Семинар-практикум для родителей в виде игрового занятия «Играем пальчиками»

3
3
Материал опубликован 16 November 2017 в группе

Семинар-практикум в виде игрового занятия «Играем пальчиками»

Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей.

1. Беседа с родителями.

Родителям предлагается отве­тить на вопросы:

- занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?

-играли ли Вы с Вашими пальчи­ками? Как?

-как Вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

2. Вступление

О значении, содержа­нии пальчиковой гимнастики имеется много книг. Движения паль­цев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ла­дони и на стопе находится около 1 000 важных биологически актив­ных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функциониро­вание внутренних органов орга­низма. Так, массируя мизинец, мож­но активизировать работу сердца, безымянный - печени, средний ­кишечника, указательный - же­лудка, большой - головы.

На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотера­пия, в основе которой лежит воз­действие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Cy-ДЖок кисть руки ­это миниатюрное повторение наше­го тела (большой палец - голова и шея, ладонь - туловище, указатель­ный и мизинец - руки, средний и безымянный - ноги). Следователь­но, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответству­ющий этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

-способствует овладению навы­ками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

-повышает работоспособность коры головного мозга;

- развивает у ребенка психиче­ские процессы: мышление, вни­мание, память, воображение;

-снимает тревожность.

3. Игровое занятие родителей вместе с детьми

В е д у щ и й. Что умеют ваши пальчики на ножках и на руках?

Д е т и. Рисовать, лепить, дер­жать ложку, шалить.

В е д у щ и й. Правильно. А хоти­те узнать, что еще могут ваши пальчики?

Дет и. Да!

В е д у щ и й. Тогда мы отправля­емся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться. (Взрослые и дети выполняют само­массаж тела под речитатив)

 

-Вы готовы, глазки? Поглаживают веки глаз. Да! Смотрят в «бинокль».

-Вы готовы, ушки? Поглаживают уши. Да! Прикладывают ладони к ушам.

- Вы готовы, ручки? Поглаживают кисти рук. Да! Хлопают в ладошки.

-Вы готовы, ножки? Поглаживают ноги. Да! Притопывают.

-Вы готовы? Разводят руки в стороны. Да! Обнимают себя руками.

-А теперь все мы садимся в поезд и отправляемся путешествовать.

Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из аудиоальбома «Ладушки» (серия «Ритмика для де­тей»).

Первая станция «Лесная».

Детям предлагается подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет).

Цель: научить сюжетным пальчико­вым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внима­ние, память.

(Оборудование: цветные круги и цветные эмблемы (красного, желтого, зеленого, синего цвета, аудиозапись: «3еселые шаги» из аудиоальбома, «На зарядку становись» (серия «Ритмика для детей»); «Птицы лесные» из аудиокассеты «Природа, птицы, животные»).

В разных сторонах зала находятся цветные круги. Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.

На сигнал «Идем по лесу!» - взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

- медведя (ходьба на внешней сторо­не стопы, руки полусогнутые в лок­тях перед собой);

- лису (ходьба на носках «крадучись», Плавные движения кистями рук пе­ред собой);

. - тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы рас­топырены);

- волка (обычная) ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье - одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);

- дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);

- оленя (ходьба с высоким поднима­нием колена, рукою над головой пере­секаются);

- филина (обычная ходьба, плавные дви­жения рук в стороны, вверх, вниз).

По сигналу «По палаткам!» - каж­дая пара (взрослый с ребенком) должна занять свое место и встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету эмблемы каждого участника. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

В е д у щ и й: А вы знаете: что пальчики умеют изображать жи­вотных?

Вторая станция «Театральная».

Детям предлагается малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны».

Цель: научить элементам пальчико­вой гимнастики «Театр в руке», развива­ющей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.

Взрослый располагаются напротив своего ребенка и боком к центру кру­га. Все участники садятся по-турецки. Ведущий показывает сюжетные паль­чиковые упражнения под речитатив, а участники повторяют. Дети выполня­ют, а родители им помогают.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой

Кисть вверх. Ладонь раскрыта.

Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы расто­пырены в стороны и подняты вверх.

«Гусь»

Гусь СТОИТ И все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все че­тыре пальца прижаты друг к другу.

«Кошка»

У кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянно­му пальцам –

Ведущий. А теперь мы убе­димся, что пальчики умеют показы­вать театральное представление.

Третья станция «Эстафетная»

Цель: помочь в развитии быстроты, ловкости, мелкой моторики рук и ног.

Оборудование: канаты (2 шт.), цветные резиновые диски, ребристые доски (2 шт.), мячи диаметром 15 см (по количеству детей), корзина, гимна­стические палки (2 шт.).

Аудиозапись: «Рожки и копытца» из аудиоальбома «Прыг-скок» (серия «РИТМИКА для детей»).

Участники рас­полагаются в двух колоннах. За взрос­лым стоит ребенок. Родители помогают детям выполнять задания эстафеты.

Задание для родителей: найти и взять в руки резиновый круг такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, положить круг возле гимнастической палки и вернуться бегом.

Задание для детей: пройти при­ставным шагом по канату, по ребристой доске, взять из корзины мяч и поло­жить его на круг.

Ведущий. Давайте проверим, любят ли пальчики соревнования.

Четвертая станция «Массаж­ная»

Цель: научить элементам самомас­сажа пальцев рук и ног.

Оборудование: массажные мячики. Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру кру­га. Все участники садятся по-турецки.

* * *

Разминание, растирание, надавлива­ние, пощипывание ладоней, стопы паль­цами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. Захватывают каждый пальчик у

основания и выкручивающим дви­жением доходят до ногтевой фа­ланги.

Затем руки я помою, Моют руки.

Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы складывают в «замок». На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Расцепляют пальцы и перебира­ют ими.

Пусть бегут как зайчики.

* * *

В положении сидя поглаживание и

растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до колена. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько. Вверх-вниз, вверх-вниз,

А бедро разотрем. Вверх-вниз, вверх-вниз,

И гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.

* * *

Родители делают массаж стопы своему ребенку. Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И шагать начну.

Поглаживают пальцы ног. Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу, Растирают каждый пальчик стопы.

Разведу вперед, назад

И сожму руками.

Руками тянут пальцы от себя, на себя.

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные. Пощипывают стопы.

В е д у щи й. Дети. Мы прибли­жаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?

Дети. Да!

Пятая станция «Джунгли».

Про­водится подвижная игра «Ловля обезь­ян.) (под песню «Чунга-Чанга»).

Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.

Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной сто­роне площадки. На противоположной находится ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым, заманивая их в лес.

Обезьянки повторяют движения:

- руки согнуты в локтях и разведе­ны в стороны - сжимание и раз­жимание пальцев;

- руки согнуты в локтях перед со­бой.

Перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;

- руки разведены в стороны, накло­ны в стороны;

-руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;

- руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;

- ходьба на прямых руках и ногах, опи­раясь на пальцы рук и пальцы ног.

По сигналу «Ловец!» - обезьяны бегут к своим местам (к родителям).

Тех, кто не успел убежать, ловец уво­дит к себе.

Ведущий. Итак, дети, наше пу­тешествие близится к концу. Впе­реди последняя станция. Вы гото­вы к ней?

Дети. Да!

Шестая станция «Игровая»

Цель: научить профилактике плоско­стопия, развивать мелкую моторику ног.

Оборудование: большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).

Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру кру­га. Все участники садятся по-турецки.

1. Упражнения для профилактики плоскостопия:

- «Гусеница» - сгибание и разгиба­ние пальцев ног, продвижение сто­пы вперед, выпрямляя колени;

- «Барабанные палочки» - постуки­вание пальцами ног;

- «Пальчики поссорились и помири­лись» - размыкание и смыкание пальцев ног;

- «Пальчики играют» - волнообраз­ные движения пальцами ног.

2. Захватывание, поднимание и пе­рекладывание мелких игрушек.

3. Игра с носовым платком: со­брать его ногами, сложить – «Уголок к уголку».

В е д у щ и й. Вы сегодня смог ли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, сорев­новаться. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями, друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Ис­ходное положение для выполнения этих упражнений вы можете вы­бирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу в позе факира.

В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-­то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.

Каждому родителю и ребенку вру­чается буклет «Играем пальчиками».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный материал. Спасибо!

20 November 2017

Семинар очень важный. Материал хороший, вы не указали возраст. Молодец спасибо!

16 December 2017

Спасибо! Очень хороший материал.

19 January 2018

Похожие публикации