12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шматенко Елена Владимировна19

Урок литературы в 5 классе по рассказу А.Платонова «Никита».

 «Мир глазами ребенка».

Дата проведения: 16 марта 2016 г.

Цель урока: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.

Задачи:

познакомить детей с рассказом А.Платонова «Никита»;

анализировать прочитанное произведение с т.з. идейно-художественных особенностей, образной системы.

Планируемые метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться изучающим видом чтения;

-  самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- строить рассуждения;

- осуществлять сравнение;

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Личностностные УУД:

 - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формировать уважение к личности и её достоинству;

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- осуществлять рефлексию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник литературы 5 класс, Ч2,/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев; презентация; компьютер, проектор.

Технологии: технология проблемного обучения, ТРКМ, ИКТ, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая.

Мобилизация уч-ся, подготовка к восприятию.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, урок литературы сегодня у вас проведу я.

-Какие ассоциации возникают со словом «фантазировать»? (воображать, обманывать, творить, представлять)

- Скажите, пожалуйста, как часто вы фантазируете? Опишите мне ситуацию, когда рождаются фантазии.

- А кто, по-вашему, больше фантазирует: дети или взрослые? Почему? Одинаково ли они фантазируют?

Детство — это пора, когда на мир смотришь другими глазами. Преобразуешь его, пытаешься увидеть то, чего не видят другие.

-Что такое детство? Обратимся к эпиграфу урока: «Годы детства — это воспитание сердца» В. Сухомлинский. Что значит, воспитать сердце?

( Детство — это пора, когда на мир смотришь другими глазами. Преобразуешь его, пытаешься увидеть то, чего не видят другие. Детство — это пора, когда формируются представления у ребенка, что такое добро, что такое зло.)

5 мин

Слайд1,2

 

-Многие писатели пишут для детей и о детях.

-Замечательный писатель А. Платонов тоже в своих произведениях затрагивал тему детства, вы начали знакомство с Платоновым с рассказа «Никита». О чем он? (Описывает ситуацию, когда ребенок один дома.)

- Кто нам рассказывает историю Никиты? Кто рассказчик? Взрослый или ребенок? (Автор-рассказчик — взрослый, но мы видим мир глазами Никиты, главного героя.)

-Какой это мир? В чем особенность восприятия окружающего мира маленьким ребенком?

-Что вы можете сказать о главном герое? О его семье?

- Чем занят Никита в течение дня? Выпишите глаголы, которые описывают действия мальчика. Как они его характеризуют? (любознательный, хочет познать мир)

5 мин

Слайд 3, 4

 

Найдите в тексте и зачитайте отрывки, в которых описываются фантазии Никиты. (Картинка — описание в тексте)

- Почему «тайные люди» страшат мальчика? (Рядом нет взрослых).

-Какой момент можно считать кульминацией рассказа? Зачитайте. (Эпизод, когда мальчик, испытывая сильнейший страх, бросается бежать к матери в поле).

5 мин

Слайд 5-8

 

В какой момент мир меняется? (Пришел отец).

- Что изменилось с появлением отца? (появилось ощущение защищенности, семьи).

- Зачитайте отрывок из текста, где об этом говорится.

- Отец мальчика считает, Никита всех видит живыми, потому что он добрый. (Зачитать) Вы согласны с этим? ( Спорное утверждение, вспомните историю с цветком, который Никита сломал).

- Можно ли однозначно говорить о человеке, добрый он или злой? ( В каждом из нас есть и плохое и хорошее, только воспитание определяет поведение человека. Вернуться к эпиграфу).

- Предположите, каким будет Никита в дальнейшем, когда вырастет. Почему вы так думаете? (Теперь у него есть семья, он защищен. Вывод : семья очень важна для формирования маленького человека)

10 мин

Слайд 9-11

Рефлексия.

Рефлексия:

- Сегодня на уроке мы говорили о таких понятиях (должны назвать дети), как добро и зло, ребенок и взрослый, семья, воспитание, фантазия, мир. (Слова на экране) Составьте, пожалуйста, из этих слов предложение, в котором бы выразилось ваше впечатление от нашего разговора, от урока, от знакомства с рассказом А. Платонова.

Примерный ответ: Если ребенок защищен любовью семьи, он вырастет добрым человеком.

5 мин

Слайд 12

Домашнее задание.

Домашнее задание: (на слайде)

1. Создать рисунок-обложку к рассказу А. Платонова «Никита»;

2. Составить рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

1-2 мин

Слайд 13

 

В заключение урока, ребята, я бы хотела обратить ваше внимание на слова известного писателя Федерико Гарсиа Лорка: « Воображение — синоним способности к открытию».

Не уставайте фантазировать, совершайте побольше новых для себя открытий.

А наш урок окончен, до свидания!

 

Слайд 14

 

Список использованной литературы:

1.А.П.Платонов Еще мама. Рассказы. Ленинград, «Детская литература», 1985.

2.Коровина В.Я. Литература: 5 класс.: Методические советы. М.: Просвещение, 2004

3.Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

4.ЧалмаевВ.А.  А.Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1985.

 

Ресурсы интернет:

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.