12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Симонова Юлия Олеговна41

Жестокое обращение с детьми в семье

Содержание

Введение 3

Глава 1. Насилие над детьми: причины и последствия 5

1.1. Причины и факторы риска насилия над детьми 5

1.2. Последствия пережитого насилия 7

Глава 2. Формы жестокого обращения с детьми в семьях 10

2.1 Физическое насилие 10

2.2 Сексуальное насилие 13

2.3 Эмоциональное (психическое) насилие 16

2.4 Пренебрежение нуждами ребенка 18

Глава 3. Теоретические основы психологической помощи детям-жертвам насилия 20

Заключение 24

Библиография 25

Введение

Жестокость по отношению к детям прослеживалась на протяжении всей

истории человечества и остается актуальной в современном обществе.

Буквально до конца XIX в. преобладающей оставалась позиция, согласно которой ребенок является собственностью, «имуществом» родителей и заменяющих их лиц (владельцев). [2, 43] Детей продавали и покупали, использовали в ритуальных целях, эксплуатировали, вовлекали в проституцию.

Насилие над детьми прослеживалось во всех странах мира, в том числе социально и экономически благополучных.

Точных данных о количестве детей подвергающихся насилию в России не существует, т.к. эта проблема считается внутрисемейной и не подвергается огласке. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми в России была закрыта для обсуждения. [5, 16]

Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Участились случаи умерщвления грудных детей: с 1993 по 1996 гг. количество таких преступлений возросло в 1,5 раза.

Однако сейчас, в связи с общим кризисом российского общества, интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, и мы можем осознавать масштабы серьезности этой проблемы.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. [5, 16] Семья, к сожалению, не является исключением.

По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [1, 78]

Учитывая все выше сказанное, мы считаем проблему жестокого обращения с детьми чрезвычайно актуальной в современном мире.

Цель исследования: изучить влияние жестокого обращения на развитие ребенка.

Задачи:

рассмотреть различные формы жестокого обращения с детьми

выявить последствия каждой из форм насилия на развитие ребенка

предложить методы психологической помощи

Объект исследования: отношения родителей и их детей.

Предмет исследования: жестокое обращение родителей с детьми.

Методы исследования:

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы

Глава 1. Насилие над детьми: причины и последствия.

1.1 Причины и факторы риска насилия над детьми

В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства. [9, 28]

Если рассматривать насилие в семье, а именно насилие над детьми, то по результатам исследования разных авторов можно увидеть что распространенность случаев насилия над детьми составляет от 3% до 30% от общего количества детского населения.

Рассмотрим группу причин, приводящие к проявлению насилия над детьми:

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу. Если говорить о России, то в нашей стране наблюдается терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Особенность российского менталитета такова, что страдание и терпение являются ключевыми для русского народа.

Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» - хорошо известная российская поговорка) [5, 31]

Вторая группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, т.е. есть большая вероятность того, что ребенок, который подвергался жестокому обращению в детстве, будет обращается со своим детям таким же образом.

В-третьих, причинами насилия могут быть депрессия, низкая самооценка, социальная и психологическая декомпенсация родителей, а также алкоголизм и наркомания. Ряд этих причин вынуждает индивидов искать самоутверждение за счет слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Четвертая группа причин связана с личностными особенностями родителей, избивающих своих детей. Им свойственно: агрессивность, сниженный уровень самоконтроля, стремление к доминированию, нереалистично высокий уровень ожиданий к ребенку, преувеличение ценности физических наказаний.

Необходимо также отметить факторы риска, способствующие жестокому отношению с детьми.

Жестокое обращение с детьми может присутствовать в семьях, для которых характерны следующие особенности:

низкий материальный уровень семьи

неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми

постоянные супружеские конфликты

Фактором риска насилия могут стать особенности ребенка:

гиперактивность, импульсивность ребенка. Такие дети могут не выполнять правила родителей, что приводит к фрустрации родителей и склоняет к насилию

умственные или физические недостатки ребенка. Родители считают детей с врожденными аномалиями постоянным уязвлением самолюбия. Поэтому дети – инвалиды часто подвергаются насилию

Нелюбимый и «нежеланный» ребенок. Например, ребенок, родившийся в результате изнасилования, нежелательных связей и.т.п.

1.2. Последствия пережитого насилия.

Т.Я. Сафонова и Е.И. Цымбал [8] выделяют ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся различные соматические нарушения (головные боли, потеря сознания, рвота). А также сюда можно отнести психические нарушения (чувство тревоги, агрессия, чувство собственной ущербности)

Среди отдаленных последствий насилия можно выделить: нарушения физического и психического развития ребенка, соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. [5, 46]

Нарушения физического и психического развития.

Дети, которые подвергаются насилию, имеют признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них наблюдаются отставания от своих сверстников в росте, массе тела. Для таких детей характерна плохая успеваемость, задержка речевого развития, наличие «вредных привычек» (сосание пальцев, кусание ногтей), неопрятный внешний вид, гигиеническая запущенность.

Соматические заболевания.

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно – воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД. [5, 47]

При различных формах насилия у детей возможно развитие нерво–психических заболеваний: тики, энурез, энкопрез.

Психические особенности детей, переживших насилие.

У детей, пострадавших от жестокого отношения, остается психическая травма, которая отрицательно влияет на дальнейшую жизнь ребенка.

Дети часто испытывают агрессивность, вспышки гнева без видимой причины. Некоторые из них, напротив, пассивны. В обоих случаях происходит нарушение общения со сверстниками, а стремление привлечь к себе внимание иногда провялятся в виде эксцентричного поведения.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают трудности в общения со сверстниками. Особенно это проявляется в подростковом периоде, когда девушка, пережившая инцест, совершенно не ценит свое тело. Такие девушки считают, что никому не нужны, и поэтому испытывают благодарность к любому, кто просто обращает на них опозоренных, грязных, внимание. [10, 69]

Реакцией на любую форму насилия является заниженная самооценка, чувство стыда, а также чувство собственной неполноценности. Поэтому, как было сказано выше, у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками.

Социальные последствия.

Вследствие нарушения общения со сверстниками, отсутствия авторитета в школе, дети, пострадавшие от насилия, ищут решения своих проблем путем асоциальных действий: воровством и другими уголовно наказуемыми поступками. У них наблюдается пристрастие к алкоголю, наркотикам.

Последствиями сексуального насилия могут стать занятия проституцией у девочек и нарушение половой ориентации у мальчиков.

В результате жестокого обращения, дети из жертв превращаются в преступников. Дети и подростки сами совершают насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат – они оказываются на скамье подсудимых [5, 50]

Таким образом, мы приходим к выводу о существенном влиянии семьи на развитие ребенка. Поэтому, если в семье присутствует насилие над детьми, у них наблюдается множество негативных последствий в развитии личности. Жестокое обращение с ребенком всегда ведет к заниженной самооценке, ощущению отверженности, испорченности. Все это в последствие приводит к депрессии во взрослом возрасте, чувства одиночества.

Следует отметить социальные потери от жестокого обращения. Это выражается в убийствах детей, а также их самоубийств.

Кроме того, следует сказать о росте насилия в обществе. Причиной данного явления может быть насилие над детьми, т.к. из детей подвергшихся насилию, в большинстве случаев, вырастают насильники. Это говорит обо всей серьезности проблемы жестокого обращения с детьми, т.к. по данным зарубежных исследований, 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам насилия.

Глава 2. Формы жестокого обращения с детьми в семьях.

2.1. Физическое насилие.

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. [5, 55]

Под физическим насилием детей можно рассматривать следующие действия родителей: удары по лицу, толчки, истязания, заключения в закрытые помещения, где дети удерживаются силой для ограничения свободы, прижигание горячими предметами, жидкостями, нанесение увечий тяжелыми предметами.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, дачу ему отравляющих средств или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.[5, 55]

По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске.

Слово «насилие» ассоциируется с социально неблагополучной семьей, однако факты насилия также могут встречаться в «благополучных» семьях. Зачастую рядом с ребенком из непьющей семьи нет рядом никого, кто мог привести ребенка в соответствующее учреждение, чтобы помочь ему.

Благодаря широко распространенному мнению о том, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения, многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.

«Мой ребенок - что хочу, то и делаю», - такую фразу можно услышать от многих родителей, которые подвергают насилию своих детей. Физическое наказание, по их мнению, позволяет ребенку «набраться ума-разума».

Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и.т.п. [5, 56]

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

внешние повреждения, имеющие специфический характер (царапины и рубцы, ожоги, ссадины)

повреждение внутренних органов или костей (переломы ребер, челюсти, носа, гематомы на черепе; кровоизлияния в кишечнике, ушиб печени и.т.п.)

Существуют следующие особенности психологического состояния и поведения ребенка, подвергшегося физическому насилию:

страх взрослых, боязнь физического контакта

стремление скрыть причину травм

плаксивость, стеснительность, избегание контактов со сверстниками

повышенная тревога, когда плачут другие дети

агрессия, негативизм, жестокое обращение с животными

боязнь идти домой

тики, сосание пальцев, раскачивания, и др.

Насилие порождает насилие, так утверждают исследователи проблем

семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии. Также наблюдаются такие черты характера и поведения как: тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю, наркомании.

Исследования, проведённые ОИНПС 1975 году, выявили закономерность: родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми.

Можно отметить следующие черты, характеризующие взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью: [5, 59]

хаотичная или дезорганизованная семья

жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье

потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие

низкое качество общения членов семьи между собой

саморазрушающее поведение

Физическое насилие – самая распространенная форма насилия над детьми. Глобальность этой проблемы связана с тем, что наказание ремнем, пощечиной, подзатыльником является вполне нормальным явлением за провинность ребенка. Родители не осознают психологические последствия физического насилия. Для ребенка каждый случай физического наказание означает, что он нелюбимый, ненужный, плохой. Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития.

2.2. Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

В сексуально – порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие. [4]

Есть две формы сексуального злоупотребления ребенком: инцестное, между членами семьи (внутрисемейное) и не инцестное, между не членами семьи (внесемейное).

Во всех случаях насилия над детьми 75-90% насильников (по разным источникам) знакомы жертвам, и только в 10-25% случаев насилие совершается незнакомыми людьми. В 35-45% случаев насильником является близкий родственник (отец, брат, отчим, свекор), а в 30-45% - более дальний знакомый (няня, сосед и.т.д.)

Сексуальные связи между кровными родственниками квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. [1, 79]

Действиями, которые предшествуют сексуальному насилию, могут быть ласки, сексуальные поцелуи, проникновения в гениталии, вуайеризм (подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или прибытия в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию), мастурбация в присутствие ребенка.

Сексуальное насилие над ребенком, особенно при эксбиционизме, ласках или инцесте, обычно не приводит к физическому повреждению. Поэтому наличие сексуального насилия над ребенком может оставаться незамеченным.

Однако сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях

внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

повреждения областей половых органов

наличие заболеваний, передающихся половым путем (трихомониаз, гонорея, сифилис)

наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах

беременность

Сексуальное злоупотребление также ведет к поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка:

ночные кошмары, страхи, боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин

несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, необычная сексуальная активность

побег из дома

изменение в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, уход в себя, депрессия, стыд, вина, чувство собственной испорченности; враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении с родственниками, избегания общения с ними, отсутствие друзей своего возраста.

В России до недавнего времени не уделялось никакого внимания проблеме внутрисемейных сексуальных злоупотреблений в отношении детей. Достоверных данных о том, какое количество детей подвергаются сексуальному насилию, не существует. Однако по оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.

Замалчивание проблем внутрисемейных сексуальных злоупотреблений порождает неверные представления о том, что именно считать сексуальным злоупотреблением и каковы реальные масштабы этого явления. [1, 79]

Разумеется, сексуальное насилие над детьми встречается не только в России, но и в других странах. Данные, полученные в ходе исследования по выявлению фактов сексуального насилия, проводимого в 21 стране, показали, что 7-36% женщин и 3-29% мужчин подвергались в детстве сексуальному насилию.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о масштабности этой проблемы, т.к. сексуальное насилие над детьми, по своим последствиям, относится к самым тяжелым психическим травмам и является международной проблемой.

2.3. Эмоциональное (психическое) насилие.

Эмоциональное (психическое) насилие – это периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию патологических черт характера или нарушению психического развития. [5, 78]

Существуют различные формы психологического насилия, к которым относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей

Психическое насилие также сильно воздействует на ребенка, как физическое. Только в первом случае страдает психика ребенка, а не его тело.

В дошкольном и младшем школьном возрасте последствия эмоционального насилия могут проявляться в задержке физического, речевого развития, задержке роста ребенка; формирование таких личностных особенностей как импульсивность, взрывчатость, враждебность, агрессивность; формирование вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос)

В подростковом возрасте эмоциональное насилие может спровоцировать попытки совершения самоубийства. Подросток теряет смысл, цель в жизни.

Характерные особенности поведения и развития ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию, следующие:

задержка физического и умственного развития ребенка

различные соматические заболевания

психосоматические расстройства (энурез, нервные тики и.т.д.)

нарушение сна

беспокойство, тревожность

агрессия в отношениях со сверстниками и взрослыми

склонность к уединению

низкая самооценка

суицидальные попытки

Эмоциональное насилие, в отличие от физического, труднее увидеть, но оно оставляет глубокие раны на всю оставшуюся жизнь ребенка.

Эмоциональное насилие практически всегда сопровождает другие виды насилия. Наиболее часто такая ситуация наблюдается когда ребенок растет в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). У большинства детей, живущих в таких семьях, наблюдаются признаки задержки речевого, физического, нервно-психического развития, а также нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

2.4. Пренебрежение нуждами ребенка.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспеченья основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. [5, 82]

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая

Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношений в семье и.т.п. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят от социального статуса семьи. [5, 82]

Признаки, по которым можно заподозрить пренебрежение нуждами ребенка следующие:

утомленный, сонный вид

санитарно – гигиеническая запущенность

отставание в физическом развитии

задержка речевого и моторного развития

А также заброшенность ребенка можно предположить при следующем состоянии и поведении ребенка:

постоянный голод

кража пищи

требования внимания и ласки

низкая самооценка и низкая успеваемость

агрессивность и импульсивность

антиобщественное поведение, вплоть до вандализма

Статистика показывает что, пренебрежения нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе – 23% случаев касались детей в возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%). [5, 83]

Итак, проанализировав эту главу, мы приходим к выводу о существовании четырех форм жестокого обращения с детьми. Последствия каждой из форм насилия оказывает мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребенка, приводя к личностным деформациям – агрессии, низкой самооценки, тревожности.

Ребенок, находящийся в семье, где над ним совершается насилие (физическое, сексуальное или эмоциональное) теряет чувство безопасности и защищенности, которое необходимо для нормального развития.

По словам английского исследователя проблем сексуального насилия в семье П. Дейла, в основе любой формы семейного насилия лежит эмоциональное насилие (депривация, отвержение), которое автор называет «особенно коварным», «причиняющий значительный ущерб развитию личности».

Мы разделяем точку зрения П. Дейла, т.к. можно сказать о том, что физические последствия насилия над ребенком не так тяжелы, как психологические. Эмоциональная боль, присутствующая в ситуации жестокого обращения, становится пожизненной трагедией для ребенка.

Глава 3. Теоретические основы психологической помощи детям – жертвам насилия.

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка – жертвы насилия начинается с первичной беседы.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации о семье ребенка, отношениях родителей между собой и детско-родительских отношениях. А также необходима информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных заболеваниях [7, 61]

Кроме того, до начала беседы необходимо составить план интервьюирования. Вопросы должны составляться с учетом уровня интеллектуального развития ребенка.

Дети, подвергшиеся насилию, часто воспринимают себя неспособными контролировать ситуацию. Это необходимо учесть и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией: продолжительность, частота, количество встреч с психологом должны быть согласованы с ребенком, и строго соблюдаться. [10, 81]

При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. Ребенку бывает трудно сообщить о факте перенесенного насилия. Причиной этого может быть: недоверие к взрослым, чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к нему хуже относиться; страх или привязанность к насильнику.

Проведение интервью – это наиболее сложный и ответственный этап работы с работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии: [7, 62]

1. Установление консультантом контакта с ребенком.

Необходимо начать беседу с ребенком с безопасных тем, например, с рассказа о себе или любимых героев книг или телепередач ребенка.

2. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту.

3. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей-жертв насилия является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка.

Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и.т.п.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа.

4. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников.

5. Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показателях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и.т.д.

Способами оказания психологической помощи детям-жертвам насилия являются различные методы арт-терапии.

К группе арт-терапевтических методов относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективным методом в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы, считается метод «проективный рисунок».[7, 80]

Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Это проекции недоступных, бессознательных, а также осознанных мыслей и чувств. Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудновербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия. [7, 80]

В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и страх, часто применяется метод психодрамы. К психодраматическим упражнениям относится, например, разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе, отражаются основные моменты психологической драмы. [10, 81]

При использовании драматизации необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. После проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли. [10, 82]

К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком. Известно, что игры с водой и песком обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.

Работа с пластилином позволит ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром, нарушенные в случаях насилия.

Таким образом, детям, пострадавшим от внутрисемейного насилия, должна оказаться психологическая помощь в преодолении чувства тревожности, страха, недоверия к людям, искаженной самооценки, импульсивности эмоциональных реакций.

С помощью различных терапевтических методов нужно помочь ребенку чувствовать себя спокойно и безопасно. Необходимо разрешить его неудовлетворенность внутрисемейной ситуации, помочь ребенку освободится от болезненного эмоционального опыта.

Заключение

В результате исследования мы достигли цели работы, выявив негативное влияние жестокого обращения на развитие ребенка и рассмотрев различные последствия насилия, такие как: ущерб соматическому здоровью, нарушения в психической сфере и социализации ребенка.

В ходе нашей работы были выполнены задачи:

были рассмотрены формы жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие; а также пренебрежение нуждами ребенка)

проанализированы последствия пережитого насилия на жизнь ребенка

предложены методы психологической помощи в преодоление ребенком негативных последствий насилия

На основании нашей работы, можно сделать следующие выводы:

Семья занимает важнейшее место в формировании личности ребенка. Поэтому наличие в семье жестокое обращение с ребенком приводит к различным нарушениям в его развитии.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Библиография

Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье/ Л.С. Алексеева// Социс. – 2003. - №4. – С. 78-84

Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье/ Л.С. Алексеева// Педагогика. – 2006. - №5. – С. 43-51

Гуггенбюль, А. Профилактика детской агрессивности и жестокости/ А. Гуггенбюль/ пер. с нем. 2-е изд. – М.: «Конито-Центр», 2006. – 176 с.

Демоз, Л. Психоистория/ Л. Демоз// Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 510 с.

Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

Курасова, Н.В. Психологическая реабилитация детей-жертв инцеста/ Н.В. Курасова// Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - №2. – С. 106-110

Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие/ под ред. К.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.

Сафонова, Т.Я. Жестокое обращение с детьми/ Т.Я. Сафонова, В.Г. Цымбал//. – М.: Психология и педагогика, 1993 – 341 с.

Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе/ В.А. Ситаров, В.Г. Маралов// М., 2000. – 216 с.

Черепанова, Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку/ Е.М. Черепанова//М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.