Технологическая карта урока литературы по теме «Душевное возрождение героя (по рассказу А.П. Платонова «Возвращение)»
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
учитель русского языка и литературы Черемных А.И.
Предмет: литература
Класс 8
Тема урока: Душевное возрождение героя (по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Планируемые результаты обучения:
личностные
-понимание важности любви и уважения к своим родителям, членам семьи; чувство ответственности за происходящее.
Предметные
- понимание связи произведений А.П. Платонова с эпохой их написания,
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
метапредметные
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, системно-деятельностный подход.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник литературы для 8 класса под ред. В.Я. Коровиной; портретА.П. Платонова, отрывок кинофильма «Возвращение», презентация по творчеству А.П. Платонова, компьютер, видеопроектор
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
||||
Организационный (настрой на урок)
|
Проверка настроя ребёнка на урок |
Отвечает на вопросы учителя, проверяет готовность рабочего места, настраивается на работу. |
Знание норм поведения |
Самоорганизация к учебной деятельности |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Вербальное оценивание |
Мотивационный этап
|
Урок мне хотелось бы начать с небольшой притчи. Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусочек. -Что еще слепить тебе? – спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. -Почему так поступил Бог? Я вам желаю находить моменты для счастья в обыденной жизни. Помните: мы сами строим свою жизнь. |
Высказывает предположения, анализируя предложенный учителем материал. Каждый человек сам кузнец своего счастья. Мы сами решаем быть нам счастливыми или нет. Для каждого счастье свое: кто-то счастлив от поездки на море, а кто-то счастлив от глотка воды. |
Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке |
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий» |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Выдвижение гипотез и их обоснование |
Вербальное оценивание |
Подготовительный этап вхождения в тему
|
А) работа с иллюстрациями Перед вами две иллюстрации(слайд, иллюстрации изображения войны и мира) -Что вы видите? -Какие эмоции возникают при рассматривании первой иллюстрации? -Смотря на вторую иллюстрацию? -Почему эти картины размещены рядом? -К чему мы с вами должны стремиться, посмотрев на эти картины?
Б) составление кластера «Счастье» -А что такое счастье для Вас? Давайте поработаем с ассоциациями. Счастье - Пока мы работаем с понятием «счастье», несколько человек посмотрят определение в словарях. |
Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог. -перед нами изображение военных действий и мирной жизни) -горечь, боль, страх, отчаяние. Надежда на победу и мирную жизнь -уют, тепло, счастье. Мирная жизнь -противопоставление страшного события мирной жизни -мы должны стремиться к мирной жизни, к семейному очагу. К счастью -по одному выходят к доске, записывают ассоциации - сравнение 2-х определений: которое получилось при составлении кластера и из словаря |
Знание норм русского литературного языка |
Установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование. |
Вербальное оценивание; взаимооценивание |
||
Работа с темой урока, целеполагание
|
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Действительно, мы будем говорить о стремлении человека к счастью, к мирной жизни, поиск и обретение себя. Все это мы видим в рассказе А. Платонова «Возвращение», который вы прочитали дома. |
-о счастье, о способности человека быть счастливым. Стремление человека к счастью. |
знание моральных норм, умение выделить нравственных аспект поведения |
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
взаимооценивание |
Аналитическая беседа (работа в группах) |
Кто же этот великий писатель, который поднял в своем рассказе не просто тему счастья, а тему душевного поиска и обретение самого себя после тяжелого военного времени, писатель, который стремится заглянуть не просто в душу героев, а в души своих читателей. Конечно это А.П. Платонов. Поработаем в группах. 1 группа: вспомнит биографию А.П. Платонова и подготовит пересказ. 2 группа: вспомнит рассказы, которые мы читали ранее, и напомнит нам их идею. 3 группа: вспомнит теорию литературы. Что такое рассказ. И докажет, что «Возвращение» Платонова это рассказ. (получают информацию с заданиями в группы). |
Организуют работу в группах, действуют четко по алгоритму |
знание моральных норм, умение выделить нравственных аспект поведения |
составление плана и последовательности действий |
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
выбор наиболее эффективных способов решения задач. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов |
взаимооценивание |
Анализ рассказа «Возвращение» |
Итак, мы поговорим о героях рассказа «Возвращение». В чем же счастье для главного героя и остальных членов семьи. Попробуем разобраться в странном поведении главного героя, почему автор назвал рассказ «Возвращение». Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить для того, чтобы постараться понять автора. На слайде проблемный вопрос: В чем же счастье для главного героя и остальных членов семьи? -А начнем с содержания рассказа. Придумайте по одному вопросу по содержанию рассказа. А) Прием «Перекрестный опрос». Б) Фронтальный опрос -Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что вы пережили, читая его? - У рассказа два названия «Семья Иванова» и «Возвращение». Какое название вам ближе? Почему? Каждый из вас, по-своему, прав. Может после более глубокого анализа произведения ваше мнение изменится. - Есть ли в рассказе картины пейзажа? -Почему Иванов не сразу поехал домой? - Обвиняем ли мы Иванова в этой задержке? - Давайте составим схему пути Иванова. Часть-железнодорожная станция-город Маши – вокзал родного города – дом – поезд. - Капитан Иванов не торопится домой, а что в это время происходит в семье? Зачитайте, сделайте вывод по прочитанному. -Как чувствует Иванов себя после возвращения домой? - Почему Петруша строго встречает отца? Зачитайте. Сделайте вывод. - Почему Иванов решает покинуть родной дом? - Что является кульминацией рассказа? Зачитайте. - Построим эмоциональную партитуру чувств капитана Иванова, ориентируясь на схему пути (Часть-железнодорожная станция-город Маши – вокзал родного города – дом – поезд) - Почему произошло возрождение души Иванова? - Можем ли мы назвать семью Ивановых счастливой? -Для чего в тексте история Семена Евсеевича? -Сколько в рассказе возвращений и какие? Какое из них главное?
- Какие рассказы о сложных человеческих взаимоотношениях мы недавно читали? -Скажите, актуален ли сегодня, в наше время рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к мирной жизни. ( К глубокому нашему сожалению и горечи в 21 веке войны не прекращаются. Достаточно вспомнить Афганистан, Нагорный Карабах, Чечню, Украину. Многие ребята с трудом адаптируются к мирной жизни, ведь они увидели и другую её сторону.) Вывод: Итак, счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, ее опора, надежность, и ней спасение от одиночества. |
Отвечают на вопросы. Участвуют в углубленном анализе текста. Активное участие в «Перекрестном опросе» -Грусть, тоска, печаль. Переживание за героев -высказывание разных версий. «Семья Иванова», так как речь идет о воссоединении семьи после военного времени, их жизнь, история. «Возвращение», так как мы видим возвращение Иванова к мирной жизни, семье, к себе -(да. Немного. Это описание поздней осени. Осень, как символ войны и тоски в душе людей, которые забыли что такое счастье и радость) -«побыть на воле», боязнь возвращение к мирной жизни, страх встретиться с семьей -нет, так как чувства героя понятны. Он долго сражался, привык к военной жизни, не знает как жила семья, как она его встретит. Работа с текстом. -родные каждый день ходят встречать поезд, переживают, Люба отпрашивается с работы. С нетерпением ждут. неуютно, все кажется родным и чужим одновременно. У него возникает чувство ревности. Он пытается оправдать себя, хотя сам не знает, как строить свою жизнь и жизнь близких людей -За время войны он привык быть главой семьи. Он плохо помнит отца, но понимает, что главным теперь будет отец. С трудом расстается со своей ролью – глава семьи. -Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи - Иванов видит бегущих за поездом детей. Он еще не знает, что это его дети, но в его душе зарождается что-то горячее. Он находит самого себя, он понимает, в чем его счастье -(Благодаря детям) -Безусловно. Они прошли самые тяжелые годы: голод, холод, разруха, страх. Они выжили, они воссоединились. Самое светлое у них впереди, нужно это только осознать -Иванов не видит своего счастья. Его семья жива. А семья Семена Евсеевича нет. И ему не хватает человеческого тепла, любви. И он пытается это найти в детишках семьи Ивановых - два возвращения, самое главное возвращение к себе прежнему, способному думать не только о себе, но и о близких людях -Чехов «О любви», Бунин «Кавказ», Куприн «Куст сирени», Толстой «После бала» |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера |
||||
Подведение итогов |
Сейчас мы свами посмотрим небольшой отрывок из фильма «Возвращение», режиссера Виктора Рыжкова. -Почему именно отрывок важен для понимания идеи Платонова? - Чем отличается экранизация от рассказа? |
Оценивает понимание нового материала, выполняя задание- самоанализ |
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Вербальное оценивание; самооценивание |
||
Оценка учителя Рефлексия |
Пред вами начало фразы. Попробуйте окончить каждую из них. (опрос по цепочке, выбирают любое начало фразы) 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… |
Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось. |
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
Вербальное оценивание; взаимооценивание |
||
Домашнее задание |
Дифференцированное домашнее задание. 1. Прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа); 2. Эмоциональная партитура чувств Любы, Петруши на протяжении рассказа. 3. Эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение» |
Задаёт вопросы, выбирает задание по силам. |
Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний. |
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Вербальное оценивание, отметка |
|
Заключительный этап |
Благодарит за работу, прощается. Напоминает о домашнем задании |
Возможные вопросы и уточнения |
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Валентина