Статья на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми: факторы, ведущие к успеху»
Антуфьева Ольга Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ "Патракеевская ОШ"
д. Патракеевка, Приморский район Архангельской области
«Профилактика жестокого обращения с детьми: факторы, ведущие к успеху».
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних. Насилие и жестокое обращение наносят детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям.
Таким образом, жестокость родителей порождает жестокость детей – насилие по отношению к сверстникам, травля, преднамеренное агрессивное поведение. Длительное воздействие на ребенка неблагоприятной обстановки приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям, формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении.
Возникает вопрос, какие меры можно принять для профилактики насилия и жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении?
1. Проводить организационную работу с целью разработки и осуществления комплекса мероприятий по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми, которая будет включать:
организация работы Совета по профилактике;
планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;
составление социального паспорта класса, школы;
составление и ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, семей, находящихся СОП, стоящих на ВШК, на учете ПДН ОВД, КДН;
организация внеурочной деятельности, вовлечение детей в спортивные секции и кружки.
2. Вести диагностическую работу с целью своевременного выявления факторов риска, которые могут привести к возникновению случаев насилия. Возможные направления:
диагностика психологических особенностей детей, выявление проблем адаптации;
диагностика особенностей детско-родительских отношений и внутрисемейного взаимодействия;
Обычно критерием отбора семей в группы коррекции является: социальная дезадаптация детей, дисгармоничные детско-родительские отношения, нарушение у
детей определенных личностных качеств. Это лишь первый шаг педагога, направленный на выявление и преодоление последствий насилия.
3. Проводить профилактическую работу с обучающимися для предотвращения возможного насилия, которая включает ежедневный контроль посещения обучающи-мися школы и оперативном принятие мер по выяснению причины пропуска занятий, контроль за занятостью детей во внеурочное время, посещении на дому обучающихся, имеющих проблему в семье, изучении семейных отношений.
В течение года с детьми необходимо проводиться профилактические беседы, тематические классные часы, организовываться встречи со специалистами социальных служб, проводить индивидуальную работу с детьми, находящимися в «зоне риска»
4. Проводить профилактическую работу с родителями с целью ранней профилактики
случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Данная работа может включать:
проведение тематических родительских собраний;
выпуск памяток по профилактике жестокого обращения с детьми;
проводить групповые занятия для детей и их родителей;
проводить индивидуальные консультации с родителями с целью оказания помощи в поиске выхода из сложных ситуаций;
организовывать педагогические лектории по содержанию Конвенции по правам ребенка; педагогические консультации по защите прав ребенка;
привлекать родителей к участию в подготовке совместных проектов по проблеме защиты прав ребенка.
5. Организация реабилитационной работы по оказанию психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в школе и дома, которая включает:
работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.
психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.
работа с ближайшим социальным окружением ребенка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии.
Таким образом, основной задачей школы является создание психологически безопасной среды, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
2