Урок экономики по теме «Семейный бюджет» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 30 August 2018

Урок экономики

Тема: Семейный бюджет

Учитель: Крылышкова М.М.

Цель занятия: Способствовать формированию мотивации бережного отношения к семейному бюджету, основываясь на понимании разумного потребления.

Возрастная категория: 5 класс

Продолжительность занятия: 45 минут (1 урок)

Планируемые результаты:

1. Личностные: осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки.

2. Предметные: знать понятия и пользоваться ими: «бюджет», «расход», «доход», «обязательные», «произвольные», «сбалансированный», «дефицитный», «профицитный», «сбалансированный».

3. Метапредметные:

- коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве.

- регулятивные: уметь контролировать свои деньги и управлять ими.

- познавательные: давать определение понятиям «бюджет», «расход», «доход», «дефицитный», «профицитный».

Предпосылки:

Обучающиеся уже знают понятия «Расходы семьи», «Доходы семьи», виды расходов семьи, источники семейных доходов.

Формы организации учащихся: групповая, фронтальная,

Методы и технологии: ИКТ, кейс-стади, технология развития критического мышления

Необходимое оборудование: учебное пособие «Рабочая тетрадь по экономике», презентация, кейс-задания.

Организационный момент. 3 минуты.

Приветствие, проверка готовности класса.

Тема урока

Обучающимся предлагается задание:

«Найди в «тарабарском» тексте экономические термины. Выпиши тот, значение которого ты не знаешь.

РМНВКДОХОДСЫКЛМРАСХОДЬТПСЕМЕЙНЫЙБЮДЖЕТ»

(Попутно повторяются определения понятий «доход», «расход»)

Учащиеся определяют тему урока на основе задания.

Обучающиеся формулируют цель и задачи урока

Изучение нового материала

1) Обучающимся предлагается проработать текст и ответить на вопросы (Приложение №1)

2) Обучающиеся, используя комментированное чтение работают с материалом учебника (рабочая тетрадь) стр. 167.

3) Учитель организует обсуждение материала рабочей тетради:

- что нового узнали?

- что непонятно?

- что думали иначе?

- какие вопросы к тексту?

4) Используя, данные слайда обучающиеся определяют и решают:

«Какой бюджет нам нужен?» (Приложение №2)

5) стр 169 №4 При помощи стрелок распредели доходы и расходы семейного бюджета?

6) Обучающимся, работая в группах предлагается на основе материалов слайда (Приложение №3) объяснить, что такое «Финансовая подушка безопасности» и зачем она нужна?

7) Обучающимся предлагается предложить ответы на вопросы:

А) Какими путями можно увеличить профицит семейного бюджета?

Б) За счёт чего можно увеличить доходы?

В) За счёт чего можно сократить расходы?

Рефлексия

Обучающимся предлагается вернуться к целям и задачам урока и доказать достигнуты ли они.

Им предлагается выбрать стикер соответствующего цвета(«зелёный» - всё понятно, интересно, всё получилось; «жёлтый» - было сложно; «красный» -есть вопросы (вопросы указываются на стикере).

Домашнее задание

Стр. 166-167, стр 169 №3

Приложение №1

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 2 000 рублей. Он взял листок и написал на нём:

«Доходы»

«Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».

– Ежемесячно на работе я получаю 10 000 рублей.

– Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 6 000 рублей.

Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 2000 рублей».

Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар. (запись в словари –гонорар – авторское вознаграждение)

Доходы:

Зарплата папы: 10 000 рублей.

Зарплата мамы: 6 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 2 000 рублей.

Стипендия брата: 1 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 20 000рублей.

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед.

А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы»

Расходы:

Продукты – 5 000 рублей.

Оплата обедов – 2 000 рублей.

Оплата за квартиру, свет, газ - 2 000 рублей.

Оплата за детский сад – 1200 рублей.

Оплата занятий в ЦТДиЮ – 1 000р.

Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

___________________________________________

Итого: 16 000 рублей

-Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Вот мы составили бюджет. Сейчас подведём баланс». Папа из числа 20 000 отнял число 16 000, и получилось? (4000 ). Папа сравнил два числа 2 000 и 16 000, т. е. доходы и расходы. Этот приём в экономике называется баланс. (Запись в словаре: Баланс - сравнительный итог дохода и расхода).

Вера и Анфиса опять обрадовались:

- «Осталось ещё велосипедных 4 000 рублей.»,- сказали они.

- «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа.

Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты.

- Хорошо сказал папа, на 2000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что же получилось? Что составила семья Матвеевых? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет).

-Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

Вопросы: 1.Для чего нужен семейный бюджет?

2.В семье Матвеевых семейный бюджет какого типа: сбалансированный,

профицитный, дефицитный.

Приложение №2

Определим и решим:

Какой бюджет нам нужен ? (составь пары)

Д>Р дефицитный

Д<Р сбалансированный

Д=Р профицитный

Приложение №3

Денежный запас безопасности

(финансовая подушка безопасности)

1) Копим на что- то конкретное 2) Формируем неприкосновенный

запас

Как и зачем это нужно делать при любом бюджете?

Ваши предложения…….

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.