12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Юрьевна663
Педагог-психолог в детском саду.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Семинар — практикум «Сплочение коллектива»

Цели:

1. Познакомить педагогов с понятием «Сплочение», его характеристикой, формированием, проявлением;

2. Сплотить коллектив и построить эффективное командное взаимодействие.

Задачи:

формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;

развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;

осознание себя командой.

Форма проведениясеминар-практикум.

Методы и приемы: психологическая игра, упражнения мобилизации психологических ресурсов.

Оборудование: сердечки из цветной бумаги.

Предварительная работа: подбор и разработка информационного материала, подбор психологических игр и упражнений для практической части.

Участники: трудовой коллектив.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги.

В каждом мероприятии есть правила. Давайте и мы с вами обговорим свои правила…

Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

Говорю за себя.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Уважать мнение друг друга.

Безоценочность суждений.

Активность.

Правило «стоп».

Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о  «Сплочении», также  расслабиться. Как оно формируется? Как проявляется? И как может благотворно влиять на каждого из нас и на общее дело, которым мы занимаемся?

Прежде чем начну говорить, хочу спросить вас «Что же такое сплочение

Сплочение - объединение, достижение тесной связи, единства. 

Сплоченность выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Формирование сплочения.

1. Начало формирования сплочения коллектива происходит с момента прихода в коллектив, когда начинаем знакомиться друг с другом, устанавливать отношения, проявлять свои личностные особенности сознательно или не сознательно.

2.«Конфликтная стадия». Возникновение каких-либо конфликтов нормально для любого коллектива. Умение противостоять им и успешно разрешать такие ситуации служит залогом создания крепкого и сплоченного коллектива. На этом этапе допустимо формирование небольших подгрупп и выделение аутсайдеров (посторонних). Допустимо также наличие недопонимания со стороны руководства и подчиненных.

3.«Экспериментальная». Этот период характеризуется неравномерным распределением усилий, незначительными сбоями в работе, но в конечном итоге, предприятие достигает больших результатов, чем на начальных этапах, все это помогает сплотить коллектив.

4. Творческая стадия наступает после успешного прохождения первых трех. Выделяются лидеры и формируют вокруг себя команду людей, разделяющих их позицию и мнение.

5. Зрелый коллектив, стадия является заключительной, возникающие на этой стадии прения и разногласия, образовавшиеся особенно часто с приходом нового сотрудника, крайне быстро и спокойно решаются, лишь позитивно влияя на работу всего коллектива. Это считается высшим проявлением сплочения людей.

Упражнение «Карандаш»

Цели: в ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

Инструкция: нужно встать в круг взять карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, стараться, чтобы он не упал и выполнять то, что скажу (поднимите руки вверх, опустите; сделайте шаг в центр; попробуйте присесть насколько возможно; встаньте на одну ногу, у кого не получается можно на носочек и т. п.).

Обсуждение

Что вы чувствовали выполняя это упражнение? Получилось ощутить, что мы одна команда? Было легко выполнять задание?

Это упражнение позволяет нам почувствовать целостность, и связь друг с другом. Карандаш это могут быть условия предъявляемые администрацией, это наши характерологические особенности, которые не совпадают с характером, темпераментом другого человека от чего может человек не находить общий язык с другим. Если мы стараемся, причем каждый, то карандаш не упадет, отношения сохранятся здоровыми, упражнение выполняется не вербально, чтобы суметь без слов понять друг друга.

Игра «Постройтесь по…»

Цель: суметь договориться без слов, сплотить коллектив.

Инструкция:нужно построиться в шеренгу без слов:

- от темных к светлым волосам;

- от коротких до длинных сережек;

- от длинных волос к коротким;

- по цвету глаз от самых светлых до самых темных;

- по алфавиту имен и т. п.

Обсуждение

Получилось выполнить это упражнение? Сложно было не говорить? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Это упражнение позволяет контролировать наши эмоциональные импульсы, через невербальное общение. Позволяет определить лидера и кто занимает пассивную позицию, развивает способность, решать задачи вместе уступая, или занимая доминирующую позицию, при этом сохраняя сплоченность коллектива.

Упражнение «Пожелания друг другу»

Цель: создание атмосферы доброжелательности, позитивное завершение встречи.

Инструкция: нужно выбрать сердечко встать в круг, зачитать пожелание и передать соседу справа. Каждый может взять свое сердечко и положить на видное место, смотреть и вспоминать о нашей встречи, о том человеке кто подарил.

Рефлексия

Можете поделиться своими ощущениями, чувствами, мыслями.

Завершение

Сегодня мы вспомнили, что такое сплочение, как оно важно для нас, и немного погрузились в состояние конкретно нашей группы, заглянули в себя, пронаблюдали наши отношения друг с другом. Сплочение важно поэтому будем стараться жить дружно, понимая и поддерживая друг друга.

Литература:

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг общения с ребенком» - РЕЧЬ Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008 г.

2.«Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. –Волгоград: Учитель, 2009 г.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.