12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна758
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево
Материал размещён в группе «Классные руководители»

«Поисково-исследовательское краеведение как средство развития социально - успешной личности»

 

В 2009 году директор Краеведческого музея Потапова Татьяна Петровна предложила мне заняться исследованием судеб выпускников школы № 1 1941-1945 годов. Эта поисковая работа переросла в серьёзные исследования, которые дали толчок для дальнейшей исследовательской деятельности по истории нашего края.

После первых успешных результатов для меня стало очевидным, что достигнутые результаты – это только отправной момент в дальнейшей исследовательской деятельности по краеведению. Уже в начале 2010 года я начала серьёзно заниматься исследованием истории школы № 1. Главная проблема заключалась в том, что история школы не была освещена в краеведческой литературе. А, между тем, как оказалось, материал «под спудом веков» был богатейший. Стало очевидным, что предстоит долгая работа в архивах, поэтому родилась идея привлечь к работе по краеведению одарённых учащихся, склонных к исследовательской деятельности. Тем более что фундамент для этой деятельности уже был заложен – начал свою деятельность Музей истории школы и Совет Музея школы.

Главной чертой социальной культуры должно стать осознание себя гражданином России, её патриотом. Патриотизм, в свою очередь, включает чувство гордости за своё Отечество и малую Родину. И никакая другая дисциплина не даёт столько исторических ориентиров гражданской позиции юного гражданина, как историческое краеведение.

Изучение истории своего края может стать инструментом для формирования социальной успешности и гражданской позиции ребят.

Если говорить о серьёзной исследовательской деятельности, то способностью к ней обладают не все школьники, а, как правило, одарённые, или талантливые. Вопросами организации сотрудничества учителя и одарённых детей я начала заниматься с момента образования в школе Совета Музея школы. К 2012 году сложились элементы авторской методики по изучению вопросов истории края, но эта методика ещё не была достаточно проработана. Возникла необходимость продолжить эту работу. В течение последующих двух лет мной была разработана целостная методическая система изучения вопросов истории Самарского края в партнёрстве с одарёнными детьми.

Целью этой системы является формирование у ребят личностного отношения к истории родного края через исследование истории семьи, школы, города, региона. Это позволяет активно формировать гражданскую позицию, с одной стороны, и развивать социальную успешность школьников, с другой. Глубокая исследовательская работа по краеведению способствует реализации этой цели.

Мне близка идея раннего выявления и дальнейшего развития одарённости у детей, в частности, через исследовательскую деятельность. На своих уроках я стараюсь вызвать у всех учеников интерес к предмету. При этом я постепенно выявляю тех, кто хотел бы серьёзно заниматься исследованием и вовлекаю их во внеурочную деятельность. Их в параллели немного, но всегда есть. При работе с такими детьми для меня важно не упустить момент, чтобы помочь им не только выйти на более высокий уровень усвоения учебного материала по предмету, но и вовремя начать их обучение приёмам ведения исследовательской работы.

Я выделяю следующие элементы привлечения одарённых детей к исследовательской деятельности:

Создание внутренней мотивации через интерес к предмету.

Моделирование ситуации успеха.

Сопровождение учащихся на всём пути исследовательской деятельности.

Например, для того, чтобы научить ребят работать в Государственном архиве Самарской области я разработала пошаговую стратегию этой работы. Эффективность применения этого алгоритма проявляется в том, что одарённые дети могут самостоятельно, а не только с учителем успешно решать задачи любого краеведческого исследования.

Мной ведётся мониторинг эффективности применения авторской методической системы. В случае оценивания эффективности представленной работы речь идёт о социальной успешности не школьников вообще, а об одарённых детях, ведущих исследовательскую деятельность по краеведению. Поэтому я попробовала выработать собственные критерии оценивания уровня социальной успешности ребят через достижение конкретных положительных результатов.

Измерители социальной успешности в исследовательской деятельности:

Усвоение алгоритма исследовательской деятельности в партнёрстве с учителем.

Умение грамотно оформлять результаты своей деятельности.

Умение прогнозировать перспективу завершения работы или её продолжения.

Достижение наивысших результатов в деятельности на уровне города, области, страны.

Что касается измерителя гражданской позиции личности, то я выделила следующие компоненты:

Идентификация себя со школой, городом, регионом через поиск исторических источников.

Стремление узнать больше о малой Родине.

Увеличение в разы числа участников собирания краеведческого материала.

 

Достигнутый образовательный результат:

Из года в год увеличивается количество ребят желающих участвовать в конкурсах по краеведению. Ежегодно в городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, конференциях у меня как учителя истории участвует более 30 человек, побеждая и занимая призовые места.

С 2010 по 2017 годы совместно с ребятами было создано более 40 исследовательских работ по краеведению, которые были представлены на конкурсах и конференциях разного уровня. Все достижения ребят проходят публичную презентацию. Большинство из этих работ признаны успешными. Для отслеживания и фиксации достижений одарённых учащихся мы формируем их портфолио достижений. Краеведческие работы Гогокиной Валентины, Малышева Владислава, Даниловой Алисы, Калининой Дарьи внесены в банк данных Областного центра развития дополнительного образования.

Каждый год один-два выпускника становятся студентами исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Востребованность результатов совместных исследований педагога и учеников нашла своё отражение и в совместных публикациях - в «Похвистневском вестнике», в «Учительской газете», в сборниках научных статей, в электронных сборниках. А иметь публикации в школьном возрасте – это серьёзный социальный успех и общественное признание.

У ребят происходит формирование гражданской позиции. Они осознают - всё, что мы находим в ходе исследований – это страницы истории их малой Родины, там, где они живут сегодня.

 

Полученные продукты нашей исследовательской деятельности:

Авторская программа по Краеведению «Город на 150-й версте».

Пошаговые элементы алгоритма работы в Самарском Государственном Архиве.

Установлена мемориальная доска, увековечившая память выпускника школы Николая Еланского, погибшего в Чечне при выполнении воинского долга.

На здании школы установлена мемориальная доска памяти существования госпиталя № 2977 в годы войны.

исследован жизненный пути и подвиг штурмана экипажа Николая Гастелло – Анатолия Акимовича Бурденюка, жителя села Кармалка Похвистневского района - был собран богатейший архивный материал, переданный Краеведческому музею, на основе которого там была создана экспозиция, сделан баннер, выпущен буклет памяти погибшего экипажа.

Тематические стенды для Зала Боевой Славы в рекреации истории школы № 1.

Написана книга о селе Старопохвистнево.

Создан буклет о городе Похвистнево и Похвистневском районе с достопримечательностями.

Установлена мемориальная доска в память о существовании и деятельности Куйбышевской студии кинохроники в городе Самаре на фасаде здания по улице Молодогвардейская, д. 66.

 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.