Семинар для педагогов: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 31 January 2023 в группе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №15 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



Семинар для педагогов:

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста »


t1675179707aa.jpg


                                                                      Воспитатель Кисиленко Е.А.


Семинар для педагогов:

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста »


                                                             «Мир будет счастлив только тогда 

                                                              у каждого человека будет душа художника.

                                  Иначе говорякогда каждый будет 

                                 находить радость в своём труде

                                 Роден

   Актуальность развития детского творчества является проблемой современной педагогикии ставит перед системой образования   Основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

   Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.


Продуктивная деятельность — это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:
— развиваются личностные качества ребенка;
— развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);
— развивается эмоциональная сфера;
— формируются эстетические представления об окружающем мире.

Необходимые условия для творческого развития:
—эстетизация образовательного пространства;
— проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а
 проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире);
— взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка;
— интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.

Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков. Среди них — знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.

    Изобразительная деятельность является важным источником знаний и
умений для детей дошкольного возраста. Она одна из самых интересных для
детей, так как волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, она
является специфическим образным познанием действительности, а всякая
познавательная действительность имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, трудового воспитания, развития эстетических
чувств и художественного творчества.

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».

     Перед педагогом стоят определенная цель и задачи, решать которые он призван систематично и целенаправленно с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и психофизических особенностей детей дошкольного возраста.      

   ЦЕЛЬ: изучить развитие художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности.

ЗАДАЧИ:

Рассмотреть проблему развития художественных способностей детей дошкольного возраста в научно-методической работе.

Разработать образовательную деятельность по рисованию в соответствии с применение новых форм организации изобразительной деятельности. 

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

     Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

   В творческой деятельности формируются психические свойства и способности. В ходе деятельности, организуемой и направляемой взрослым, происходит усвоение ребенком разных форм общественного опыта, накопленного человеком. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера.

   Старший дошкольник способен самостоятельно, целесообразно и выразительно решать колористические, композиционные задачи на уровне начальных творческих проявлений. У детей этого возраста есть стремление передать в рисунке, лепке сходство с реальными предметами или явлениями, желание отразить свои жизненные впечатления, эмоциональное отношение к изображаемому.

    Творчество характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Соответствуют ли этим критериям детские рисунки? Конечно, о полном соответствии тут говорить не приходится, однако, общественно-педагогическая ценность творчества детей очевидна. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей. В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, я для окружающих - новое о себе.

 Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста.

В свое время исследования Т.С. Комаровой показали, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания изображения образа, нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям.

Для формирования образа педагог создает в образовательной деятельности игровые ситуации, а рисунок и лепка помогают детям развернуть игровые действия. Ведь игровые приемы позволяют педагогу способствовать положительному отношению ребенка к познавательной задаче, которая присутствует в занятиях по изобразительной деятельности, и развивать у него познавательные интересы.

Познавательная задача может задаваться детям дошкольного возраста в трех основных формах, так, чтобы она имела интерес и определенный смысл для ребенка. Решение новых, неизвестных задач... Какой человек нам нужен - человек-творец, смелый искатель новых путей и, самое главное,- глубоко человечный и нравственный".

Старший дошкольный возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно.

Дети, благодаря «стране Вообразилии", перемещаются в интересный для них мир, где они могут показать свои знания и умения, полученные ранее и приобрести новые. Здесь педагог использует нетрадиционные способы изображения. Дети не столько рисуют, сколько играют, поэтому эти занятия можно назвать занятие - игра. С помощью только рук (без кисти) дети делают цветные отпечатки ладоней, а затем превращают их, например, в забавных цветных осьминожек, рисуют только пальцами различных морских обитателей: кораллы, морские звезды, актинии или коралловые рыбки. На них дети в полной мере могут проявить свое воображение и обогатить свою фантазию необыкновенными морскими животными.

Развитию и проявлению детского творчества способствуют также и творческие - развлечения, где создается игровая ситуация, дети выступают в роли "мастеров" (занятие - развлечение "Ярмарка"). Они выбирают себе по вкусу тот или иной промысел и выполняют либо игрушку из глины, либо роспись по ткани, дереву, керамической плитке.

В работе используются и творческие задания, например, чтобы отправиться в космическое путешествие детям необходим космический корабль. Вот и создают дети в своих рисунках необыкновенные космические аппараты. Такие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Широкое применение творческих заданий возможно и при ознакомлении детей с народным прикладным творчеством, и при создании узора на различных формах листа и ткани.

Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А по том каждый рассказывает, что он задумал и как изменялась его задумка - в зависимости от действий партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Что там рисует Сережа? Анюта? Как, оказывается, в конце интересно увидеть получившуюся картинку.

Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.

«Расскажи сказку "Репка" от лица самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело).

«Я начну, а ты закончи». Какие только варианты не придумывали дети! Так, прозвучало привычное начало сказки «Мальчик гулял в лесу. Вот он вышел на поляну и увидел...». «Трамвай!» - сразу же «отпасовал» один из слушающих. Тут уж творческое воображение понадобилось самому педагогу.

Побуждают к творческому осмыслению мира маленькие сказки на неожиданные темы. В один дождливый день была придумана и рассказана сказка о феях, которые занимаются... стиркой облаков. Если фея старательная, тогда день светлый, облака белые и пушистые. Но если фея ленится, облака становятся грязно-серыми и проливаются дождем.

Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много.

Но главное в том, чтобы и форма, и содержание образовательной деятельности были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучить творческому акту нельзя, - отмечал Л.С. Выготский, - но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

 Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способы его формирования (методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности: наблюдения, художественное слово).

        При знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства происходит формирование личности, развитие его творческого потенциала.

Ребенок осознанно использует основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость при встрече с ним.

Как известно, творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений.

          Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и другие, они должны видеть его художественные достоинства. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Наблюдения дают детям возможность создавать новые образы, за счет сложной переработке увиденного у них появляется умение комбинировать формы в различных новых сочетаниях.

           Целенаправленное, планомерное проведение наблюдений отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Наблюдение формирует у дошкольников образное видение мира, действительности, а окружающая действительность – это основа творческого процесса ребенка.

          Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.

          Во время беседы рассматриваются разные способы изображения предметов (графических, пластических, декоративно-силуэтных). Это формирует у детей представление о различном подходе в передаче образа. Помогает детям в их практической деятельности давать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

         При проведении творческой деятельности нужно, прежде всего обратить внимание на их атмосфер, на них недопустимы педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы.  Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».

   Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются«эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.д. Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с ними педагогу следует:

быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой - если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно и делается на занятиях), им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания;

не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее пятисекундной паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости;

показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь; стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности. совместное эмоциональное переживание и т.д.

    Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при комплексной работе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации