Семинар для педагогов «Арт-методики для развития детей в группе раннего возраста» по программе «Теремок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 74 «Филиппок» Семинар для педагогов «Арт – методики для развития детей в группе раннего возраста»: от 1г. до 1.5 лет» по программе «Теремок» воспитатель:Харитонова Р.А. г. Сургут, 2021 г.
Основным законом воспитания является закон освоения детьми духовной и материальной культуры, общественного опыта предшествующих поколений, как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления взаимосвязи поколений, приобретения «человеческих» способностей и нравственных качеств. Основным законом воспитания является закон освоения детьми духовной и материальной культуры, общественного опыта предшествующих поколений, как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления взаимосвязи поколений, приобретения «человеческих» способностей и нравственных качеств. А.В. Запорожец Цель программы «Теремок» - создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребёнком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учётом его возрастных возможностей и образовательного запроса его семьи.
Изобразительная деятельность Изобразительная деятельность Образовательные задачи: Создавать условия для экспериментирования с разными художественными материалами (бумага, ткань, глина, пластилин, тесто, песок и др.), инструментами (карандаш, фломастер, мелок, кисть и краски) в различных ситуациях (за столом, на полу, мольберте, песочном столе с подсветкой, в песочнице, на снегу и др.).
Цель: познакомить педагогов с арт – методиками для развития раннего возраста «Арт – методики для развития детей в группе раннего возраста»: Художники в памперсах Яркие следы Акварель по мокрому листу Шифоновая радуга Рисование на песке Веселые мукосольки
«Творчество с младенчества, или художники в памперсах» (рисование красками) И.Н. Воробьёва Цель: формирование творческих проявлений в рисовании красками у детей раннего возраста. Задачи методики: 1. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. 2.Развитие интереса к рисованию, желанию рисовать красками 3. Формирование умения видеть ассоциативный образ. 4. Развитие эмоционального отклика на появившееся изображения. Количество участников: Проводятся совместно со взрослыми в форме индивидуальной образовательной деятельности взрослого с ребенком. Особенности методики: 1.Рисование пальчиками и ладонями 2.Кисть универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности Материалы и оборудование: Используем кисти разных форм и размеров (с шарообразной цветной ручкой, с короткой деревянной ручкой и плоским ворсом), тонированный в разные цвета и оттенки ватман формат А3,А4, гуашевые краски «Мультики», «Паровозик»,
«Художники в памперсах» Создаем ассоциативный образ «Солнышко»
«Яркие следы» Е.В. Локтионова «Яркие следы» Е.В. Локтионова Цель: формирование творческих проявлений в рисовании красками у детей раннего возраста. Задачи методики: 1.Способствовать сенсорному развитию мелкой моторики рук, координации движения и ловкости, психоэмоциональному развитию. 2. Создавать условия для творческой деятельности и экспериментирования 3. Способствовать формированию опыта совместного переживания 4. Воспитывать уверенность в своих возможностях через использование различных изо-техник 5. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования Количество участников: Определяет форма образовательной деятельности: совместная работа взрослого и малыша или малые группы по три-четыре ребенка Особенности методики: За основу методики «Яркие следы» была взята методика Гмошинской Марины Владимировны «Художники в памперсах» Материалы и оборудование: Формат бумаги А4 –А5 (белая и тонированная), бумага для акварели, тонированный картон; краски для пальчикового рисования, гуашь, акварель, восковые мелки, масляная и обычная пастель; карандаши простые цветные, толстые фломастеры, маркеры, кисти для гуаши и акварели; предметы для отпечатков и оттисков, цветная бумага.
«Яркие следы» Рисуем ватными палочками
Е.Е. Кривенко Арт-методика «Акварель по мокрому листу» Е.Е. Кривенко Арт-методика «Акварель по мокрому листу» Цель: создание условий для творческого освоения цвета в процессе его «переживания» детьми раннего возраста. Задачи методики: 1.Формировать умения рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу» 2. Учить правильно держать кисточку, обмакивая ее в краску, мыть перед использованием краски другого цвета 3. Расширять представления детей о свойствах красок 4. Развивать эстетический вкус, креативность, воображение 5. Развивать желание самому выбирать цвет краски 6. Развивать мелкую моторику 7. Формировать у детей уверенность в себе, в своих силах 8. Воспитывать самостоятельность мышления 9. Формировать интерес и положительное отношение к изобразительной деятельности. Количество участников: Данная методика может использоваться в рамках культурных практик, подгрупповых игр занятий или в форме индивидуальной образовательной деятельности взрослого с ребенком. Особенности методики: Рисование акварелью по мокрому листу позволяет большое внимание уделять работе с цветом. Мир ребенка- это мир цвета, все окружающее для него ярко и достойно внимания. При рисовании акварелью по мокрому листу соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что является лучшим тренажером для развитии фантазии ребенка.
«Акварель по мокрому листу» «Волшебные тарелочки»
«Весёлые мукосольки» тестопластика для малышей И.А.Лыкова «Весёлые мукосольки» тестопластика для малышей И.А.Лыкова Цель: приобщение к народному искусству тестопластики, создание условий для «открытия» свойств теста и освоения базовых способов лепки; поддержка первых радостных проявлений художественного творчества Задачи методики: 1.Познакомить с соленым тестом как пластичным материалом, помочь выявить его свойства 2.Поддерживать интерес к экспериментированию с соленым тестом и накоплению начального опыта 3. Создавать условия для освоения базовых способов лепки и их свободного применения в художественной деятельности. 4. Инициировать мотивированное включение в совместную деятельность со взрослым и другими детьми в процессе создания фигурок и рельефных картин из соленого теста 5. Развивать восприятие, ассоциативное и наглядно-образное мышление, воображение, речь. Азбука лепки: формирование деталей На примере мукосолек педагог в доступной форме знакомит детей с искусством тестопластики. Создает условия для освоения базовых способов лепки доступных детям образов. Базовое формы в лепке шар и валик– колбаска, столбик, цилиндр; диск; боб (огурчик) Материалы, оборудование: Мука, соль; небольшие стеки, маленькая скалка разделочная доска; разнообразные предметы, которыми можно делать оттиски (формочки, штампики, крупные пуговицы); природный материал для оформления изделий (камушки, ракушки, шишки); бытовой материал для декорирования мукосолек (кружево, ленты, нитки, тесьма)
«Весёлые мукосольки» тестопластика для малышей «Разноцветные печеньки»
«Рисование на песке» с использованием светового стола Т.П. Скворцова «Рисование на песке» с использованием светового стола Т.П. Скворцова Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, предпосылок ценостно – смыслового восприятия мира, творческого воображения Задачи методики: Становление эстетического отношения к окружающему миру, творческого воображения, конструктивного взаимодействия ребенка со сверстниками, родителями и педагогами. Особенности методики: Наиболее существенной чертой рисования песком на световом столе является яркость эмоций, положительная окраска ими такой деятельности. Манипулирование песком гармонизует психоэмоциональное состояние ребенка (пальчиком,кулачком, ладонью) Количество участников: Не должно превышать 3 детей без присутствия родителей и 4-6 детей пришедших с родителями. На начальном этапе освоения техник необходимы помощь и контроль взрослого Оборудование и материалы: Рисование песком на световых столах предполагает наличие определенных материалов и оборудования: стол для песка с подсветкой (конструкция стола включает в себя матовое оргстекло, лампу или светодиодную ленту с рассеянным светом под ним, и кварцевый песок мелкой фракции)
«Рисование на песке» с использованием светового стола «Волшебная страна»
«Водный мир» лепим, играем, растём» с применением плавающего пластилина. «Водный мир» лепим, играем, растём» с применением плавающего пластилина. И.А Лаврентьева Цель: художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста, а также развитие мышления, воображения, координации движений, формирование нравственных качеств личности ребёнка. Задачи методики: 1. Формирование правильных сенсорных эталонов 2.Расширение и активация словарного запаса 3. Развитие глубины зрительного восприятия, координации движения рук, развитие ориентации в пространстве Количество участников: Игровые ситуации методики успешно создаются как с одним ребенком , с малой группой детей в 2- 3 ребенка , так и с подгруппой 6 -8 детей Особенности методики: Организация игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина.(Желательно , чтобы ребенок приобрел опыт художественно-игровой деятельности с соленым тестом, традиционным пластилином) Материалы и оборудование: Плавающий пластилин разных цветов и видов, лоток для воды (емкость глубиной не менее 10-15 см.)заполняется водой не ниже уровня 7-10 см; оборудование и инструменты для лепки; игровые атрибуты- детское сито, деревянные или пластиковые ложки, миски, стаканчики.
«Водный мир» лепим, играем, растём» с применением плавающего пластилина «Обитатели подводного мира»
Альтернативное рисование с тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга». Альтернативное рисование с тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга». Е.Д. Файзулаева, Т.Д. Фицнер Общая характеристика: «Шифоновая радуга»- это оригинальный авторский конструктор для рисования тканью Цель: при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, «мягкие» образовательные средства используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств Задачи методики: 1.Установление мягкого контакта с ребенка посредством тканевого лоскута в обстоятельствах, при которых ребенок напряжен и закрыт для общения 2. Включение ребенка в игровое взаимодействие 3. Привлечение внимания ребенка в игровое взаимодействие и организация его внимания 4. Организация пространства игрового взаимодействия 5. Переключение ребенка с одного вида деятельности на другой 6. Управление состоянием ребенка Количество участников: Определяется конкретной образовательной задачей и может быть от одного ребенка до 6 человек одновременно участвующих в совместной деятельности . Варианты работы с тканью: Рисование-манипуляция: повторение действий взрослого с использованием речевого или музыкального сопровождения. Создание двигательного образа с использованием ткани. Свободная манипуляция с кусочками ткани.