12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Волкова16 |
«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»
учитель начальных классов, МБОУ СШ №3,
г.Няндома.
«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(Д. Дидро).
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования ориентируют современную школу на формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
По результатам международных исследований грамотности чтения PISA из 65 стран – участниц Россия занимает лишь 42 место. Причин этого несколько, под наиболее главными причинами я бы хотела отметить:
Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а поэтому нет примера и нет результата)
Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)
Познакомившись с результатами международных исследований, у меня возник вопрос: а как обстоят дела с «грамотностью чтения» у учащихся начальных классов нашей школы? Способствует ли технология продуктивного чтения развитию читательских компетенций младших школьников при работе со сплошными текстами? Было проведено исследование, цель которого – отследить сформированность читательских компетенций младших школьников при работе со сплошными текстами. Мониторингом были охвачены учащиеся трех 2-х классов начальной школы. Лишь в одном из них учитель системно с 1 класса применяет на своих уроках технологию продуктивного чтения. Таким образом, учащиеся двух исследуемых классов показали низкий процент сформированности читательской грамотности, это видно на диаграммах. Вывод: у детей контрольных групп отсутствуют умения работать с текстами.
Что мы имеем? ФГОС требуют осознанного чтения как результата, а исследования подтверждают, что дети его не показывают. Возникает явное противоречие
А есть ли выход из сложившейся ситуации? Многие ученые Ф. Смит, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А.Зимняя занимались решением этой проблемы, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. Разработано много приемов и методов формирования читательской грамотности. Но по-настоящему системным и универсальным методом, на мой взгляд, является ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Ключевое слово в названии технологии – «продуктивное». Применение технологии на уроках создает главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ включает в себя 3 этапа работы с текстом []:
I Этап – Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II Этап – Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов
III Этап – Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Технология продуктивного чтения помогает вычитать 3 вида информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную.
Технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (например, математика). Технология была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе с несплошными текстами. Списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы – вот далеко неполный перечень несплошных текстов, они требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика).
Вернёмся к нашему мониторингу учащихся класса, где учитель применяет технологию продуктивного чтения лишь у 2 учеников (8%) не было представлено информации в виде сплошного текста, у 8 учащихся (30%) информация была представлена частично, 16 учащихся (62%) смогли передать информацию в полном объеме.
Вывод: исследование выявило положительные изменения в деле формирования читательской грамотности младших школьников под влиянием технологии продуктивного чтения.
Анализ результатов использования технологии продуктивного чтения показывает положительную динамику как в уровне обученности детей, так и в их личностном развитии.
Применение технологии продуктивного чтения действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, она позволяет добиваться высоких результатов обучения. Применима самостоятельно вне урока, возрастосообразна и доступна. Ориентирована на развитие личности читателя, развивает у него умение прогнозировать результаты чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла. Могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Список информационных источников
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
2. Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
4. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.
5. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.