12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вероника Юрьевна Ральникова37

Занятие для родителей с элементами тренинга

"Азбука общения"

«Ребенок вырастает человеком там,где царит надежда на лучшее а, не страх перед худшим»

С. Соловейчик

«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению,

к признанию равенства душ»

С. Соловейчик

Цель: создание условий для расширения знаний об установках и моделях общения, повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми.

Задачи:

-познакомить родителей с распространенными видами родительских установок, негативно влияющих на личность ребенка;

-закрепить навыки общения с детьми без использования родительских установок с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций;

-обучить рефлексивному отношению к использованию установок в собственном общении с ребенком;

-рассмотреть типы родительских позиций и их влияние на развитие личности ребенка.

Участники: родители учеников 1-3-х классов.

Учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков.

Необходимые материалы и оборудование: столы, стулья, по количеству участников, цветная бумага, бейджики, клубок ниток, фломастеры, карандаши, ручки, магнитофон, кассета с записью спокойной, приятной мелодии, «лепестки» ромашки, серединка, с вписанными негативными установками (по количеству команд).

Ход занятия:

Вводная часть

Сообщение цели занятия. Знакомство и представление участников тренинга. Оценка эмоционального состояния участников тренинга, степени готовности к сотрудничеству. На этом этапе важно показать родителям значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе.

Упражнение «Визитная карточка»

Упражнение выполняется за столами. Психолог предлагает родителям изготовить визитную карточку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию.

Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный.

Психолог задает вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя - отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

При помощи выбранного цвета визитной карточки оценивается эмоциональное состояние участников в начале занятия, отмечается степень готовности к сотрудничеству.

Критерии оценки:

а) красный – восторженное настроение;

б) желтый – светлое, приятное;

в) оранжевое – радостное;

г) зеленый – спокойное;

д) фиолетовый – тревожное, напряженное;

е) черное – уныние, полное разочарование, упадок сил.

Родители должны представиться и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение.

Основной этап

Активизация знаний родителей об установках, моделях общения и их влияние на развитие личности ребенка, диагностика стилей родительского поведения.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Сейчас мы по очереди, передавая игрушку по кругу, продолжим предложение - «Общаясь с ребенком я...»

Обсуждение:

Какие чувства испытывали во время проведения упражнения? Изменилось ли эмоциональное состояние? Как по-разному происходит общение у каждого. Почему это так попробуем выяснить в ходе нашего занятия.

Психолог: Сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что есть у нас, – о наших детях, и как мы родители можем неосознанно повлиять на их дальнейшую жизнь. Тема нашей встречи: “Влияние родительских установок на развитие детей».

Каким наш ребенок вырастет, как он научится общаться с окружающими, близкими в своей семье во многом зависит от установок и моделей общения, используемых в семье.

На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания — пока мы не осознаем их. Если же установка осознана — она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить.

Под установками понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя установки, ребенок чувствует себя “хорошим”. Родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

Вам, родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контр установка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контр установка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Уважаемые родители, перед вами таблица, проанализируйте какие установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было немного, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. (Приложение № 1)

Список установок может быть значительно больше.

Как часто вы говорите детям:

• Я сейчас занят (а)

• Посмотри, что ты натворил!

• Как всегда неправильно!

• Когда же ты научишься!

• Сколько раз тебе можно повторять!

• Ты сведёшь меня с ума!

• Что бы ты без меня делал!

• Вечно ты во всё лезешь!

• Уйди от меня!

• Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь.

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам.

• Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

• Расскажи мне, что с тобой?

Упражнение «Контр установки»

Давайте попробуем с вами составить свой список установок и попытаемся найти контр установки. Это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Игра "Ромашка"

Инструкция:

Родителям предлагается разделиться на две группы. Каждая группа возьмет одну серединку и лепестки. В серединке ромашки указана негативная установка. Нужно написать на лепестках, какие черты характера или особенности личности может сформировать эта установка.

На выполнение задания три минуты. Группы зачитывают результаты работы, обсуждение.

Предлагаемые установки: "Ты всегда делаешь это хуже других", "Не твоего ума дела", "Вечно ты во все лезешь", "Мужчины не плачут", "Уйди от меня, я занята" - тревожность, неуверенность, заниженная самооценка, страх не оправдать ожидание взрослых, безынициативность, равнодушие, трудности в общении, жестокость, бесчувственность, агрессивность.

 

Опросник «Стили родительского поведения» (Приложение № 2)

Психолог: А теперь, осознав наши негативные установки, используемые в общении с детьми, мы рассмотрим кратко типы родительских позиций и результат, который может отразиться на личности ребенка.

Типы родительских позиций И. Шеффера (Приложение №3)

Ролевая игра «Позиционирование»

Психолог: Сейчас мы обыграем типы родительских позиций, и узнаем, при какой позиции ребенок чувствует себя наиболее комфортно. Для проведения игры необходимо разделиться на две команды и один желающий на роль ребенка. Будет предложена конфликтная ситуация. Каждая команда на протяжении 15 минут обсуждает сценарий поведения родителя, со всех позиций своей модели общения. Затем представители команд, по очереди проигрывают с «ребенком» свой сценарий.

Ситуация - ребенок разбил чашку. Что может сказать родитель (мама) с позиции той или иной модели общения, ребенку, разбившему чашку.

«Ребенок проживает» с каждым представителем команды одну и ту же ситуацию.

Обсуждение:

Вопрос «ребенку»: «В каком случае ты чувствовала себя наиболее комфортно?»

Заключительная часть

Оказание психологической поддержки с помощью специального упражнения, рефлексия занятия.

Ритуал завершения занятия. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Осознание родителями полученных знаний в ходе занятия. Каждому родителю предлагается продолжить предложение: «Сегодня на занятии…». Передавая игрушку по кругу, поделитесь своими чувствами, впечатлениями о нашей встрече, выскажите свои пожелания.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.