Семинар с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 80 » города Чебоксары
Чувашской Республики
СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»
Подготовила:
Кириллова П.В.
педагог-психолог
Чебоксары 2014
Цель семинара: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».
2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.
3. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей по профилактике насилия и жестокого обращения.
Формы и методы работы:
-Комплекс упражнений разработан для воспитателей. Продолжительность встречи 45-60 минут.
-Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу со всей группой.
Ожидаемые результаты:
-педагоги ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.
-педагоги подготовлены к реагированию в ситуации травли и насилия.
-повышение культуры толерантности в диаде «воспитатель-воспитанник».
Ведущий семинара: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся
на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.
1. Упражнение «Психологическая зарядка».
Ведущий семинара: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
2. Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми».
Ведущий семинара:
Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:
- пренебрежение нуждами;
- эмоциональное;
- физическое;
- сексуальное.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:
1. Отказ родителей от детей.
2. Изоляция детей:
а) эмоциональная,
б) физическая.
3. Запугивание.
4. Постоянные оскорбления.
5. Игнорирование.
6. Развращение детей.
ФИЗИЧЕКСОЕ НАСИЛИЕ— это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ— любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
3. Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».
Ведущий семинара: Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужна будет одна пара добровольцев. Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто воспитателем. Сначала мне нужен один доброволец, с которым мы вместе выйдем за дверь: Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что - то страшное, связанное для вас с цифрой 3. Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Сейчас я хочу пригласить воспитателя: «Научите ребенка считать до пяти».
Рефлексия:
Вопрос воспитателям: Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
Вопрос детям: Что вы испытывали, когда воспитатели пытались заставить вас выполнить вашу просьбу? Расскажите сейчас, какая установка была вам дана?
Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем
4.Упражнение «Что если….».
Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.
Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:
Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?
Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?
Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?
Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?
Ведущий семинара: Как избежать физического наказания? Когда 3-5 - летний ребёнок вас не слушает:
1. Отвлеките его или переключите на другой вид деятельности;
2. Если он играет с опасными предметами, уберите их повыше, так, чтобы он не мог их достать;
3. Поиграйте вместе с ним, чтобы контролировать, чем он играет и в какие игры;
4. Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться;
5. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой и больше не можете сдержаться, уйдите в другую комнату и устройте себе отдых или перерыв. Попробуйте расслабиться и не думать о неприятности или просто досчитайте до 10 и начните думать опять.
5. Упражнение «Запрещаем - разрешаем».
Ведущий семинара: Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежании этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в вашей семье строго их придерживаться.
Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтый – зону «Относительная свобода» – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красный – зону «Запрещено» – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
А теперь уважаемые педагоги, составьте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные результаты анализируются.
6. Ритуал прощания: «Самым полезным для меня было…».
Ведущий семинара: Наш тренинг подошел к концу: предлагаю завершить его так: мы будем передавать мяч по кругу и продолжать фразу: «Самым полезным на тренинге для меня было….».