Секция: «Человек и окружающая среда» «Маленькая, но опасная !»

8
0
Материал опубликован 11 June

Научно-практическая конференция учащихся начальных классов

«Я познаю мир»





Секция: «Человек и окружающая среда»


«Маленькая, но опасная !»









Работу выполнила:

Вельк Арина

ученица 2 «Д» класса

МАОУ «Лицей 15»

Заводского района г. Саратова

классный руководитель:

Долганова Анастасия Андреевна




Саратов, 2024 г.

Содержание


Введение……………………………………………...………..……….………….3

1.Основная часть………………………………………………………………...4

1.1. История возникновения батарейки................................................................ 4

1.2. Экологические проблемы от маленьких батареек.………….……………..5

1.3.Батарейки и окружающая среда…………………………………………….6

2. Экспериментальное исследование батареек, подтверждающих наличие в них вредных веществ………………………………………………………….7

2.1. Эксперимент 1.«Влияние воды на металлическую оболочку батарейки»..7

2.2. Эксперимент 2. «Влияние загрязненной воды на рост и развитие живых организмов (домашнее растение) …………………….………..………………...7

2.3. Эксперимент 3. Влияние батарейки на жизнедеятельность водорослей (спирогиры)……………………………………………………………………… 8

2.4. Эксперимент 4. «Влияние щелочной среды на корпус батарейки»….…...8

 2.5. Эксперимент 5. «Влияние кислой среды на корпус батарейки»………... 9

2.6. Эксперимент 6. Изготовление батарейки своими руками ………………..9

2.7. Анкетирование «Использованная батарейка»…………………………….10

2.8. Маленький вклад в большое дело…………………………………..……...11

Заключение……………………………...…………………………..…………...11

Список литературы…………………………...……………………..…………...12

Приложение А……………………………...…………………….........................13

Приложение Б……………………………...…………………….........................15







Введение.

  Человечество погибнет не в атомном кошмаре –

 оно задохнется в собственных отходах. Нильс Бор

В школе на уроках окружающего мира, в средствах массовой информации мы часто слышим об экологии, о здоровье, о здоровом образе жизни. Однако с каждым годом всё сильнее наша планета ощущает экологические проблемы. Но при этом мы совершенно не задумываемся, что состояние окружающей среды зависит от нас, от нашего поведения в быту, в природе, от нашей культуры. На уроке окружающего мира мы смотрели презентацию «Наше отношение к миру» и увидели слайды загрязнений, экологических катастроф, неразумного отношения к природе.

После просмотра мы предлагали разные варианты защиты нашей планеты от загрязнения. Все были едины во мнении, что мусор, отходы, попадая в природу, наносят ей вред. Но особенно нас взволновал пример с отработанными элементами питания — батарейками (http://chehov.bezformata.com/listnews/sdat-starie-batarejki-v-chehove/62908682/)

Цель работы: изучить вредное влияние батарейки на окружающую среду и здоровье человека, показать важность и необходимость утилизации отработанных элементов питания.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу и материалы интернета по теме исследовательской    работы.

2.Изучить влияние батареек на окружающую среду и здоровье человека.

3. Провести опыты с батарейкой.

4.Изучить мнение учащихся школы по вопросу утилизации батареек.

5.Систематизировать полученные материалы.

6. Создание буклетов о правильной утилизации батареек.

Объект исследования: батарейка.

Предмет исследования: процесс утилизации.

Методы исследования: накопление и обобщение теоретического материала из литературы, справочников, словаря, сети Интернет; анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ полученных результатов исследования.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что батарейка-источник загрязнения окружающей среды и отрицательно влияет на здоровье человека.

Практическая значимость работы заключается в следующем: наше исследование поможет обратить внимание на проблему утилизации батареек и будет полезно обществу.

1. Основная часть.

1.1 История возникновения батарейки.

Что бы мы делали без этих «палочек-выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов! Мы берем с собой в лес фонарик, слушаем музыку на пляже, в поездке у нас всегда под рукой фотоаппарат, а малыши выносят на улицу движущиеся игрушки… И везде работают батарейки!

Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Известны следующие виды батареек:

1. ртутные;

2. солевые;

3. серебряные;

4. щёлочные.

Еще в 1791 году итальянский физиолог Луиджи Гальвани из Болоньи сделал важное наблюдение – только не сумел его правильно истолковать. Гальвани заметил, что тело мертвой лягушки вздрагивает под действием электричества — если положить его возле электрической машины, когда оттуда вылетают искры.  Другой ученый Александр Вольт выявил, что причиной возникновения тока является химическая реакция между двумя различными металлами в определенной среде. Позднее Вольт создал знаменитый «Вольтов столб.», который на одном конце имеет положительный заряд, а на другом отрицательный. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гальвани,_Луиджи ). Глядя на обычную батарейку, мы увидим, что на одном ее конце нарисован плюс, а на другом – минус.  

Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной, то говорят, что батарейка «села». Мы выбрасываем ее. 

1.2. Экологические проблемы, от маленьких батареек.

Когда мы пользуемся батарейками, они не представляют опасности ни для нас, ни для окружения. Но, как только они исчерпают свой ресурс, то попадают в окружающую среду, где становятся опасными отходами. При внимательном рассматривании батарейки можно увидеть предупреждающий знак, который означает:

«Не выбрасывать, необходимо сдать в специальный пункт утилизации!» Этот знак на батарейке о многом нам говорит. Прежде всего предупреждает нас о том, что батарейка наносит серьёзный вред окружающей среде.

В батарейках содержится множество ядовитых веществ и тяжелых металлов . Ядовитые вещества выносятся в грунтовые воды, впитываются растениями, поступают в организмы животных (http://www.electrolibrary.info/history/voltovstolb.htm)

1.3 Батарейки и окружающая среда

Металлы, содержащиеся в батарейке (такие как ртуть, кадмий, цинк), могут попасть в организм человека из воздуха через дыхательную систему или с водой и пищей через пищеварительную. Из этих систем опасные элементы переходят в кровь и с её током распространяются в другие органы и ткани, попадая в их клетки. тяжёлые металлы могут оказывать воздействие на обмен веществ, препятствовать образованию необходимых для нормальной работы организма ферментов и гормонов. Более подробно я расскажу о ртути.

Ртуть - очень токсичный материал. И сам этот металл, и все его соединения относятся к самому высокому классу опасности. Наиболее опасны ее пары. Ртуть, которая попадает в организм человека, выводится наружу очень медленно, и распределяется по всем органам. При вдыхании она накапливается, прежде всего, в лёгких, и в головном мозге.

В литературе я нашла данные о трагических событиях, которые произошли в 1950-х - 1960-х годах в японском городе Минамата и были связаны с загрязнением одноименного залива ртутью. Происшествие стало первым случаем массового отравления ртутью в мире и символом экологической катастрофы в Японии.

Катастрофа началась с того, что химическая компания, занимавшаяся производством химических веществ, начала сбрасывать в воду залива отходы ртутных соединений. Загрязнение воды привело к тому, что ртуть попала в рыбу и другие морские продукты, которые были основным источником питания местных жителей.

Вскоре после начала загрязнения жители Минаматы начали жаловаться на странные симптомы. У некоторых людей начали появляться судороги и дрожь в руках, у других - потеря координации движений и зрения. Наблюдались боли в мышцах и суставах. С течением времени начали проявляться врожденные пороки у новорожденных.

Вскоре было установлено, что причиной этих симптомов было отравление ртутью. Уровень ртути в крови и моче больных был в несколько раз выше нормального, а исследования показали, что ртуть содержалась в рыбе и других морских продуктах, которые люди ели.




2. Экспериментальное исследование батареек, подтверждающих наличие в них вредных веществ

2.1. Эксперимент 1. Влияние воды на металлическую оболочку батарейки.

В первом эксперименте мы  решили проверить, что произойдет с водой, если положить батарейку в воду. Мы взяли батарейку и положили в стакан с водой. А второй – оставили чистую воду для контроля. Два стакана оставили для наблюдения. Через неделю заметили, что в первом стакане вода помутнела.

Вывод: металлическая оболочка батарейки под действием воды разрушается, а вредные вещества, находящиеся в батарейке, попадают в воду. (приложение 2)

 2.2. Эксперимент 2. Влияние загрязненной воды на рост и развитие живых организмов (растение кротон)

 Во втором эксперименте мы решили проверить влияние загрязненной воды на комнатное растение кротон. Я взяла отработанную батарейку и закопала в грунт, где росло растение. Через неделю листья растения стали желтеть и сохнуть.

Следовательно, можно сделать вывод, что почва, загрязненная вредными веществами батарейки, отрицательно влияет на живые организмы (на растения). (приложение 2)


2.3. Эксперимент 3. Влияние батарейки на жизнедеятельность водорослей (спирогиры)

Для проведения исследований о влияние веществ из использованных элементов питания на водоросль
спирогиру.
Сначала я разрушала корпус батарейки и содержимое
высыпала в воду: 1 батарейка на 200 мл воды и «настаивала» в течение
недели, периодически помешивая).
В качестве контроля бралась водоросль в отстоянной водопроводной воде.
Через неделю я рассмотрела под микроскопом клетки водоросли и обнаружила, что клетки обесцветились , потеряв при этом зеленый пигмент хлорофилл, который необходим для процесса фотосинтеза. На этом я могу сделать вывод, что данное растение под действием ртути будет поставлять в окружающую среду намного меньше кислорода. (приложение 2)

2.4. Эксперимент 4. Влияние щелочной среды на корпус батарейки.

В 3 эксперименте мы решили проверить влияние щелочной среды на корпус батарейки. Опираясь на наши знания, мы можем утверждать, что почвы могут иметь кислую или щелочную среду (Э. Ленгли. Оксфорд. Первая энциклопедия/ Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2020 г.)

В кабинете химии нашей школы вместе с учителем химии я поместила батарейку в раствор медного купороса (щелочная среда). Батарейка начала темнеть, а затем ржаветь. Вывод: образовались соли тяжелых металлов. Также происходит и в естественных условиях.

2.5. Эксперимент 5. Влияние кислой среды на корпус батарейки.

В 4 эксперименте мы решили проверить влияние кислой среды на корпус батарейки.

Для этого опыта я вместе с учителем химии помещаю батарейку в раствор соляной кислоты. Плотно закрываем пробкой. После помещения батарейки в раствор выделяется газ. При поджигании этого газа издается хлопок, это - выделившийся водород. Вывод: попавшие в кислые почвы батарейки издадут более чем безобидный хлопок.

Но что же делать? Ведь совсем отказаться от батареек в повседневной жизни мы не можем. Вывод один: надо правильно утилизировать отработанные батарейки.


2.6. Эксперимент 6. Изготовление батарейки своими руками

Я предлагаю сделать безопасную батарейку своими руками и использовать ее в домашних условиях. Я проделала такой опыт:

Для опыта тебе понадобятся: прочное бумажное полотенце; пищевая фольга; ножницы; медные монеты; поваренная соль; вода; два изолированных медных провода; маленькая лампочка (1,5 В).
Мои действия:

- Растворила в воде немного соли.
• Нарезала аккуратно бумажное полотенце и фольгу на квадратики
чуть крупнее монет.
• Намочила бумажные квадратики в соленой воде.
• Положила друг на друга стопкой: медную монету, кусочек фольги, снова монету и так далее несколько раз. Сверху стопки должна быть бумага, внизу – монета.
• Защищенный конец одного провода подсунула под стопку, второй
конец присоединила к лампочке. Второй конец тоже присоединила к лампочке.

Лампочка загорелась, могу сделать вывод : я создала источник энергии своими руками.

 2.7.Анкетирование «Использованная батарейка».

Исходя из этого, мне стало интересно, насколько грамотно подходят к этому вопросу мои одноклассники. С этой целью мы решили провести опрос среди учащихся 1д класса. В опросе участвовали 24 ученика.

На первый вопрос: какие элементы питания для различных устройств Вы используете?

Все ученики нашей школы используют батарейки или аккумуляторы.

На второй вопрос : знаете ли Вы что входит в состав батарейки?

67% учеников не знают, из чего состоит батарейка и чем она опасна.

На третий вопрос: как Вы думаете наносят ли вред окружающей среде батарейки?

Большинство анкетируемых 83% ученика подтвердили, что батарейки причиняют вред окружающей среде.

Но при этом 83 % учеников выбрасывают отработанные гальванические элементы с бытовым мусором.

В результате Большинство людей подтвердили, что батарейки вредны, и их необходимо утилизировать. Но по результатам опроса около 83% выбрасывают отработанные гальванические элементы с бытовым мусором. К сожалению, это связано не только с количеством пунктов приёма, но и с нежеланием людей выбрасывать батарейки в специально отведенные контейнеры.

2.8. Маленький вклад в большое дело. Школьная акция «Батарейки - сдавайтесь!»

Мы узнали, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! Помните, что здоровье планеты – это дело рук каждого, из нас.

В нашей школе мы организовали акцию по сбору батареек «Батарейки сдавайтесь!» 

На территории города Саратова батарейки можно сдать по следующим адресам:

Страховая компания ERGO, ул. Ульяновская, 27/35

ул. Чапаева, 69

ул. Вавилова, 43

ул. Большая Садовая, 98

пр-т Энтузиастов, 52

ТЦ «Оранжевый», магазин ОБИ

гипермаркет «Лента»

ул. Верхняя, 17

Заключение

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследований можно утверждать, что моя гипотеза подтвердилась. Батарейки действительно содержат химические вещества, которые пагубно влияют на окружающую среду и в частности на живую природу. Под воздействием кислой, щелочной среды почв, под воздействием воды нарушается целостность корпуса батарейки, и содержащиеся в ней вредные элементы попадают в почву,  подземные воды, и естественно, в организм человека и животных. Все это происходит из-за неправильной утилизации элементов питания. Мы установили, что более 83% опрошенных учеников осведомлены о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения, однако 83% утилизируют мусор с другими отходами, хотя на каждой батарейке стоит маркировка «не выбрасывать в мусорный ящик».

Если мы хотим пить чистую воду, дышать чистым воздухом, то необходимо отработанные батарейки собирать и утилизируют отдельно от бытового мусора. Необходимо помнить о том, что отравление тяжёлыми металлами, содержащимися в батарейках, приводит: к сердечной недостаточности, поражению почек и печени, поражению центральной нервной системы и даже к смерти!

Выбор пути, по которому мы все последуем, остается за нами. Важно лишь сделать его правильным и успеть сделать его вовремя.





Список литературы

1.Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений\ С.И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2007. – с. 114, с. 422, с. 988.

2.Э. Ленгли. Оксфорд. Первая энциклопедия/ Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2020 г.

Материалы интернет-ресурсов:

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гальвани,_Луиджи

5.http://chehov.bezformata.com/listnews/sdat-starie-batarejki-v-chehove/62908682/

6.http://www.electrolibrary.info/history/voltovstolb.htm

















Приложение А

1.Какие элементы питания для различных устройств Вы используете?

t1718116637aa.gif

100 % - используют батарейки.

2.Знаете ли Вы что входит в состав батарейки?

t1718116637ab.gif

81%  –  учеников не знают, из чего состоит батарейка и чем она опасна.


3.Как Вы думаете наносят ли вред окружающей среде батарейки?

t1718116637ac.gif

Большинство анкетируемых 19 человек подтвердили, что батарейки причиняют вред окружающей среде.

4.Куда Вы выбрасываете батарейки?

t1718116637ad.gif


Большинство учащихся ответили, батарейки выбрасывают с бытовым мусором.





















Приложение Б


Эксперимент 1


t1718116637ae.png

Эксперимент 2 t1718116637af.png




Эксперимент 3


t1718116637ag.png

18



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей