Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа".

0
0
Материал опубликован 1 October

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»

Цель: обучить родителей игровым способам развития фонематического восприятия и навыкам звукового анализа

Задачи: 

1.  Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.

2.  Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.

3.  Активизировать педагогический потенциал родителей

4. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Участники семинара: родители старших дошкольников с ФФНР, учитель - логопед.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование:  выставка литературы, презентация «Помоги Незнайке», памятка – консультация для родителей «Фонематический анализ - базовый навык при обучении детей в начальной школе»..

Предварительная подготовка:

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Оформление презентации «Помоги Незнайке».

3. Разработка памятки – консультации для родителей «Фонематический анализ - базовый навык при обучении детей в начальной школе».

Ход практикума

Теоретическая часть.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать ошибки.

Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности.

 Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

 Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Развивать звуковой анализ следует играя. Чтобы ребенку было интересно, можно использовать развлекательные моменты, необходимо стараться поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи фишек, карточек, но и при помощи мелких пуговиц, киндер игрушек, прищепок, магнитиков, заколок, пробок, скрепок соответствующих цветов, звуковой линейки, что способствует развитию мышц пальцев.

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, вы можете поиграть с ребенком в игры:

Практическая часть: знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников.

1. Презентация «Помоги Незнайке»

Цель: развитие фонематического анализа.

2. Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Игра «Добавлялки»

Цель: учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Ход: – Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Путешествие»

Цель: учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук.

Ход: – Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названиях которых есть звук С. Но, чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу жёлтую фишку на найденный мной предмет, а ты клади розовую.

Рекомендации: не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно, если он ошибся. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания, затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

Игра «Волшебники»

Цель: учить детей преобразовывать одно слово в другое, путём замены одного звука в слове другим. Вызывать интерес и желание играть со словами.

Ход: – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся превращать слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

ТОК – СОК, ДОМ – СОМ, Маша – Саша, ноты – соты, мытый – сытый, тушить – сушить.

Усложнение: заменить конкретный звук на другой, не зависимо от его положения в слове. Например: замените в слове звук Ш на звук С.

Шок – сок, наш – нас, нож – нос, Машка – маска, кашка – каска, сутки – шутки, усы – уши, басня – башня, сытый – шитый, пляс – пляж…

Заключительная часть.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

обеспечивает готовность к освоению грамоты;

способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.



Ответы на вопросы участников игрового семинара – практикума.

Раздача памяток.

Благодарим за активное участие! Желаем вам успехов и больше приятных минут, проведённых вместе с детьми.

Учитель-логопед раздает буклеты для родителей «Фонематический анализ - базовый навык при обучении детей в начальной школе» с описаниями игр, представленных выше.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.