Статья «Семья как основа становления и развития личности ребёнка»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Черногорск
СЕМЬЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
( социальный педагог Перевозникова Светлана Витальевна)
Родительское требование к себе,
родительское уважение к своей семье,
родительский контроль над каждым
своим шагом – вот первый и самый
главный метод воспитания!
А.С.Макаренко
Отпустив руку матери, малыш делает первый неуверенный шаг. Потом – еще один. И еще. А у самого, чувствуется, как дух захватывает, и страшновато, и весело от непривычных, новых ощущений. Покачнулся, потерял равновесие, но нет, не упал, находящаяся рядом мама вовремя поддержала и, приободренный малыш зашагал дальше.
Еще много шагов предстоит сделать в своей жизни маленькому человечку, жизненный путь его только начинается. И очень важно, чтобы все годы, с раннего детства до совершеннолетия, его сопровождали руки самых близких ему людей.
Известно, что становление и развитие личности ребенка начинается в семье.
Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые Эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие – убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Но общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи:
Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. В течение последних лет отношения детей и родителей меняются, становясь все белее эмоционально-психологическими.
Но все же, какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья, жить в которой имеет право ребёнок.
ВО-ПЕРВЫХ, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Впоследствии роль этой функции уменьшается.
ВО-ВТОРЫХ, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, так как именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола ( набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы и т.д.)
В-ТРЕТЬИХ, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Примеры показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родителя, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-ПЯТЫХ, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-ШЕСТЫХ, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая
проявляется не только в психических заболеваниях, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе – в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Кроме этого сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Таким образом, настоящее воспитание в семье – большой труд: и физический, когда ухаживают за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии.
Для того, чтобы дети дома и в школе чувствовали себя счастливыми, педагогический коллектив нашей школы вот уже восьмой год работает в рамках как общественно активная школа с целью укрепления связи с семьей, влияние школы на воспитание ребенка в семье.
Силами специалистов-родителей, педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и сообщества проводятся «Дни профессиональной помощи родителям»:
- Семья как организатор жизнедеятельности детей;
- Непоследовательная позиция родителей в воспитании детей;
- Признаки и симптомы употребления ПАВ и их влияние на детский организм и др.
На протяжении этих лет в школе проводится День классного руководителя, в рамках которого в первую очередь обсуждаются вопросы работы с родителями, где учителя и родители вовлечены в активную деятельность
( здесь в практику вошли семинары-тренинги). Родители и классные руководители знакомятся с интерактивными формами работы, учатся решать проблемы общения, участвуют в проведении семейных рингов, КВНов, интеллектуальных игр.
Таким образом, только в совместном труде можно достигнуть положительного результата в развитии и становлении личности.
«Человека воспитывают и развивают как положительные, так и отрицательные эмоции, но «лучший университет – это счастье жить и воспитываться в семье. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному»,- писал А.С.Пушкин.