Сборник заданий к уроку истории в 5 классе при изучении тематического раздела «Древний Египет»

4
0
Материал опубликован 8 June 2023

Сборник заданий

для формирования, развития и оценки читательской грамотности

на уроках истории в 5 классе при изучении тематического раздела «Древний Египет»



Текст 1

Задание № ИС-1-5-01

Характеристики задания

Описание характеристик


Класс


5 класс

Тематическая принадлежность

Географическое положение Древнего Египта и занятия древних египтян


Уровень сложности задания

Повышенный уровень


Форма задания

Задание с развёрнутым ответом соответствует модели № 1, требует анализа предложенного текста и выбора верного суждения, заложенного в нём, с письменным обоснованием сделанного выбора


Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)


Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание.

5 тысяч лет назад, у берегов реки Нил, на северо-востоке Африканского континента, появилась цивилизация древних египтян. Они занимались земледелием на плодородных землях у реки. До сих пор точно не установлено, откуда пошло название «Египет». Есть несколько версий. Одна из них гласит, что название страны произошло от названия древней столицы Хикупта ─ Хет-КаПтах, что значит «дом птицы». По-гречески это звучит «айгюп-тос». Далее, по аналогии, получается «Египет». Другая версия связана с описаниями земли Та-Кемет, что значит «чёрная», то есть плодородная.


Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста? Напишите порядковый номер верного суждения.

1. Египтяне верили во множество богов

2. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги.

3. Могущество фараона обеспечивало хорошо обученное войско.

4. Учёные до сих пор не определились с происхождением названия одного из самых древних государств в мире.

Письменно обоснуйте свой выбор, выявляя связь суждения с темой приведённого фрагмента. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно

и разборчиво.

Образец (описание) ответа

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) номер суждения – 4;

2)объяснение в виде законченного письменного высказывания, например: происхождению названия Древнего Египта,

суждение 4 также объясняет версии происхождения названия Древнего Египта жителей Древнего Египта. (Может быть приведено другое объяснение.)

Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы


Критерий 1. Правильность ответа

Правильно указан номер суждения, дано верное объяснение

3

Правильно указан номер суждения, дано объяснение связи суждения не с темой данного текста, а с отдельными его положениями

2

Правильно указан номер суждения, объяснение неверное / объяснение не дано

1

Суждение указано неправильно / не указано при любом качестве объяснения

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа. 1 балл по критерию 2 может быть выставлен, только если по критерию 1 выставлено не менее 2 баллов

Качество речи не затрудняет понимания смысла высказывания

1

Низкое качество речи затрудняет понимание смысла высказывания

0

Максимальный балл


4


Задание № ИС-2-5-01

Характеристики задания

Описание характеристик


Класс


5 класс

Тематическая принадлежность

Образование государства Древний Египет


Уровень сложности задания

Базовый уровень


Форма задания

Задание с развёрнутым ответом соответствует модели № 2, требует анализа предложенного текста в целях выявления в нём причинно-следственных связей и представления их в форме текстовой схемы


Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)

Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание.

В 3100 году до н.э., во время засухи, жителям Верхнего Египта было нечего есть, и они стали переселяться на земли Нижнего Египта, поближе к реке. Но жители Нижнего Египта были против того, что их земли занимают чужаки. В схватке двух правителей победил Нармер, правитель Верхнего Египта. Он надел на себя корону побеждённого правителя и стал фараоном всего Египта. Столицей стал город Мемфис.

Используя данный текст, укажите две причинно-следственные связи. Ответ запишите в виде схемы.

t1686247752aa.png

При формулировании причин и последствий событий опирайтесь на приведённый фрагмент. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.

Образец (описание) ответа

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Причина: во время засухи, жителям Верхнего Египта было нечего есть

Последствие: они стали переселяться на земли Нижнего Египта, поближе к реке

Причина: В схватке двух правителей победил Нармер, правитель Верхнего Египта

Последствие: Он надел на себя корону побеждённого правителя и стал фараоном всего Египта

Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы


Критерий 1. Правильность ответа

Правильно указаны две причинно-следственные связи

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь

1

Причинно-следственные связи не указаны / указаны неправильно

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа. 1 балл по критерию 2 может быть выставлен, только если по критерию 1 выставлено не менее 2 баллов

Качество речи не затрудняет понимания смысла высказывания

1

Низкое качество речи затрудняет понимание смысла высказывания

0

Максимальный балл


3


Задание № ИС-3-5-01

Характеристики задания

Описание характеристик


Класс


5 класс

Тематическая принадлежность

Управление в Древнем Египте


Уровень сложности задания

Повышенный уровень


Форма задания

Задание с развёрнутым ответом соответствует модели № 3, требует анализа предложенного текста в целях его соотнесения с изображением, тематически связанным с текстом


Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)


Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание.

Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Женская одежда гораздо больше закрывала тело.
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.  Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.
Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

t1686247752ab.gif

t1686247752ac.gift1686247752ad.gift1686247752ae.gif

t1686247752af.gif


t1686247752ag.gif













Определите к какому социальному слою принадлежит изображённый мужчина.

Письменно обоснуйте свой ответ, выявляя связь рисунка с темой приведённого фрагмента. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.


Образец (описание) ответа

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Обозначены парик (на голове женщины), схенти- одежда мужчины и калазирис- одежда женщины

2) ответ на вопрос- к высшему слою (фараон, крупный вельможа); объяснение в виде законченного письменного высказывания, например: обувь носили только представители высшего слоя населения Древнего Египта (Может быть приведено другое объяснение.)

Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы


Критерий 1. Правильность ответа

Правильно указаны номер элементы внешнего вида древних египтян. Правильно дан ответ на вопрос и объяснение

3

Правильно указаны элементы одежды и дан ответ на вопрос, но не дано объяснение или дано неправильное объяснение

2

Правильно указаны номер элементы внешнего вида древних египтян. Неправильно дан ответ на вопрос и объяснение

1

Неправильно выполнены оба задания

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа. 1 балл по критерию 2 может быть выставлен, только если по критерию 1 выставлено не менее 2 баллов

Качество речи не затрудняет понимания смысла высказывания

1

Низкое качество речи затрудняет понимание смысла высказывания

0

Максимальный балл


5



Задание № ИС-4-5-0

Характеристики задания

Описание характеристик


Класс


5 класс

Тематическая принадлежность

Пирамиды Древнего Египта


Уровень сложности задания

Повышенный уровень


Форма задания

Задание с развёрнутым ответом соответствует модели № 3, требует анализа предложенного текста в целях его соотнесения с изображением, тематически связанным с текстом


Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)


Рассмотрите инфографику и выполните задание.

t1686247752ah.jpg

Проанализировав материалы инфографики, вставьте пропущенные слова

Самая известная пирамида Египта ─ пирамида ……... Она входит в комплекс пирамид Гиза. Пирамида ……… ─ памятник архитектурного искусства Древнего Египта. Первое и единственное из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней, и самое древнее из них: её возраст оценивается примерно в ……. веков (хотя говорят, что она может быть и старше). При постройке она имела высоту …… метров (примерно 50 этажей). Её основание занимает огромную площадь, равную семи с половиной футбольным полям.


Образец (описание) ответа

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Самая известная пирамида Египта ─ пирамида Хеопса. Она входит в комплекс пирамид Гиза. Пирамида Хеопса ─ памятник архитектурного искусства Древнего Египта. Первое и единственное из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней, и самое древнее из них: её возраст оценивается примерно в 450 веков (хотя говорят, что она может быть и старше). При постройке она имела высоту 147 м (примерно 50 этажей). Её основание занимает огромную площадь, равную семи с половиной футбольным полям.


Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы


Критерий 1. Правильность ответа

Правильно указаны 3 элементы ответа

3

Правильно указаны 2 элементы ответа

2

Правильно указан 1 элементы ответа

1

Неправильно выполнено задание

0

Максимальный балл


3



Задание № ИС-5-5-01

Характеристики задания

Описание характеристик


Класс


5 класс

Тематическая принадлежность

Письменность Древнего Египта


Уровень сложности задания

Повышенный уровень


Форма задания

Задание с развёрнутым ответом соответствует модели № 5, требует анализа предложенного рисунка и формулирования развёрнутого ответа по нему


Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)


Рассмотрите рисунок и выполните задание.


t1686247752ai.png


Напишите рассказ о процессе создания папируса в Древнем Египте. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.

Образец (описание) ответа

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)рассказ в виде законченного письменного высказывания, например: при изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем использовали непосредственно для письма

(Может быть приведено другое объяснение.)

Критерии оценки

Критерии оценивания

Баллы


Критерий 1. Правильность ответа

Правильно указана последовательность

2

Есть неточности при указании последовательности

1

Последовательности рассказа не наблюдается

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа. 1 балл по критерию 2 может быть выставлен, только если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла

Качество речи не затрудняет понимания смысла высказывания

1

Низкое качество речи затрудняет понимание смысла высказывания

0

Максимальный балл


3





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.