12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья35
Работаю учителем истории и обществознания с 2000 года, являюсь классным руководителем 6а класса, мама троих замечательных детей.
Россия, с. Троельга

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Обществознание (внеклассное мероприятие).

 Класс 5- 7 (данная методическая разработка может варьироваться в зависимости от уровня развития детей).

Тема урока: «Бюджет семьи».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Сформировать представления учащихся о семейном бюджете и о его роли в семье.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать значение семейного бюджета и более рационально его планировать, критически оценивать свои действия и поступки.

Предметные: знать понятия и пользоваться ими : «бюджет», «расход», «доход», «обязательные», «произвольные», «сбалансированный» , «дефицитный», «профицитный».

Метапредметные:

- коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.

- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.

Формы организации учащихся: групповая, фронтальная,

Методы и технологии: ИКТ, кейс-стади, технология развития критического мышления

Необходимое оборудование: презентация, кейс-задания.


 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса.

Деление класса на группы.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Регулятивные- саморегуляция как способность к мобилизации сил на работу.

2.Тема урока


 


 


 


 


 

-Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. ( см. Приложение №1)

-Правильно, получилось «Бюджет семьи»

Учащиеся определяют тему урока на основе задания.

Бюджет семьи

Коммуникативные- излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

3. Актуализация.


 


 


 

-Что вы знаете по данной теме?

Учащиеся отвечают на предложенный вопрос.

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

4. Определяем цель нашего урока

- Чтобы вы хотели узнать по данной теме?

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.

Познавательные –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

5. Изучение нового материала.

1. Работая в группах вам необходимо добыть сведения о семейном бюджете на основе предложенного текста. ( см. Приложение 2).

- Записать, что такое «семейный бюджет».


 


 


 


 

- Составьте схему семейного бюджета.


 


 


 

2.Подумайте, что такое расходы и доходы.

Запишите определения.


 


 


 

3.Распределите слова, продолжив схему (см. выше)

1. Учащиеся работают с предложенным текстом и записывают определение семейного бюджета, и составляют схему.

Семейный бюджет – денежный план семьи. Состоит из расходов и доходов.


 


 


 

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ


 


 

ДОХОДЫ РАСХОДЫ


 

2. Учащиеся находят и записывают определение расходов и доходов.

Расходы – затраты семьи.

Доходы – все поступления семьи.

 

3. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ


 

РАСХОДЫ ДОХОДЫ

Танцы Премия

Спорт Стипендия

Продукты Пенсия

Одежда Заработная плата

Лекарства Рента

Машина Проценты

Газ Пособие

Отдых Наследство

Учёба

Дом

Квартира

Обувь

Налоги

Электроэнергия

Квартплата

Путешествия

Капитальный ремонт

Познавательные - находят и анализируют нужную информацию, излагают своё мнение;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, отражают информацию в схеме.

Коммуникативные – организовывают и планируют учебное сотрудничество в группе.

Регулятивные – планирование работы в микрогруппе.

 

4. Работаем с колонкой расходы.

-Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?

Продолжи схему ……………

РАСХОДЫ


 

? ?

- Почему их так называют?


 


 

5. Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Продолжив схему ( см. выше).


 


 


 


 


 

6. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

-О чём говорят предложенные схемы?

Доходы =расходы

Доходы≥ расходы

Доходы≤ расходы

-Какая формула будет наилучшей?

-Почему?


 

7. На чём можно сэкономить?

Ваши варианты?


 


 


 

8. Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки, слова в которых перепутаны. Ваша задача привести в соответствие начало и конец предложения.

4. Учащиеся работают и заполняют схему.

РАСХОДЫ


 

Обязательные Произвольные

Обязательные - расходы, которые нужны человеку для проживания.

Произвольные – когда человек покупает для себя что-то дополнительное.

5. РАСХОДЫ


 

Обязательные Произвольные

Лекарства Игрушки

Продукты Компьютер

Бытовая химия Видеокассеты

Платежи и налоги Посещение

боулинга

Музыкальная

(спортивная ) школа

Турист. поездка

6. Учащиеся работают над предложенными вопросами.


 


 

Сбалансированный

Дефицитный

Бездефицитный (профицитный)

Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить


 


 

7. Учащиеся работают над предложенным вопросом.

Варианты:

Уходя из дома выключайте свет.

Бережно относитесь к своим вещам.

8.Труд человека кормит, не лежи на печи.

Лентяй да шалопай- а лень портит.

Хочешь есть калачи- два родных брата.


 


 

 

6. Домашнее задание

Решаем жизненные задачи

(см. Приложение №3)


 

Учащиеся работают с

предложенными задачами.

 

7.Рефлексия.

-Что вы узнали?

-Что у вас получилось, и что не получилось?

-Почему?

- В чём полезность нашего урока?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, и анализируют свою успешность.

Личностные - определяют значение и смысл данного урока.

Регулятивные – оценка своей деятельности.


 


 


 


 


 


 

Приложение №1

- Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. - Приезжает наша любимая группа!

- А билеты дорогие?

- Ещё какие дорогие! Группа -то сейчас, сама знаешь, какая популярная!

- Тогда наверное не пойду,- вздохнула Таня.

- Почему? - удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!

Видишь ли, в чём дело...ответила Таня- Ты мне, Маш, скажи,как у тебя в семье родители деньги распределяют?

Ну как?- озадачилась Маша.- Всё , что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупные покупки, мне дают на карманные расходы,а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...

Вот и нас так было, - подхватила Таня. - Только мои родители устали спорить , кто больше денег зарабатывает и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить , по — прежнему решает мама.

И что в этом плохого задумалась Маша?- задумалась Маша.

Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная , мама - ,папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать...


 


 


 


 

Приложение №2

Текст

Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.

Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.

В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.

А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта(семьи,бизнеса,организации,государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.

Доход — денежные средства или материальные ценности,полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определённый период времени.

Доходы населения- личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.

Расходы — это затраты определённого периода времени.

Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.

Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить(еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись( поход в театр, покупка машин , предметов роскоши, картин. украшений).

Дефицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.

Приложение №3

«Дыра» в семейном бюджете

Ситуация. Вся семья собралась за столом для планирования семейного бюджета на ближайший месяц. Мама говорит, что из-за кризиса, в который попало их предприятие , зарплата временно уменьшена.

Роль. Ребёнок (подросток) в семье.

Результат. Выскажи свои предположения либо по снижению расходов (прежде всего, связанных с тобой), либо по увеличению доходов в данное время.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ГРУППА № ________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________


 

РАБОЧИЙ ЛИСТ по теме ___________________________


 

Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. ( см. Приложение №1)

 

Задание №1.

Работая в группах вам необходимо добыть сведения о семейном бюджете на основе предложенного текста. ( см. Приложение 2).

- Записать, что такое «семейный бюджет».

- Составьте схему семейного бюджета.


 

Семейный бюджет -


 


 

Схема -

Задание №2.

Подумайте, что такое расходы и доходы.

Запишите определения

Расходы –


 

Доходы-


 

Задание№3.

Распределите слова, продолжив схему (см. выше задание 1)

Танцы, премия, спорт, стипендия пенсия, продукты, одежда, заработная платал, рента, машина, проценты, газ пособие, отдых , наследство, учёба, дом, квартира, обувь, налоги, электроэнергия, квартплата, путешествия, капитальный ремонт


 


 


 

 

Задание№4.

Работаем с колонкой расходы.

-Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?

Продолжи схему ……………

РАСХОДЫ


 

? ?

- Почему их так называют?


 


 


 


 


 


 

Расходы

Задание №5.

Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Заполни схему выше.

Лекарства, бытовая химия, видеокассеты, платежи и налоги, посещение боулинга, игрушки, продукты, компьютер, музыкальная (спортивная школа), Турист. Поездка.

 

Задание №6.

Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

-О чём говорят предложенные схемы?

Доходы =расходы

Доходы≥ расходы

Доходы≤ расходы

-Какая формула будет наилучшей?

-Почему?

 

Задание №7.

На чём можно сэкономить?

Ваши варианты?


 


 

 

Задание №8.

Из предложенных слов составьте пословицы и объясните их смысл.

Труд человека кормит

два родных брата.

Лентяй да шалопай

не лежи на печи.

Хочешь есть калачи

, а лень портит.


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.