Мастер-класс для педагогов-психологов «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери»
ГБОУ СОШ №39
Мастер-класс для педагогов-психологов.
Тема: «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери»
Цель: формировать радостное и счастливое отношение к жизни, положительные установки, позитивное мировоспиятие и мотивацию, развивать жизненно необходимые навыки, которые способствуют здоровой счастливой жизни и достижению поставленных целей.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, визуализация, тестирование
Задачи:
Обучающие:
обучить приемам и техникам повышения энергетики, которая способствует повышению жизненного тонуса, позитивному мировосприятию и как следствие счастливой жизни;
вызвать позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение;
помочь в осознании собственной ответственности за мысли и поступки, в анализе своих установок;
обучить навыкам конструктивного взаимодействия;
формирование представлений о содержании понятии счастье, условиях и средствах, необходимых для его достижения
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
стремление к личностному росту;
обучение участников простым и доступным упражнениям , направленным на формирование позитивного мироощущения и чувства удовлетворенностью своей жизнью;
Воспитательные:
воспитывать гармонично развитую личность;
Повышать уровень культуры участников занятия;
Целевая аудитория — педагоги-психологи
Время: 1 час 30 минут
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение.
Оборудование: мультимедийное оборудование, листы – таблицы для упражнений, бумага, карандаши, ватманы.
Структура занятия:
1-й блок : организационно-мотивационный
Цель: создание заинтересованности у участников занятия, выяснение эмоционального настроя группы и введение в тему занятия.
2-й блок: основной
Цель: осознания участниками личного счастья и условий, необходимы для его достижения
3-й блок: рефлексия
Цель: подведение итогов занятия
План занятия.
№ п\п | Содержание. | Время | Ресурсное обеспечение |
1. | Упражнение «Имя-факты». | 10 минут | группа |
2. | Упражнение «Я-надеюсь, я - ожидаю» | 7-10 минут | группа |
3. | Правила работы группы | 3 минуты | Презентация, правила |
4 | Вступительная беседа | 2 минуты | группа |
5 | Мини-лекция «Что такое счастье?» | 1 минута | группа |
6 | Мотивационно-диагностический момент. | 1 минута | группа |
7 | Упражнение «Мое счастье» | 5 минут | группа |
8 | Проблемная ситуация. | 2 минуты | группа |
9 | Упражнение «Благодарность судьбе» | 4 минуты | группа |
10 | Нейрогимнастическое упражнение «Колпак для думания» | 1 минута (по 30 секунд каждой рукой) | группа |
11 | Упражнение «Большая книга Счастья» (5 радостей дня) | 15 минут | Работа в малых группах |
12 | Песенная и фильмотерапия - песни про счастье | 6 минут | группа |
13 | Упражнение «Галерея личных достижений» | 5 минут | Работа в парах |
14 | Мини-беседа | 1 минута | группа |
15 | Рефлексия занятия | | группа |
1. Упражнение «Имя-факты» (10 минут)
Цель: развитие чувства принадлежности к группе, запоминание имен, создание позитивной атмосферы, сближение друг с другом, развитие творческого мышления
Инструкция:
Необходимо назвать свое имя и один главный факт о себе.
2. Упражнение «Я-надеюсь, я- ожидаю» (7 минут)
Цель: помочь участникам точнее сформулировать свои надежды и ожидания, способствовать тому, чтобы участники максимально открыто делились мыслями и чувствами.
Инструкция:
Напишите на розовых кружочках свои надежды и ожидания от мастер-класса. подписывать листочки не надо. И давайте создадим из надежд и ожиданий улыбку смайлику.
3. Правила работы группы (3 минуты)
Цель: формирование единого рабочего пространства, выработка правил поведения в группе на протяжение всего тренинга
Инструкция: «Жизнь — есть игра» Уильям Шекспир. В любой игре есть правила, которые либо создают участники, либо принимают уже установленные. Наш тренинг тоже своеобразная игра, поэтому предлагаю создать правила нашей Т-группы.
«Правила»
правило «здесь и сейчас»
консенсус одного участника
правило поднятой руки
активность
откровенность
конфиденциальность
безопасность
правило «Стоп»
возможность помолчать
безоценочность суждений
правило «Пирога» (четкость и точность высказываний)
4. Вступительная беседа.
Цель: введение в тему занятия.
Психолог. Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы отвлечься от забот и посмотреть на нашу жизнь с другой стороны. Для того, чтобы вам было понятно о чем мы будем говорить хочу Вам прочитать небольшое стихотворение.
На остановке маленькой, той, что в конце квартала,
Сидело тихо Счастье и на ветру дрожало.
А люди торопливо все мимо пробегали
Сидело Счастье тихо, его не замечали…
И вот дождливым утром Счастье ждать устало.
В углу на остановке, как-то пусто стало.
Нам помнишь не мешало бы в пустые грусти дни,
что счастье где-то рядом – лишь руку протяни.
Ирина Погорелова
Как думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о счастье)
Подумайте и поднимите руки те, кто себя считает действительно счастливым человеком? По статистике тот, кто испытывает простое человеческое счастье живет на 20%и дольше, чем обычные люди.
5. Мини-лекция «Что такое счастье?»
Ученые уже давно и безуспешно бьются над созданием универсальной формулы счастья. Главная проблема заключается в том, что нет универсального определения этого понятия. Единственное, что точно известно о счастье, это феномен, в основе которого лежат сильные положительные эмоции. Прежде всего – это ощущение радости и удовлетворения от того, что человек видит, слышит, делает. В остальном счастье каждый понимает по своему. Уровень своего счастья вы можете определить сами при помощи Оксфордского опросника счастья. Его можно найти в интернете или вам его подготовила.
6. Мотивационно-диагностический момент. Оксфордский опросник счастья.
Рассказ об опроснике. Подготовить для членов группы.
7. Упражнение «Мое счастье».
Цель: определение участниками содержания собственного счастья, осознание условий, необходимых для его осуществления.
Инструкция: нарисуйте солнышко как на слайде . В середине впишите МОЕ СЧАСТЬЕ. Затем вы рисуете лучики. Каждый лучик – это ваши потребности, что вам необходимо для счастья( у каждого будет свое) Описывайте потребности подробно. Нужна машина, какой марки, нужна квартира. Какого размера, зарплата – размер. Рисуйте и помните, что счастье – это цель. Чтобы цель достичь, ее надо видеть и знать. Чем больше лучиков вы нарисуете, тем четче будет цель.
Рефлексия. Для меня счастье – это … Можете озвучивать только самое главное.
Легко ли вам было выполнять упражнение? Почему?
Психолог: посмотрите, как много различных вариантов мы услышали. Действительно счастье у каждого свое. Оно многогранно и неповторимо.
8. Проблемная ситуация.
Цель: осознание участниками необходимости жить настоящим и ценить то, что они уже умеют.
Инструкция: посмотрите на свои рисунки. Что из того, что вы написали у вас уже есть? Чего в вашем списке больше реализованных или нереализованных потребностей? Подумайте и ответь себе на вопрос: «Вы уверены, что когда ваши потребности и желания исполняться , вы станете по- настоящему счастливы? Не захочется ли вам еще чего-нибудь?»
Большинство из нас думает, что жизнь станет счастливее, когда:
закончим учебу;
найдем хорошую работу;
выйдем замуж;
обустроим дом;
купим машину;
вырастим и выучим детей, выдадим их замуж… и вот тогда мы действительно заживем!
Остановитесь! Задумайтесь: почему мы живем в постоянном ожидании чего-то лучшего ?!
Вы не боитесь, что в бесконечной погоне за счастьем, жизнь пройдет мимо вас?
Страшно? А как вы думаете, что можно сделать , чтобы избежать такого печального исхода?
Ответы участников.
Стремиться к счастью, ставить себе цели и достигать их – это прекрасно! В стремлении к совершенству тоже нельзя забывать о главном: У СЧАСТЬЯ НЕТ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, ОНО ЖИВЕТ ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ! Нужно ценить каждый момент своей жизни. Известный Казьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым - будь им!»
9. Упражнение «Благодарность судьбе».
Цель: формирование позитивного отношения к жизни
Инструкция: сядьте удобнее и составьте список всего, за что вы лично благодарны судьбе. Вспомните все, что стоит благодарности: от глобальных вещей до мелочей, известных только Вам. Например, поблагодарить судьбу за то, что родились, здоровы, имеете семью, работу, за то, что успели на автобус, не порвали колготки и т.д. Чем больше список, тем быстрее путь к счастью.
Рефлексия: ответы участников. Труд но ли было составлять список?
Улучшилось ли ваше настроение?
10. Нейрогимнастическое упражнение «Колпак для думания»
Цель: активация механизма объединения движения и мысли
Инструкция: Берем себя за уши. Большой палец сзади, а указательный впереди. Массируем себя, как бы слегка растягивая уши и выворачивая их назад, каждую точку на кромке ушной раковины. Затем поворачиваем голову максимально вправо, снова берем себя за уши и продолжаем массировать позволяя своей голове поворачиваться все дальше и дальше вправо. Как только голова остановится, поворачиваем ее до упора влево и снова массируем уши позволяя голове поворачиваться, но на этот раз уже влево
11 Большая книга Счастья (5 радостей дня)
Цель: научить видеть только хорошее в любых событиях, развивать креативность, творческое мышление и воображение.
Оборудование: цветные листы бумаги, подручные материалы, клей, фломастеры, листы с надписями наверху: «Сегодня был самый счастливый день в моей жизни!!!» и внизу страницы: «А завтра будет ещё лучше!»
Инструкция: объединяемся в малые группы, 5 радостей, которые принес мастер-класс и 5 радостей счастливого дня, декорируете листы книги счастья, которую мы создадим в групповом варианте. Время работы 15 минут
Рефлексия: Трудно ли было писать 5 радостей счастливого дня?
12. Песенная и фильмотерапия.
Цель: формирование позитивного отношения к жизни
Песни и клипы про счастье
Счастье вдруг в тишине постучалось в двери с фрагментом из фильма. 2.25
Счастье. Олег Винник клип 3 минуты
13. Упражнение «Галерея личных достижений»
Цель: получить ощущение счастья и удовлетворение своей жизнью
Инструкция: объединитесь в пары и поделитесь друг с другом своими 5-ю достижениями. Не забудьте похвалить своего соседа за то, чего он смог добиться. Запишите их в листок достижений
Рефлексия: сосед представляет достижения соседа. Легко ли вам было вспомнить свои достижения? Понравилось ли Вам, когда вас хвалили.?
14. Мини-беседа
Цель: обобщение материала, закрепление позитивного настроя.
Тезисы: Счастье живет в настоящем, у него нет будущего. Упражнения, которые рассмотрели, меняют отношение к жизни, к себе, к окружающим. Учитесь ценить каждый момент жизни и становитесь счастливее.
15.Рефлексия занятия.
Что запомнилось на занятии?
Что было трудным?
Что удалось вам?
Волкова Светлана Ивановна