Семинар-практикум для детей и родителей воспитанников средней группы «Посиделки в Теремке»
Ханты мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
Семинар-практикум для детей и родителей воспитанников средней группы
педагог-психолог
О.В. Васечкина
г.п. Междуреченский
2018
Пояснительная записка
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Простые игры и упражнения, способствующие развитию ребёнка, помогут родителям познакомиться со способами правильного взаимодействия с детьми.
Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Совместные игры ребенка с родителями, благотворно влияют на внутрисемейные отношения. Многим родителям физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Какие бы формы и методы ни были использованы специальными учреждениями, где воспитывается или обучается ребёнок, они не могут дать ребёнку ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые даёт семья.
Данное мероприятие способствует повышению педагогической компетенции, по проблеме активации игровой деятельности у дошкольников в условиях семьи.
Методическая разработка:
доступна для освоения широкого круга родителей;
вовлекает педагогов и родителей единую творческую, педагогическую деятельность;
повышает уровень психолого-педагогической компетенции родителей;
открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику в дошкольные образовательные учреждения;
дает возможность для размещения материалов на сайте ДОУ.
Целевая группа:
Родители и воспитанники посещающие среднюю группу детского сада.
Время необходимое для проведения: 40 минут – 1 час.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников направленную на развитие высших психических функций в условиях семьи.
Задачи:
Развивать активный интерес у родителей к развитию и воспитанию своего ребенка.
Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Предварительная работа:
Изучение психолого-педагогической литературы.
Подбор игр и игровых упражнений.
Составление презентации
Демонстрационный материал:
выставка литературы с описанием игр для детей
слайды
мольберт
лист ватмана
Раздаточный материал:
счетные палочки
листы формат А4
подносы
разрезные картинки
Материально-техническое обеспечение:
экран, проектор, ноутбук
стулья по количеству участников
письменные столы
бумага, цветные карандаши
цветные мячи
лист ватмана формата А5
Ход семинара-практикума:
Педагог-психолог:
Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть сегодня здесь. Я пригласила вас сегодня для того чтобы поговорить с вами о игровой деятельности наших детей.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию, внимание, память, мыслительные процессы. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. Играя вместе с родителями, легче проживают возрастные кризисы. Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
Педагог-психолог:
А сейчас я приглашаю наших детей.
Ритуал приветствия.
Педагог-психолог:
Прошу всех встать в круг друзей. Давайте поприветствуем, друг друга необычным способом:
Здравствуй небо голубое, (руки вверх)
Здравствуй солнце золотое, (рисуем руками круг поднятыми вверх руками)
Здравствуй легкий ветерок, (помакачиваемся с поднятыми вверх руками)
Здравствуй, здравствуй мой дружок. (все обнимаются).
Игровая часть.
Педагог-психолог: Ребята, я пригласила сегодня вас и ваших родителей, для того чтобы отправиться в сказку. Вы любите путешествовать? (Ответы детей) А хотите отправиться со мной в сказку? (Ответы детей).
Ну тогда ребята и взрослые слушайте меня и повторяйте!
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах! »
И окажемся у сказки мы в гостях
Ребята где мы с вами очутились в какой сказке?:
СЛАЙД №1
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик — . (ТЕРЕМОК)
Молодцы ребята!
СЛАЙД №2
ТЕРЕМОК
Да, как на горке на крутой,
Стоит терем расписной.
Есть крылечко и окно,
Только пусто в нем давно.
Терем, терем, теремок,
Он не низок, не высок.
Мимо по полю мышка бежит,
хочет поселиться в теремке, тук-тук.
Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание
Игра “Непослушные картинки”
Сейчас каждая семья получит “непослушные картинки”, которые рассыпались. Собрать их может только дружная семья. По сигналу дети вместе с родителями приступают к работе.
Вам понравилось работать вместе?
Педагог-психолог: МОЛОДЦЫ! Заходи мышка в теремок!
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание
Игра “Узор из палочек”
У каждой пары на столе, на разносе лежат волшебные палочки и лист бумаги. Посмотрите на экран. Какая это геометрическая фигура, (Слайд №4 с изображением геометрической фигуры квадрата, треугольника). выложите ее на столе. А родители вам помогут. МОЛОДЦЫ ребята. А теперь давайте из двух геометрических фигур сложим теремок. А родители вам в этом помогут. МОЛОДЦЫ!
Скажите, трудно ли вам было выложить узор по памяти?
Педагог-психолог: МОЛОДЦЫ! Заходи лягушка в теремок!
В это время на лужайку
Прибежал веселый Зайка
Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание
Педагог-психолог: А давайте поиграем нашими пальчиками .
(Воспитатель группы проводит пальчиковую гимнастику)
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок (пальцы рук сомкнуты в виде крыши)
Он не низок, не высок, не высок. (сгибание и разгибание сомкнутых пальцев)
Звери в тереме живут. (потирание пальцев обеих рук
Песни звонкие поют каждого по отдельности)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопание в ладоши под счет)
Будем с ними мы играть. (потирание ладоней рук)
Педагог-психолог: МОЛОДЦЫ! Заходи зайка в теремок!
Тут, зубами щелк да щелк,
На дорожку вышел Волк.
Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание
Игра «Чего не стало»
СЛАЙД №5
На слайде 5 предметов , дети смотрят на него и запоминают. Следующий слайд одного предмета не хватает. Дети должны вспомнить чего не стало. Дети вспоминают и называют предмет.
Педагог-психолог: МОЛОДЦЫ! Заходи волк в теремок!
Тише, тише не шумите.
Кто-то к нам идет сюда.
Ну конечно же лиса.
Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание
Игра “Ладошки”
(физминутка)
А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)подружатся, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются.
Что вам больше понравилось, когда ваши ручки дружили, танцевали или когда они дрались?
Продуктивная деятельность детей и родителей.
Упражнение "Рисование живых ладошек"
Педагог-психолог: вы все сегодня хорошо потрудились. А теперь я хочу вам предложить поработать всем вместе. У меня есть большой лист настроения, но он пока пустой. Чтобы он не оставался пустым я предлагаю вам оставить на нем отпечатки своих ладошек, но не просто нарисовать, а ещё и оживить их! Сначала мамы обведут ладошки своих детей, а потом свои. А ребята раскрасят их и оживят (нарисуют глазки, ротик, носик). Родители помогают своим детям.
Педагог-психолог: МОЛОДЦЫ! Заходи лиса в теремок! Теперь все звери живут в теремке.
Рефлексия
Педагог-психолог: Родители, приятно вам было играть вместе с детьми?
Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами? Что вы чувствовали, играя вместе?
Нам пришло время попрощаться со сказкой и возвращаться в детский сад. (прощаются)
А для этого мы все вместе дружно встанем из –за столов
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернёмся,
Закроем глаза и в садик вернёмся.
Звери из теремка оставили вам свои угощения! (раздаем угощения)
Сегодня наше мероприятие было посвящено взаимодействию родителей и детей. А также хотелось показать что должны знать и уметь дети 4-5 лет. (Раздача памяток)
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. Совместные игры очень сближают детей и родителей. Играйте дома как можно больше со своими детьми!!! До новых встреч!
Литература
Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
Гри горьева Г. Г., Кочетова Н. П. Кроха. — М., 2001.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении. — М., 2001.
Сумнительный С. И. Помоги мне это сделать самому. — М., 2001.