Статья «Социальное проектирование как средство формирования социальных качеств личности учащихся и раскрытия организаторской одаренности»
Социальное проектирование
как средство формирования социальных качеств личности учащихся
и раскрытия организаторской одаренности
Петрова Елена Ильинична,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В современных условиях, когда происходит активное реформирование общеобразовательного и дополнительного образования, педагогов насущно интересует вопрос реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. В стандартах второго поколения предусмотрены не только показатели качества освоения учебных предметов, основной акцент делается на сформированности у обучающихся межпредметных универсальных учебных действий и личностных качеств. На первый план выходит личность самого ребенка и то, что с ней происходит в процессе обучения и воспитания. Поэтому одним из основных направлений педагогической деятельности становится социализация – экспериментальное, деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума, формирование социальных компетенций обучающихся, умений и навыков мобилизации полученных знаний. Новые образовательные стандарты особое место отводят практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности и применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее эффективным средством стимулирования социальной активности и формой социального управления, формирования необходимых для этого компетенций и самоопределения обучающихся является использование проектного метода. На сегодняшний день проектирование − самая совершенная технология управления изменениями. Получая положительный опыт воздействия на общественно значимую проблему, решая ее, дети и подростки представляют свою локальную юношескую микромодель гражданского общества. Попутно учащиеся овладевают инструментарием изучения проблемы, методами ее анализа, осваивают процесс целеполагания, получают опыт принятия решений, анализа большого потока информации, узнают способы оценки полученных результатов и мн. др.
В процессе разработки и реализации проекта дети и подростки проявляют свои лучшие социальные качества: активность, организаторские способности, коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность, нравственность и гуманность. Учащиеся демонстрируют креативность, проявляют склонность к исследовательской и проектировочной деятельности.
Пропагандируя технологию социального проектирования, хотелось бы отойти от стереотипного восприятия соцпроекта как некого общественно значимого дела, трудовой операции. Ведь при разработке и реализации социальных проектов необходимо не только искать место применения своих сил, а проводить анализ проблем школы, прилегающего микрорайона, проживающих социальных групп, нуждающихся в поддержке и участии, и даже пытаться решить (или привлечь общественное внимание) более глобальные проблемы, характерные для многих граждан нашей страны.
При этом очень важно научить детей и подростков правильно определять предстоящую цель, выделять необходимые действия, которые помогут достигнуть ожидаемого результата, помочь им понять взаимосвязь целеполагания и событий, которые послужат индикаторами полного выполнения намеченного плана и удовлетворенности полученным результатом.
Как методист и педагог дополнительного образования, активно использующий технологию социального проектирования (методика «Гражданин»), могу заметить, что задача обучения целеполаганию решается посредством практики соблюдения всех шагов данной технологии. Главное, чтобы педагог не осуществлял этот процесс только самостоятельно, выдавая уже готовый результат учащимся. Необходимо проходить этот путь совместно с ними, объясняя все этапы на доступном языке, обсуждая необходимые действия. В своей практике использую схему взаимосвязи цели и результата, разработанную автором коллективно-творческой деятельности И.П. Ивановым.
Чтобы определить цель предстоящей деятельности, необходимо исследовать проблему, выдвинуть версии ее решения (после опроса всех заинтересованных групп), понять, что именно мы хотим добиться, после этого ответить на главный вопрос: «Зачем?». Ответ облачить в форму глагола с пояснениями. Таким образом, мы определим смыслообразующую составляющую процесса целеполагания.
Чтобы решить, какие действия необходимо предпринять, чтобы достигнуть результата, необходимо ответить на вопросы: «Что? Что необходимо сделать?». Все действия можно представить в виде шагов по направлению к результату, ответы на вопрос записать, начиная формулировку с глагола совершенного вида (изучить, проанализировать, привлечь, организовать, оформить и т.д.). При этом И.П. Иванов призывает задуматься о мотивах участников процесса, как организаторов, так и целевой группы, на которую направлены действия. Например, если участники соцпроекта только начинают свою деятельность по освоению данной технологии, необходимо поставить задачу повышения компетентности участников проекта в области социального проектирования. Если целевая аудитория проекта – подростки, то необходимо предусмотреть мотивы этой возрастной категории – возможность общения со сверстниками, демонстрация своих способностей и т.д. Так мы определим содержательную составляющую целеполагания.
Чтобы определить техническую составляющую, предлагаю использовать современную методику анализа, пришедшую из бизнес-технологий. А именно методику SMART.
Критерии:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.
R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.
Проанализировав цель, можно ответить на вопрос: «Как? Как организовать намеченные действия?». Для этого надо ответить на вопросы: «Кто? Кто выступит организатором? Кого необходимо привлечь?», «Что? Что для этого необходимо?», «Когда? Когда будут происходить эти действия, в какие сроки?», «Где? Где будут проходить основные события?», «Какие? Какие именно показатели (специальные действия, события) подтвердят то, что цель достигнута?».
Ответив на все эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать все составляющие цепи целеполагания: цель – задачи – содержание деятельности – результат – критерии оценки достижения результата. Только научив детей и подростков всем составляющим процесса целеполагания, делая особый акцент на сравнивании намеченной цели и показателей ее достижения, мы научим их ставить и достигать цели не только в области социального проектирования, но при составлении личной образовательной траектории, а в дальнейшем и в своей жизни.
Для определения идеи социального проекта можно предложить учащимся воспользоваться методикой принудительного придумывания новых идей. В основе ее лежит заполнение таблицы и соединение параметров трех колонок в вольном порядке. В процессе выдвижения идей необходимо отказаться от их обсуждения, нужно записать как можно больше вариантов, как можно помочь нуждающимся в заботе, используя имеющиеся знания, умения и навыки. Например, заполненная таблица может выглядеть так.
Кому хотим помочь |
Что умеем делать хорошо |
Идеальные представления о желаемых действиях |
Ветеранам войны и труда |
Рисовать |
Повысить настроение |
Дошкольникам |
Петь |
Подарить много подарков |
Окружающей природе |
Готовить еду |
Изменить отношение людей к проблеме |
Больным детям |
Общаться |
Устроить поездку в интересное место |
Библиотеке |
Танцевать |
Сделать игровой городок |
Многодетным семьям |
Делать поделки |
Организовать большой праздник |
Воспитанникам детских домов |
Следить за малышами и играть с ними |
Подарить новые книги |
Предложенные идеи могут выглядеть следующим образом:
устроить новогодний праздник для малышей (1-3 лет), которые не посещают дошкольные учреждения;
сделать подарки для больных детей, чтобы улучшить им настроение;
нарисовать яркие плакаты и листовки, призывающие подкормить птиц зимой;
организовать совместный День кулинара с воспитанниками детского дома и мн. др.
Затем, например, методом голосования выбирается основная идея. Либо можно устроить подробный разбор каждого предложения: среди участников инициативной группы создать микрогруппы различных аспектов критического мышления – группы «Реалистов» (оценивают идею с точки зрения ее реального воплощения), «Оптимистов» (группа, которая оценивает только достоинства идеи) и «Пессимистов» (группа, оценивающая возможные риски и сложности воплощения идеи).
Осуществление намеченных действий в ходе проекта необходимо сопровождать оценкой: все ли мероприятия выполнены в полном объеме, как они влияют на ожидаемый результат, необходимо ли внести коррективы в план и график. Совместные обсуждения и принятие решений напрямую влияют на формирование ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.
Для реализации основных мероприятий проекта необходимо разбить ребят на группы различной ответственности: информационная, сценарная, организационного и технического сопровождения, группа, ответственная за деловое партнерство и другие, учитывая потребности и способности учащихся. Так, ребята с актерской одаренностью смогут проявить себя в игровых программах с театрализацией, дети с художественной одаренностью проявят себя в изготовлении макета или подготовке рекламной продукции и т.п.
Реализацию проекта необходимо закончить рефлексией, обсуждением вклада каждого участника в общее дело, оценкой удовлетворенности членов инициативной группы своею ролью, планированием последействия проекта. Так, можно задать детям и подросткам следующие вопросы:
Удовлетворены ли вы тем, как был реализован социальный проект? Достигли ли мы намеченной цели?
Вы справились с теми обязанностями, которые были распределены? Хотели бы Вы попробовать себя в другой роли? За что бы Вы хотели отвечать при реализации следующего проекта?
Хотели бы Вы продолжить проект? Что еще можно сделать на благо общества?
Обучая детей и подростков методикам анализа, социального проектирования, мы переводим их из позиции объекта педагогического воздействия в субъект-субъектные отношения, когда учащиеся становятся со-творцами, включаются в реальный социальный контекст, его оценку, происходит педагогически обеспеченный переход ребенка к осуществлению самостоятельного общественного действия.
Конечно, не всех участников инициативной группы социального проекта можно отнести к группе одаренных детей. Кто-то берет на себя функции лидера, некоторые дети обеспечивают в группе эмоциональную комфортную среду для творчества, другие являются хорошими исполнителями. Как педагогу выделить наиболее одаренных среди учащихся? Для этого предлагаем воспользоваться следующими методиками: диагностическая карта сформированности качеств личности (автор − М.П. Нечаев); карта отслеживания одаренности социально-педагогической направленности (коллектив под руководством Мостовой Л.И. МБОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, СП «Радуга»).
Моделирование и реализация социальных проектов, участие в конкурсах как результат исследовательской и общественно значимой деятельности помогают развить творческие, интеллектуальные и организаторские способности детей, сформировать основные компетенции, ощутить удовлетворенность от реализованного дела, пережить ситуацию успеха, что позволяет приобрести ребенку чувство уверенности, собственной ценности.
Приложение
Критерии одаренности социально-педагогической направленности
|
|
|
||||||
|
Кол-во учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7+ |
Критерии |
||||||||
Мотивация
|
Проявляет интерес к общественной деятельности, готов заниматься до достижения видимого результата |
|
|
|
|
|
|
|
Готов демонстрировать свои достижения на конкурсных мероприятиях разного уровня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Природная предрасположен-ность
|
Наличие специальных способностей, обусловленных физиологией и особенностями нервной системы (экстравертность, отсутствие страха общения, эмпатия, контроль над эмоциями) |
|
|
|
|
|
|
|
Творческие способности по предмету (стремление к лидерству, хорошая дикция, речь, способность объединять вокруг себя людей, эмоциональность) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продуктивность |
Способность самостоятельно разрабатывать планы, сценарии мероприятий по предложенным темам, организовывать людей для продуктивной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность видеть область применения своих сил в мероприятиях социальной значимости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость |
Способность продуктивно общаться с различным контингентом людей, избегать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
Способность адекватно воспринимать чужое мнение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оригинальность, нестандартность |
Способность фантазировать, разрабатывать нестандартный сюжет, форму, композицию мероприятия, продуцировать собственные темы и сюжеты |
|
|
|
|
|
|
|
Способность нестандартно строить свою речь на заданную или собственную тему для исполнения замысла |
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность анализировать имеющийся опыт человечества, продуцировать новые идеи на основе переработанных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция: Данная таблица представляет собой инструмент для отслеживания уровня одаренности у учащихся объединений социально-педагогической направленности (исключая дошкольников). Таблица содержит критерии одаренности:
1 ст. общие критерии: мотивация, природная предрасположенность к предмету, продуктивность, гибкость, оригинальность, нестандартность.2 ст. раскрывает содержание общих критериев.
1-7+ – обозначают количество учащихся (например, если в группе 15 человек, то количество колонок должно соответствовать данному числу). В этих колонках надо поставить буквы «в» (высокий), «с» (средний»), «н» (низкий), соответствующие уровню проявления одаренности.
Низкий – заявленный критерий проявляется слабо; средний - заявленный критерий проявляется достаточно; высокий - заявленный критерий проявляется ярко.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга сформированности качеств личности учащихся
Объединение________________________________________
Образовательная программа___________________________________________________
Год обучения___________________ Педагог______________________ Уч. год______________
№ |
ФИ | Кл. | К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я | |||||||||||||||
Активность, организаторские способности |
Коммуникативные навыки, коллективизм |
Ответствен-ность, самостоятель-ность, дисциплинированность |
Нравствен-ность, гуманность |
Креативность, склонность к исследователь-ско-проектировоч-ной деятельности |
||||||||||||||
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В- высокая степень сформированности качеств личности и признаков проявления
С- средняя степень сформированности качеств личности и признаков проявления
Н- низкая степень сформированности качеств личности и признаков проявления
Качества личности |
Признаки проявления качеств личности | |||
Высокая степень сформированности |
Средняя степень сформированности |
Низкая степень сформированности |
Отсутствие степени сформированности |
|
1. Активность, организаторские способности |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. |
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. |
Пропускает занятия, мешает другим. |
2. Коммуникативные навыки, коллективизм |
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. |
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. |
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. |
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятель-ность, дисциплинированность |
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. |
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. |
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. |
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. |
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. |
Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5. Креативность, склонность к исследователь-ско-проектировоч-ной деятельности |
Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий |
Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
|
Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
|
В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |