Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
Пособие с упражнениями, направленными
на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках русского языка и литературы.
Предлагаемые задачи – это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости от поставленных целей и задач.Пособие предполагает работу с текстами дальневосточных авторов.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
Коды | Читательские умения |
1 | Находить и извлекать информацию |
1.1 | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) |
1.2 | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации |
1.2.1 | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, распо-ложенных в одном фрагменте текста |
1.2.2 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
1.3 | Определять наличие/отсутствие информации |
2 | Интегрировать и интерпретировать информацию |
2.1 | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2 | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3 | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе кон-текста |
2.4 | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контрар-гумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) |
2.5 | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.6 | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей тек-ста |
2.7 | Понимать чувства, мотивы, характеры героев |
2.8 | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
3 | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
3.1 | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2 | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
3.3 | Понимать назначение структурной единицы текста |
3.4 | Оценивать полноту, достоверность информации |
3.5 | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.6 | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4 | Использовать информацию из текста |
4.1 | Использовать информацию из текста для решения практической зада-чи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний |
4.2 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3 | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4 | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5 | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с пере-носом из одной предметной области в другую) |
4.6 | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Учебно-методическое пособие КИПК г. Красноярска.
Задание 1
Сказка о дальневосточном тюлене
Жил-был на свете тюлень Тишка. Жил он в морях Дальнего Востока и назывался «дальневосточной нерпой». У Тишки была очень красивая блестящая шкура с серебристо-серыми пятнами и подпалинами. Плавал он вместе с тюленями из своей стаи на большие расстояния. Бывал и на острове Сахалин, и в Чукотском море, проплывая по Берингову проливу. Любили тюлени отдыхать на восточном мысу Чукотского полуострова или в районе города Анадырь. Там собирались на отдых большие колонии разных видов тюленей и моржей.
Больше всего Тишка любил плавать и ловить рыбу. Однажды в погоне за добычей в районе Курильских островов он развил такую большую скорость, что не заметил, как вместе с косяком рыбы попался в рыбачью сеть. Тишка заметался, пытаясь вырваться. Он не мог всплыть на поверхность воды, чтобы сделать вдох, и стал задыхаться. От недостатка воздуха тюлень потерял сознание и не видел, как оказался на борту тральщика — рыболовного судна, вышедшего на промысел недалеко от острова Сахалин.
Увидев в сети неподвижного тюленя, рыбаки хотели выбросить его в море — они решили, что тюлень уже мёртвый. Но Тишка пошевелил ластами и издал хриплый звук — на воздухе он стал приходить в себя. Рыбаки позвали капитана корабля.
— Ну, и что нам с ним делать? — спросил капитан. — Какой-то он полудохлый. Боюсь, в море не выживет. Давайте, отвезём его в океанариум. Может, там его выходят…
Так Тишка оказался в одном из дальневосточных океанариумов.
Тема: Вспоминаем, повторяем, изучаем. Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Коды | Задания |
1.3 | Какого географического названия не было в тексте? 1.Чукотское море 2. Охотск 3.Сахалин 4.Анадырь |
1.2 | Выпишите из текста слова, с помощью которых автор описывает Тишку. |
2.2 | Составьте план текста |
4.3 | Подумайте, почему именно на восточном мысу Чукотского полуострова любят отдыхать тюлени? |
Задание 2
Комаров П.
Сосна
Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.
И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.
Чуть слышно дерево поет…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Плечом сосну певучую.
Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
Тема: Склонение имен существительных
Коды | Задания |
2.2 2.8 | Стихотворение названо П. Комаровым «Сосна». Возможен ли другой вариант названия? Дайте аргументированный ответ |
2.3 | Объясните значение словосочетания «живая музыка». |
4.2 | Чем полезна сосна для здоровья? Приготовь монологическое высказывание. |
Задание 3
Тарабрина А.
Морской шиповник
Бордово – розовым соцветьем
Клонилось солнце к горизонту,
Купая диск в туманной мгле.
Соленой бездны колыханье
Крушило в пыль ракушки, камни,
Из недр к волокнам лился сок,
И цвел шиповник сквозь песок.
Пчела на венчике блестела
Слюдою крылышек прозрачных.
Кузнечик стрекотал в траве.
Зеленый зной тропой змеился,
Блестело море. Серебрился
Под стопами песок морской,
Слагая сагу о влюбленных.
С бордово – розовой зарей
Вставал шиповник над водой.
Тема: Речь. Язык. Правописание. Культура речи. Правописание окончаний.
Коды | Задания |
2.8 | С какой целью написано стихотворение? |
3.6 | Какими качествами должен обладать человек, чтобы разгадать тай-ны природы? |
4.1 | Рассмотрите рисунок. Что вы должны сделать для того, чтобы принять участие в конкурсе? |
30 октября 2022 года стартует краевой конкурс детских фотографий о растениях «Лучшее фото любимого растения» в формате – онлайн. К участию в конкурсе приглашаются школьники от 6 до 17 лет с фотоработами. Конкурсные работы размещаются участниками конкурса самостоятельно с 10 по 20 ноября в официальную группу конкурса в социальной сети «В контакте»
Приглашаем всех принять участие!
Задание 4
Оказалось, что первым проснулся Дерсу; его разбудили собаки. Они все время прыгали то на одну, то на другую сторону костра. Спасаясь от тигра, Альпа бросилась прямо на голову Дерсу. Спросонья он толкнул ее и в это время увидел совсем близко от себя тигра. Страшный зверь схватил тазовскую собаку и медленно, не торопясь, точно понимая, что ему никто помешать не может, понес ее в лес. Испуганная толчком, Альпа бросилась через огонь и попала прямо ко мне на грудь. В это самое время я и услышал крик Дерсу.
Инстинктивно я схватил ружье, но не знал, куда стрелять.
Вдруг в зарослях позади меня раздался шорох.
— Здесь, — сказал шепотом таза, указывая рукой вправо от кедра.
— Нет, тут, — ответил Дерсу, указывая в сторону, совершенно противоположную.
Шорох повторился, но на этот раз с обеих сторон одновременно. Ветер шумел вверху по деревьям и мешал слушать. Порой мне казалось, что я как будто действительно слышу треск сучков и вижу даже самого зверя, но вскоре убеждался, что это совсем не то: это был или колодник, или молодой ельник. Кругом была такая чаща, сквозь которую и днем-то ничего нельзя было рассмотреть.
В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю»
Храмцов В.
Песня о жизни тигра
Эти песни, эти сказки
Я принес из дальних сопок,
Из лесов, пропахших хвоей,
Из болот и рек студеных…
…В темном логове под кручей
Два тигренка жили тайно,
Только мать-тигрица знала,
Как найти дорогу к детям.
…Здесь, в излучине меж сопок,
Под крутым речным обрывом,
Человека тигр заметил…
Что здесь надо человеку?
Лев Георгиевич Капланов
Знал тигриные заботы,
Знал тревоги их и страхи,
О повадках знал тигриных,
О владыке темных джунглей
Знал он сказки и легенды…
Знать хотел он и увидеть
Тигра в логове зверином,
Разгадать их тайну жизни
И семейные невзгоды.
Тема: Стили и типы речи
Коды | Задания |
3.2 | Определить стиль речи. По каким признакам вы это поняли? (текст1) |
3.2 | Определить тип речи текста. Применяйте прием фотографирования. (текст1) |
2.7 3.6 | Могла ли история с тигром закончиться по-другому? Почему? (текст1) |
4.2 | Составьте памятку «Правила поведения в лесу во время прогулки» |
2.2 | Прочитайте стихотворение В. Храмцова .Какие идеи объединяют произведения Арсеньева и и Храмцова? |
2.8 | Какие чувства выражены в стихотворении Храмцова? |
Задание 5
К полудню мы вошли в густой лес. Здесь был сделан небольшой привал. Воспользовавшись свободным временем, я стал осматривать древесную и кустарниковую растительность и отметил у себя в записной книжке: 1) белый клен с гладкой зеленоватой корой и с листьями, слабо зазубренными, мохнатыми и белесоватыми снизу, 2) черемуху с корой, напоминающей бересту, и с темной остроконечной зазубренной листвою, 3) каменную березу с желтовато-грязной корой и с чрезвычайно изорванной и висящей лохмотьями берестой, 4) особый вид смородины , почти не отличающийся от обыкновенной красной; несмотря на август месяц, на кустах еще не было ягод, 5) шиповник без шипов с красноватыми ветвями, мелкими листьями и крупными розовыми цветами, 6) спирею с клиновиднозаостренными мелкозубчатыми листьями и белыми цветами, и 7) бузину — куст с светлой корой, с парно-перистыми овально-ланцетовидными и мелкозазубренными листьями и с желтоватыми цветами.
В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю»
Тема: « Имя прилагательное»
Коды | Задания |
1.3 | Какое из растений не упоминается в тексте 1.Черемуха 2.Шиповник З.Смородина 4.Рябина 5.Бузина |
4.2 | Составьте памятку «Правила поведения в лесу во время прогулки» |
3.1 | Найдите в описании сложные имена прилагательные . |
1.2 | Объясните значение слова ланцетовидные. Воспользуйся толковым словарем. https://slovarozhegova.ru/ |
2.5 | Рассмотрите фотографии растений. Соотнесите название растений и изображение. Обоснуйте свой выбор. 1 2 3 4 5 6
|
Селиванова Галина Геннадьевна
Блинова Светлана Юрьевна