Семинар-практикум для родителей в виде игрового занятия «Играем пальчиками»
Семинар-практикум в виде игрового занятия «Играем пальчиками»
Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей.
1. Беседа с родителями.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?
-играли ли Вы с Вашими пальчиками? Как?
-как Вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
2. Вступление
О значении, содержании пальчиковой гимнастики имеется много книг. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 000 важных биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный - печени, средний кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Cy-ДЖок кисть руки это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец - голова и шея, ладонь - туловище, указательный и мизинец - руки, средний и безымянный - ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
-способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
-повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
-снимает тревожность.
3. Игровое занятие родителей вместе с детьми
В е д у щ и й. Что умеют ваши пальчики на ножках и на руках?
Д е т и. Рисовать, лепить, держать ложку, шалить.
В е д у щ и й. Правильно. А хотите узнать, что еще могут ваши пальчики?
Дет и. Да!
В е д у щ и й. Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться. (Взрослые и дети выполняют самомассаж тела под речитатив)
-Вы готовы, глазки? Поглаживают веки глаз. Да! Смотрят в «бинокль».
-Вы готовы, ушки? Поглаживают уши. Да! Прикладывают ладони к ушам.
- Вы готовы, ручки? Поглаживают кисти рук. Да! Хлопают в ладошки.
-Вы готовы, ножки? Поглаживают ноги. Да! Притопывают.
-Вы готовы? Разводят руки в стороны. Да! Обнимают себя руками.
-А теперь все мы садимся в поезд и отправляемся путешествовать.
Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из аудиоальбома «Ладушки» (серия «Ритмика для детей»).
Первая станция «Лесная».
Детям предлагается подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет).
Цель: научить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.
(Оборудование: цветные круги и цветные эмблемы (красного, желтого, зеленого, синего цвета, аудиозапись: «3еселые шаги» из аудиоальбома, «На зарядку становись» (серия «Ритмика для детей»); «Птицы лесные» из аудиокассеты «Природа, птицы, животные»).
В разных сторонах зала находятся цветные круги. Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.
На сигнал «Идем по лесу!» - взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:
- медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнутые в локтях перед собой);
- лису (ходьба на носках «крадучись», Плавные движения кистями рук перед собой);
. - тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
- волка (обычная) ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье - одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
- дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);
- оленя (ходьба с высоким подниманием колена, рукою над головой пересекаются);
- филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).
По сигналу «По палаткам!» - каждая пара (взрослый с ребенком) должна занять свое место и встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету эмблемы каждого участника. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
В е д у щ и й: А вы знаете: что пальчики умеют изображать животных?
Вторая станция «Театральная».
Детям предлагается малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны».
Цель: научить элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», развивающей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.
Взрослый располагаются напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитатив, а участники повторяют. Дети выполняют, а родители им помогают.
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой
Кисть вверх. Ладонь раскрыта.
Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
«Гусь»
Гусь СТОИТ И все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.
«Кошка»
У кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам –
Ведущий. А теперь мы убедимся, что пальчики умеют показывать театральное представление.
Третья станция «Эстафетная»
Цель: помочь в развитии быстроты, ловкости, мелкой моторики рук и ног.
Оборудование: канаты (2 шт.), цветные резиновые диски, ребристые доски (2 шт.), мячи диаметром 15 см (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (2 шт.).
Аудиозапись: «Рожки и копытца» из аудиоальбома «Прыг-скок» (серия «РИТМИКА для детей»).
Участники располагаются в двух колоннах. За взрослым стоит ребенок. Родители помогают детям выполнять задания эстафеты.
Задание для родителей: найти и взять в руки резиновый круг такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, положить круг возле гимнастической палки и вернуться бегом.
Задание для детей: пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, взять из корзины мяч и положить его на круг.
Ведущий. Давайте проверим, любят ли пальчики соревнования.
Четвертая станция «Массажная»
Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.
Оборудование: массажные мячики. Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.
* * *
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Захватывают каждый пальчик у
основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою, Моют руки.
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы складывают в «замок». На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики
Расцепляют пальцы и перебирают ими.
Пусть бегут как зайчики.
* * *
В положении сидя поглаживание и
растирание голени, бедра.
Трем рукой-мочалкой. Вверх-вниз, вверх-вниз,
Пятки и носочки. Вверх-вниз, вверх-вниз,
Ножку до колена. Вверх-вниз, вверх-вниз,
Мы помоем чистенько. Вверх-вниз, вверх-вниз,
А бедро разотрем. Вверх-вниз, вверх-вниз,
И гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.
* * *
Родители делают массаж стопы своему ребенку. Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И шагать начну.
Поглаживают пальцы ног. Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу, Растирают каждый пальчик стопы.
Разведу вперед, назад
И сожму руками.
Руками тянут пальцы от себя, на себя.
Здравствуйте, пальчики!
Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики!
Игрушки заводные. Пощипывают стопы.
В е д у щи й. Дети. Мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?
Дети. Да!
Пятая станция «Джунгли».
Проводится подвижная игра «Ловля обезьян.) (под песню «Чунга-Чанга»).
Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.
Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной находится ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым, заманивая их в лес.
Обезьянки повторяют движения:
- руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание пальцев;
- руки согнуты в локтях перед собой.
Перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;
- руки разведены в стороны, наклоны в стороны;
-руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;
- руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;
- ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.
По сигналу «Ловец!» - обезьяны бегут к своим местам (к родителям).
Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.
Ведущий. Итак, дети, наше путешествие близится к концу. Впереди последняя станция. Вы готовы к ней?
Дети. Да!
Шестая станция «Игровая»
Цель: научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Оборудование: большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).
Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.
1. Упражнения для профилактики плоскостопия:
- «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперед, выпрямляя колени;
- «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног;
- «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног;
- «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
2. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
3. Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «Уголок к уголку».
В е д у щ и й. Вы сегодня смог ли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, соревноваться. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями, друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходное положение для выполнения этих упражнений вы можете выбирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу в позе факира.
В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.
Каждому родителю и ребенку вручается буклет «Играем пальчиками».
Разумова В.Н.
Москвина Оксана Валентиновна
Коробова Елена Викторовна