном поле герб Ярославский; в другой части в червлёном поле мышка, доказывает название сего города». Со временем Мышкин пришёл в упадок, и в 1927 году статус города был официально заменён на статус села. Мышкин превратился в Мышкино. Но местный энтузиаст Владимир Гречухин загорелся идеей возродить былую славу своей маленькой родины. Восстанавливать торговые пути было невозможно и бессмысленно. Тогда решили строить город вокруг названия, вокруг мыши.

В 1988 году Мышкино вновь получает название Мышкин, а в 1991 - статус города. Мышкин - образцовый провинциальный городок, здесь работают музеи мыши, валенка и льна, мукомола. Ещё одна яркая достопримечательность Мышкина - «Мышкинский Самоход» - музей уникальной техники. Посетители могут увидеть в действии и потрогать своими руками легендарные автомобили «полуторку», «воронок» и «виллис», разнообразную технику - от паровых машин до авиационных турбин. А фотография за рулём антикварного автомобиля или штурвалом речного судна станет отличным сувениром на память о Мышкине.
(Алексей Геннадиевич Митрофанов)

308 слов

Задания к тексту

Читательские умения

Задание

Ответ

Находить и извлекать информацию


Задание 1. Прочитайте текст Алексея Геннадиевича Митрофанова «Мышкин и валенки». Сопоставьте пункты плана и ключевые слова каждой части текста.

Пункты плана

Ключевые слова

1.Как в России возникают города.

2. Удобное географическое положение.

3.Социально-экономические и политические факторы.

4. Город может родиться из человеческой фантазии и мечты.

5. История города Мышкина.

6. Прошлое города и его герб.

7. Возрождение былой славы.

8. Город Мышкин на Волге – культурное достояние России.

9. Достопримечательности Мышкина.

10Сувенир из Мышкина.


А) Музеи мыши, валенка и льна, мукомола, уникальной техники.

Б) Образцовый провинциальный городок.

В) Одним из двух способов.

Г) Фотография за рулём антикварного автомобиля, штурвалом речного судна.

Д) Торговали сельхозпродуктами, выделывали лён, щит, в серебряном поле герб Ярославский, в червлёном поле мышка, упадок, заменён на статус села.

Е) Местный энтузиаст, возродить славу, город вокруг названия, вокруг мыши.

Ж) Удобный рельеф, благоприятный климат, скрещение торговых путей.

З) Несколько человек с фантазией и возможностями, шальная идея

И) Он существовал и раньше.

К) Вырастает при чём-то, завод, монастырь, целебные источники, морское побережье, военное укрепление, градообразующее предприятие.



1-В

2-Ж

3-К

4-З

5-И

6-Д

7-Е

8-Б

9-А

10-Г

Задание 2. Учащиеся 8 класса сделали несколько выводов на основе содержания текста. Определите, какие выводы являются правильными. Ответ запишите цифрами.

1) Город может возникнуть только при условии благоприятного рельефа и климата.

2) Мышкин все годы своего существования был селом.

3) На гербе Мышкина изображён высокий правый берег Волги.

4) Мышкин – провинциальный городок, здесь нет никаких достопримечательностей.

5) Идея создать город Мышкин возникла благодаря энтузиазму граждан.

6) Вновь придать былой статус Мышкину жители смогли благодаря главному символу города.



56

Задание 3. Вам предложили подготовить сообщение по теме текста «Мышкин и валенки» с использованием материалов из различных источников. Посмотрите на формулировки поисковых запросов в Интернете и выберите такую, пройдя по которой вы сможете познакомиться с информацией на ту же тему, что и текст Алексея Митрофанова. Ответ запишите цифрой.


Город Мышкин. Достопримечательности. Цена экскурсии.

Город Мышкин: большая история маленького поселения.

Архитектурные памятники города Мышкина.

Развитие инфраструктуры в городе Мышкине и его окрестностях.


2

Интерпретировать и интегрировать информацию



Задание 1. Установите соответствие между словами из текста и их значениями.

Слово в тексте

Значение слова

1.Провинциальный

А) Травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян – масло

2. Статус

Б)Типичный для данной местности характер погоды

3. Червлёный

В)Простоватый, наивный, отсталый

4. Рельеф

Г)То, где занята значительная или даже основная часть работающих граждан города.

5. Герб

Д)Старинный и ценный

6. Градообразующее предприятие

Е)Все неровности земной поверхности суши и океанского, морского дна

7. Климат

Ж)Гранатовый, рубиновый, тёмно-красный

8 Антикварный

З)Автомобиль ГАЗ-АА, легендарная машина довоенного и военного времени, производилась на Горьковском автозаводе

9. Лён

И)Сложившееся состояние, положение

10. Полуторка

К)Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах


1-в

2-и

3-ж

4-е

5-к

6-г

7-б

8-д

9-а

10-з

Задание 2 Автор текста говорит о Мышкине как образцовом провинциальном городке. Какие факты подтверждают эту мысль? Выберите все правильные ответы и запишите их цифрами.

У Мышкина был герб.

Здесь торговали сельхозпродуктами и выделывали лён.

Здесь работают музеи мыши, валенка и льна, мукомола.

В Мышкине есть градообразующее предприятие.

Яркая достопримечательность Мышкина – музей уникальной техники.

35

Задание 3. Какая идея помогла возродить былую славу Мышкина? Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос.

Тогда решили строить город вокруг названия, вокруг мыши.

Осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Задание 1. Отметьте одно неверное утверждение. Свой ответ запишите цифрой.

1)Города строятся не только в благоприятной местности или возле градообразующего предприятия, но и

вокруг названия.

2) Возрождению былой славы города способствует энтузиазм граждан.

3)Жители города Мышкина старались восстановить торговые пути.

4) В этом городе созданы уникальные музеи.

3

Задание 2. Как вы думаете, почему жители Мышкина решили возродить свой город? Ответь на вопрос 2-3-мя предложениями.



Я думаю, жители Мышкина решили возродить былую славу своего города, потому что любят его, это их маленькая родина. Мне кажется, что любой город, даже самый маленький, имеет свои достопримечательности. И его можно сделать образцовым и уникальным, а для этого нужно, по мнению автора текста, загореться идеей.



Использование подобных, а также других заданий развивающего и творческого характера при работе с текстом способствует формированию у обучающихся навыков мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими читательской грамотности. Такой подход к организации работы с текстом необходим не только на уроках русского языка и литературы, нужно учить детей на каждом уроке по любому предмету добывать и вычленять информацию, интерпретировать её, аргументировать свой ответ, давать оценку прочитанному, т.е. развивать умения грамотного читателя.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации