12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурова Наталья280
Россия, Ярославская обл., Углич

Семинар-практикум в виде игрового занятия «Играем пальчиками»

Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей.

1. Беседа с родителями.

Родителям предлагается отве­тить на вопросы:

- занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?

-играли ли Вы с Вашими пальчи­ками? Как?

-как Вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

2. Вступление

О значении, содержа­нии пальчиковой гимнастики имеется много книг. Движения паль­цев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ла­дони и на стопе находится около 1 000 важных биологически актив­ных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функциониро­вание внутренних органов орга­низма. Так, массируя мизинец, мож­но активизировать работу сердца, безымянный - печени, средний ­кишечника, указательный - же­лудка, большой - головы.

На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотера­пия, в основе которой лежит воз­действие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Cy-ДЖок кисть руки ­это миниатюрное повторение наше­го тела (большой палец - голова и шея, ладонь - туловище, указатель­ный и мизинец - руки, средний и безымянный - ноги). Следователь­но, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответству­ющий этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

-способствует овладению навы­ками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

-повышает работоспособность коры головного мозга;

- развивает у ребенка психиче­ские процессы: мышление, вни­мание, память, воображение;

-снимает тревожность.

3. Игровое занятие родителей вместе с детьми

В е д у щ и й. Что умеют ваши пальчики на ножках и на руках?

Д е т и. Рисовать, лепить, дер­жать ложку, шалить.

В е д у щ и й. Правильно. А хоти­те узнать, что еще могут ваши пальчики?

Дет и. Да!

В е д у щ и й. Тогда мы отправля­емся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться. (Взрослые и дети выполняют само­массаж тела под речитатив)

 

-Вы готовы, глазки? Поглаживают веки глаз. Да! Смотрят в «бинокль».

-Вы готовы, ушки? Поглаживают уши. Да! Прикладывают ладони к ушам.

- Вы готовы, ручки? Поглаживают кисти рук. Да! Хлопают в ладошки.

-Вы готовы, ножки? Поглаживают ноги. Да! Притопывают.

-Вы готовы? Разводят руки в стороны. Да! Обнимают себя руками.

-А теперь все мы садимся в поезд и отправляемся путешествовать.

Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из аудиоальбома «Ладушки» (серия «Ритмика для де­тей»).

Первая станция «Лесная».

Детям предлагается подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет).

Цель: научить сюжетным пальчико­вым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внима­ние, память.

(Оборудование: цветные круги и цветные эмблемы (красного, желтого, зеленого, синего цвета, аудиозапись: «3еселые шаги» из аудиоальбома, «На зарядку становись» (серия «Ритмика для детей»); «Птицы лесные» из аудиокассеты «Природа, птицы, животные»).

В разных сторонах зала находятся цветные круги. Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.

На сигнал «Идем по лесу!» - взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

- медведя (ходьба на внешней сторо­не стопы, руки полусогнутые в лок­тях перед собой);

- лису (ходьба на носках «крадучись», Плавные движения кистями рук пе­ред собой);

. - тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы рас­топырены);

- волка (обычная) ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье - одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);

- дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);

- оленя (ходьба с высоким поднима­нием колена, рукою над головой пере­секаются);

- филина (обычная ходьба, плавные дви­жения рук в стороны, вверх, вниз).

По сигналу «По палаткам!» - каж­дая пара (взрослый с ребенком) должна занять свое место и встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету эмблемы каждого участника. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

В е д у щ и й: А вы знаете: что пальчики умеют изображать жи­вотных?

Вторая станция «Театральная».

Детям предлагается малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны».

Цель: научить элементам пальчико­вой гимнастики «Театр в руке», развива­ющей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.

Взрослый располагаются напротив своего ребенка и боком к центру кру­га. Все участники садятся по-турецки. Ведущий показывает сюжетные паль­чиковые упражнения под речитатив, а участники повторяют. Дети выполня­ют, а родители им помогают.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой

Кисть вверх. Ладонь раскрыта.

Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы расто­пырены в стороны и подняты вверх.

«Гусь»

Гусь СТОИТ И все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все че­тыре пальца прижаты друг к другу.

«Кошка»

У кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянно­му пальцам –

Ведущий. А теперь мы убе­димся, что пальчики умеют показы­вать театральное представление.

Третья станция «Эстафетная»

Цель: помочь в развитии быстроты, ловкости, мелкой моторики рук и ног.

Оборудование: канаты (2 шт.), цветные резиновые диски, ребристые доски (2 шт.), мячи диаметром 15 см (по количеству детей), корзина, гимна­стические палки (2 шт.).

Аудиозапись: «Рожки и копытца» из аудиоальбома «Прыг-скок» (серия «РИТМИКА для детей»).

Участники рас­полагаются в двух колоннах. За взрос­лым стоит ребенок. Родители помогают детям выполнять задания эстафеты.

Задание для родителей: найти и взять в руки резиновый круг такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, положить круг возле гимнастической палки и вернуться бегом.

Задание для детей: пройти при­ставным шагом по канату, по ребристой доске, взять из корзины мяч и поло­жить его на круг.

Ведущий. Давайте проверим, любят ли пальчики соревнования.

Четвертая станция «Массаж­ная»

Цель: научить элементам самомас­сажа пальцев рук и ног.

Оборудование: массажные мячики. Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру кру­га. Все участники садятся по-турецки.

* * *

Разминание, растирание, надавлива­ние, пощипывание ладоней, стопы паль­цами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. Захватывают каждый пальчик у

основания и выкручивающим дви­жением доходят до ногтевой фа­ланги.

Затем руки я помою, Моют руки.

Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы складывают в «замок». На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Расцепляют пальцы и перебира­ют ими.

Пусть бегут как зайчики.

* * *

В положении сидя поглаживание и

растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до колена. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько. Вверх-вниз, вверх-вниз,

А бедро разотрем. Вверх-вниз, вверх-вниз,

И гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.

* * *

Родители делают массаж стопы своему ребенку. Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И шагать начну.

Поглаживают пальцы ног. Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу, Растирают каждый пальчик стопы.

Разведу вперед, назад

И сожму руками.

Руками тянут пальцы от себя, на себя.

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные. Пощипывают стопы.

В е д у щи й. Дети. Мы прибли­жаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?

Дети. Да!

Пятая станция «Джунгли».

Про­водится подвижная игра «Ловля обезь­ян.) (под песню «Чунга-Чанга»).

Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.

Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной сто­роне площадки. На противоположной находится ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым, заманивая их в лес.

Обезьянки повторяют движения:

- руки согнуты в локтях и разведе­ны в стороны - сжимание и раз­жимание пальцев;

- руки согнуты в локтях перед со­бой.

Перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;

- руки разведены в стороны, накло­ны в стороны;

-руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;

- руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;

- ходьба на прямых руках и ногах, опи­раясь на пальцы рук и пальцы ног.

По сигналу «Ловец!» - обезьяны бегут к своим местам (к родителям).

Тех, кто не успел убежать, ловец уво­дит к себе.

Ведущий. Итак, дети, наше пу­тешествие близится к концу. Впе­реди последняя станция. Вы гото­вы к ней?

Дети. Да!

Шестая станция «Игровая»

Цель: научить профилактике плоско­стопия, развивать мелкую моторику ног.

Оборудование: большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).

Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру кру­га. Все участники садятся по-турецки.

1. Упражнения для профилактики плоскостопия:

- «Гусеница» - сгибание и разгиба­ние пальцев ног, продвижение сто­пы вперед, выпрямляя колени;

- «Барабанные палочки» - постуки­вание пальцами ног;

- «Пальчики поссорились и помири­лись» - размыкание и смыкание пальцев ног;

- «Пальчики играют» - волнообраз­ные движения пальцами ног.

2. Захватывание, поднимание и пе­рекладывание мелких игрушек.

3. Игра с носовым платком: со­брать его ногами, сложить – «Уголок к уголку».

В е д у щ и й. Вы сегодня смог ли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, сорев­новаться. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями, друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Ис­ходное положение для выполнения этих упражнений вы можете вы­бирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу в позе факира.

В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-­то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.

Каждому родителю и ребенку вру­чается буклет «Играем пальчиками».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Разумова В.Н., 20.11.17 в 14:46 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал. Спасибо!
Москвина Оксана Валентиновна, 16.12.17 в 05:32 0Ответить Пожаловаться
Семинар очень важный. Материал хороший, вы не указали возраст. Молодец спасибо!
Коробова Елена Викторовна, 19.01.18 в 19:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень хороший материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.