Семинар на тему «Метафоризмы памяти»

2
0
Материал опубликован 28 October 2021

Метафоризмы памяти.

Цель:

- знакомство с основными законами запоминания;

- изучение характерных особенностей запоминания;

- обучение способам логической обработки информации.

Организационная форма – игра «Пойми меня»

Оборудование: доска, мел, карточки с текстами, компьютер и проектор.

Ход занятия.

Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на свой разум.

Ф. де Ларошфуко

1. Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть на занятии. Для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю Вам внимательно посмотреть на доску. На доске вы видите высказывания и пословицы. В них пропущено одно и то же слово. Отгадав и определив это слово, вы узнаете, чему будет посвящено наше занятие.

«Потерял … - потерял себя».

«… - это сокровищница и опекунша всего в мире».

«Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей».

- Да, сегодня наша встреч будет посвящена памяти. Незадолго до нашей встречи я попыталась узнать, в каких отношениях со своей памятью находятся члены нашего коллектива: дружелюбные спутники или давно разминувшиеся тропинки.

В опросе приняло участие:_____

Из них похвастались своей памятью:______

Результаты анкеты:

1. Можно ли про вас сказать, что вы обладаете отменной памятью?

Да ____, Нет ____

2. Какую информацию вы запоминаете лучше?

- личностно значимую, важную

- связанную с работой

3. Что чаще «выпадает» из памяти?

- числа и даты

- лица

- куда кладу вещи

4. Какие «узелки на память» используете?

- + на руке, - ассоциации, - самовнушение «мне надо это запомнить» - запись

5. Были ли случаи, когда Вы страдали из-за своей забывчивости?

(приводятся варианты ответов педагогов)


Это все о нас, здесь присутствующих.

2. Практическая часть.

А сейчас в игре я предлагаю узнать и вспомнить основные законы запоминания и способы логической обработки информации.

Часть -1. Вербальная.

Нам необходимо разделиться на 2 группы: 1 группа – активные игроки 2 группа – наблюдатели. Первая группа выходит за дверь. Один читает текст. Старается запомнить содержание. Затем заходит второй игрок команды, ему передает содержание текса первый игрок. Второй и последующие игроки имеют право на три уточняющих вопроса. Наблюдатели фиксируют ошибки.

Обсуждение. Наблюдатели отвечают на следующие вопросы

1. На каком этапе передачи информации произошли наиболее сильные искажения?

2. Что «выпало», забылось, прежде всего?

3. Что сохранилось в памяти у каждого участника?

4. Удалось ли сохранить основной смысл текста?

5. Что следовало бы предпринять, чтобы лучше запомнить информацию?


Советы психологов. Приемы повышения запоминания.

1. Самоконтроль через фразу «Правильно ли я поняла?»

2. Повторение вслух.

3. Записи и памятки.

4. Увеличение предмета в размерах.

5. Хорошо запоминаются движущиеся предметы.

Многие люди жалуются на нехватку памяти, но с другой стороны, установлено психологически, что любой человек использует лишь небольшую ее часть (около 3-8%). Оставшиеся резервы памяти мозг использует в случае острой ее нехватки. Память человека огромна, а его мозг способен запоминать практически столько, сколько включает в себя память компьютера средней мощности. Именно случаи выдающейся памяти из истории позволяют увидеть степень ее неисчерпаемости.

Психология рассматривает большое число примеров выдающейся памяти, основой которой являются не только природные задатки, но и постоянное повышение ее эффективности с помощью тренировок, целенаправленная работа по совершенствованию памяти.

Александр Македонский мог узнавать в лицо всех солдат своего войска, которое достигло 35 000 человек. Юлий Цезарь знал поименно и в лицо всех своих солдат (30 тысяч человек). Э. Гаоном было прочитано и изучено наизусть за всю жизнь 2500 книг. Он был способен не задумываясь, вспомнить из прочитанного любой отрывок с указанием страницы. Российский ученый академик С.А. Чаплыгин безошибочно называл номер телефона, по которому он делал звонок 5 лет назад единственный раз и случайно. В начале своего пути Наполеона посадили на гауптвахту, где он нашел книгу по римскому праву и прочитал. По прошествии многих лет, когда он стал главнокомандующим армии, он смог с легкостью привести любую цитату из этой книги. Известна история, которая произошла с A.C. Пушкиным. Он потерял последнюю главу «Евгения Онегина», восстановить которую было невозможно. Тогда он пишет письмо брату с просьбой помочь. В этот же день назад приходит объемное письмо, где брат переписывает всю главу. Дело в том, что он слышал ее всего 1 раз. Немецкий археолог Генрих Шлиман, чтобы осуществить развитие своей памяти, на протяжении многих лет каждый день наизусть учил несколько страниц текста разных книг. Путем такой тренировки он добивается того, что за 6-8 недель обрел способность к изучению любого иностранного языка.

Часть 2 . Невербальная.

Передать содержание текста с помощью мимики, жестов.

ТЕКСТ. У меня сгорел дом. Дедушка ушел за молоком и забыл выключить телевизор.

Обсуждение.

Для совершенствования своей памяти, человеку полезно будет применять несколько рекомендаций:

1. Интерес представляет собой резец памяти, то есть, чем он острее, тем глубже будут следы. Чем больше желания и интереса к новым знаниям, тем лучше произойдет их запоминание.

2. Приступая к запоминанию, человек должен поставить перед собой цель - запомнить на долгое время, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечивает условия эффективного запоминания.

3. Отказ от зубрежки и использование смыслового запоминания (понять, установить логическую последовательность, разбить материал на элементы с нахождением в каждом из них «ключевой фразы» или «опорного пункта».

4. Использование эффекта Зейгарник, который заключается в том, что если решение определенной задачи прерывается, то она запомнится лучше, если сравнивать с благополучно решенными задачами.

5. Лучше 2 раза прочитать и 2 раза воспроизвести, чем 5 раз читать, не воспроизводя.

6. Повторение материала по «горячим следам» (перед сном и с утра).

7. Учет «правила края», которое заключается в том, что лучше запоминается начало и конец информации, а середина может «выпадать».

8. Настоящая мать учения не повторение, а использование информации.

9. Иногда необходимо использование техник мнемоники, которые представляют собой искусственные приемы запоминания.

10. Максимально точное воспроизведение сложной информации наступает не сразу после заучивания, а через 2-3 дня.

3. Подведение итога.

Проводя это занятие, я преследовала 2 цели. Первая – толерантная. Когда вы говорите ученику «Сбегай-ка, дорогой, в кабинет русского языка и передай Елене Алексеевне, что я сегодня после 6 урока буду ждать ее в учительской». Он не со зла, а в силу странных метафоризм памяти искажает информацию. Будьте терпеливы к окружающим.

Вторая - прогностическая. Сегодняшний разговор о памяти начало будущего разговора о профессиональном заболевание педагогов – синдром профессионального выгорания.

Упражнение «Реклама».

В подтверждение, того что память для человека очень важна, и в каждой профессии она необходима - прошу каждую команду в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить память.

Психолог: Спасибо всем за активное участие в тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности!









Литература:

1. Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/osnovy-obschej-psihologii/priemy-uluchshenija-pamjati/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.