12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черемных Алла Ивановна121
Россия, Пермский край

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

учитель русского языка и литературы Черемных А.И.

Предмет: литература

Класс 8

Тема урока: Душевное возрождение героя (по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Планируемые результаты обучения:

личностные

-понимание важности любви и уважения к своим родителям,  членам семьи; чувство ответственности за происходящее.

Предметные

- понимание связи произведений А.П. Платонова с эпохой их написания,
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
- определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

метапредметные

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, системно-деятельностный подход.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник литературы для 8 класса под ред. В.Я. Коровиной; портретА.П. Платонова, отрывок кинофильма «Возвращение», презентация по творчеству А.П. Платонова, компьютер, видеопроектор

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

 

Организационный (настрой на урок)
 


 


 

Проверка настроя ребёнка на урок

Отвечает на вопросы учителя, проверяет готовность рабочего места, настраивается на работу.

Знание норм поведения

Самоорганизация к учебной деятельности

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Вербальное оценивание

Мотивационный этап
 


 


 


 


 

Урок мне хотелось бы начать с небольшой притчи.

Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусочек.

-Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

-Почему так поступил Бог?

Я вам желаю находить моменты для счастья в обыденной жизни. Помните: мы сами строим свою жизнь.

Высказывает предположения, анализируя предложенный учителем материал.

Каждый человек сам кузнец своего счастья. Мы сами решаем быть нам счастливыми или нет. Для каждого счастье свое: кто-то счастлив от поездки на море, а кто-то счастлив от глотка воды.

Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий»

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Выдвижение гипотез и их обоснование

Вербальное оценивание

Подготовительный этап вхождения в тему


 

 

А) работа с иллюстрациями

Перед вами две иллюстрации(слайд, иллюстрации изображения войны и мира)

-Что вы видите?

-Какие эмоции возникают при рассматривании первой иллюстрации?

-Смотря на вторую иллюстрацию?

-Почему эти картины размещены рядом?

-К чему мы с вами должны стремиться, посмотрев на эти картины?


 


 


 

Б) составление кластера «Счастье»

-А что такое счастье для Вас? Давайте поработаем с ассоциациями.

Счастье

- Пока мы работаем с понятием «счастье», несколько человек посмотрят определение в словарях.

Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог.

-перед нами изображение военных действий и мирной жизни)

-горечь, боль, страх, отчаяние. Надежда на победу и мирную жизнь

-уют, тепло, счастье. Мирная жизнь

-противопоставление страшного события мирной жизни

-мы должны стремиться к мирной жизни, к семейному очагу. К счастью

-по одному выходят к доске, записывают ассоциации

- сравнение 2-х определений: которое получилось при составлении кластера и из словаря

Знание норм русского литературного языка

 

Установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Работа с темой урока, целеполагание
 


 


 


 

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Действительно, мы будем говорить о стремлении человека к счастью, к мирной жизни, поиск и обретение себя. Все это мы видим в рассказе А. Платонова «Возвращение», который вы прочитали дома.

-о счастье, о способности человека быть счастливым. Стремление человека к счастью.

знание моральных норм,

умение выделить нравственных аспект поведения

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

взаимооценивание

Аналитическая беседа (работа в группах)

Кто же этот великий писатель, который поднял в своем рассказе не просто тему счастья, а тему душевного поиска и обретение самого себя после тяжелого военного времени, писатель, который стремится заглянуть не просто в душу героев, а в души своих читателей. Конечно это А.П. Платонов.

Поработаем в группах.

1 группа: вспомнит биографию А.П. Платонова и подготовит пересказ.

2 группа: вспомнит рассказы, которые мы читали ранее, и напомнит нам их идею.

3 группа: вспомнит теорию литературы. Что такое рассказ. И докажет, что «Возвращение» Платонова это рассказ.

(получают информацию с заданиями в группы).

Организуют работу в группах, действуют четко по алгоритму

знание моральных норм,

умение выделить нравственных аспект поведения

составление плана и последовательности действий

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов

взаимооценивание

Анализ рассказа «Возвращение»

Итак, мы поговорим о героях рассказа «Возвращение». В чем же счастье для главного героя и остальных членов семьи. Попробуем разобраться в странном поведении главного героя, почему автор назвал рассказ «Возвращение». Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить для того, чтобы постараться понять автора.

На слайде проблемный вопрос: В чем же счастье для главного героя и остальных членов семьи?

-А начнем с содержания рассказа. Придумайте по одному вопросу по содержанию рассказа.

А) Прием «Перекрестный опрос».

Б) Фронтальный опрос

-Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что вы пережили, читая его?

- У рассказа два названия «Семья Иванова» и «Возвращение». Какое название вам ближе? Почему?

Каждый из вас, по-своему, прав. Может после более глубокого анализа произведения ваше мнение изменится.

- Есть ли в рассказе картины пейзажа?

-Почему Иванов не сразу поехал домой?

- Обвиняем ли мы Иванова в этой задержке?

- Давайте составим схему пути Иванова.

Часть-железнодорожная станция-город Маши – вокзал родного города – дом – поезд.

- Капитан Иванов не торопится домой, а что в это время происходит в семье? Зачитайте, сделайте вывод по прочитанному.

-Как чувствует Иванов себя после возвращения домой?

- Почему Петруша строго встречает отца? Зачитайте. Сделайте вывод.

- Почему Иванов решает покинуть родной дом?

- Что является кульминацией рассказа?

Зачитайте.

- Построим эмоциональную партитуру чувств капитана Иванова, ориентируясь на схему пути

(Часть-железнодорожная станция-город Маши – вокзал родного города – дом – поезд)

- Почему произошло возрождение души Иванова?

- Можем ли мы назвать семью Ивановых счастливой?

-Для чего в тексте история Семена Евсеевича?

-Сколько в рассказе возвращений и какие? Какое из них главное?

 

- Какие рассказы о сложных человеческих взаимоотношениях мы недавно читали?

-Скажите, актуален ли сегодня, в наше время рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к мирной жизни.

( К глубокому нашему сожалению и горечи в 21 веке войны не прекращаются. Достаточно вспомнить Афганистан, Нагорный Карабах, Чечню, Украину. Многие ребята с трудом адаптируются к мирной жизни, ведь они увидели и другую её сторону.)

Вывод: Итак, счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, ее опора, надежность, и ней спасение от одиночества.

Отвечают на вопросы. Участвуют в углубленном анализе текста.

Активное участие в «Перекрестном опросе»

-Грусть, тоска, печаль. Переживание за героев

-высказывание разных версий. «Семья Иванова», так как речь идет о воссоединении семьи после военного времени, их жизнь, история. «Возвращение», так как мы видим возвращение Иванова к мирной жизни, семье, к себе

-(да. Немного. Это описание поздней осени. Осень, как символ войны и тоски в душе людей, которые забыли что такое счастье и радость)

-«побыть на воле», боязнь возвращение к мирной жизни, страх встретиться с семьей

-нет, так как чувства героя понятны. Он долго сражался, привык к военной жизни, не знает как жила семья, как она его встретит.

Работа с текстом.

-родные каждый день ходят встречать поезд, переживают, Люба отпрашивается с работы. С нетерпением ждут.

неуютно, все кажется родным и чужим одновременно. У него возникает чувство ревности. Он пытается оправдать себя, хотя сам не знает, как строить свою жизнь и жизнь близких людей

-За время войны он привык быть главой семьи. Он плохо помнит отца, но понимает, что главным теперь будет отец. С трудом расстается со своей ролью – глава семьи.

-Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи

- Иванов видит бегущих за поездом детей. Он еще не знает, что это его дети, но в его душе зарождается что-то горячее. Он находит самого себя, он понимает, в чем его счастье

-(Благодаря детям)

-Безусловно. Они прошли самые тяжелые годы: голод, холод, разруха, страх. Они выжили, они воссоединились. Самое светлое у них впереди, нужно это только осознать

-Иванов не видит своего счастья. Его семья жива. А семья Семена Евсеевича нет. И ему не хватает человеческого тепла, любви. И он пытается это найти в детишках семьи Ивановых

- два возвращения, самое главное возвращение к себе прежнему, способному думать не только о себе, но и о близких людях

-Чехов «О любви», Бунин «Кавказ», Куприн «Куст сирени», Толстой «После бала»

 

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера

     

Подведение итогов

Сейчас мы свами посмотрим небольшой отрывок из фильма «Возвращение», режиссера Виктора Рыжкова.

-Почему именно отрывок важен для понимания идеи Платонова?

- Чем отличается экранизация от рассказа?

Оценивает понимание нового материала, выполняя задание- самоанализ

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

   

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вербальное оценивание; самооценивание

Оценка учителя Рефлексия

Пред вами начало фразы. Попробуйте окончить каждую из них.

(опрос по цепочке, выбирают любое начало фразы)

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось.

 

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

 

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание.

1. Прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);

2. Эмоциональная партитура чувств Любы, Петруши на протяжении рассказа.

3. Эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»

Задаёт вопросы, выбирает задание по силам.

Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Вербальное оценивание, отметка

Заключительный этап

Благодарит за работу, прощается. Напоминает о домашнем задании

Возможные вопросы и уточнения

         
Опубликовано


Комментарии (2)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 11.08.17 в 12:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
Валентина, 11.08.17 в 21:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.