Семинар-практикум для учителей по теме «Активные методы обучения как средство формирования читательской грамотности»
Семинар-практикум для учителей по теме: Активные методы обучения как средство формирования читательской грамотности
Презентация к семинаруPPTX / 4.01 Мб
I. Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот в чём главное».
Давайте все вместе вспомним тему нашего семинара-практикума «Активные методы обучения как средство формирования читательской грамотности»
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
Посмотрите на экран, перед вами разбросанные слова. Давайте их соединим в одно предложение. И мы с вами узнаем, что такое функциональная грамотность:
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Кто знает точно какие виды функциональной грамотности существуют:
Давайте запишем это на доске. У кого есть желание поработать у доски?
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Ну, и анализируя результаты ВПР, контрольных и проверочных работ мы сталкиваемся с тем, что многие дети мало читают, не все умеют работать с текстом, некоторые школьники не дочитывают задание или вопрос до конца. Вот почему наши ученики затрудняются при выполнении некоторых заданий ВПР (в которые входят: овладение основами логического и алгоритмического мышления; чтение и анализ несложных готовых таблиц; умение письменно изложить информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение анализировать, делать вывод на основе проведенного опыта; умение сравнивать объекты, описанные в тексте).
В 2022-2023 уч.году мы начали работу над темой читательская грамотность, были проведены семинары-практикумы, где коллеги представили свой опыт. И в этом году, опять же проанализировав методическую работу пришли к выводу: о продолжении работы над этой темой.
Предлагаем вам пройти онлайн-викторину. В помощь вам учебники по литературе. https://forms.yandex.ru/u/653ef6142530c2a7d66587ed/
ВОПРОСЫ:
1. Что было смыслом жизни до самого последнего дня Ломоносова М.В.? (утверждение наук в отечестве)
Ответ можно найти на стр.77
2. Как Пушкин А.С. говорил о своём труде, о вдохновении? Строки какого стихотворения представлены в учебнике, отвечающие на этот вопрос? (Осень)
Ответ можно найти на стр. 86
3. Найдите в тексте о Салтыкове-Щедрине М.Е. ответ на вопрос: Кто обучал Салтыкова-Щедрина М.Е. с русской грамотой? (напишите два имени) (крепостной живописец Павел и ст.сестра Надежда)
Стр. 270 последний абзац
Диаграмма имена, отметить кто раньше…
Мы с вами поработали с текстом. Сложно было? Кто увидел сразу подсказки?
Давайте определим для себя Что такое читательская грамотность?
(Запись на доске….)
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
И сегодня на нашем мастер – классе «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса» мы хотим вам предложить задания, которые помогут в развитии читательской грамотности.
Уважаемые коллеги! Просим вас занять почетные места – поработать в парах и группах.
Задание называется «Мозаика». Откройте конверт №1. Вам даны предложения, прочитайте их и сложите в один единый текст. Получившийся текст прочитайте полностью. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Время пошло, удачи! (Засекаем время)
Приложение 1
Текст.
1. Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется. Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.
2. Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!». Подождет немножко, и опять «Ук!». Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?
3. Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет. Темно скоро будет. Пора домой. Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.
4. Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.
Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.
Г. Снегирев
Геннадий Снегирев - классик детской литературы, автор 150 книг, изданных 50-миллионным тиражом в Советском Союзе. А это отрывок из рассказа «Ука»
Ваше время истекло. Теперь давайте проверять ответы, поменяйтесь с другой группой ответами. Будем проверять друг у друга. Читайте получившийся текст, который вам передали.
Хорошо, а теперь верните тексты обратно.
Приступаем к выполнению следующего задания. Открываем конверт №2 . Обратите внимание! В нем находятся только шаблоны Тонких и Толстых вопросов (Прием «Толстый и тонкий вопрос»). Это задание выполняем в группах. Каждой группе необходимо сформулировать и задать другой группе по два «тонких» и два «толстых» вопроса», связанных с текстом. На выполнение второго задания у вас всего 2 минуты. Приступаем к заданию.
Приложение 2
Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? |
Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
Ваше время вышло. Пары сейчас по очереди будут друг другу задавать и отвечать на поставленные вопросы. Молодцы!
Приступаем к следующему заданию. Задание №3 выполняем в группе. На выполнение задания 1 минута. Приступаем к заданию.
Задание 3.
В 1970 году, в момент написания рассказа «Ука», в магазине цена на клюкву была не постоянна. (См.таблицу 1)
Таблица 1
месяц |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Стоимость (копейки) |
65 |
20 |
60 |
40 |
60 |
45 |
В 1971 году цена на клюкву составляла следующие суммы (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1
Верно ли утверждение, что в феврале, марте, апреле и июне 1970 году клюква стоила меньше, чем в 1971 году?
Ответ: нет, в 1970 году клюква стоила меньше в январе, феврале и мае.
Ваше время истекло. Проверяем.
Приступаем к следующему заданию. Задание №4 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.
Конверт №4
Это задание выполняется молча, вам нельзя друг с другом общаться. Ваша задача как можно больше сделать бумажные самолетики. Последовательность выполнения каждый участник делает одно движение (сгибание самолетика), отдает следующему, тот выполняет одно движение и отдает следующему, и т.д.
Проверяем…
Приступаем к следующему заданию. Задание №5 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.
Конверт №5
«Письмо с дырками»
Перед вами отрывок из русской народной сказки. Вставьте пропущенные слова.
Жили-были дедушка да _________. Была у них внучка Машенька. Собрались раз ____________ в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и ___________.
- __________, ____________, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то _____________.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - ________ за __________, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки __________, не отзываются.
Ходила, ходила ____________ по лесу - совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. ___________ Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в ___________, села у окна на лавочку.
Из какой сказки отрывок? Такой прием на каком уроке и на каком этапе можно применять?
Сложные задания были?
Приемов читательской грамотности очень много!
Например:
1. Музей потерянных вещей.
2. Говорящий микрофон.
3. Фишбоун. (рыба кость)
4. Инсерт (Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:V — я это знаю;+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.)
5. Генератор идей
6. Лови ошибку и многие другие и т.д.
Они используются на разных этапах урока, при изучении определенной темы и каждый учитель определяет, где целесообразно использовать тот или другой прием.
Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить? Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Остальные стратегии мы собрали в один сборник (в папку), эта папка помощник будет находиться в учительской. Мы надеемся на постоянное пополнение сборника.
А теперь перейдем к Методическому дню, который состоится 15 ноября. Перед вами карта проектирования урока.
Давайте с вами разберемся по пунктам оценивания.
IV. Результативность
Благодаря целенаправленной системной работе по развитию читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения будут достигнуты определенные результаты - повышение эффективности образовательного процесса.
V. Рефлексия
Уважаемые коллеги! Прошу Вас свое мнение о мастер-классе высказать в ходе заполнения таблицы из трех граф. В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по-вашему мнению, могут быть полезны для вашей работы. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «Интересно» - все любопытные факты, о которых узнали, вопросы, которые возникли в ходе мастер-класса.
Спасибо большое, коллеги, за Вашу активную работу!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ
И ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС!