Конспект урока по литературе «Счастливая пора — детство» (по рассказу А. Платонова «Никита»)
Счастливая пора – детство (по рассказу Андрея Платонова «Никита»)
Цели:
образовательная: продемонстрировать обучающимся особенности художественного мировосприятия писателя;
воспитательная: воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям;
развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся (памяти, воображения)
Ход урока
Интрига (задание на развитие мыслительных процессов)
Найдите, пожалуйста, «зашифрованное» среди большого количества букв слово, относящееся к теме нашего урока.
кдеоаит
нотсимь
нпзтвоп
(Конечно, же это слово ДЕТСТВО)
Как думаете, почему я написала его цветным мелом на доске? (Детство, как правило,- самая счастливая пора в жизни человека. Пора добра, веселья, сказок, чудес. Всего того, чего так не хватает во взрослой жизни!)
Подберите, пожалуйста, прилагательные, чтобы описать ваше детство, ведь вы ещё не перешагнули его порог во взрослую жизнь. (Счастливое, радостное, праздничное, радужное, приятное, весёлое и т.д.)
Я очень рада, что ваше детство именно такое! А бывает детство другим? (К сожалению, да! Оно бывает мрачным, безрадостным, скучным)
А каково детство нашего героя Никиты?
Как можно было бы озаглавить наш сегодняшний урок?
По следам домашних заданий
«Опросик» (задание на знание текста с дальнейшей самопроверкой)
Что на обед оставила мать Никите? (хлеб с молоком)
Кто, по мнению Никиты, живёт в большой бочке? (маленький человечек)
Сколько лет Никите? (5 лет)
Что, по мнению Никиты, взял со стола у матери житель большой бочки? (ножницы)
Где, по мнению Никиты, стал жить его добрый дедушка после смерти? (на солнце)
Кем, по мнению Никиты, стала его бабушка после смерти? (старой баней)
Куда на работу уходила мать? (в поле)
На что был похож пень в огороде? (на доброе человеческое лицо)
Кто, по мнению Никиты, жил под сараем? (змеи)
Что выпрямлял отец молотком? (гвозди)
Анализ текста.
Эвристическая беседа.
Вы верите в сказки и чудеса? А с вами они когда-нибудь происходили?
Мир Никиты наполнен чудесами. Какими?
Почему мальчик одушевляет весь окружающий его мир?
Может быть, в раннем детстве вас мучили какие-нибудь страхи? Расскажите о них!
Какие страхи одолевают душу мальчика, нашего героя? Почему мир, его окружающий, населён не только добрыми существами, но и злыми?
Чего в душе Никиты всё-таки больше: добра или зла? Объясните свою точку зрения.
С вашей точки зрения, Никита – фантазёр? Как думаете, это хорошо или плохо? Объясните свою точку зрения.
Как понимаете последние строки произведения: «Отец верил, что сын родился у него добрый и останется таким на весь свой долгий век»? Какое опорное слово в этой фразе, на ваш взгляд? В каком значении оно употреблено? Подберите к нему синонимы.
Как думаете, насколько верно подобрали название к нашему сегодняшнему уроку? Объясните свою точку зрения.
Творческая работа (домысливание)
Как могла бы сложиться дальнейшая жизнь Никиты? (оформить мысли письменно)
Домашняя работа
подобрать стихотворение на тему «Счастливая пора – детство», выучить наизусть так, чтобы его можно было представить на конкурсе чтецов.
Степаненко Валентина Ивановна
Туголукова Елена Николаевна