Статья «Семья как социальный институт формирования личности»

6
0
Материал опубликован 20 May 2020

Семья, как социальный институт формирования личности


В последнее время некоторый социологи говорили, что семья, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений

Семья – это маленькое государство, со своими законами, правилами, особенностями, традициями, и т.д. Сегодня многие молодые семьи недооценивают роль семейного воспитания в формировании личности ребенка. Именно в семье формируются черты характера, убеждения, взгляды, мирвоззрение ребенка. Поэтому выдвинуть на первый план воспитательной функции семьи как основной имеет огромное значение. Выполняя данную функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Семейное воспитание – это процесс воздействия на ребенкасо стороны родителей для достижения каких – либо целей. Семья является средой для развития ребенка. Первые слова, первые шаги, даже мимика лица с которой ребенок передает свои пожелания все это формируется изначально, только в семье. Прийдя в школу ребенок приходит с определенным багажем уже сформированных качеств характера. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Народная мудрость гласит «Яблоко от яблони недалеко падает», семейное воспитание в воздействии на ребенка опережает все другие институты: школу, друзья, коллектив и так далее. Чем лучше семья, тем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Следовательно, можно сделать вывод, какая семья такой и ребенок. Пообщавшись с ребенком уже складывается мнение о жизни и быте семьи. Также и обратная сторона медали, пообщавшись с родителями установить какой ребенок растет в их семье. Но бывают и исключения, что очень редко встречается. Здравый смысл говорит, что ребенок – это зеркало семьи и как бы мы не говорили о внешних факторах, влияющих на становление ребенка, семья является основой всего. Опираясь да данные функции семьи, можно сделать некоторые выводы:

Влияние семьи на ребёнка сильнее других воспитательных институтов. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачиваются полностью.

В семье формируются те качества, которые ни где, кроме как в семье сформированы быть не могут.

В семье формируется личность и из семьи выходят члены общества

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Главная функция семьи - это воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

В обществе, на данном этапе развития, стоит остро проблема семейного воспитания. Семья стала все хуже реализовывать свои функции. Причины кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране – у них более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индивидуальную реализацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нрав и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Сейчас очень много неполных семей, отсутствие семейных традиций, на которых растет наше поколение, алкоголизм, высокий процент разводов самым пагубным образом влияет на воспитание ребенка. Ребенок очень болезненно воспринимает развод родителей. Не знает чью сторону принять, с кем остаться. Очень много семьей где преобладают больше материальные ценности, чем духовные. Родители заняты финансовым улучшением положения, но при этом теряют самое главное, формирование духовности у ребенка. Общение родителей с ребенком, к сожалению, сводится только к контролю за учёбой ребёнка в школе, а сам контроль – к выяснению того, какие оценки получены, почему не убрался дома, выполнил ли домашнее задание и так далее.

Среди наиболее веских причин неудовлетворённого воспитания детей в семье отметим следующее:

- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию.

- низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неудовлетворённость в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

- высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин.

- обострение конфликтов между поколениями, который день ото дня становятся напряжённой.

- увеличение разрыва между семьёй и школой.

Семейное воспитание зависит от многих факторов и одни из них, это: генетика или наследственность; биологическое здоровье ребенка и родителей; материальная обеспеченность семьи; социальное положение; отношение к ребенку.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. В отличи от нас американские дети обычно начинают жить отдельно от родителей, как только окончат школу. Американские родители верят в то, что это научит детей обращаться с деньгами, ценить работу и быть самостоятельными.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Существует 3 стиля семейного воспитания — авторитарный, демократический и попустительский.

Как правило, при авторитарном стиле, в процессе семейного воспитания родители придерживаются взглядов, согласно которым, желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Часто говорят, что демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей, и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Многие привыкли считать, что дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

Вопрос семейного воспитания - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации