Статья «Социальное партнёрство как ресурс формирования социально-трудовой компетентности учащихся»
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Давлетшина Л.Х.
(г.Ульяновск, МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45)
Ключевые слова: социальные партнёры, общеобразовательное учреждение, система социального партнёрства, формы сотрудничества.Cоциальное партнерство в образовании является одним из эффективных механизмов реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В современных социокультурных условиях социальное партнёрство становится одним из ресурсов формирования социально-трудовой компетентности учащихся. С 2014 года деятельность МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» по данному направлению ведётся в статусе областного научно-методического центра в рамках Программы развития инновационных процессов. Новизна данного исследования состоит в разработке и научно-методическом описании системы развития социально-трудовой компетентности учащихся как базового условия их социальной адаптивности. Практическая значимость заключается в методическом оформлении системы развития социально-трудовой компетентности учащихся, что позволяет транслировать накопленный положительный опыт в данной сфере на другие общеобразовательные учреждения.
Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально-значимой сфере требуются усилия всего общества. Социальное взаимодействие формируется на основе тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и социальных партнеров, единой системой образования и местного сообщества. По своей сути социальное партнерство «генетически» содержит в себе идею изменений.
Целью социального партнерства является формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений, приводящих к повышению их воспитательного потенциала.
Принципы социального партнерства рассматриваются как условие существования партнерских отношений. Ведущими принципами являются: 1) принцип добровольности; 2) принцип взаимной заинтересованности; 3) принцип согласования интересов на основе переговоров и компромисса; 4) принцип обоюдной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; 5) принцип нормативного закрепления отношений; 6) принцип открытости.
Развитие партнерских связей позволяет сформировать образовательное пространство, используя внутренние и внешние связи; обеспечить сопровождение индивидуальных образовательных программ; реализовать идеи государственно-общественного характера управления школой; развить потребности личностного участия в процессах преобразования общества [1, с. 47].
Деятельностное содержание социального партнерства – различные виды деятельности (коммуникативно-дидактическая, управленческая, экспертная, проектная; консультативная), с помощью которых партнеры сообща могут решать проблемы воспитания. Такой режим взаимодействия школы и семьи может быть реализован через различные организационные формы социального партнерства (например, Управляющий совет, Попечительский совет, временные творческие коллективы, проектные группы; учительско-родительские клубы, экспертный учительско-родительский совет и т.д.).
Механизмом социального партнерства является совокупность методов и технологий (технология переговорного процесса, технология проектирования, технология изучения социального заказа, маркетинговые технологии, технология фандрайзинга, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др.), способствующих развитию партнерских отношений.
Обеспечивая систему партнерских отношений с социальными и экономическими структурами ближнего социума МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» взаимодействуют с социальными партнёрами: детская поликлиника № 3, муниципальное учреждение культуры № 4, Центр детского творчества № 2, Центр детского творчества № 4, Центр детского творчества № 6, Детско-юношеский центр № 3, Детская школа искусств № 3, Центр занятости населения Засвияжского народа, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновский государственный университет, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Музыкально-педагогический колледж, Профессиональное училище № 2, Профессиональное училище № 6, Колледж экономики и права Ульяновского государственного технического университета и т.д.
Научное сотрудничество осуществляется с отделом развития инновационных процессов в образовании ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области».
Формы сотрудничества: совместная организация и проведение внеклассных мероприятий; вечера-встречи с интересными людьми; совместная исследовательская и диагностическая деятельность; консультации, вечера, круглые столы и т.д.; экскурсии и различные тематические десанты; приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия; спонсорская помощь школе и т. д. [3, с. 15]
Одни из самых важных социальных партнеров школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.
Работа с родителями строится в различных формах, одним из самых эффективных и зарекомендовавших себя явились участие родителей-представителей отдельных профессии на классных часах и внеурочных мероприятиях, совместные детско-родительские собрания, консультации специалистов социально-педагогической и психологической служб школы.
Задачами развития системы социального партнёрства семь и школы являются:
1. Выработка общих целей для построения системы партнерства;
2. Определение взаимной полезности участников социального партнерства, вовлечение их в совместную творческую, социально - значимую деятельность;
3. Проектирование конкретных программ совместной работы;
4. Всесторонняя психолого-педагогическая поддержка семьи;
5. Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности учащихся;
6. Выработка единых требований семьи и школы к ребёнку, поиск совместных путей решения общих проблем и задач;
7. Модернизация образовательного процесса школы в рамках социального партнёрства.
Актуальные направления партнёрства школы и семьи: привлечение родителей к управлению образовательным учреждением; координация усилий по расширению форм социального партнёрства в социуме; педагогическое и психологическое просвещение; формирование здоровьесберегающей среды; возрождение приоритетов семейного воспитания, укрепление семейных традиций и связей между поколениями; ранняя профориентация и создание условий для профессионального самоопределения выпускников.
Таким образом, ключевыми параметрами системы социального партнерства выступает способность образовательного учреждения к выработке собственной структуры и модели социального партнёрства, а также потенциал образовательного учреждения для перевода внешних влияний в свои собственные ресурсы. Система социального партнёрства призвана обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение задач развития местного сообщества.
Список использованных источников:
1.Кожурова, О.Ю. Социальное партнёрство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. … канд. пед. наук / О.Ю. Кожурова. - М., 2011 – 227 с.
2.Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://asi.ru/nti/ (дата обращения 05.01.2016)
3.Табарданова, Т.Б. Система развития социально-трудовой компетентности: методические рекомендации / Т.Б. Табарданова, Т.В. Финюкова, М.А. Шлютова, С.Ю. Павлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 71 с.