Урок на тему «Урок Памяти: они защищали Родину»
Попова Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ с. Октябрьское муниципального района
Стерлитамакский район Республики Башкортостан
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка
Тема урока: «Урок Памяти: они защищали Родину»
(повторение грамматического материала: простое и составное сказуемое)
Класс: 8
Место урока в КТП: последний урок в теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения».
Цель: создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
систематизация и обобщение изученного о простом и составном сказуемом;
формирование умений различать сказуемое по составу слова, по способу выражения лексического и грамматического значений;
воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг женщин на Великой Отечественной войне.
Планируемый результат: учащиеся должны систематизировать знания о простом и составном сказуемых; организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.
Ресурсы:
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Формы работы:
Групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с текстами, карточки для рефлексии.
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский)
Ход урока:
1. Организационный (проверка готовности класса к уроку)
2. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний
1. Слово учителя: Время стремительно бежит вперед. С победного 1945 года прошло почти 75 лет, но человеческая память все время обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшей историей. С тех пор уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий, не видевших сожжённые деревни и разрушенные города, слезы и смерть от пуль и голода своих родных и близких. Но не стерлась в людской памяти эта страшная война. Мы должны помнить и не имеем права забывать всё, что связано с историей и судьбой нашей страны…
Сегодня мы вспомним о наших землячках, защищавших Родину в те далекие годы.
2. Задание: выделить грамматическую основу 1-7 предложений, указать вид сказуемого.
1) Есть в селе Октябрьском Стерлитамакского района Республики Башкортостан улица Набережная. 2) Мало кто знает, что есть такая в нашей деревне. 3) Но если спросите, где жила Коняева Екатерина Михайловна, вам точно укажут к ней дорогу. 4) Старенький кирпичный дом с огородом и хозяйственными постройками. 5) Во дворе лопаты, ведра и другой приусадебный инвентарь. 6) Пахнет свежескошенной травой, аккуратно сложенной у изгороди. 7) Сейчас в доме хозяйничает старший сын Екатерины Михайловны, приезжая из Стерлитамака на лето.
8) В доме тихо, уютно. 9) Со стены смотрят фотографии: пожилые люди, счастливые молодожены, дети. 10) Среди них портрет Екатерины Михайловны. 11) Она в строгом черном платье. 12) Волосы тщательно заплетены и уложены по моде далеких лет.
13) Катя сфотографировалась еще до войны. 14) Лицо юное, круглое. 15) В больших карих глазах сквозит едва заметная тревога. 16) О чём она думала тогда? 17) О чём мечтала? 18) К тому времени за её плечами была семилетка, бухгалтерская школа, два года учительствования в школе для малограмотных. 19) Ей исполнилось двадцать два. 20) Впереди – счастливое будущее. 21) А неизвестность была уже рядом. 22) Война обрушилась внезапно: загрохотала, начала собирать защитников.
(Проверка выполненного: обратить внимание в диалоге с учащимися: 1) на способы выражения сказуемого в предложениях; 2) на материал текста; 3) подвести к задачам урока).
Звучит стихотворение
***
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
(Юлия Друнина)
3. Деятельность по теме урока:
(учащиеся разделены по группам)
Каждой группе предлагается один из текстов (фрагментов из эссе «Охраняла небо от врагов»)
Задание № 1:
1) определить тип речи;
2) указать, какие виды сказуемых используются в предложениях (подтвердить примерами);
3) определить языковые средства художественной выразительности и указать их роль в данном тексте.
1 группа
Весной 1942 года ушел добровольцем отец, а вскоре пришла повестка старшей дочери. Но судьбой было суждено вместо неё на фронт идти Кате. Она часто потом вспоминала последнюю ночь перед отъездом. Долгая темная ночь успокаивала и убаюкивала её, но она не смогла сомкнуть глаз. Мерцало зеленоватое небо, волнистый туман от реки стелился над лугом, ветерок доносил из сада сладковатый головокружительный аромат цветущих яблонь, которые они посадили с отцом. Едва уловимо тянуло дымом. Но не было на душе покоя. Что там – в неизвестности?
Сборным пунктом для мобилизованных девушек и женщин было село Раевка. Перрон пестрел разноцветьем платков, кофточек и юбок. Сотни, тысячи будущих защитниц ожидали отправки на фронт. Екатерина была зачислена в 10 отдельный батальон. Девушек определили в несколько вагонов. Маленькое окошко едва освещало помещение, спать приходилось на свежепостланной соломе.
2 группа
Однажды ночью на соседний путь прибыл эшелон с бойцами. Солдаты были в полном обмундировании. Их так же, как и девушек, тяготила неизвестность.
Казалось, само время застыло в тоскливом ожидании…
- Катя Науменко, проснись! – словно сквозь завесу прозвучал звонкий голос.
Девушка вскочила. Тускло светила лампа. В проеме двери стоял солдат. Глаза его светились теплотой и любовью. Это могли быть глаза только родного человека.
- Папа!
Радости девушки не было предела. Её вдруг неожиданно покинуло чувство тревоги и одиночества, ведь рядом был любимый отец. Военная форма подчеркивала папину молодость и стройность (даже девчонки не поверили, что это её отец).
Ночью всё пришло в движение. Прозвучал приказ отправляться. Два огромных эшелона двинулись друг за другом. За окнами мелькали мирные пейзажи: тихие просторы, необъятные луга и пашни.
На одной из станций пришёл отец. Один его знакомый лейтенант узнал, что девушек отдельного 10-го батальона направляют под Сталинград. Узнав эту весть, Катя и подруги проплакали всю ночь. Они знали, что огромные полчища врага подкатывались к Волге. Гитлеровские генералы наметили план взятия Сталинграда и вновь нацеливали удар на Москву. Значит, им предстояло оказаться в самом пекле. Страх ежеминутно охватывал горячей волной.
3 группа
Ровно год Катя Науменко провела на Сталинградском фронте: воевала в войсках противовоздушной обороны, была начальником наблюдательного поста. Девушки под её началом опознавали пролетающие самолеты и докладывали информацию на командный пункт. Эти данные передавали зенитчикам. Почти всегда вражеские самолеты встречали бойкий дружный огонь советских зенитных орудий, и единицам удавалось вернуться назад.
С мая 1943 по апрель 1944 года Екатерина Науменко зорко охраняла небо Приволжского военного округа.
В мае 1944 фронтовая дорога привела её в Белоруссию. На плечах гимнастерки девушки красовались две лычки младшего сержанта.
Теперь наблюдательные посты находились в лесу. Для большей безопасности их расположили в шахматном порядке. Лето шло на убыль. Солнце не грело – ласкало. Высокие осины постоянно лепетали над головой, одинокий могучий дуб, как статный боец, стоял около красавиц-березок, пытаясь защитить их от ветра и непогоды. Голосок малиновки звучал невинной радостью, успокаивая душу, заставляя забывать о настоящем. Только отдаленный гул самолетов постоянно возвращал к нему.
Сырые осенние туманы сменились затяжными дождями. Необходимо было строить землянки, не за горами были снег и вьюги. На помощь девушкам приходило местное население, не отказывая в тягловой силе и в строительных материалах.
4 группа
Екатерина так же исправно несла службу, не единожды получая благодарность от командования. Её донесения были самыми чёткими и верными (она и потом, смотря документальные фильмы о Великой Отечественной войне, безошибочно могла определить марку советского или вражеского самолёта и на какой высоте он летит).
Приближение Победы 1945 года чувствовалось во всём: бурно хлынуло весеннее тепло, солнце благодатно освещало обновленную землю. На запад, не переставая, шли роты, батальоны наших бойцов.
Слово «Победа» грянуло ночью в телефонную трубку. Девушки радовались и плакали, танцевали и снова плакали. Наконец-то война закончилась, наконец-то мир и жизнь.
Домой сержант Науменко демобилизовалась в августе 1945 года, возвратившись домой с многочисленными медалями и орденом Отечественной войны 2 степени.
После войны она встретила любовь – вышла замуж; воспитала вместе с супругом двух сыновей, назвав одного из них в честь своего отца. Заботой и вниманием её окружали семь внуков и правнучка.
(Проверка выполненного: обратить внимание в диалоге с учащимися: 1) на алгоритм определения типа текста; 2) на роль выразительных средств).
Задание № 2:
1) В школе села Октябрьское Стерлитамакского района Республики Башкортостан много лет действует музей Боевой и Трудовой Славы. 2) Он был создан с целью приумножения крупиц истории и культуры народа, населяющего село. 3) Педагоги и учащиеся школы в 1979 году начали кропотливую работу по сбору материала для создания музея.
4) В настоящее время в нем хранится 148 экспонатов, из которых 120 являются подлинными. 5) Экспозиции и разделы музея представлены собраниями письменных и вещественных источников.
6) Я редко бываю в музее. 7) Обычно посещаю его вместе со своими детьми, когда проводятся тематические часы, посвященные знаменательным датам. 8) И всегда мое внимание привлекает экспозиция «Они сражались за Родину». 9) Привлекает, прежде всего, тем, что там есть фотографии участниц Великой Отечественной войны – наших односельчанок: Екатерины Михайловны Коняевой и Александры Львовны Головой.
10) Интересной и сложной была судьба А. Л. Головой. 11) Незаметно пролетело детство. 12) Молодая девочка стала учительницей начальных классов. 13) И перед самым призывом на фронт учила в третьем классе тогдашней Тюрюшлинской семилетки своего младшего брата Колю (с. Тюрюшля находится в 25 километрах от нашего села). 14) Школу младших авиационных специалистов она закончила в городе Орске. 15) Училась на мастера по вооружению скоростного бомбардировщика, а назначение получила в штурмовую авиацию – в 951-й штурмовой авиационный полк. 16) Он никогда не отступал, а все время двигался вперед: через Украину, Молдавию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. 17) Особенно юной Александре запомнилась Украина: больно было смотреть на женщин-беженок и ребятишек, возвращавшихся домой. 18) Перед собой они толкали двухколесные тележки с самым необходимым. 19) А от их деревни остались лишь печи…
20) У войны есть, пожалуй, одно хорошее качество – рано или поздно они заканчиваются. 21) Сержант Голова А. Л. свою Победу встретила в сорока километрах от Вены…
(Е. И. Попова)
Используя данный текст, выполните задания:
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова:
1) вылетают
2) расположили
3) простираются
4) выводят
2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется две НН?
1) затканным
2) сделанное
3) осенних
4) лиственными
3. Замените словосочетание, построенное на основе согласования (авиационный полк), синонимичным словосочетанием со связью управление.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
5. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7 (ответ запишите цифрами).
7. Среди предложений 14-19 найдите предложения с однородными членами.
(Взаимопроверка: критерии указаны на слайде).
Выставление оценок (самооценка + оценка руководителя группы)
Рефлексия:
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие его работу на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
Домашнее задание:
Прочитать стихотворение Ю. Друниной «Мне близки армейские законы».
Выполнить синтаксический разбор 3 предложений из стихотворения, определить вид сказуемых.
Литература
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Попова Е. И. Эссе «Охраняла небо от врагов»
Горбачёва Марина Юрьевна
Попова Елена