12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Петровна261
Украина, Донецкая область, г.Донецк
2

Урок «А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе. «Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №89 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

А.П. Платонов

«Никита»

Авдеева Наталья Петровна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №89 города Донецка»

 Номинация: «Открытое мероприятие для детей»

г. Донецк- 2017

Тема: А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе. «Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении.

Цель урока:

образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита». Раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: освоения новых знаний

Оборудование: портреты писателей, текст, рабочие тетради, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний

Угадай писателя (проводит заранее подготовленный ученик)

Портреты писателей:

(Пушкин А.С.)

(Лермонтов М.Ю.)

(Тургенев И.С.)

(Толстой Л.Н.)

(Крылов И.А.)

(А это кто?)

Давайте угадаем его, разгадав ребус

Убрать 2 букву 4=О

-Правильно. Это Андрей Платонович Платонов

Сообщение о писателе (выступление 2 заранее подготовленных учащихся)

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за пари и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет - сборник рассказов.

По просьбе Евгении Таратуты астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в честь писателя астероид (3620) Platonov, открытый 7 сентября 1981 года.

В Воронеже имя писателя носят:

улица

библиотека

гимназия

литературная премия

международный фестиваль искусств.

В центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю с цитатой из его рассказа «Жена машиниста»: «Без меня народ неполный…»

15 декабря 2011 года в Воронежском литературном музее открылась постоянно действующая выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя.

III. Сообщение темы и целей урока: «Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении.

Цель урока:

показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита». Раскрыть особенности мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

IV. Работа над темой урока.

«Рыцарский турнир»

(выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы, кто отвечает на все вопросы тот победитель – участники турнира получают оценки, а победитель выбирает следующую пару рыцарей)

Например:

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?

- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?

Блиц – опрос класса:

После первого прочтения как бы вы определили:

- Тему рассказа?

- Основную мысль?

- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

Проверим, как вы усвоили содержание рассказа. А в этом нам поможет блиц-опрос. Соберись и не зевай, поскорее на вопросы блиц-опроса отвечай! Я буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставите знак «+», если нет, то – «-».

1. Главный герой рассказа Никита.

2. Мальчику 7 лет.

3. Мама работала в магазине.

4.Мама оставляла ему на обед молоко с хлебом.

5. Папа был на войне.

6. Никита представлял, что солнце – это бабушка.

7. По мнению Никиты, в колодце жили змеи.

8. Никита предлагает папе «все трудом добывать, чтобы все было живым»

б) Взаимопроверка

Ключи к блиц-опросу: 1+, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+.

Каждый правильный ответ- это 1 балл.

8+ - «5»

6-7 + - «4»

4-5 + - «3»

0-3 + - «2»

Лексический глоссария

- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.

Составление плана.

- На сколько частей мы можем разделить текст?

- Как можно озаглавить каждую часть?

1. Мама уходит на работу.

Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)

Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).

2. Никита «живёт один».

- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).

- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?

- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?

- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).

- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (сорвал цветок. Зачитать).

- Почему мир стал агрессивным? (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).

Жизнь - это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.

1) Кто живёт в бочке.

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая

баня.

5) Жёлтый цветок.

 

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.

1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.

2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.

3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

Слово учителя

Отец Никиты вернулся с войны. Война - это разрушение, зло.

- Что отец Никиты считает добром? (Добро - это прежде всего труд).

- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут». (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).

- Во что верил отец Никиты? (Никита останется добрым на весь свой долгий век).

А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).

Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?

- Как вы сейчас понимаете тему рассказа? (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)

Основная мысль: быть добрым, а значит быть нужным.

Проблемы: добра и зла, каким быть.

Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.

V. Подведение итогов урока.

Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

VI. Рефлексия.

Я начинаю предложение, а вы продолжаете

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том...

VII. Домашнее задание на выбор:

1. Подобрать пословицы о труде;

2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;

Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.