12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мелихова Майя Юрьевна55

ГБОУ ЛО Всеволожская школа-интернат ( педагог-психолог Мелихова Майя Юрьевна)

Семейная арт-терапия (краткосрочная) родители с особыми детьми.

В связи с актуальностью проблемы интеграции умственно отсталых детей в общество необходимо изучить отношения родителей к умственно отсталому ребенку. Не вызывает сомнения, что изменение родительского отношения к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

Актуальность данной работы, в том, что арт-терапевтическая программа направлена на улучшение эмоционального состояния не только ребенка, но и всех членов семьи. А также семейная терапия с несколькими семьями, имеющие ребенка с нарушениями, позволяет снизить чувство изоляции и тревоги и выступает, как группа поддержки. Родители встречаются с другими членами семьи, испытывающими те же проблемы. отношения умственно отсталого ребенка с окружающими Л.С. Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции». От исхода социальной компенсации, то есть конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности». Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна.

В процессе планирование занятий необходимо соблюдать следующие принципы.

Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

Принцип доступности заданий. Необходимо использовать тот вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка несформирована игровая деятельность, то занятия необходимо проводить в предметно-практическом контексте.

Принцип с комплексным подходом в работе с детьми. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта ребенка и родителей.

Иерархический принцип. При работе с умственно отсталым ребенком нужно ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности.

Новизна арт-терапевтической программы, в том, что взаимодействие между участниками не ограничивалось только своей семьей. Задания арт-терапевтической программы давали возможность расширить границы взаимодействия между всеми участниками программы. Все это способствовала снятию тревоги и напряжения.

Ожидаемые результаты:

1.Снижение тревожности родителей и детей.

2.Улучшение эмоционального контакта между родителями и детьми.

3. Формирования позитивного и последовательного стиля родительского воспитания, восстановление «правильной семейной иерархии:

4.Расширение границ взаимодействия с другими семьями

Цели данной программы:

1. Снижение тревожности родителей и умственно отсталых детей.

2. Улучшение эмоционального контакта между родителями и детьми.

Из целей вытекают следующие задачи:

1.Формирования позитивного образа родительства и детско-родительских отношений.

2. Принятие личностных особенностей умственно отсталого ребенка.

3. Осознание родителями эмоционально составляющей (чувств) в отношении болезни ребенка.

4. Расширение сферы функционального взаимодействия между родителями, воспитывающего умственно отсталого ребенка

5. Развитие у умственно отсталых детей навыков коммуникации.

Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники и упражнения.

Арт-терапевтическая программа имела краткосрочный характер. Занятия проходили 1 раз в неделю по 50 минут. Программа основана на использовании разных модальностей творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств, которые дополнялись средствами музыкальной и драматической экспрессии, элементами движения и танца.

Каждое занятие включает:

-вводную часть («разогрев» и подготовка участников к работе.),

- основную, которая включала индивидуальную и коллективную работу участников (создание произведений на свободную тему, что стимулировало участников к взаимодействию),

- заключительную часть подведение итогов занятия).

Так как в группе участвовали только матери со своими детьми и отсутствовали отцы, были предложены домашние задания, чтобы смогла участвовать вся семья целиком. Важно отметить, что задания данной программы были построены иерхаично: индивидуальная работы ребенка и матери, затем совместная работа семьи и в дальнейшем совместная работа всех участников группы (всех семей).

В процессе работы применялись разные техники для создания работ, которые были ориентированы на развитие сенсомоторных навыков, образного мышления, развитие коммуникации между участниками.

Многообразие различных заданий, игр, упражнений можно разделить на несколько основных категорий, в зависимости от их основного назначения.(Копытин А.И.)

Группа А - «Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики»-включают такие техники, которые способствуют развитию и тренировке образного и понятийного мышления, памяти и тонкой моторики.

Группа Б - «Общие темы»- предназначена для выражения различных чувств. При использовании в групповом контексте они способствуют самораскрытию участников группы и ее сплочению, кроме того, развивают способность к пониманию чувств и потребностей других людей.

Группа В - «Восприятия себя»-состоит из таких техник, игр и упражнений, которые позволяют более целенаправленно исследовать образ «Я» участников группы и различные грани их внутреннего мира и системы отношений.

Техники, игры и упражнения группы Г предназначены для работы в парах и позволяют развивать межличностную компетентность - умение понимать и принимать окружающих, вступать с ними в конструктивное взаимодействие- а также помогать увидеть и осознать дизадаптивные паттерны взаимодействия, укрепить «Я» и личные границы, актуализировать латентные потребности и свойства, а также творческие возможности. Их применение в групповом контексте способствует сближению и самораскрытию участников и формирование групповой сплоченности.

Техники, игры и упражнения группы Д рассчитаны на совместную работу участников группы и применяются примерно с теми же целями, что и техники, игры и упражнения группы Г.

Группа Е включает техники, игры и упражнения, сочетающие изобразительную деятельность с иными формами творческого самовыражения – музыкальной импровизацией и восприятием музыки, сценическим искусством, движением и танцем и другими. Поскольку они могут предполагать парную или коллективную работу, цели их применения могут быть аналогичны целям применения групп Г и Д.

Данная арт-терапевтическая программа ориентируется на недирективный подход. При недирективном подходе предлагалось семьям разрабатывать спонтанные и эмоционально значимые темы.

 

Занятие 1. «Нарисуй свое имя».

Данное занятие подходит для начала арт –терапевтической работы. Основные задачи: знакомство с группой родителей и детей, подготовка к совместной работе детей и родителей, освоение изобразительных материалов. Занятие имеет высокий диагностический потенциал.

Мишени:

-принятие ребенка, повышение его значимости;

-повышение самооценки ребенка;

-раскрытие ребенка;

- принятие ребенка родителями;

- снижение тревожности детей и родителей.

Основные этапы:

1.Настрой. В зависимости от количества участников и индивидуальных особенностей детей нужно выбрать одно из трех упражнений.

Имена это важно.( игровой тренинг)

Группа встает в круг. Объявите, что приглашаете группу к участию в ритуале, который совершают при приветствие жители тропических стран.

Игру начинаете Вы. Поднимите выбранный для игры предмет над головой и громко назовите свое имя. Затем передайте предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает игрушку, называет свое имя и передает своему соседу справа. Когда игровой предмет, пойдя полный круг, снова окажется у Вас в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направлении. Снова громко произносите свое имя и передайте предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей более динамичной части тренинга. Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Начните первым: установите визуальный контакт с одним из участником, громко назовите его по имени и бросьте ему игрушку. Поймавший продолжает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не побывает в руках каждого участника хотя бы по два раза.

Нарисуй свое имя в воздухе

- Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

- Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буква.

- Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.

- Возьмите в руку воображаемую широкую кисть и представьте ведро с масленой краской (какого она цвета) Напиши свое имя, как можно больше , очень большое от пола до потолка.

2 . Индивидуальная работа

Изобразите свое имя на листе бумаге.

3. Этап вербализации

Каждый участник рассказывает о своем имени, делятся впечатлениями, кто хочет, тот может протанцевать свое имя под музыку.

5. Заключительный этап

Участники обмениваются своими впечатлениями о занятие и прощаются


 

Занятие №2 Создай семейный герб (коллаж)

Данное занятие направлено на повышение значимости внутрисемейных ценностей.

Мишени:

-групповая сплоченность,

-внутрисемейные ценности.

Материалы.

Бумага А№3 , мелки, картинки из журнала, краски

Коллективная работа:

Создание семейного герба.

Занятие №3. «Каракули »

Данная техника используется в начале сеанса, считается безопасной, но дающей ценную информацию. Она доступна для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа. Техника способствует снятию мышечных и эмоциональных напряжений, раскрепощению и расслаблению, ослабление осознанного контроля. Активизация воображения, способствует развитие способности к концентрации внимания

Мишени:

- снижение тревожности,

- групповая сплоченность родителей и детей.

- самооценка детей,

Материалы: бумага А4 или А3; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Разогрев: Рисование каракуль в воздухе под музыку.

2.Индивидуальная работа

1. Участникам предлагается выбрать карандаш любого цвета.

1. Рисование «каракулей» на листе бумаги в результате, которого получается сложный «клубок» линий.

3. Затем в этом «клубке» линий следует увидеть какой-либо образ (или несколько образов) и развить их. Ребенок может просто раскрасить, если он не сможет увидеть образ.

3. Этап вербализации

Каждый участник рассказывает о своих каракулях, делятся впечатлениями

4.Коллективная работа

Дети и родители стараются на основе собственных каракулей создать определенный образ и придумать историю. Если ребенку сложно увидеть созданный образ , то он может раскрасить каракули и сложить по созданных каракулей цветное полотно. Родители стараются помочь детям увидеть образ.

5 Заключительный этап

Обсуждение проделанной работы.

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что чувствовали или ощущали во время рисования каракулей?

- Что чувствуете, глядя на свой рисунок каракулей?

- Глядя на ваш рисунок, какие образы вам приходят в голову?

- Расскажите про возникшие образы.

- О чем это для Вас?


 

Занятие №4 Совместное рисование каракуль

Техника способствует формированию оптимальной внутригрупповой коммуникативной среды, даёт диагностическую информацию о сложившимся внутригрупповом взаимодействии.

Материалы: бумага А4 или А3; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Мишени:

- снижение тревожности,

- групповая сплоченность родителей и детей.

Настрой: совместное рисование

Коллективная работа:

Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет. Затем ведущий предлагает участникам быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем дорисовывание происходит по очереди. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения – тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз. В заключение участники могут придумать сказку или назвать свою картину.

Заключительный этап: Обсуждение проделанной работы.


 

Занятие №5 « Совместное рисование на влажной бумаги» Картины мазилки

Данная техника способствует снижению внутреннего напряжения, работа с личным пространством

Материал: лист А3, гуашь, акварель

Мишени:

- групповая сплоченность детей и родителей

- снижение тревожности

Настрой: Рисование под музыку

Коллективная работа: Рисование на влажной бумаге.

Лист ватмана делят на границы между участниками и смачивают его водой. Затем вместе начинают рисовать на нем красками

Заключительный этап: Обсуждение проделанной работы. Дать название работы и придумать историю.

Занятие №6 Совместная мандола –талисман

Данная техника способствует объединение членов семьи в единое целое.

Материалы: Материал – лист ватмана (обрезанный до круга) акварельные краски, кисточки. Природные материалы, акварель гуашь, восковые мелки.

Мишени:

-групповая сплоченность детей и родителей

- эмоциональное единение членов семье

Коллективная работа: Процесс создания мандолы важно начать с прорисовывания границ. Каждый участник оформляет свой сегмент.

Заключительный этап: Обсуждение проделанной работы. Дать название данной работы.

Занятие №7 « Дома дракончиков»

Данное занятие подходит для завершения арт- терапевтической работы, так как несет диагностическую и терапевтическую ценности. Оно способствует развитие спонтанности, рефлексии, выяснить межличностные и групповые отношения в семье, а также в группе участников

Мишени:

-формирование групповой сплоченности

- снятия тревожности

-развития спонтанности и рефлексии

- формирование благоприятных межличностных отношений, круг самая доброжелательная из всех фигур, из-за отсутствия острых углов.

Материалы:

Рулоны бумаги, длиной около 2 метров каждый, Разнообразные изобразительные материалы и средства: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, гуашь, кисти.

1.Настрой

Детям предлагает психолог превратиться в дракончиков. Они одеваются в заранее подготовленный хвостик дракона.

Снежный ком ( под музыку) «Имя-движение»: Первый участник называет свое имя и производит любое движение. Второй участник повторяет имя и движение предыдущего и называет свое имя, производя новое движение

2.Индивидуальная работа.

- Психолог говорит о том, что дракончики живут в круглых норках и предлагает на рулоне бумаги вместе со всеми участниками ( или членами семьи) рисовать свои норки. Заполнить пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, придать им индивидуальность

- Сначала каждый ребенок и родители рисуют свои круглые норки и закрашивает их, выбирая в любые цвета. Несмотря на инструкцию рисовать круги, дети могут начать изображать что-то другое (холмики с норками, домики или просто марать)

3.Коллективная работа.

- Затем им предлагают провести дорожки между этими норками, чтобы дракончики могли по ним гулять и ходить к друг другу в гости.

- Норки, а также пространство между ними и дорожками украшают, рисуют травку, кустики.

- С согласия других дракончиков напишите добрые слова и пожелания.

4. Этап вербализации и рефлекторного анализа

Группы прикрепляют получившие картины-полотна к стене. Затем каждый участник делиться впечатлением о совместной работе.


 

Занятие№8 Совместное рисование всеми участниками арт-терапевтической тренинга.

Данное занятие направлена для сплоченности группы, расширения границ взаимодействия участников.

Мишени:

Групповая сплоченность

Расширение границ взаимодействия участников.

Материалы. Рулон бумаги, краска мелки, акварель, гуашь.

Коллективная работа. Рисование на полу или на стене под музыку. Групповое рисование сопровождается пением.

Заключительный этап: Обсуждение проделанной работы. Дать название работы

Заключительное занятие: Психодиагностика родителей и детей. Выставка полученных изобразительных работ. Фото с выставки.

Заключения

Отношение матери к умственно отсталому ребенку имеет противоречивый характер. Типичными реакциями матери на поведение ребенка с умственной отсталостью является жалость к нему, стремление опекать и контролировать, заниженный уровень требований к нему часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей. Матери воспринимают своего ребенка пассивным, больным, страдающим, обиженным. Тревога, депрессивное состояние матерей очень влияет на состояние умственно отсталых детей. Из-за неправильного воспитания такие дети могут испытывать агрессию, депрессию, тревожность, неуверенность в себе, что мешает им адаптироваться к жизни.

Данная арт-терапевтическая программа, несмотря на то, что она была краткосрочной, снизила тревожность у детей и родителей. А также позволила родителям изменить свое восприятие к больному ребенку.

Золотникова Г.М. Лысенко Е.Н. Семейная психотерапия (принципы и методы психотерапии с семьями, имеющими детей с нарушением психического развития. – Брянск, 2012-322с

Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе- СПб: Речь, 2007-336с

Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия- СПб: Речь, 2015,526с

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий- Спб:Речь, 2003-256с

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитие- СПб: Речь, 2006- 224с


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.