Урок литературы в 5 классе «Рассказ А. Платонова "Никита". "Мир глазами ребенка"»
Урок литературы в 5 классе по рассказу А.Платонова «Никита».
«Мир глазами ребенка».
Дата проведения: 16 марта 2016 г.
Цель урока: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.
Задачи:
познакомить детей с рассказом А.Платонова «Никита»;
анализировать прочитанное произведение с т.з. идейно-художественных особенностей, образной системы.
Планируемые метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Личностностные УУД:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- формировать уважение к личности и её достоинству;
- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- осуществлять рефлексию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник литературы 5 класс, Ч2,/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев; презентация; компьютер, проектор.
Технологии: технология проблемного обучения, ТРКМ, ИКТ, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая.
Мобилизация уч-ся, подготовка к восприятию. |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, урок литературы сегодня у вас проведу я. -Какие ассоциации возникают со словом «фантазировать»? (воображать, обманывать, творить, представлять) - Скажите, пожалуйста, как часто вы фантазируете? Опишите мне ситуацию, когда рождаются фантазии. - А кто, по-вашему, больше фантазирует: дети или взрослые? Почему? Одинаково ли они фантазируют? Детство — это пора, когда на мир смотришь другими глазами. Преобразуешь его, пытаешься увидеть то, чего не видят другие. -Что такое детство? Обратимся к эпиграфу урока: «Годы детства — это воспитание сердца» В. Сухомлинский. Что значит, воспитать сердце? ( Детство — это пора, когда на мир смотришь другими глазами. Преобразуешь его, пытаешься увидеть то, чего не видят другие. Детство — это пора, когда формируются представления у ребенка, что такое добро, что такое зло.) |
5 мин |
Слайд1,2 |
-Многие писатели пишут для детей и о детях. -Замечательный писатель А. Платонов тоже в своих произведениях затрагивал тему детства, вы начали знакомство с Платоновым с рассказа «Никита». О чем он? (Описывает ситуацию, когда ребенок один дома.) - Кто нам рассказывает историю Никиты? Кто рассказчик? Взрослый или ребенок? (Автор-рассказчик — взрослый, но мы видим мир глазами Никиты, главного героя.) -Какой это мир? В чем особенность восприятия окружающего мира маленьким ребенком? -Что вы можете сказать о главном герое? О его семье? - Чем занят Никита в течение дня? Выпишите глаголы, которые описывают действия мальчика. Как они его характеризуют? (любознательный, хочет познать мир) |
5 мин |
Слайд 3, 4 |
|
Найдите в тексте и зачитайте отрывки, в которых описываются фантазии Никиты. (Картинка — описание в тексте) - Почему «тайные люди» страшат мальчика? (Рядом нет взрослых). -Какой момент можно считать кульминацией рассказа? Зачитайте. (Эпизод, когда мальчик, испытывая сильнейший страх, бросается бежать к матери в поле). |
5 мин |
Слайд 5-8 |
|
В какой момент мир меняется? (Пришел отец). - Что изменилось с появлением отца? (появилось ощущение защищенности, семьи). - Зачитайте отрывок из текста, где об этом говорится. - Отец мальчика считает, Никита всех видит живыми, потому что он добрый. (Зачитать) Вы согласны с этим? ( Спорное утверждение, вспомните историю с цветком, который Никита сломал). - Можно ли однозначно говорить о человеке, добрый он или злой? ( В каждом из нас есть и плохое и хорошее, только воспитание определяет поведение человека. Вернуться к эпиграфу). - Предположите, каким будет Никита в дальнейшем, когда вырастет. Почему вы так думаете? (Теперь у него есть семья, он защищен. Вывод : семья очень важна для формирования маленького человека) |
10 мин |
Слайд 9-11 |
|
Рефлексия. |
Рефлексия: - Сегодня на уроке мы говорили о таких понятиях (должны назвать дети), как добро и зло, ребенок и взрослый, семья, воспитание, фантазия, мир. (Слова на экране) Составьте, пожалуйста, из этих слов предложение, в котором бы выразилось ваше впечатление от нашего разговора, от урока, от знакомства с рассказом А. Платонова. Примерный ответ: Если ребенок защищен любовью семьи, он вырастет добрым человеком. |
5 мин |
Слайд 12 |
Домашнее задание. |
Домашнее задание: (на слайде) 1. Создать рисунок-обложку к рассказу А. Платонова «Никита»; 2. Составить рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица. |
1-2 мин |
Слайд 13 |
В заключение урока, ребята, я бы хотела обратить ваше внимание на слова известного писателя Федерико Гарсиа Лорка: « Воображение — синоним способности к открытию». Не уставайте фантазировать, совершайте побольше новых для себя открытий. А наш урок окончен, до свидания! |
Слайд 14 |
Список использованной литературы:
1.А.П.Платонов Еще мама. Рассказы. Ленинград, «Детская литература», 1985.
2.Коровина В.Я. Литература: 5 класс.: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
3.Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
4.ЧалмаевВ.А. А.Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1985.
Ресурсы интернет:
-
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%F3%E4%EE%E4%E5%ED%FC http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301410 http://happy-school.ru/publ/a_p_platonov_nikita/8-1-0-4881 http://festival.1september.ru/articles/631387/