12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Скрипкина440
Очень активная, позитивная. Люблю всё новое и не известное.
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
1

Семинар-практикум для учителей по теме: Активные методы обучения как средство формирования читательской грамотности

Семинар-практикум для учителей по теме: Активные методы обучения как средство формирования читательской грамотности


Презентация к семинаруPPTX / 4.01 Мб

I. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот в чём главное».

Давайте все вместе вспомним тему нашего семинара-практикума «Активные методы обучения как средство формирования читательской грамотности»

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

  Посмотрите на экран, перед вами разбросанные слова. Давайте их соединим в одно предложение. И мы с вами узнаем, что такое функциональная грамотность:

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

Кто знает точно какие виды функциональной грамотности существуют:

Давайте запишем это на доске. У кого есть желание поработать у доски?

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление


Ну, и анализируя результаты ВПР, контрольных и проверочных работ мы сталкиваемся с тем, что многие дети мало читают, не все умеют работать с текстом, некоторые школьники не дочитывают задание или вопрос до конца. Вот почему наши ученики затрудняются при выполнении некоторых заданий ВПР (в которые входят: овладение основами логического и алгоритмического мышления; чтение и анализ несложных готовых таблиц; умение письменно изложить информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение анализировать, делать вывод на основе проведенного опыта; умение сравнивать объекты, описанные в тексте).

В 2022-2023 уч.году мы начали работу над темой читательская грамотность, были проведены семинары-практикумы, где коллеги представили свой опыт. И в этом году, опять же проанализировав методическую работу пришли к выводу: о продолжении работы над этой темой.

Предлагаем вам пройти онлайн-викторину. В помощь вам учебники по литературе. https://forms.yandex.ru/u/653ef6142530c2a7d66587ed/

ВОПРОСЫ:

1. Что было смыслом жизни до самого последнего дня Ломоносова М.В.? (утверждение наук в отечестве)

Ответ можно найти на стр.77

2. Как Пушкин А.С. говорил о своём труде, о вдохновении? Строки какого стихотворения представлены в учебнике, отвечающие на этот вопрос? (Осень)

Ответ можно найти на стр. 86

3. Найдите в тексте о Салтыкове-Щедрине М.Е. ответ на вопрос: Кто обучал Салтыкова-Щедрина М.Е. с русской грамотой? (напишите два имени) (крепостной живописец Павел и ст.сестра Надежда)

Стр. 270 последний абзац

Диаграмма имена, отметить кто раньше…

Мы с вами поработали с текстом. Сложно было? Кто увидел сразу подсказки?

Давайте определим для себя Что такое читательская грамотность?

(Запись на доске….)

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.


И сегодня на нашем мастер – классе «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса» мы хотим вам предложить задания, которые помогут в развитии читательской грамотности.

Уважаемые коллеги! Просим вас занять почетные места – поработать в парах и группах.

Задание называется «Мозаика». Откройте конверт №1. Вам даны предложения, прочитайте их и сложите в один единый текст. Получившийся текст прочитайте полностью. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Время пошло, удачи! (Засекаем время)

Приложение 1


Текст.

1. Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется. Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.


2. Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!». Подождет немножко, и опять «Ук!». Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?


3. Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет. Темно скоро будет. Пора домой. Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.


4. Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.


Г. Снегирев

Геннадий Снегирев - классик детской литературы, автор 150 книг, изданных 50-миллионным тиражом в Советском Союзе. А это отрывок из рассказа «Ука»

Ваше время истекло. Теперь давайте проверять ответы, поменяйтесь с другой группой ответами. Будем проверять друг у друга. Читайте получившийся текст, который вам передали.

Хорошо, а теперь верните тексты обратно.

Приступаем к выполнению следующего задания. Открываем конверт №2 . Обратите внимание! В нем находятся только шаблоны Тонких и Толстых вопросов (Прием «Толстый и тонкий вопрос»). Это задание выполняем в группах. Каждой группе необходимо сформулировать и задать другой группе по два «тонких» и два «толстых» вопроса», связанных с текстом. На выполнение второго задания у вас всего 2 минуты. Приступаем к заданию.

Приложение 2

Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?



Ваше время вышло. Пары сейчас по очереди будут друг другу задавать и отвечать на поставленные вопросы. Молодцы!

Приступаем к следующему заданию. Задание №3 выполняем в группе. На выполнение задания 1 минута. Приступаем к заданию.

Задание 3.

В 1970 году, в момент написания рассказа «Ука», в магазине цена на клюкву была не постоянна. (См.таблицу 1)


Таблица 1

месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Стоимость (копейки)

65

20

60

40

60

45


В 1971 году цена на клюкву составляла следующие суммы (см. диаграмму 1)

Диаграмма 1

t1712626406aa.gif


Верно ли утверждение, что в феврале, марте, апреле и июне 1970 году клюква стоила меньше, чем в 1971 году?

Ответ: нет, в 1970 году клюква стоила меньше в январе, феврале и мае.


Ваше время истекло. Проверяем.


Приступаем к следующему заданию. Задание №4 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.

Конверт №4

Это задание выполняется молча, вам нельзя друг с другом общаться. Ваша задача как можно больше сделать бумажные самолетики. Последовательность выполнения каждый участник делает одно движение (сгибание самолетика), отдает следующему, тот выполняет одно движение и отдает следующему, и т.д.

Проверяем…

Приступаем к следующему заданию. Задание №5 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.

Конверт №5

«Письмо с дырками»

Перед вами отрывок из русской народной сказки. Вставьте пропущенные слова.



Жили-были дедушка да _________. Была у них внучка Машенька. Собрались раз ____________ в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и ___________.

- __________, ____________, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то _____________.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - ________ за __________, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки __________, не отзываются.

Ходила, ходила ____________ по лесу - совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. ___________ Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в ___________, села у окна на лавочку.

Из какой сказки отрывок? Такой прием на каком уроке и на каком этапе можно применять?

Сложные задания были?

Приемов читательской грамотности очень много!

Например:

1. Музей потерянных вещей.

2. Говорящий микрофон.

3. Фишбоун. (рыба кость)

4. Инсерт (Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:V — я это знаю;+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.)

5. Генератор идей

6. Лови ошибку и многие другие и т.д.

Они используются на разных этапах урока, при изучении определенной темы и каждый учитель определяет, где целесообразно использовать тот или другой прием.

Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить? Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Остальные стратегии мы собрали в один сборник (в папку), эта папка помощник будет находиться в учительской. Мы надеемся на постоянное пополнение сборника.

А теперь перейдем к Методическому дню, который состоится 15 ноября. Перед вами карта проектирования урока.

Давайте с вами разберемся по пунктам оценивания.

IV. Результативность

Благодаря целенаправленной системной работе по развитию  читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения  будут достигнуты определенные результаты - повышение эффективности образовательного процесса.

V. Рефлексия

​​​​​​​Уважаемые коллеги! Прошу Вас свое мнение о мастер-классе высказать в ходе заполнения таблицы из трех граф. В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по-вашему мнению, могут быть полезны для вашей работы. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «Интересно» - все любопытные факты, о которых узнали, вопросы, которые возникли в ходе мастер-класса.

Спасибо большое, коллеги, за Вашу активную работу!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ

И ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.