Урок экономики по теме «Семейный бюджет» (5 класс)
Урок экономики
Тема: Семейный бюджет
Учитель: Крылышкова М.М.
Цель занятия: Способствовать формированию мотивации бережного отношения к семейному бюджету, основываясь на понимании разумного потребления.
Возрастная категория: 5 класс
Продолжительность занятия: 45 минут (1 урок)
Планируемые результаты:
1. Личностные: осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки.
2. Предметные: знать понятия и пользоваться ими: «бюджет», «расход», «доход», «обязательные», «произвольные», «сбалансированный», «дефицитный», «профицитный», «сбалансированный».
3. Метапредметные:
- коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
- регулятивные: уметь контролировать свои деньги и управлять ими.
- познавательные: давать определение понятиям «бюджет», «расход», «доход», «дефицитный», «профицитный».
Предпосылки:
Обучающиеся уже знают понятия «Расходы семьи», «Доходы семьи», виды расходов семьи, источники семейных доходов.
Формы организации учащихся: групповая, фронтальная,
Методы и технологии: ИКТ, кейс-стади, технология развития критического мышления
Необходимое оборудование: учебное пособие «Рабочая тетрадь по экономике», презентация, кейс-задания.
Организационный момент. 3 минуты.
Приветствие, проверка готовности класса.
Тема урока
Обучающимся предлагается задание:
«Найди в «тарабарском» тексте экономические термины. Выпиши тот, значение которого ты не знаешь.
РМНВКДОХОДСЫКЛМРАСХОДЬТПСЕМЕЙНЫЙБЮДЖЕТ»
(Попутно повторяются определения понятий «доход», «расход»)
Учащиеся определяют тему урока на основе задания.
Обучающиеся формулируют цель и задачи урока
Изучение нового материала
1) Обучающимся предлагается проработать текст и ответить на вопросы (Приложение №1)
2) Обучающиеся, используя комментированное чтение работают с материалом учебника (рабочая тетрадь) стр. 167.
3) Учитель организует обсуждение материала рабочей тетради:
- что нового узнали?
- что непонятно?
- что думали иначе?
- какие вопросы к тексту?
4) Используя, данные слайда обучающиеся определяют и решают:
«Какой бюджет нам нужен?» (Приложение №2)
5) стр 169 №4 При помощи стрелок распредели доходы и расходы семейного бюджета?
6) Обучающимся, работая в группах предлагается на основе материалов слайда (Приложение №3) объяснить, что такое «Финансовая подушка безопасности» и зачем она нужна?
7) Обучающимся предлагается предложить ответы на вопросы:
А) Какими путями можно увеличить профицит семейного бюджета?
Б) За счёт чего можно увеличить доходы?
В) За счёт чего можно сократить расходы?
Рефлексия
Обучающимся предлагается вернуться к целям и задачам урока и доказать достигнуты ли они.
Им предлагается выбрать стикер соответствующего цвета(«зелёный» - всё понятно, интересно, всё получилось; «жёлтый» - было сложно; «красный» -есть вопросы (вопросы указываются на стикере).
Домашнее задание
Стр. 166-167, стр 169 №3
Приложение №1
В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.
«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 2 000 рублей. Он взял листок и написал на нём:
«Доходы»
«Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».
– Ежемесячно на работе я получаю 10 000 рублей.
– Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 6 000 рублей.
Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 2000 рублей».
Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар. (запись в словари –гонорар – авторское вознаграждение)
Доходы:
Зарплата папы: 10 000 рублей.
Зарплата мамы: 6 000 рублей.
+ Пенсия бабушки: 2 000 рублей.
Стипендия брата: 1 000 рублей.
Гонорар за картину: 1 000 рублей.
_________________________
Итого: 20 000рублей.
Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед.
А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы»
Расходы:
Продукты – 5 000 рублей.
Оплата обедов – 2 000 рублей.
Оплата за квартиру, свет, газ - 2 000 рублей.
Оплата за детский сад – 1200 рублей.
Оплата занятий в ЦТДиЮ – 1 000р.
Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.
Прочие расходы – 3 000 рублей
___________________________________________
Итого: 16 000 рублей
-Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Вот мы составили бюджет. Сейчас подведём баланс». Папа из числа 20 000 отнял число 16 000, и получилось? (4000 ). Папа сравнил два числа 2 000 и 16 000, т. е. доходы и расходы. Этот приём в экономике называется баланс. (Запись в словаре: Баланс - сравнительный итог дохода и расхода).
Вера и Анфиса опять обрадовались:
- «Осталось ещё велосипедных 4 000 рублей.»,- сказали они.
- «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа.
Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты.
- Хорошо сказал папа, на 2000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что же получилось? Что составила семья Матвеевых? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет).
-Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.
Вопросы: 1.Для чего нужен семейный бюджет?
2.В семье Матвеевых семейный бюджет какого типа: сбалансированный,
профицитный, дефицитный.
Приложение №2
Определим и решим:
Какой бюджет нам нужен ? (составь пары)
Д>Р дефицитный
Д<Р сбалансированный
Д=Р профицитный
Приложение №3
Денежный запас безопасности
(финансовая подушка безопасности)
1) Копим на что- то конкретное 2) Формируем неприкосновенный
запас
Как и зачем это нужно делать при любом бюджете?
Ваши предложения…….